Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 105.09 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации13.03.2014
Размер105.09 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > История > Урок
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ПО ХИМИИ И ИСТОРИИ В 11 КЛАССЕ

ТЕМА УРОКА: «ТРИ МЕТАЛЛА - ТРИ ЭПОХИ»

Авторы:

Сахарюк Людмила Алексеевна

Учитель химии МОУ СОШ с. Становое

Коновалова Ольга Николаевна

Учитель истории МОУ СОШ с. Становое.

Цели урока:

1) Образовательные:

-расширить и углубить представления учащихся о некоторых металлах: золоте, меди и железе на основе интеграции химических и исторических знаний;

-рассмотреть обусловленность смены исторических эпох появлением в жизни человека новых металлов;

2) Развивающие:

-развивать интеллектуальную и общую культуру учащихся, их творческие способности;

-вырабатывать умение логически рассуждать, грамотно выражать свои мысли, работать с различными источниками информации, формировать естественно - научную картину мира;

3)Воспитательные:

-воспитывать познавательную активность, инициативность как личностные качества учеников;

-воспитывать патриотизм и чувство гордости за силу и славу русского оружия в годы Великой Отечественной войны;
Оборудование:

Проектор, ноутбук, экран, магнитофон, стенгазеты: «Золото», «Медь», «Железо», оборудование для лабораторной работы: образцы сплавов меди и железа, растворы хлорида железа (3), желтой кровяной соли, кусочек ткани, чашка Петри, пробирка, пинцет; костюмы для участников инсценировок.
Технология урока: проектная.
Форма урока: защита проектов.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.
1) Учитель химии

Неисчерпаемы природные богатства нашей страны. Одни природные ископаемые известны уже с давних времен, другие – недавно открыты. Человечество прошло многовековой путь развития, прежде чем научилось находить и использовать многочисленные дары земли. Оглянемся в прошлое и посмотрим, как жили наши предки. Вначале человек вел пещерный образ жизни, и первыми орудиями труда были острые обломки камней. Постепенно человек научился обрабатывать куски камня, придавая им нужную форму. Этот доисторический период получил название «каменного века». Следующая ступень в развитии человечества связана с появлением меди и бронзы. Бронзовые топоры, ножи, наконечники копий и стрел легче, тоньше и удобнее каменных. На смену каменному веку пришел «бронзовый век».

Однако бронзовые орудия не могли полностью вытеснить каменные, так как медь и особенно олово -довольно редкие металлы.

Это могло сделать только железо. Железо уже было известно и в бронзовом веке; среди драгоценностей в древнейших гробницах фараонов находили мелкие железные вещи. Железа было еще очень мало, и оно высоко ценилось. Это не удивительно, ведь тогда использовалось исключительно метеоритное железо. Позже люди научились выплавлять железо из руд, и оно стало быстро вытеснять камень и бронзу. Бронзовый век сменился железным.
2) Учитель истории:

Металлы легко доказывали свои преимущества перед обработанным камнем во всех сферах человеческой деятельности, даже в домашнем хозяйстве. Без металлов немыслим современный уровень земной цивилизации. Природа, частью которой являются металлы , окружает нас загадками, и попытка их решения принадлежит к величайшей

радости жизни. И если при решении этих загадок ваше мнение отлично от моего, то это не значит, что вы заблуждаетесь. Может быть , вы подходите к истине с другой стороны ( слайд 2).

Человек рождается на свет,

Чтоб творить, дерзать- и не иначе,

Чтоб оставить в жизни добрый след

И решить все трудные задачи.

Человек рождается на свет...

Для чего? Ищите свой ответ.
2. Беседа с учащимися (учитель истории)

Вы все любите отгадывать загадки. Вот послушайте: «Ни огня, ни света, а огнем блестит». Как вы думаете, о чем идет речь? Правильно, о золоте. Напомню вам слова Христофора Колумба: «Золото! Что за удивительная вещь! Тот, кто владеет им, - господин всего, чего он ни пожелает. Золото может даже открыть грешникам дорогу в рай». Трудно дать более красочную характеристику роли золота, чем это наивно-восторженное восклицание великого мореплавателя. Действительно, никакой другой металл не сыграл такой роли в жизни людей, какую сыграло золото.

Поиски золота зачастую приводили к неожиданным результатам.

Однако золото - не только символ могущества отдельных людей, оно также и показатель могущества, силы целых государств. Ведь не зря еще с древних времен золото использовали в качестве денег. Так что же это за металл, которому, словно идолу, люди так восторженно поклоняются?

Вопрос. Что вы знаете о золоте? Продолжите фразу: «Золото - это...»

Ответы учащихся (слайд 3)

Золото - это драгоценный металл. Золото - это благородный металл. Золото - это редкий металл. Золото - это красивый металл. Золото — это царь металлов. А теперь вашему вниманию представляется проектная работа: «Золотая лихорадка или роль золота в истории человечества».

Внимательно следите за выступлением одноклассников и приготовьтесь ответить на вопросы:

1) Какие исторические факты, раскрывающие роль золота, вы могли бы добавить?

2) Какие химические свойства металла не были раскрыты?

3. Презентация проекта учащихся «Золотая лихорадка».(см. приложение 1)

4.Учитель химии проводит беседу: Какие факты вы могли бы добавить, какие химические свойства не были раскрыты?

В 1943 г.датский физик,лауреат Нобелевской премии Нильс Бор,спасаясь от гитлеровских оккупантов, был вынужден покинуть Копенгаген.Но у него хранились две нобелевские медали его немецких коллег-антифашистов( медаль самого Бора была вывезена из Дании раньше).Не рискуя взять медали с собой,ученый растворил их в одном реактиве и бутылку с раствором поставил на полку,где пылилось много таких же бутылок.Вернувшись после войны в свою лабораторию,Бор прежде всего нашел свою драгоценную бутылку.По его просьбе сотрудники выделили из раствора золото и заново изготовили медали. В каком реактиве Бор растворил медали? Напишите уравнение реакции.
5. Слово учителя истории:

- в конце 50х - начале 60х годов 20 века доктор исторических наук, археолог Семенов провел эксперименты. Ученый моделировал древние производственные процессы, в том числе пытался установить эффективность каменных и медных орудий. Так, сосна с диаметром 25 сантиметров была срублена каменным топором за 75 минут, а другая, точно такая же, медным - за 25 минут. Сильнее всего эффективность меди проявилось при сверлении. Березовое полено просверлили медным сверлом в 22 раза быстрее, чем кремневым. Вопрос: «О чем говорят эти факты?» (слайд 4)
6. Слово учителя химии о свойствах меди.

Чистая медь - вязкий металл красно-розового цвета с t пл. =1083 с большой плотностью(9) и исключительно хорошей тепло- и электропроводностью. В этом отношении медь уступает только серебру. Невозможно представить электротехнику без меди, а машиностроение без ее сплавов. Медь-металл многочисленных сплавов: бронза(сплав с оловом):пушечная, колокольная, художественная; латунь(сплав с цинком),мельхиор, томпак, манганин, дельта-металл, константан,» листовое золото» и многие другие. Посмотрите образцы сплавов меди, убедитесь в их твердости.

7. Представление второй проектной работы: «Один из древнейших»

(см. приложение 2)

Проблемные вопросы к проекту: Какие свойства меди позволяют использовать ее для создания шедевров мирового искусства?

8. Праздничный трезвон Киево-Печерской Лавры

Вопрос: «Что это за звуки?» (слайд 5)

Презентация учителя истории: «История колокольного звона на Руси», (слайд 6-15)

Задание классу: записать в тетрадь, какую роль играл перезвон колоколов в истории России.

9. Учитель химии:

В народе говорят, что колокольный звон делает человека добрее, справедливее.

Все злое и нехорошее уходит от него. Искусство колокольных дел мастеров осталось составной частью нашей национальной культуры. И поныне остается загадкой, как удавалось нашим предкам без измерительных приборов и точного анализа сплавов, создавать «стозвонные» колокола- каждый со своим звоном.

А. Ахматова в своем стихотворении «Молюсь оконному лучу» пишет:

На рукомойнике моем позеленела медь

Но так играет луч на нем, что весело глядеть.

Объясните химические процессы, происходящие с медью.

10. Работа учащихся с документальными источниками информации

Задание: внимательно прочтите текст и сформулируйте не менее трех причин перехода от бронзового века к веку железному (см.текст документа).

1.С наступлением железного века совершенствуется земледелие, ибо использование железных орудий облегчает обработку земли, позволяет расчищать большие лесные территории под посевы, развивать оросительную систему. Развивается оружейное дело, улучшается обработка дерева, камня; облегчается и добыча медной руды. Все это, в свою очередь, ведет к развитию военной техники, транспорта и строительства. Расширяются торговые связи, возникает монетное дело. Происходят серьезные социальные сдвиги в доклассовых обществах, вследствие чего возникают новые раннеклассовые общества с четко прослеживаемой государственностью. Таковы наиболее значительные перемены в мировой историко-культурной ситуации, в экономике и социальном строе, связанные с освоением железа. (Михайловский Ф.А. История древнего мира)
2.популяризатор науки А.Азимов так описывает историю перехода человечества из бронзового века в железный:

Вторгшиеся в Грецию дорийские племена обладали железным оружием, именно поэтому они так легко покорили вооруженных бронзой ахейцев. Было железо и у «народов моря», и, когда филистимляне захватывали хананское побережье, в сражениях они использовали железное оружие, Но они были не настолько глупы, чтобы раскрывать секрет выплавки железа. Пока им удавалось хранить эту техническую тайну, израильтянам приходилось обороняться более примитивным оружием. Благодаря железу филистимляне не только легко закрепились на побережье, но и обложили данью ближайшие к ним племена. Около двух веков (до прихода к власти Давида в 1013 г. до н. э.) им удавалось господствовать над более многочисленными израильскими племенами.
3.Железные орудия решительно расширили практические возможности человека. Стало возможным, например, строить рубленные из брёвен дома — ведь железный топор валил дерево уже не в три, как медный, а в 10 раз быстрее, чем каменный. Широкое распространение получило и строительство из тесаного камня. Он, естественно, употреблялся и в эпоху бронзы, но большой расход сравнительно мягкого и дорогого металла решительно ограничивал такие эксперименты. Значительно расширились также и возможности земледельцев. (Археологическая энциклопедия для детей).
11. Слово учителя химии (Информация о железе).

