Скачать 181.04 Kb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение Лебяженская средняя общеобразовательная школа Утверждено на заседании школьного методсовета протокол № 4 от 20 апреля 2009 г. Рабочая программа индивидуальных и групповых учебных занятий по истории для 5 класса межпредметной направленности «Альфа и омега » /17 часов/ Разработал: Зобов А. И. учитель истории МОУ Лебяженской СОШ /Составлено на основе методического пособия: Элективные курсы для учащихся 5 – 6 классов по истории /Сост. Н.А.Григорьева и др. – М.: ВАКО, 2005. Лебяжье 2009 Пояснительная записка Программа курса «Альфа и омега» разработана для учащихся 5-х классов, с целью обогащения знаний учащихся в области культуры, истории и языкознания. Данный курс рассчитан на 17 часов. Данная программа предполагает стимулирование интереса к продолжению образования в рамках гуманитарного либо филологического профиля. Она ставит перед собой следующие задачи: 1) познакомить учащихся с историей одной из древнейших цивилизаций – Древней Грецией; 2) расширить кругозор, путем изучения легенд, мифов, высказываний древнегреческих мыслителей и философов; 3) заинтересовать учащихся в изучении новогреческого языка;
Эта программа не ставит целью изучение самого греческого языка, а позволяет вызвать интерес учащихся к этому языку и страноведению Греции. Познавательная информация о том, что мифы и легенды Черного моря и Кавказа тесно связаны с Древней Грецией, а поселенцы 5 – 6 в. до н.э. Таманского полуострова являются прямыми родственниками греков, расширит кругозор учащихся и их знания о древней истории народов. По окончании данного курса обучаемый должен иметь представление: об истории Древней Греции и Боспорского царства, познакомиться с биографиями великих древнегреческих мыслителей и философов и их достижениями. Программа предполагает изучение мифологии Древней Греции, ее отражение в современной жизни. Акцентируется внимание на важности страноведческого аспекта изучения иностранного языка. Обучаемый должен получить основы знаний в области сравнительного языкознания (изучение самых интересных особенностей новогреческого языка будет проходить параллельно с русским и английским языками). Курс также включает в себя информацию об интересных фактах из жизни известных лингвистов и полиглотов. Учащиеся научатся запоминать иностранные слова с легкостью, а также смогут определить у себя наличие способностей к лингвистике. Данная программа окажет положительное воздействие на всестороннее историческое развитие учащихся, а также будет способствовать формированию устойчивого интереса к дальнейшему изучению иностранных языков, а также способствует развитию умения написания и оформления рефератов уже на начальной ступени данной работы. Планируемый результат: Защита рефератов по темам: Древняя Греция; Боспорское царство; Современные греки; Язык как важнейшее средство человеческого общения. Учебно-тематический план
Содержание Введение (1час) Тема 1. Древняя Греция (5 часов). Лекция: Краткий курс истории Древней Греции (0,5 часа). Лекция: Акрополь. Олимпия. Кносский дворец (0,5 часа). Практическая работа №1: Проведение атлетических Олимпиад (1 час). Лекция: Мифы Древней Греции (0,5часа). Лекция: Боги и герои. Известные устойчивые выражения, связанные с мифами (0,5 часа). Практическая работа №2: Употребление устойчивых выражений из мифов в современном русском языке (0,5 часа). Лекция: Древнегреческие философы и мыслители. Афоризмы и изречения. Знаменитые греки (0,5 часа). Лекция: Древнегреческий язык. Особенности письма (0,5 часа). Практическая работа№3: Работа с поделочной глиной «Благодарственное приношение богу Асклепию» (0,5 часа). Тема 2. Боспорское царство (2 часа). Лекция: Пантикапей – столица Боспорского царства (0,5 часа). Лекция: Гермонасса – античный город на месте современной Тамани. Различные мнения археологов (0,5часа). Экскурсия: «Древнегреческая керамика» (Таманский археологический музей) (1час). Тема 3. Современные греки (3 часа). Лекция: Столица Европейского государства – Афины. Новогреческий язык – официальный язык Греции. Местные жители острова. (1 час). Семинар: Что мы знаем о современных Афинах (1 час). Лекция: Традиции и праздники. Греческая кухня (0,5 часа). Лекция: Греки нашего края (1 час). Тема 4. Язык как важнейшее средство человеческого общения (5 часов). Лекция: Важность изучения иностранных языков. Кто такие полиглоты. Профессия лингвиста (1 час). Лекция: Количество языков на земном шаре. Международные языки (0,5 часа). Лекция: Почему английский язык считают языком мирового общения. Сферы его употребления (0,5часа). Семинар: Известные полиглоты (0,5 часа). Лекция: Приемы изучения иностранных языков (0,5 часа). Практическая работа №4: Заимствования в русском языке из новогреческого (1 час). Лекция: Сходство и различия новогреческого и русского языков. Русские личные имена греческого происхождения (1час). Лекция: Алфавит. Особенности письма. Ударение. Артикли (в сравнении с английским языком) (0,5 часа). Заключительное занятие (1 час). Защита рефератов Методические рекомендации по содержанию и проведению занятий Принимая во внимание краткосрочность элективного курса, представляется целесообразным проведение Вводного (1 ч) организованного занятия, на котором учащиеся знакомятся с общей структурой курса, темами его лекций и формами практических занятий. На вводном занятии объявляются темы рефератов, которые учащиеся защищают на итоговом занятии курса, а так же предлагается список литературы для учащихся. Для реализации программы необходимо использование учебников по истории Древней Греции, практическому курсу изучения новогреческого языка, энциклопедической, справочной, дополнительной литературы и образовательных видеоматериалов, выпущенных ВВС. Тема 1. Древняя Греция (5 часов) В рамках содержания первой темы учащиеся знакомятся с историей Древней Греции, а также сохранившимися античными памятниками культуры и их историей. Подробно рассматриваются: Афинский Парфенон, Олимпия и Кносский дворец - высшие достижения греческой архитектуры. На первых уроках рекомендуется поработать по карте древнегреческого мира для того, чтобы учащиеся имели четкое представление о месторасположении античной Греции, о морях, омывающих ее, а также о главных портах, поселениях и полисах. Вниманию учащихся предоставляется документальный фильм об античной Элладе «Древняя Греция – герои мифов и легенд»(3 BBC). На одной из лекций этой темы учащиеся получают знания по мифологии: знакомятся с 12 Олимпийскими богами и мифическими героями (медуза Горгона, Одиссей, Геракл, крылатый конь Пегас). Практическую работу №1 предлагается провести на открытом воздухе (например, на школьном стадионе) с целью демонстрации и исполнения важнейших положений и требований, которые соблюдались эллинами при проведении атлетических Олимпиад. Учащимся предлагается попробовать себя в роли атлетов ПЕНТАТЛОНА - пяти видов спорта, входящих в программу Олимпийских игр. Данный урок является нестандартным (проходит вне класса) и напоминает больше театральное действие, таким образом, повышая интерес учащихся к данному курсу. На следующих лекциях учащиеся также узнают, что такое афоризмы, выучат известные высказывания Аристотеля, Сократа и других мыслителей древности. В предложенной подборке доминируют афоризмы о дружбе и любви. На практическом занятии №2 предложено проработать устойчивые выражения из мифов и поразмышлять, почему и когда мы их употребляем, учащиеся должны привести собственные примеры с выражениями «ахиллесова пята», «одним миром мазаны», «петь дифирамбы», «сизифов труд» и т.д. На практическом занятии №3 учащиеся изготавливают из поделочной быстросохнущей глины копию уникальной находки – благодарственного приношения богу Асклепию. Эту модель, учащиеся делают на основе реальной таблички, оставленной в качестве благодарственного приношения богу Асклепию человеком, чья нога была поражена болезнью. На табличке учащиеся вырезают древнегреческое послание, таким образом, закрепляя навыки древнегреческого письма, которому был посвящено предыдущее занятие. Тема 2. Боспорское царство (2 часа) В рамках содержания следующей темы учащимся предоставляется возможность познакомиться с историей Боспорского царства и его античными городами – Пантикапеем, Фанагорией, Гермонассой. На лекциях этой темы слушатели курса узнают о том, что Таманский полуостров в 6 в. до н.э. состоял из ряда островов и был заселен греками, о том, что именно греки положили начало виноградарству . По окончании прослушивания этой темы учащимся предлагается посетить Таманский Археологический музей с целью ознакомления с уникальными археологическими находками 6 века до н.э. Так как большая часть выставленных экспонатов - посуда, учителю необходимо разъяснить учащимся для чего именно использовались: ЛЕКИФ, РИТОН, ПИФОС, ОЙНОХОЯ, АМФОРА, ГИДРИЯ, РИТОН и другая важная в обиходе посуда. Тема 3. Современные греки(3 часа) На лекциях этой темы учащиеся узнают о жизни современной Греции, о ее жителях, языке, культуре и вековых традициях. Учащимся так же предлагается посмотреть современный видеофильм «Греция глазами туристов», чтобы получить большее представление об изучаемой стране. Для оценивания знаний по этой теме можно воспользоваться тестированием. Например, тест с единственно верным вариантом ответа. Пример: 1. Национальное греческое блюдо: а) паэлья б) мусакас в) лапша г) чанахи 2. Национальный музыкальный инструмент Греции: а) домбра б) балалайка в) гитара г) бузуки Тема 4. Язык как важнейшее средство человеческого общения (5 часов). На лекциях этой темы учитель ставит целью убедить слушателей в том, что изучение иностранных языков очень актуально в наше время, разъясняет учащимся востребованность профессии лингвиста. На семинаре учащиеся выступают с сообщениями об известных полиглотах и лингвистах, а так же по теме о международных языках (английский, немецкий, французский языки) и сферах их широкого употребления. На дальнейших лекциях учащимся предлагается сопоставить русский и новогреческий языки с целью выявления заимствований из новогреческого языка в нашем родном языке. Учитель приводит ряд греческих основ, от которых образованно немало слов в русском языке. Например:
Эти знания убеждают слушателей в том, что изучение значений греческих основ поможет им в понимании сложных терминов. Учащиеся выполнят практическую работу №4 по теме «Русские личные имена греческого происхождения» и попробуют перевести свои имена, некоторые фамилии и известные название городов. Последняя лекция темы посвящена особенностям новогреческого языка. Учащимся предлагается сравнить некоторые морфологические особенности новогреческого и английского языков (например, артикль). На заключительном занятии (1 ч) подводятся итоги изучения элективного курса «Альфа и омега» в форме защиты рефератов. Список используемой литературы
Литература для учащихся
Практическая работа №1 «Проведение атлетических Олимпиад» Эту практическую работу предлагается провести на открытом воздухе (например, на школьном стадионе) с целью демонстрации и исполнения важнейших положений и требований, которые соблюдались эллинами при проведении атлетических Олимпиад. Учитель знакомит учащихся со следующими фактами: «Олимпия – место, где согласно преданию, в 776 году до н. э. состоялись первые Олимпийские игры, находится на полуострове Пелопоннес, а не на горе богов Олимпе, как можно было предположить. Олимпиада являлась важным элементом летосчисления, равным четырехлетнему промежутку времени между играми. Олимпийский свод священных законов и правил содержал множество важнейших положений и требований, исполнение которых соблюдалось эллинами на протяжении тысячелетий: 1. К Играм не допускаются варвары, рабы, преступники и нарушители государственных налоговых законов. 2. Участники состязаний обязаны заранее записаться, пройти отборочный конкурс и дать клятву перед статуей Зевсу о том, что « по их вине на состязаниях не случится никаких преступлений против обычаев, правил и законов». 3. Опоздавшие на игры атлеты не допускаются к состязанием, какая бы причина у них ни была. 4. Запрещается появление женщин на Играх. 5. Атлеты обязаны состязаться в обнаженном виде, повязывать голову тканью, чтобы они не служили им помехой. 6. Запрещается убивать противника намеренно, когда в этом нет необходимости. 7. Запрещено подкупать судей, предлагать противнику деньги за поражение послабление в состязании. 8. Каждый участник имеет право обратиться в Олимпийский Сенат с протестом на любое решение судей, на свой страх и за свои деньги. 9. Все нарушители олимпийских законов строго наказываются штрафами, а город, пославший такого атлета, так же несет ответственность по выплате штрафов. Состязающиеся входили на стадион через арочный проход. Травянистые склоны вокруг стадиона могли вместить 40 тыс. зрителей». Затем, учащимся предлагается попробовать себя в роли атлетов ПЕНТАТЛОНА ( « пента» по-гречески означает пять) - это пять видов спорта, входящих в программу Олимпийских игр: метание диска, метание копья, бег, борьба, прыжки в длину. В данном случае учащиеся соревнуются в беге. «Венок из лавра имел для победителя чисто символическое значение, но почести и материальные блага были значительнее. Ему предоставлялось бесплатное питание во дворце в течение всей жизни, щедрое вознаграждение из казны, почетное место в театре, личная статуя». По окончании ПЕНТАТЛОНА, гелланодики – (так называли судей Олимпийских игр), выбранные учителем из учащихся заранее, награждают Олимпиоников (победителей). Данный урок является нестандартным (проходит вне класса) и напоминает больше театральное действие, таким образом, повышая интерес учащихся к данному курсу. Практическая работа №2 «Употребление устойчивых выражений из мифов в современном русском языке» Приведите примеры употребления следующих устойчивых выражений в современном русском языке. В каких случаях мы так говорим?
