История твоей России





НазваниеИстория твоей России
страница1/14
Дата публикации07.08.2013
Размер1.95 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > История > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК СИБИРСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

ИНСТИТУТ ИСТОРИИ

СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

Кафедра «История и политология»


Ефимкин М.М., Балахнин В.В., Давыдов А.И.
История твоей России
Ответственный редактор:

Канд. ист. наук, доцент _________________М.В. Балахнина
Нормоконтролер ____________________ В.А. Слайковская
РИО ______________________ М.А. Турбина
Новосибирск 2011

УДК 9 (470) (075 8)



Ефимкин М.М., Балахнин В.В., Давыдов А.И. История твоей России: Учебное пособие. – Новосибирск: Изд-во СГУПСа, 2011. –с.
Авторами рассматривается место России в мировом историческом процессе, особенности ее исторического пути и роль в геополитических концепциях и построениях как отечественных, так и зарубежных философов, историков, геополитиков и политических деятелей.

Предназначено для студентов, изучающих курс «Отечественная история».
Ответственный редактор

канд. ист. наук, доцент М.В. Балахнина


Рецензенты:

1. Кафедра истории Отечества НГАСУ (зав. кафедрой, д.и.н., профессор Ю.И. Казанцев, к.и.н., доцент В.Н. Болоцких).

2. Профессор, д-р ист. наук, главный научный сотрудник Института Истории СО РАН Исаев В.И.
Работа выполнена в рамках проекта РГНФ 09-01-00550 а/р «Сибирь в российских государственных стратегиях XVI – XXI вв.».

© Ефимкин М.М., Балахнин В.В., Давыдов А.И., 2011

© Сибирский государственный

университет путей сообщения, 2011

Предисловие

Надо понять и уверовать в то,

что Русь - это мы, и Древняя Русь - тоже мы,

и если Бог поможет, то

и будущая Русь тоже будем мы!

Ю. Миролюбов.

Целью настоящего пособия является показать в доступной форме специфику цивилизационного пути России, динамику ее развития и отражение этой проблематики в общественно-политической мысли. Это позволит преодолеть чрезмерную фактологичность существующих учебников, в которых цельной картиной исторического процесса часто жертвуют ради подробного изложения материала. Пособие призвано систематизировать курс отечественной истории, учитывая самые современные точки зрения.

История у нас одна на всех. Естественно стремление общества получить определенное видение своего прошлого, настоящего и будущего. Но это возможно лишь в том случае, если общество во всех отношениях устойчиво. В условиях деструктивных разрушений подобное стремление невозможно. Всячески преследуется цель переделки политического сознания современников, изменяя вначале их историческое сознание. В прошлое вторгаются грубо и нахально, черня и без того тяжелые страницы российской истории. "Мне надоело поношение России, которое я без конца слышу, читаю, вижу. Это не справедливо. История России перекореживается. Все люди в истории получают дурные и ложные оценки. Мы живем в нездоровом обществе". "Было столько грязи вылито на свой народ, чего не делало ни одно другое государство". Данные высказывания двух выдающихся деятелей российской культуры — композитора Г. Свиридова и писателя В. Распутина наглядно характеризуют сложившуюся в стране и пока не меняющуюся ситуацию с разрушением исторического сознания народа.

Почему же так трудна и постоянно ругаема недобрыми хулителями история России?

Хулители нашей истории,

С ядом на жале пера,

Особенно те, которые

"Ура"- кричали вчера.

Вам все равно не уменьшить

Значения прошлых лет.

Дурак или сумасшедший

Поверит в ваш сивый бред.

История вершится однажды

Не останавливаясь ни на миг.

А вашим душам продажным

Всегда был не важным

Ни плач ее и не крик.

Вспомнили бы слова древнего грека - Аристотеля о том, что только одного и Богу не дано: не бывшим сделать то, что было сделано. Заслуживает ли наша Родина и ее история подобного к себе отношения? Я приглашаю заинтересованного читателя познакомиться с основными историческими вехами своей страны и сформировать собственное представление об исторической роли и доле Российской державы, поэтапно постигая ключевые проблемы и специфику ее развитии. Помня при этом слова своего великого соотечественника - А.С. Пушкина: "Нет убедительности в поношениях, и нет истины, где нет любви. Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам бог ее дал".

1. Наставница жизни

"Уважение к минувшему - вот черта, отличающая образованность от дикости".

А.С. Пушкин.

"Историческое познание есть путь к познанию действительности".

Н. Бердяев.

В переводе с греческого historia - рассказ о прошлом. Древние называли историю «magistra vitae» - наставницей жизни. Это одна из древнейших наук в возрасте более 2500 лет. Ее основоположником считался древнегреческий ученый Геродот, первым написавший книгу, которая так и называлась: "История". Мы рассуждаем о наличии и разнообразии смысла истории. Закономерно возникает вопрос: а что такое история? Какое содержание мы вкладываем в данный термин? Существует множество определений термина "история". Мы предлагаем нашим читателям шесть основных значений этого слова. Два из них имеют чисто бытовой характер. Это история как повествование: человек встретив знакомых: «Ну, ребята, историю я вам расскажу...», и история как происшествие: повествователю в ответ: « Да, интересную историю ты рассказал. Но вот, я в такую историю попал?» Действительно - это быт. Человек, сочинивший историю, еще не историк, а попасть в историю - далеко не всегда значит обессмертить свое имя.

Остальные четыре значения этого слова представляют собой его научное содержание. Во-первых, это принцип историзма, который требует рассматривать любое историческое явление в развитии. Именно в этом смысле следует понимать слова К. Маркса и Ф. Энгельса (Читатель! Не отрицай не зная! По опросам Би-Би-Си 2002г. К. Маркс занял первое место в десятке выдающихся мыслителей последнего тысячелетия), которые писали в свое время: « Мы знаем только одну единственную науку, науку истории. Историю можно рассматривать с двух сторон, ее можно разделить на историю природы и историю людей. Однако обе эти стороны неразрывно связаны: до сих пор пока существуют люди, история природы и история людей взаимно обуславливают друг друга». Конечно же, провозглашение истории единственной наукой не дает повода для кичливости. Это, прежде всего требование рассматривать любое явление исторически, т.е. в развитии. Авторы говорят о «науке истории», а не имеют ввиду науку историю. Они имели ввиду науку жизни, как уже говорилось выше: « История есть наставница жизни». А жизнь есть процесс развития. В этом и заключается принцип историзма. Именно об этом писал В.О.Ключевский: «В научном языке слово «история» употребляется в двояком смысле: 1) как движение во времени, процессе и 2) как познание процесса. Поэтому все, что совершается во времени, имеет свою историю».

Итак, первое из четырех научных значений термина «история»: История - это процесс развития.

В.О. Ключевский утверждал, что без общих понятий и целей, без разделяемых всем или большинством чувств, интересов и стремлений люди не могут составить прочного общества; чем больше возникает таких связей, и чем больше получают они власть над волей соединяемых ими людей, тем общество становится прочнее.

Устанавливаясь и твердея от времени, эти связи превращаются в нравы и обычаи. В силу тех же условий общение возможно не только между отдельными лицами, но и между целыми чередующимися поколениями: это и есть историческое преемство. Размышляя над подобными вопросами, великий русский критик В.Г. Белинский писал в свое время: «Мы вопрошаем и допрашиваем прошедшее, чтобы оно объяснило нам наше настоящее и намекнуло о нашем будущем». А один из основоположников « Школы «Анналов» Л.Февр прямо утверждал: « История – это ответы на вопросы, которые неизбежно встают перед современным человеком. Это объяснение сложных ситуаций, в которые он попадает: зная их причины, он уже не будет действовать вслепую». Ему вторит К. Ясперс, настойчиво подчеркивающий, что «Настоящее совершается на основе исторического прошлого, воздействие которого мы ощущаем на себе. Для того чтобы познать настоящее надо знать историю». Более того, В.О.Ключевский вообще был убежден, что «История народа, научно воспроизведенная, становится приходной - расходной его книгой, по которой подсчитываются его недочеты и передержки прошлого», а вырабатывающееся из знания прошлого « историческое сознание дает обществу, им обладающему, тот глазомер положения, то чутье минуты, которые предохраняют его как от косности, так и от торопливости». Отсюда следует второе научное значение термина « история», которое состоит в обозначении им жизни общества. Именно в том смысле мы говорим о законах истории, противопоставляя их законам природы. Основоположники марксизма писали в работе «Святое семейство»: « История есть не что иное, как деятельность преследующего свои цели человека». Им вторит и П.Сорокин, стоящий у основ современной социологии, утверждая, что человек всегда был единственным творцом своей истории.

