Тема: История возникновения герба и флага Задачи:
• познакомить детей с историческими сведениями о рыцарях и историей появления герба и флага, как отличительных символов (знаков);
• развивать интерес к истории через изобразительную деятельность;
• воспитывать чувства патриотизма. Материалы: макеты рыцарей различных цивилизаций, изображение рыцарских щитов
с различными рисунками, рисунки гербов России, города Мурманска, города Полярного, макет стяга и знамя, флаг России и Мурманской области, ксерокопии
изображения Славянского пешего война, цветные карандаши. Ход урока:
I.Организационный момент
Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок!
Всё ли на месте? Всё ли в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Есть у нас девиз такой:
Всё, что надо под рукой!
II. Самоопределение к деятельности
- Добрый день, ребята. Прочитайте стихотворение:
На карте мира не найдёшь
Тот дом в котором ты живёшь,
И даже улицы родной
Мы не найдём на карте той.
Но мы всегда на ней найдём
Свою страну – наш общий дом
- Предположите о чём пойдёт речь на уроке?
III. Работа по теме урока
1. Из истории герба.
- Ребята посмотрите, кто пришел к нам сегодня на урок.
(Демонстрация макетов рыцарей.)
- Как вы думаете, кто это? (ответы детей) Правильно - это рыцари.
В древние времена во многих странах были такие воины - рыцари. Вы, наверное, слышали о них, смотрели фильмы и мультфильмы. Рыцари много воевали, участвовали в турнирах, где боролись друг с другом. Они сражались сидя на конях. Сверху одежды, рыцари, надевали металлические доспехи, на голову шлем, а в руках держали большой металлический щит.
- Как вы думаете, для чего был нужен щит рыцарям? (предположения детей) Правильно,
для того, чтобы защищаться от мечей и копий. Мечи и копья были основным оружием того времени. Но во время боя рыцари, закованные в доспехи, очень похожи, и было трудно определить свой это или чужой. Чтобы не ошибиться, рыцари придумали разные знаки - отличия:
- к шлемам прикрепляли султанчики (ленточки, перья) разные по цвету и форме;
- носили разноцветные плащи; (показ наглядно на макетах рыцарей)
Но главным опознавательным знаком стал щит. Щиты стали носить различных форм и рисовать на них разные знаки. (Демонстрация рыцарских щитов с различными рисунками.)
Щит большой и рисунок на нем хорошо виден. Щиты с такими рисунками носили не только рыцари, но и простые войны. Такой щит (отличительный знак) с рисунком и стали называть - гербом.
Рыцари очень дорожили своим гербом. Передавали из поколения в поколение. Гербом гордились и старались его не опозорить. К сожалению, времена рыцарей уже прошли и современные солдаты щиты не используют, но гербы остались. Свой герб (отличительный знак) есть у каждой страны, области, района, города. Наша страна - Россия имеет свой герб.
У России величавой
На гербе орёл двуглавый,
Чтоб на запад и восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он – России дух свободный.
(Показ герба России.)
Почти все города нашей страны имеют гербы, но я хотела бы показать гербы уже известных вам городов - Мурманска и Полярного. (Демонстрация герба города Мурманска и города Полярного.)
Посмотрите, какие разные гербы, и какие непохожие друг на друга изображены на них рисунки. Каждый из этих гербов может многое рассказать о данном государстве, области или городе.
IV. Физ. минутка:
Глазки видят все вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазкам видеть все дано-
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.
(вверх, вниз, направо, налево, написать первую букву своего имени) 2. Из истории флага.
- Ребята, посмотрите еще раз, внимательно, на рыцарей, которые стоят перед
вами. Скажите, что еще кроме щита они держат в руках? (Ответы детей.) Правильно, это флаг (знамя). А знаете ли вы, откуда появился флаг? (Предположения детей.) Флаг к нам пришел из древности, и придумали его (как и герб) сами рыцари.
-Как вы думаете для чего? (ответы детей)
-Хотите знать, как было на самом деле? Сейчас я вам открою большую тайну.
В давние времена жизнь наших предков была очень неспокойная. Не раз приходилось жителям городов и деревень объединяться, чтобы защититься от врагов. В случае опасности воин брал длинную палку, на ее конец привязывал сухой пучок травы (сена) или конский хвост и высоко приподнимал палку вверх. Далеко был виден этот знак. (Показ макета стяга.)
Со всех сторон к воину стягивался народ. А палку с пучком травы так и назвали - стяг (от слова стягивать, собираться вместе). Собиралось под стягом войско и отправлялось защищать свою землю. Со временем траву и гриву заменили материалом яркого цвета, и стяг приобрел строгую, четкую форму. Шест, на который одевался острожник (острый наконечник) и строго под наконечником прикреплялось полотнище (ткань яркого цвета). (Демонстрация макета современного стяга.)
На поле сражения стяги ставили в середине расположения войска. Сбить стяг, означало победу. Если стяг был украден - это большой позор. Поэтому, охранять стяг ставили самых лучших воинов, и этим они гордились. Рыцаря, которому доверяли носить стяг (знамя) называли - знаменосец.
Вот так появились первые флаги. В наше время флаг есть в каждой стране. Флаг нашей страны выглядит так. (Показ флага России.)
Белый цвет – берёзка.
Синий – неба цвет.
Красная полоска –
Солнечный рассвет. Также свои флаги есть у городов, районов и в областях. Например, флаг Мурманской области: (показ флага Мурманской области)
Флаг - это символ объединения. Флаг Мурманской области объединяет людей, которые живут на территории данной области, а российский флаг весь российский народ, в том числе и нас с вами.
Вот таким образом, мы с вами узнали, откуда появился герб и флаг, и что эти символы являются отличительными знаками государств, областей, регионов и городов. А теперь я вам предлагаю проявить творчество и разукрасить отличительные знаки война, а остальную часть рисунка вы доделаете дома.
(Детям даются ксерокопии Славянского война со щитом и стягом.)
V. Рефлексия
Оцените свои достижения на уроке.
(Дети поднимают «солнышко» – мне всё удалось, «солнышко и тучка» – мне не всё удалось, «тучка» – у меня ничего не получилось.)
VI. Подведение итогов урока
- Вспомните, какие выводы мы, делали в начале урока, прочитав стихотворение?
- Что нового мы сегодня узнали?
- Где нам это может пригодиться? |