МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Ишимский государственный педагогический институт им. П.П. Ершова»
О.А. Поворознюк
ПРАКТИКУМ
по истории педагогики и образования
ИШИМ
2008
УДК 37.01(076)
ББК 74.03 я 73
П 426
Печатается по решению редакционно-издательского совета Ишимского государственного педагогического института им. П.П.Ершова
Рецензенты:
М.Я. Виленский, доктор педагогических наук, профессор;
Е.В.Воронина, кандидат педагогических наук, доцент.
Поворознюк О.А. Практикум по истории педагогики и образования /О.А. Поворознюк.- Ишим: Изд-во ИГПИ им. П.П. Ершова, 2008.-116 с.
ISBN
В настоящем учебно-практическом издании предлагаются разноуровневые творческие задания, упражнения по основным разделам истории педагогики, которые можно использовать в организации самостоятельной работы студентов при изучении курса «История педагогики и образования
ИГПИ им. П.П.Ершова, 2008
О.А. Поворознюк, 2008 ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие
| 5
| Введение
|
| Тема: История педагогики как область научного знания
| 7
| Раздел I.
История образования и педагогической мысли за рубежом
|
| Глава I. Воспитание и школа в Древнем мире
| 9
| Тема: Воспитание и обучение в древнейших цивилизациях
| 9
| Тема: Воспитание и школа в Древней Греции и Древнем Риме
| 11
| Глава II. Воспитание и образование в эпоху средневековья в странах Западной Европы
| 13
| Тема: Педагогическая мысль в эпоху раннего средневековья
| 13
| Тема: Педагогика эпохи Возрождения
| 15
| Тема: Реформация и её влияние на образование и воспитание
| 17
| Глава III. Школа и педагогические теории в Новое время
| 17
| Тема: Жизнь и деятельность Я.А.Коменского
| 18
| Тема: Педагогическая мысль эпохи Просвещения
| 20
| Тема: Педагогические идеи Ж.-Ж. Руссо
| 21
| Глава IV. Школа и педагогика в Западной Европе в Новейшее время
| 22
| Тема: Образование и педагогическая мысль в Европе в XIX веке
| 23
| Тема: Зарубежная школа и педагогика в первой половине XX века
| 24
| Тема: Современная школа и педагогика за рубежом
| 26
| Раздел II.
Развитие школы и педагогики в России
|
| Глава I.Воспитание, обучение и педагогическая мысль в древней Руси и Русском государстве (до XVII в.)
| 29
| Тема: Школа и педагогическая мысль в Древней Руси
| 29
| Тема: Воспитание и обучение в Московском государстве
| 31
| Тема: Образование в Русском государстве в XVII веке
| 34
| Глава II. Школа и педагогическая мысль в России в XVIIIв.
| 41
| Тема: Школа и педагогическая мысль в России в первой половине XVIII века
Тема: Жизнь и педагогическая деятельность М.В.Ломоносова
| 42 49
| Тема: Развитие русской педагогики во второй половине XVIII- первой половине XIX века
| 54
| Глава III. Школа и педагогическая мысль в России в XIX - начале XX веков
| 55
| Тема: Школа и педагогика России во второй половине XIX века
| 57
| Тема: Жизнь и деятельность К.Д.Ушинского
| 64
| Тема: Свободная школа Л.Н.Толстого
| 73
| Тема: Народное образование в России в конце XIX - начале XX в.в. и проблемы его преобразования
| 86
|
Глава IV. Развитие школы и педагогики в России в XX веке
| 90
| Тема: Школа и педагогика в России после 1917 года
| 92
| Тема: Гуманистическая педагогика В.А.Сухомлинского
| 95
| Тема: Образование и педагогическая мысль в СССР во второй половине XX в.
| 101
| Словарь
| 103
| Литература
| 117
|
Предисловие
Ведущиеся ныне поиски путей усовершенствования профессионально-педагогической подготовки будущих учителей характеризуются усилением внимания к развитию индивидуальности студентов, расширению сферы их профессионального мышления и творчества. Но это невозможно без осознания ими глубинных связей педагогических идей, явлений, фактов в их целостности и взаимодействии.
Цель данного практикума - побуждение к действию, осмыслению педагогических идей и собственному творчеству. Задания, представленные в практикуме, могут быть использованы как на практических занятиях, так и для организации самостоятельной работы студентов вне аудитории.Каждая тема практикума представлена тремя аспектами: целевым, содержательным и рефлексивным. Четкое определение цели изучения темы дает возможность не только педагогу диагностировать процесс и результат обучения каждого студента, но и самим обучающимся осуществлять рефлексивный анализ и оценку собственной деятельности. Кроме того, представленные цели изучения тем дают возможность согласовать ожидания педагогов и обучаемых.
Современные работодатели заинтересованы в таком работнике, который умеет думать самостоятельно и решать разнообразные проблемы, обладает критическим и творческим мышлением. Поэтому содержательный аспект каждой темы представлен не только заданиями, требующими воспроизведения определенных знаний, но и заданиями продуктивного характера, требующими от студентов применения полученной информации в практической деятельности. Такие задания не имеют четко сформулированного ответа, результат их выполнения заранее не известен педагогу и зависит от уровня ключевых умений обучающихся.
Умение адекватно оценивать собственные достижения и возможности, делать необходимые выводы относительно самосовершенствования это неотъемлемый компонент педагогической деятельности и его нужно развивать так же, как и другие педагогические умения. Данный практикум дает возможность осуществлять рефлексивную деятельность и корректировать ход своего педагогического образования.