В таблице Д.И.Менделеева трудно найти какой-либо иной элемент, с которым так неразрывно связывалась бы жизнь всего человечества, при участии которого, проливалось бы столько крови., происходило бы столько несчастий. Вместе с тем, железо-это главный элемент мироздания и созидания.

Все, начиная от швейной иглы, гвоздя и кончая паутиной железных дорог , плавающими крепостями- авианосцами и линкорами- и огнедышащими домнами , где рождается само железо,- состоит из железа. Химически чистое железо – серебристо- серый, блестящий, пластичный, по внешнему виду похожий на платину металл. Оно устойчиво против коррозии и хорошо сопротивляется действию кислот. Но ничтожные примеси лишают железо этих драгоценных свойств, и на земном шаре ежегодно теряется такое количество железа, которое равняется четверти его годовой добычи. Плотность железа 7,87; температура плавления 1539.

Познавательная задача: Почему железо называют металлом мироздания и созидания?

12. Презентация проекта учащихся «Металл мироздания и созидания». (см. приложение 3)
13. Сообщение ученика о советском танке Т- 34, сыгравшего решающую роль в танковом сражении под деревней Прохоровка.

14. Лабораторная работа «Качественная реакция на ион трехвалентного железа»

Инструкция.

1.Ион железа можно обнаружить с помощью желтой кровяной соли. При этом образуется темно- синий осадок берлинской лазури. Убедитесь в этом опытным путем. Запишите уравнение реакции.

2.Кусочек ткани, протравленный раствором хлорного железа, опустите в раствор желтой кровяной соли. Что произошло с тканью? Подумайте, для какой цели человек издавна применяет эту реакцию?
15. Подведение итогов.
16. Закрепление. Инсценировки учащихся
Жрецы-алхимики

Один жрец «колдует» около очага, приговаривая:

- Попробую смешать Венеру с цинком...

Смешивает, нагревает.

-Я получил, у меня получилось! Я смог сделать золото из Венеры!

Входит старший жрец:

- Что у тебя получилось, отец Бенедикт?

- Я смешал Венеру с цинком, сплавил и получил эту золотую статуэтку. Показывает статуэтку. Старший жрец рассматривает ее и говорит, что это большой успех.

-Завтра после утренней молитвы вы расскажете жрецам нашего ордена, как вам это удалось.

На следующее утро старший жрец рассматривает статуэтку и замечает зеленые пятна.

- Молитесь, братья, статуэтка заболела!

Молитва не помогает, нужны более сильные заклинания, чтобы она

выздоровела.

Вопрос. Какой металл, кроме цинка, использовал алхимик, он его

называл Венерой?

Ответ. Медь. Об этом можно догадаться по зеленым пятнам на

статуэтке.
Как звали царя? (слайд 16)

Дионис, бог вина и веселья, бродил со своей свитой. От компании отстал

Силен, сильно захмелевший любимый учитель Диониса. Его заметили

крестьяне, связали гирляндами цветов и привели к царю. Царь сразу же

узнал учителя Силена, девять дней и ночей пировал в честь гостя, а потом

привел его к Дионису.

Дионис обрадовался любимому учителю, а царю говорит:

- Проси чего хочешь!

- О, Великий Дионис, хочу, чтобы все, к чему я прикасаюсь, превращалось в золото!

-Ты действительно этого хочешь?

-Да!

- Пусть будет по-твоему!

Возвращается царь домой, берется за ветку- ветка становится золотой, берется за камень-то же самое. Счастливый царь садится за стол с яствами, берется за яблоко-яблоко превращается в золотое. Взмолился царь:

- О, Дионис, смилуйся, возьми свой дар обратно!

- Иди к источнику через горы и болота, окунись в его воду, смоется с тебя мой дар!

Вопрос. Как звали царя?

Ответ. Мидас, фригийский царь.

Каждая команда задает по интересному вопросу, рассказав следующие

истории.
17. Заключительная часть урока.

Игра в перевертыши. Прослушав текст «перевертыша», учащиеся определяют правильное звучание фразы. ( слайд 17)

Разговор- ртуть, крик- платина. ( слово -серебро, молчание- золото)

Гладь металл, пока холодно, (куй железо, пока горячо)

Пролежал холод, сушь и оловянные трубы, (прошел огонь, воду и медные трубы)

Не та грязь, что тусклое. (не то золото, что блестит)
18. Выставление оценок и подведение итогов
19.Домашнее задание ( слайд 18)

1) по истории:

На «3»- записи в тетради

На «4 и 5»- сочинение- эссе «Использование металлов в искусстве» ,либо «История колокольного звона на Руси» , либо «Оружие Победы».

2) по химии:

Написать рефераты или проектные работы по любому металлу.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск