Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 84.01 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации11.03.2014
Размер84.01 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > История > Урок
Урок: 1.1.1.Восточнославянские племена и их соседи.

Цель урока:

Выявить особенности этногенеза восточных славян.

Сформировать у учащихся представление о соседях восточных славян.

Тип урока: Лекция с элементами беседы и работы с картой-схемой.

Изучение истории России необходимо начать с изучения этногенеза (происхождения) восточных славян.

Вопрос к учащимся: Опираясь, на какие источники и свидетельства ученым удалось изучить проблему происхождения восточных славян?

Ответы: Данные археологических раскопок, изучение и анализ развития древних языков и т.д.

Для нас важнейшим источником является летопись «Повесть временных лет», составленная в 12веке, монахом Киево-Печерского монастыря – Нестором. В своем произведении Нестор задается вопросом: «Откуда есть пошла земля русская? » и старается ответить на данный вопрос

Обратимся к «Повести временных лет». Откройте дидактический материал. Источник №1.

Повесть временных лет, начало XII в.

По потопе трое сыновей Ноя разделили землю – Сим, Хам, Иафет. И достался восток Симу… Хаму же достался юг: Египет, Эфиопия… Иафету же достались северные страны и западные…Потомство Иафета также: варяги, норманны, шведы, готы, русь, англы, римляне, немцы и прочие.

И был единый народ. И когда умножились люди на земле, замыслили они создать столп до неба… И собрались на месте поля Сенаар строить столп до неба и около него город Вавилон; и строили столп тот сорок лет… И сошел господь Бог видеть город и столп, и сказал Господь: «Вот род един и народ един». И смешал Бог народы, разделил их не 72 народа, и рассеял по всей земле. По смешении же народов Бог ветром разрушил столп… По разрушению же столпа и по разделении народов взяли сыновья Сима восточные страны, а сыновья Хама – южные страны, Иафетовы же взяли запад и северные страны. От этих 72 –х произошел и народ славянский, от племени Иафета – так называемые норики, которые и есть славяне…

Обсуждение : 1.Как с точки зрения Нестора – летописца произошли славяне? 2. На какой источник опирается Нестор? (на Библию). 3. Можно –ли доверять летописи?

Очевидно, что повествование Нестора основано на Библии. Многое из сказанного летописцем – доказано современной наукой!!!

Нестор правильно определил, что славяне – это лишь часть общеевропейского потока народов - «Иафетовы сыновья». Ученые разных стран в результате археологических находок и анализа развития древних языков пришли к выводу, что «Иафетова часть» народов (индоевропейцы), куда входили и славяне - расселилась на территории Европы в период неолита(нового каменного века) – VI-III тысячелетиях до н.э. Это период когда проходила Неолитическая революция – человек овладел земледелием и скотоводством, изобретение керамики (посуды), колесо, лодки и т.д.

Нестор также вскользь упомянул, что по всей Европе «род един и язык един» - найдем эти строчки в летописи. И это тоже доказано учеными. Действительно до 3 тысячелетия индоевропейцы представляли собой единое целое, говорили на одном языке, молились одним богам.

III-II тысячелетий до.н.э в период бронзового века, когда люди овладели металлическими орудиями индоевропейские племена начинают обособляться и говорить на индоевропейских диалектах.

И н д о е в р о п е й ц ы

Восточная группа народов

Западно-европейская группа народов

Славянская группа народов

-индийцы, иранцы, армяне, таджики


-англичане, германцы, французы, итальянцы, греки


Восточные

Западные

Южные

-русские, украинцы, белоруссы

-поляки, болгары, чехи

-сербы, словаки, хорваты, словены

Предкам славян принадлежала территория в районе бассейна реки Вислы. Это территории с менее выгодными природно - климатическими условиями, чем территории Греции или Италии. В древности этот факт стал очень важным моментом в развитии народов. В I тысячелетии до .н.е. в Греции- создаются развитые, высококультурные города – государства, родоначальники - демократии, в Италии – Рим – создавший величайшую империю. Эти государства стали основой современной западной цивилизации. В это время народы восточной и северной Европы продолжают жить родоплеменным строем, не зная письменности и государственного устройства.

К середине II тысячелетия до н.э. славяне расселились на огромной территории Восточной Европы. С появлением бронзового оружия началась эпоха воин, завоеваний и переселений.

Новые группировки славян сосредоточились в 2-х местах.

  1. В северной половине Центральной Европы – западная часть праславянского мира. Эта группировка получила название Венедов.

  2. В среднем Поднепровье - восточная часть праславянского мира. Именно эта часть нас интересует более всего так как здесь появились восточные славяне и государство Русь.

В течение нескольких веков существовала Балто-славянская общность. Балты и славяне говорили на одном языке, имели общие традиции и верования. В дальнейшем, отделившиеся друг от друга, эти народы являются «двоюродными братьями».

Соседи восточных славян.

На территории современной России, еще до образования государства у восточных славян, существовали государства, народов соседствующих со славянами.

Например, в VI- IV до н.э. в причерноморских степях свое царство создали кочевники – скифы – иранские кочевые племена. Скифы передвигались большими кочевыми массами, жили в кибитках. В 6веке до н.э. они завоевали причерноморские степи. Часть древнеславянского населения спасаясь от скифов ушли в лесе на север, оставшиеся вошли в состав скифской державы. Этих праславян - земледельцев, живших под скифами, греческие историки называли «скифы-пахари». В районе расселения «скифов пахарей» позднее появилоаь племя полян, давших начало Киеву.

На побережье Черного моря (Понт Эвксинский – так называли греки Черное море) в 6 веке до н.э. шел процесс греческой колонизации – появились греческие колонии города – государства: Ольвия, Херсонес(Севастополь), Феодосия, Горгиппия (Анапа), Диоскурия(Сухуми). Затем греческие города объединились в мощное Боспорское царство со столицей в Пантикапее (Керчь).

