Скачать 446.98 Kb.
|
Пояснительная записка Рабочая программа по истории для 9 «А» класса составлена на основе Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, учебного плана МБОУ «Гимназия № 1», Примерной программы основного общего образования по истории (5-9 класс) для образовательных учреждений, авторской программы А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной «История России, 6-9 классы» (М.: «Просвещение», 2011). Данная программа является основной общеобразовательной программой для основной школы. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает вариативное распределение учебных часов по разделам курса с учетом государственного стандарта, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся школы. Рабочая программа способствует реализации единой концепции исторического образования. Цели и задачи курса:
Программа рассчитана на 102 учебных часа в год из расчета 3 учебных часов в неделю. Она предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся. Поэтому основной направленностью программы курса является воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к истории и традициям России и мира, к правам и свободам человека, освоение исторического опыта, норм ценностей, которые необходимы для жизни в современном поликультурном, полиэтническом обществе. При изучении курса истории используются такие формы и методы работы, как практические и самостоятельные работы обучающихся (домашние и классные, индивидуальные и групповые), направленные на формирование навыков поисковой и самостоятельной познавательной деятельности, на развитие социального опыта и социальной адаптации обучающихся. Учебные задания составляются в соответствии с основными положениями личностно-ориентированного подхода к обучению. Используемые в практических и самостоятельных работах поисковые методы, разноуровневые задания позволяют развивать у учащихся навыки поиска и отбора необходимой информации с помощью ИКТ, навыки анализа отобранной информации и ее обработки и синтеза в форме таблиц, схем, аналитического обобщения. Познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности. В результате изучения истории в 9 классе ученик должен -знать основные этапы и ключевые события Новейшей истории и истории России ХХ – начала XXI века и выдающихся деятелей истории; -знать важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития; -знать изученные виды исторических источников; -уметь определять последовательность и длительность важнейших событий новой истории; -уметь использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников; -уметь читать историческую карту и показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий; -владеть навыками устной и письменной речи, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, формулировать вопрос, сжато давать ответ; -уметь рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников в связной монологической форме; -использовать приобретенные знания при написании творческих работ, сообщений, докладов, рефератов, рецензий; -выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; -объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов; -уметь анализировать исторические явления, процессы факты; -группировать исторические явления и события по заданному признаку; -уметь дать на основе конкретного материала научные объяснения сущности фактов и связей между ними; -выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; -определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий; -объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и мира в ХХ – начале XXI века, достижениям культуры; -использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни; - высказывания собственных суждений (в споре, дискуссии и т.п.) об историческом наследии народов мира; - объяснения исторически сложившихся норм социального поведения; - использования знаний об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности; -уметь осуществлять самоконтроль и самооценку. Содержание программного материала Новейшая история (28 часов) Раздел 1. Мир в первой половине ХХ в. Тема 1. Мир в начале ХХ века (6 часов) Начало борьбы за передел мира. Возникновение военно-политических блоков. Антанта и Центральные державы. Балканские войны. Первая мировая война, причины, участники. Кампании 1914-1918 гг., важнейшие сражения. Вступление в войну США. Нарастание социально-экономических и политических противоречий в воюющих странах. Итоги Первой мировой войны. Тема 2. Мир в 1920-1930-е гг. (8 часов) Мир после Первой мировой войны. Версальско-Вашингтонская система. Лига наций. Революционный подъем в Европе и Азии, распад империй и образование новых государств. Международные последствия революции в России. Революция 1918-1919 г. в Германии. Раскол международного рабочего движения: Коммунистический интернационал и Социалистический Рабочий Интернационал. «Стабилизация» 1920-х гг. в ведущих странах Запада. Мировой экономический кризис 1930-х гг. «Новый курс» в США. Ф.Д. Рузвельт. Кейнсианство. Социальный либерализм. Фашизм. Б. Муссолини. Национал-социализм. А. Гитлер. Формирование авторитарных и тоталитарных режимов в странах Европы в 1920-х – 1930-х гг. Страны Азии после Первой мировой войны. Особенности экономического развития, социальные изменения в обществе. Революция 1920-х гг. в Китае. Сунь Ятсен. Движение народов Индии против колониализма. М. Ганди. Милитаризация общества в Японии. Пацифизм и милитаризм в 1920-1930-е гг. Паневропейское движение. А. Бриан. Агрессивная политика Японии, Германии, Италии в 1930-х гг. Гражданская война в Испании. Мюнхенское соглашение. Военно-политический кризис в Европе в 1939 г. Тема 3. Вторая мировая война (2 часа) Причины, участники, основные этапы Второй мировой войны. Польская кампания и «странная война». Поражение Франции. «Битва за Англию». Военные действия на Балканах, Северной Африке. Нападение Германии на СССР. Вступление в войну США. Война на Тихом океане. Антигитлеровская коалиция. Ф. Рузвельт, И.В. Сталин, У. Черчилль. Ленд-лиз. «Новый порядок» на оккупированных территориях. Политика геноцида. Холокост. Движение Сопротивления. Коренной перелом во Второй мировой войне. Открытие второго фронта в Европе. Капитуляция Италии. Разгром Германии и Японии. Вклад СССР в победу над нацизмом. Итоги и уроки войны. Ялтинско-Потсдамская система. Создание ООН. Раздел 2. Мир во второй половине ХХ-начале XXI в. (11 часов) Холодная война. Создание военно-политических блоков. Корейская война. Карибский кризис. Ближневосточные кризисы. Война в Юго-Восточной Азии. Движение неприсоединения. Гонка вооружений. Разрядка и причины ее срыва. «План Маршалла» и послевоенное восстановление экономики в Западной Европе. Научно-техническая революция. Переход к смешанной экономике. Социальное государство. «Общество потребления». Эволюция политической идеологии. Христианская демократия. Социал-демократия. «Новые левые». Изменение конституционного строя во Франции, Германии, Италии. К. Аденауэр. Ш. де Голль. Системный кризис индустриального общества в конце 1960-начале 1970-х гг. Неоконсерватизм. Р. Рейган. М. Тэтчер. Становление информационного общества. Коммунистические режимы в странах Центральной и Восточной Европе: поиск путей и моделей развития. Демократические революции в Восточной и Центральной Европе конца 1980 – начала 1990-х гг. Распад Югославии. Особенности модернизационных процессов в латиноамериканских странах. Авторитаризм и демократия в Латинской Америке ХХ в. Революция на Кубе. Ф. Кастро. Э. Че Гевара. Чилийская модель развития. Распад колониальной системы и образование независимых государств в Азии и Африке. Выбор освободившимися странами путей и моделей развития. Китай во второй половине ХХ в. Мао Цзедун. Дэн Сяопин. Мир на рубеже ХХ-XXI вв. Завершение холодной войны и эпохи «двухполюсного мира». Становление современного международного порядка. Борьба с международным терроризмом. Интеграционные процессы. Европейский Союз. Глобализация и ее противоречия. Глобальное информационное и экономическое пространство. Антиглобалистское движение. Культурное наследие ХХ в. Развитие естественнонаучных и гуманитарных знаний в ХХ в. А. Эйнштейн. Н. Бор. Формирование современной научной картины мира. Изменение взглядов на развитие человека и общества. Религия и церковь в современном обществе. Иоанн Павел II. Экуменизм. Основные течения в художественной культуре ХХ в. (реализм, модернизм, постмодернизм). Массовая культура. Становление новых форм художественного творчества в условиях информационного общества. Обобщающее повторение (1 час) История России ХХ-начала XXI века (74 часа) Тема 1. Россия в конце XIX – нач. ХХ в. (9 часов) Российское общество на рубеже XIX – нач. ХХ в. Социально-экономическое развитие России. Особенности промышленного и аграрного развития России на рубеже XIX-XX вв. Политика модернизации «сверху». Государственный капитализм. Формирование монополий. Иностранный капитал в России. Население: сословный, этнический и конфессиональный состав. Внутренняя политика Николая II в 1894-1914 гг. Личность Николая II. Преемственность политического курса. С.Ю. Витте. В.К. Плеве. Зубатовский, «Полицейский социализм». Либеральные проекты П.Д. Святополк-Мирского. Обострение социальных и политических противоречий в условиях форсированной модернизации. Аграрный вопрос. Рабочее движение. Активизация нелегальной политической деятельности. Революционные партии, их программы. Внешняя политика России в 1894-1914 гг. Гаагская конференция 1899 г. Русско-японская война 1904-1905 гг., ее влияние на российское общество. Россия и Антанта. Общественно-политическое движение в нач. ХХ в. Радикализация общественного движения. Возникновение ПСР, «Союза освобождения», РСДРП. Начало первой российской революции. Революция 1905-1907 гг.: причины и характер. Кровавое воскресенье. Восстание на броненосце «Князь Потемкин Таврический». Всероссийская октябрьская политическая стачка. Манифест 17 октября 1905 г. Новые политические течения и партии. Декабрьское вооруженное восстание. Политические реформы 1906-1907 гг. I и II Государственные думы. Премьер-министр П.А. Столыпин. Роспуск II Государственные думы – конец революции. Социально-экономическое развитие в 1907-1914 гг. Аграрная реформа П.А. Столыпина. Переселенческая политика. Промышленный подъем 1910-х гг. Политическая жизнь России в 1907-1914 гг. Избирательный закон 1907 г. III и IV Государственная дума. Октябристское большинство. Убийство П.А. Столыпина. Политическое провокаторство: Е. Азеф, Р. Малиновский. Ленский расстрел. Серебряный век русской культуры (начало ХХ в.). Образование, наука, литература, живопись, архитектура, музыка, театр, кинематограф. Тема 2. Революция и гражданская война в России (10 часов) Россия в системе международных отношений накануне первой мировой войны. Вступление России в войну. Основные этапы и итоги военных действий на восточном фронте в 1914-1917 гг. Нарастание социально-экономических и политических противоречий. «Прогрессивный блок». Угроза национальной катастрофы. Начало революции 1917 г. Отречение Николая II. Двоевластие. Кризис государственной власти весной – осенью 1917 г. Апрельский кризис Временного правительства. Создание правительственной коалиции. А.Ф. Керенский. I Всероссийский съезд Советов. Июльский кризис. Провозглашение республики. Предпарламент. Большевизация Советов. Установление власти большевиков (октябрь 1917 – январь 1918 гг.). Провозглашение советской власти в октябре 1917 г. II Всероссийский съезд Советов и его декреты. Становление советской системы управления. Учредительное собрание и его роспуск. III Всероссийский съезд Советов. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа. Установление однопартийной диктатуры РКП (б) в Советском государстве. Борьба вокруг Брестского мира. IV съезд Советов. V съезд Советов. Левоэсеровское вооруженное выступление 6 июля 1918 г. и его последствия. Принятие Конституции РСФСР. «Военный коммунизм». Национализация промышленности и банков. Образование ВСНХ. Всеобщая трудовая повинность. Продовольственная диктатура. Продотряды. Комбеды. Продразверстка. Гражданская война и военная интервенция: причины, основные этапы. Создание Красной Армии. С.С. Каменев. М.В. Фрунзе. С.М. Буденный. Белое движение. А.В. Колчак. А.И. Деникин. П.Н. Врангель. «Белый» и «красный» террор. «Демократическая контрреволюция». Крестьянство в годы гражданской войны. Н.И. Махно. Война с Польшей. Итоги гражданской войны. Кризис конца 1920 –начала 1921 г. Кризис политики «военного коммунизма». Рост крестьянских выступлений. Кронштадтское восстание. Х съезд РКП (б). Переход к нэпу. Тема 3. СССР в период между мировыми войнами (10 часов) План ГОЭЛРО и начало восстановления экономики. Политика большевиков в области национально-государственного строительства. Образование СССР. Конституция СССР 1924 г. Итоги и противоречия НЭПа. Борьба за власть в партии большевиков. Дискуссии о путях построения социализма. И.В. Сталин. Л.Д. Троцкий. Г.Е. Зиновьев. Н.И. Бухарин. Свертывание НЭПа. Внешняя политика Советского государства в 1920-е гг. Конференция в Генуе. Раппальский договор с Германией. Полоса признания СССР. Поддержка СССР революционных и национально-освободительных движений. Деятельность Коминтерна. Многообразие культурной жизни в 1920-х гг. СССР в 1930-е гг. Советская модель модернизации. Индустриализация. Интенсивный рост промышленного потенциала страны. Создание оборонной промышленности. Социалистическое соревнование. Коллективизация сельского хозяйства: цели, методы, результаты. Формирование централизованной (командной) системы управления экономикой. Власть партийно-государственного аппарата. Формирование культа личности И.В. Сталина. Массовые репрессии. Итоги экономического, социального и политического развития страны к концу 1930-х – началу 1940-х гг. Конституция 1936 г. СССР в системе международных отношений в 1930-х гг. Вступление СССР в Лигу наций. Попытки создания системы коллективной безопасности в Европе. Мюнхенский договор и позиция СССР. Советско-германский пакт о ненападении. Внешняя политика СССР в 1939-1941 гг. Расширение территории СССР. Коренные изменения в духовной жизни общества. Ликвидация неграмотности в СССР. Развитие системы образования. Достижения науки и техники в годы первых пятилеток. Метод социалистического реализма в литературе и искусстве. Утверждение марксистско-ленинской идеологии в обществе. |