Практическая работа №3: Изготовление копии уникальной находки древности - благодарственного приношения богу Асклепию. Эту модель, учащиеся делают на основе реальной таблички, оставленной в качестве благодарственного приношения богу Асклепию человеком, чья нога была поражена болезнью. Вам потребуется : самовысыхающая поделочная глина, скалка, доска, линейка, пластмассовый нож, кисть, акриловая краска кремового цвета. Ход работы: 1.Разделите глину на 2 куска. Раскатайте один из кусков в виде пластины 15 см на 10 см, толщиной 2 см. Это основание для ноги. 2.Раскатайте второй кусок глины. Пластмассовым ножом вырежьте форму ноги со стопой. Она должна быть соразмерной основанию. 3.Аккуратно положите ногу на основание с правой стороны. Пластмассовым ножом обведите ногу, обозначая неглубокий контур на глине основания. Удалите ногу. 4.Сделайте ножом насечки на получившемся контуре. Вырежьте рядом с ногой древнегреческое послание с изображения на картинке. 5.Наложите ногу на контур с насечками. Пальцами аккуратно прижмите края ноги к основанию. Вырежьте на ступне пальцы и ногти. 6.Раскрасьте всю табличку кремовой краской, чтобы придать ей древний вид. Оставьте на ночь сушиться. Ваше приношение ноги готово! Практическая работа №4 «Заимствования в русском языке из новогреческого языка» Задание №1 Какие корни лежат в основе следующих слов? Что они обозначают? Приведите примеры слов с такими же корнями: археология, аэродром, астронавт, библиография, биология, ипподром, кардиология, дерматология, психология, гинеколог, педиатр, монолит, акрополь, некрофил, лейкемия, филология, палеолит, оториноларингология, ортопедия, орфография, металлургия, стоматолог, монография, библия, пожарный гидрант, некрополь, хронометр, зоология. Задание №2 Попробуйте перевести такие личные имена, как:
Семинар №1 по теме 3 «Современные греки» Тест 1.Столица Греции: а) Салоники б) Рим в) Стамбул г) Афины 2. Национальное греческое блюдо: а) паэлья б) мусакас в) лапша г) чанахи 3. Официальный язык Греции: а) древнегреческий б) латинский в) новогреческий г) турецкий 4. Главная достопримечательность страны: а) Колизей б) Акрополь в) Ликавитос г) здание греческого парламента 5. Острова, принадлежащие Греции: а) Кикладские острова б) Гавайские острова в) Багамские острова г) Бермудскиеские острова 6. Национальный музыкальный инструмент Греции: а) домбра б) балалайка в) гитара г) бузуки 7. Самая высокая гора страны: а) Парнасос б) Олимп в) Фалакрос г) Эльбрус 8. Греческим памятником архитектуры является: а) Эйфелева башня б) Олимпия в) Биг-Бэн г) Родосский маяк 9. Самый большой остров Греции: а) Кипр б) Крит в) Миконос г) Сандорини 10. Местные жители считаются: а) скрытными и неразговорчивыми б) консервативными в) общительными, эмоциональными г) смелыми, мужественными Задание №1 к теме 4 «Язык, как важнейшее средство человеческого общения» Подберите к следующим иностранным словам созвучия (метод фонетических ассоциаций). Например: krime [kraim] – преступление КРАЙняя Мера за преступление. near [niә] – близко, около У НИАгарского водопада страшно стоять близко. Hot dog, china, river, spy (шпион), touch (прикасаться), voice, dress, kiss, knee (колено), ice (лед), new, tea. Задание №2 к теме 4 «Язык, как важнейшее средство человеческого общения» Попробуйте написать свою заметку в газету (журнал) о появлении такого огромного количества языков на земном шаре. |