Греки старались мирно сосуществовать и со скифами и со славянами, т.к. в основном они занимались торговлей. Мы знаем, что в Греции мало земли пригодной для выращивания хлеба, а земли Причерноморья и Поднепровыя были очень плодородны. Греки покупали у «скифов-пахарей» зерно, соленья, рыбу, а продавали оливки, оливковое масло, украшения, предметы роскоши, посуду.

Во II веке до н.э в Среднее Поднепровье двинулись новые завоеватель – Сарматы. Часть славян, спасаясь, разбрелась по лесам, другая часть совместно со скифами противостояла завоевателям. Примечательно, что у сарматов во главе племен стояли вожди – женщины. И не случайно в древних славянских сказаниях говорится о борьбе народных богатырей с Бабой-ягой, стоявшей во главе степного воинства. Лишь во II веке н.э сарматы были побеждены. Вновь славяне заселили земли Поднепровья. В V веке н.э. на этих землях (бассейне Днепра и Днестра, где раньше хозяйничали скифы и сарматы) сложился мощный славянский союз под названием – АНТЫ.

В IV-V веках н.э. в непосредственной близости от славянского мира прошли новые тюркоязычные завоеватели – ГУННЫ. Они двигались на запад. При вожде Аттиле гунны совершили страшное нашествие на Европу (Рим, Византию, дошли до Франции), вызвали Великое переселение народов. В составе гуннских отрядов были и отряды восточных славян.

С V века подъем в восточнославянских землях привел к резкому увеличению славянского населения. В 5 веку относят основание города Киева, столицы одного из восточнославянских племен – полян.

Обратимся к дидактическому материалу. Источник 2. Из сочинений Карамзина.

Карамзин так передаёт летописный рассказ о Кие: «Братья Кий, Щек и Хорив, с сестрою Лыбедью, жили между полянами на трёх горах... Они были мужи знающие и разумные; ловили зверей в тогдашних густых лесах Днепровских, построили город и назвали оный именем старшего брата, т. е. Киевом... Кий начальствовал в роде своём... Он скончался в Киеве, вместе с двумя братьями и сестрою, а потомки его княжили среди полян». Рассказывая о временах Кия, историк подчёркивает разобщённость славянских племён — их грабили все кому не лень, и хотя они подчинили себе разные неславянские племена и собирали с них дань, славяне сами в столкновениях часто становились лёгкой добычей для нападавших. Кий не мог навести порядок...

Обсуждение:

  1. Как и кем был основан город Киев?

  2. Кем был Кий? (вождем)

В летописи также сказано, что через некоторое время Кий побывал в Константинополе и был там принят императором с большими почестями.

В середине VI века новая тюркская орда – авары – вторглась в Восточную Европ. Славяне вели с аварами постоянные воины(обрати внимание , что славяне уже не просто убегают или подчиняются, а ведут воины – имея военные отряды возглавляемые вождями ) и заключали мирные договоры. Однажды во время таких мирных переговоров вероломно был убит один из славянских вождей Мезамир. В союзе с франкским королем Карлом Великим славяне в конце VIII века разгромили авар.

Но в VIII веке появляется новая тюркская орда – ХАЗАРЫ. Они основали свое государство – Хазарский каганат – на территории от Нижнего Поволжья – до Северного Причерноморья, заняли часть предгорий Кавказа. В устье Волги была основана столица Хазарии город Итиль. Хазары приняли иудейскую религию, часть из них стала мусульманами. Отношения с хазарами у славян были непростыми, часть славянских племен попала в зависимость от Хазарии и вынуждены были платить кагану дань. На рубеже VIII — IX вв. поляне сумели освободиться от власти хазар и перестали уплачивать им дань. Другие же племена — радимичи, северяне и вятичи — еще оставались в зависимости от Хазар.

Славянские племена и их соседи в VIII –IX веках.

Составление карты схемы.

В течение всего VIII в. шло формирование из отдельных небольших родственных племен крупных союзов, наподобие антского.

Появилось по меньшей мере 15 таких союзов.

  1. В Среднем Поднепровье сложился племенной союз полян, т. е. жителей полей. Их центром стал город Киев.

  2. К северу от полян жили новгородские (приильменские) словене. Главными городами там со временем стали Ладога и Новгород.

  3. На северо-западе располагались древляне, т. е. жители лесов. Их главным городом был Искоростень.

  4. В лесной зоне, на территории современной Белоруссии, разместились дряговичи, т. е. жители болот (от слова «дрягва» — болото, трясина).

  5. На северо-востоке, в лесных чащах Верхней Волги и на полях, т. е. на свободных от леса больших полевых участках, расселились вятичи. Их главными городами стали Ростов и Суздаль.

  6. Между вятичами и полянами обитали кривичи. Их главным городом стал Смоленск.

  7. В бассейне реки Западной Двины обитали полочане, получившие имя от реки Полота, впадающей в Западную Двину. Их главным городом стал Полоцк.

  8. Племена, расселившиеся по рекам Десна, Сейм, Сула, прозвали северянами. Их главным городом со временем стал Чернигов.

  9. По рекам Сож и Сейм жили радимичи.

  10. К западу от полян, в бассейне реки Южный Буг, расселились волыняне и бужане.

  11. Между Днестром и Дунаем обитали - уличи и тиверцы.


Домашнее задание: лекцию учить, схему «Индоевропейцы знать наизусть» -1человека к доске, читать §1,2,3,4, 5-пункт Восточнославянские племена 8-9 веках (где описываются союзы племен) – по карте схеме пройдет письменная проверочная работа.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск