Скачать 305.12 Kb.
|
ГБОУ Центр дополнительного образования детей «ГОЛЬЯНОВО» П Р И Н Я Т О: Методическим советом ГБОУ ЦДОД «Гольяново» Протокол № от 20 г. У Т В Е Р Ж Д А Ю: Директор ГБОУ ЦДОД «Гольяново» Павлов Д.З. _________________________ Образовательная программа дополнительного образования детей "бумажная миниатюра" (2-я редакция) Программа рассчитана на детей в возрасте 6- 18 лет Срок реализации программы – 3 года Педагог дополнительного образования Богатова Ирина Владимировна Москва, 2012г.ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ
оГЛАВЛЕНИЕ
Пояснительная записка Образовательная программа дополнительного образования «Бумажная миниатюра» разрабатывалась несколько лет на занятиях в Центре дополнительного образования детей «Гольяново». Основанная первоначально на опыте работ зарубежных мастеров квиллинга, мастеров вырезания из бумаги советской школы, а также на методических рекомендациях психологов Ю. Шумаковой и Е. Шумаковой, данная программа перерабатывалась и дополнялась с учетом опыта автора, интересов детей, их реальных возможностей. На занятиях дети учатся осознанно воспринимать окружающий мир, последовательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение. Активная работа рук, наряду с работой интеллекта создает оптимальные условия для развития левого и правого полушарий мозга. Для занятия бумажной миниатюрой и успешного освоения, необходимо внимание, терпение, память, воображение, смекалка, аккуратность. Таким образом, целью занятий являются не столько создание красивых оригинальных работ, сколько общее улучшение психического, физического и эмоционального состояния детей. А в конечном итоге – создание оптимальных условий для гармоничного развития личности ребенка. В программе предложены темы для создания интересных композиций, сочетающих различные техники работы с бумагой: вырезания, аппликации, бумагокручения (квиллинга) и т.д. При создании таких работ реализуется специально разработанная методика организации творческой деятельности учащихся – мастер-классы «дети-детям». Занятия по программе «Бумажная миниатюра» помогают ребенку развиваться, более полно используя ресурсы психики, в результате чего:
Данная программа разработана на три года обучения (три этапа). Этого времени достаточно для того, чтобы учащиеся успели: освоить основные приемы работы с бумагой и гофрокартоном (1-й год – начальный этап), начать самостоятельно применять свои знания и навыки для аккуратного изготовления небольших композиций по образцу (2-й год обучения), свободно ориентироваться в бумажном творчестве, создавать собственные композиции (3-й год – творческий этап). Важным моментом является возможность обучения в одной группе детей разного возраста. При формировании групп учитывается готовность рук ребенка к работе с инструментом: ножницами, пинцетом, дыроколами, макетным ножом и др. Программа построена по принципу «от простого – к сложному». Реализация данной программы предоставляет детям с разным уровнем общих знаний возможность проявить себя, раскрыть свой творческий потенциал и фантазию; развить координацию движений, сообразительность и смекалку, пространственное воображение, внимание и память, терпение и аккуратность. Актуальность данной программы заключаются в применении современных педагогических технологий и методов обучения. При реализации данной программы на занятиях создаются оптимальные условия для развития творческого мышления учащегося, обучения самоорганизации, формирования жизненной позиции, и проявления творческих способностей. Особое внимание уделяется заинтересованности детей в конечном результате деятельности. В процессе обучения по данной программе, дети не только получают или углубляют свои знания и умения по изучаемому материалу, но и накапливают опыт активного участия в жизни социума, развивают коммуникативные способности. Новизна программы. В отличие от опубликованных в настоящее время узконаправленных программ по бумажной пластике, данная программа включает в себя изучение и применение всех известных техник работы с бумагой и их сочетаний. Большое внимание в программе уделяется изучению истории возникновения и развития искусства работы с бумагой, как в России, так и в различных странах мира, а также вклада данного вида творчества в мировую культуру. Автором разработана оригинальная тематика работ, в частности, композиции в стиле «Бонсай». В отличие от других программ этого направления, в программе присутствует экологическая компонента: в процесс обучения включены наблюдения за живой природой, их осмысление и реализация в виде творческих работ. Все наглядные пособия и дидактические материалы по программе разработаны и выполнены педагогом. Кроме того, автор данной программы является автором книги «Квиллинг» по работе с бумажной лентой, гофрокартоном, креповой бумагой и др., которая с успехом используется на занятиях. Цель программы: Способствовать интеллектуальному развитию личности ребенка и его творческих способностей посредством создания бумажных миниатюр. Основные задачи данной программы:
Ожидаемый результат к концу 1-го учебного года – ученик будет:
Ожидаемый результат к концу 2-го учебного года – ученик будет:
Ожидаемый результат к концу 3-го учебного года – ученик будет:
Усвоение изученного материала проверяется практически на каждом занятии. Кроме того, формой проверки усвоения учащимися программы является участие в выставках, фестивалях и конкурсах районного, окружного, городского и всероссийского уровня. Результаты, достигнутые детьми к концу каждого этапа обучения определяются по отчетным выставкам, проводимым в новогодние и весенние каникулы, по традиционной итоговой выставке в Центре в конце учебного года, а также по участию детей в различных районных, окружных, городских, всероссийских и международных выставках, фестивалях, конкурсах, на которые отбираются композиции, созданные учащимися, где проявилось умение самостоятельно мыслить и объединять отдельные детали в композиции. Учащиеся помогают в проведении мастер-классов на различных московских фестивальных, выставочных и конкурсных площадках. Наиболее способные ребята участвуют в проведении мастер-классов «дети-детям», где с удовольствием передают свой опыт и навыки по работе с бумагой всем желающим (детям и взрослым). Организация учебного процесса Программа, являющаяся образовательной и развивающей, разработана на 3 года занятий. Занятия в группе первого года обучения проводятся 2 раза в неделю по 2 часа, так как опыт показывает, что это оптимальная продолжительность одного занятия, хорошо переносимая детьми и удобная для ведения учебно-воспитательного процесса. За это время учащиеся успевают освоить, не торопясь, изготовление одной-двух моделей, придать им законченный вид, убрать свое рабочее место. Занимаясь два раза в неделю, дети успешно усваивают основные навыки работы. Занятия в группе второго и третьего годов обучения проводятся 3 раза в неделю по 2 академических часа, так как именно за это время реально выполнить небольшую работу. К занятиям допускаются все записавшиеся дети в возрасте от 6 лет. Группы первого года обучения состоят из 15 человек. В группах второго года обучения занимаются до 12 человек, а в группах третьего года обучения – до 10 человек. Учащимся 2-го и 3-го годов обучения (по желанию) предоставляется возможность посещать занятия вместе с родителями («семейная мастерская»). Учебно-тематический план 1-го года обучения
Содержание программы 1-го года обучения |