Одна тема практикума - это не всегда одно занятие. Преподаватель по своему усмотрению может составить программу занятий, отводя большее или меньшее место различным вопросам. Материалы данной книги позволяют эффективно организовать личностно-ориентированного обучение и осуществить индивидуальную образовательную траекторию студента. При этом педагог выступает больше в роли организатора самостоятельной активной познавательной деятельности обучающихся, компетентного консультанта и помощника.
Введение
Литература для самостоятельной работы:
Джуринский, А.Н. История образования и педагогической мысли [Текст] / А.Н.Джуринский.- М.: ВЛАДОС-ПРЕСС,2003.-300с.
Джуринский, А.Н. История педагогики [Текст]/ А.Н.Джуринский.- М.: ВЛАДОС, 2000.- 432с.
Джуринский, А.Н. Педагогика: история педагогических идей [Текст] / А.Н.Джуринский.- М.: Педагогическое общество России, 2000.-352 с.
История образования и педагогической мысли за рубежом и в России [Текст] /под ред. З.И.Васильевой.- М.: Академия, 2001.- 416с.
История педагогики и образования [Текст]/под ред. А.И.Пискунов / А.И.Пискунов, Р.Б. Вендеровская, В.М.Кларин и др.- М.: Сфера, 2001.- 512с.
История педагогики. Ч. 1. От зарождения воспитания в первобытном обществе до середины XVII в. [Текст] / под ред. А.И. Пискунова.- М.- Сфера, 1997.- 192с.
История педагогики. Ч. 2. С XVII в. до середины XX в. [Текст] / под ред. А.И. Пискунова.- М.: Сфера, 1997.- 304с.
Коджаспирова, Г.М. История образования и педагогической мысли: таблицы, схемы, опорные конспекты [Текст]/ Г.М. Коджаспирова.- М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.-224
Тема: История педагогики как область научного знания В результате изучения темы необходимо знать:
место истории педагогики в цикле педагогических дисциплин;
определение истории педагогики как науки;
этапы развития педагогической мысли.
В результате изучения темы необходимо уметь:
выделять характерные черты каждого этапа развития педагогической мысли;
точно и грамотно формулировать свои ответы.
Задание 1. Дополните высказывание.
Традиционно выделяют 5 основных отраслей педагогики:
общая педагогика, которая включает такие разделы, как общие основы педагогики, теория обучения,………, основы управления педагогическими системами.
. ……….., которая включает преддошкольную педагогику, дошкольную, ………педагогику средних образовательных учреждений, педагогику высшей школы и…………..
……………
коррекционная педагогика;
прикладные отрасли.
Задание 2 .Закончите предложение.
По определению В.И.Журавлева, история образования – это наука о закономерностях функционирования и развития ………. Задание 3. Заполните таблицу.
№ п/п
| Этапы развития педагогической мысли
| Начало этапа
| Окончание этапа
| 1.
| Первобытное воспитание
| 40-35 тыс. лет тому назад
| …….
| 2.
| Воспитание в Древнем мире
| …….
| Vв. н.э.
| 3.
| ……..
- раннее …
-позднее …
| Vв. н.э.
…
…
| Нач. XVII в.
…
…
| 4.
| Воспитание в Новое время
| Нач. XVII в.
| Кон. XIX в.
| 5.
| …
| Кон. XIX в.
| …
|
Задание 4. Соедините линиями соответствующие высказывания.
Первобытное воспитание
| Воспитание и образование являются центром духовности и приобщения к национальным и общечеловеческим культурным ценностям
| Воспитание в Древнем мире
| Воспитание, ограниченное социальными регламентациями и репродуктивными принципами обучения
| Средневековое воспитание
| Зарождение воспитания как особого вида деятельности
| Воспитание в Новейшее время
| Первое наследие организованного воспитания
| Воспитание в Новое время
| Концепции воспитания, созданные на основе познания объективных закономерностей природы и общества
|
Задание 5. Предложите свою версию происхождения воспитания. Задание 6. Сформулируйте мысли и чувства, которые возникли у вас при рассмотрении данной темы. Каковы были причины их возникновения? Раздел I. История образования и педагогической мысли за рубежом
Глава I. Воспитание и школа в Древнем мире Литература для самостоятельной работы:
Джуринский, А.Н. История образования и педагогической мысли [Текст] / А.Н.Джуринский.- М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.-300с.
Джуринский, А.Н. История педагогики [Текст]/ А.Н.Джуринский.- М.: ВЛАДОС, 2000.- 432с.
Джуринский, А.Н. Педагогика: история педагогических идей [Текст] / А.Н.Джуринский.- М.: Педагогическое общество России, 2000.-352 с.
Жданов, А.В. Сократ как педагог [Текст] /А.В.Жданов// Математика в школе.-2001.-№2.- С. 2-12.
История образования и педагогической мысли за рубежом и в России [Текст] /под ред. З.И.Васильевой.- М.: Академия, 2001.- 416с.
История педагогики и образования [Текст]/под ред. А.И.Пискунова / А.И.Пискунов, Р.Б. Вендеровская, В.М.Кларин и др.- М.: Сфера, 2001.- 512с.
История педагогики. Ч. 1. От зарождения воспитания в первобытном обществе до середины XVII в. [Текст] / под ред. А.И. Пискунова.- М.- Сфера, 1997.- 192с.
История педагогики. Ч. 2. С XVII в. до середины XX в. [Текст] / под ред. А.И. Пискунова.- М.- Сфера, 1997.- 304с.
Коджаспирова, Г.М. История образования и педагогической мысли: таблицы, схемы, опорные конспекты [Текст]/ Г.М. Коджаспирова.- М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.-224
Латышина, Д.И. История педагогики. Воспитание и образование в России (x в. – начало xx в.) [Текст] / Д.И. Латышина.- М.: ФОРУМ, 1998.- 584 с.
|