ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ Наименование дисциплины: «Методика обучения предмету «Окружающий мир».
Направление подготовки - "Педагогическое образование", профиль подготовки - "Начальное образование",
Курс, форма обучения: 4, очно-заочная, сокращенный срок обучения. Вопросы разработаны с учетом формируемых в процессе изучения дисциплины компетенций, носят деятельностно-практический характер, поэтому при ответе каждая теоретическая выкладка обязательно должна подтверждаться примерами из личного и массового педагогического опыта. Исторические вопросы надлежит рассматривать с позиции преломления нововведений / разработок конкретного методиста в современности. Перечень вопросов для подготовки:
Методологический статус методики обучения предмету «Окружающий мир».
Преподавание естествознания в русской школе ХVIII в. (В.Ф.Зуев).
Литературный подход в изучении учащимися окружающего мира (В.Ф.Зуев, К.Д.Ушинский, Д.И.Тихомиров, В.П.Вахтеров, Н.Я.Дмитриева, О.Н.Федотова и т.д.).
Экскурс в историю становления предметных уроков в российской школе.
Становление экскурсионно-краеведческого школьного дела в России.
Реализация «предметного метода» в современных вариативных программах «Окружающий мир».
Особенности реализации «биологического метода» в современных вариативных программах «Окружающий мир».
Разнообразие взглядов на преподавание естествознания на переломе эпох (Д.И.Тихомиров, В.П.Вахтеров, И.И.Полянский, Д.Н.Кайгородов и др.) и их преломление в современной методике обучения предмету «Окружающий мир».
Развитие методики преподавания естествознания в советский период.
Особенности ознакомления младших школьников с окружающим миром в системах развивающего обучения. Использование их опыта в других вариативных программах «Окружающий мир».
Специфика построения краеведческих программ.
Содержание, принципы отбора и расположения учебного материала по курсу «Окружающий мир»: сравнительный анализ в соответствии с ФГОС НОО 1998 г., I и II поколения.
Планируемые результаты освоения и формируемые в курсе «Окружающий мир» УУД.
Формирование элементов научного мировоззрения (ЦНКМ) в курсе «Окружающий мир». Многообразие способов познания ребенком окружающего мира и специфика ознакомления с ними в вариативных программах.
Методика формирования и развития у младших школьников естественнонаучных и обществоведческих представлений и понятий. Индуктивный и дедуктивный подходы.
Формирование экологической культуры младших школьников в курсе «Окружающий мир». Понятие «биосферная этика» и его введение в начальной школе.
Методика ознакомления младших школьников с историческим материалом. Сравнение существующих подходов (на примере 2-3 программ).
Практические методы обучения предмету «Окружающий мир»: разновидности, их характеристика. Особенность их применения в курсах «Окружающий мир» традиционной и развивающих систем обучения.
Методика проведения опытно-практических естественнонаучных работ.
Методика работы с картографическими пособиями в младших классах. Виды практических работ по плану, карте и глобусу. Сравнительный анализ работы над данной темой в разных программах «Окружающий мир».
Система организационных форм обучения предмету «Окружающий мир». Разнообразие форм организации внеурочной естественнонаучной и обществоведческой деятельности младших школьников. Методика их организации и проведения.
Типология современных уроков «Окружающий мир» в начальной школе (требования к их разработке и структурированию с учетом ФГОС НОО).
Сравнение традиционной и «дробной» структуры занятия.
Составление урока по принципу «понятийной грозди».
Методика проведения комбинированных уроков «Окружающий мир» (показать на конкретных примерах). Требования к их разработке и структурированию с учетом ФГОС НОО.
Методика организации и проведения предметных уроков.
Методика проведения вводных, контрольных и обобщающих уроков «Окружающий мир».
Методика современной экскурсионно-краеведческой работы с младшими школьниками. Экскурсии: типология, структура, особенности проведения в начальной школе.
Многообразие нестандартных уроков «Окружающий мир» и особенности их проведения в вариативных программах.
Развитие поисковых способностей младших школьников в процессе их ознакомления с окружающей действительностью.
Своеобразие «открытия знания» младшими школьниками на занятиях историко-краеведческой направленности.
Специфика проведения уроков с ИКТ (многообразие технологий, средства, требования к презентациям и их применению на уроках в начальной школе).
Место уроков-исследований и уроков-проектов в курсе «Окружающий мир» (суммирование опыта работы учителей начальных классов по публикациям в периодике).
Возможности использования в курсе «Окружающий мир» новых педагогических технологий.
Особенности реализации технологии проблемно-диалогического обучения.
Синхронный принцип в оснащении УМК «Окружающий мир».
Маршрутный лист.
Характеристика методов и форм экоработы учащихся в урочное и внеурочное время.
Роль учебно-опытного участка в освоении младшими школьниками содержания курса «Окружающий мир» (обустройство, методика работы по классам).
Отдел естествознания в помещении для начальной школы. Уголок живой природы: его значение в преподавании естествознания, оборудование.
Разработать конспект урока по теме (задается педагогом) курса «Окружающий мир» авторов: Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапов; А.А.Плешаков, З.А.Клепинина, Н.И.Ворожейкина; О.Т.Поглазова, В.Д.Шилин; А.А.Вахрушев и др.; О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, С.А.Трафимов; Е.В.Саплина, В.И.Сивоглазов, А.И.Саплин; Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков; Е.В.Чудинова, Е.Н.Букварева и др.
Разработать технологическую карту урока по теме (задается педагогом). Провести аналогию с вариантами ее подачи в других программах.
|