Как известно, законы истории, т.е. законы общественного развития, изучают не только историки, но и представители других наук. Специфика же той науки, которой занимается историк, состоит в том, что она обращена к прошлому. Значит, история- это прошлое. Таким образом, мы определили третье научное значение рассматриваемого термина. Коль скоро история- это прошлое, соответственно принадлежать истории - значит относиться к прошлому. С этим согласны практически все исследователи. Выдающийся мыслитель XX столетия К. Поппер утверждал: «История- то, что случилось в прошлом. Это не река и не сила. История всегда заканчивается сегодня, в этот самый момент времени». В.О.Ключевский постоянно подчеркивал, что историческое преемство состоит в том, что достояние одного поколения, материальное и духовное, передается другому. Средствами передачи служат наследование и воспитание. В этом смысле прошлое обладает страшной силой. Прошлое - это арена ожесточенной борьбы, которая особенно ярко проявляется сегодня. Кто контролирует прошлое - контролирует будущее. Кто контролирует будущее - контролирует настоящее. Контролирующий прошлое, следовательно, контролирует настоящее. Он контролирует реально живущих людей. Отсюда стремление властвующих "запускать руки в прошлое", личностно трактуя причины и смысл событий. Такая прерогатива, замечает Дж. Оруэлл, «пострашнее, чем пытка или смерть». Власть над прошлым влечет насилие над временем, позволяет произвольно разрушать его, влиять на фактические потребности текущей минуты. Это крайне опасная деструктивная власть, долженствующая быть исключенной из актива социального созидания.

В этом отношении блестящий пример являют из себя многие бывшие и сегодняшние политические лидеры. Они безаппеляционно (а, скорее всего, по исторической неграмотности) заявляют везде и всюду о том, что всякие «восточные» и «евразийские» пути для России - это химера. Для России, по их мнению, возможен только один путь - западный. И дилетантски обращают свой взор, а значит и взор многомиллионной аудитории в историческое прошлое России, утверждая, что ее лучшие достижения были связаны с попытками европейской модернизации. А знать надо бы, что более чем четыреста лет Россия была устремлена на Запад, затрачивая на это громадные материальные, финансовые и человеческие ресурсы. И, тем не менее, энергия этих четырех вековых усилий расходовалась, практически, впустую. И, все же, западно-ориентированная элита исторически постоянно примеривает к России западные культурные, государственные и правовые модели, что никогда не заканчивалось добром, а вело к смутам и революциям. Неплохо было бы вспомнить пушкинские строки о том, что, сколько бы мы нашей кровью не искупали "Европы вольность, честь и мир", Запад в отношении России всегда был столь же невежествен, сколь и неблагодарен. Итак, прислушайтесь: о прошлом постоянно говорят, в дискуссиях по кардинальным проблемам современности, на основе оценок прошлого разрабатываются новые социальные теории и идеологические схемы. Таким образом, связь прошлого и настоящего неразрывна.

Стало быть, мы должны изучать прошлое, чтобы понять и объяснить настоящее и готовить будущее, (а не пророчествовать о нем). Соответственно, история отличается от других наук общественного профиля тем, что она изучает прошлое. Это четвертое научное значение термина. «История» - это наука, изучающая прошлое человеческого общества. Основным содержанием истории, как отдельной науки, специальной отрасли научного знания, служит исторический процесс, т.е. ход, условия и успехи человеческого общежития или жизнь человечества в ее развитии и результатах. Изучение истории - это серьезное аналитическое занятие. Задача историка - проникать глубже лежащих на поверхности напластований фактов, воссоздать историческую картину, адекватную прошлой реальности во всей ее сложной борьбе страстей и эмоций и дать это знание современному человеку. Историк, изучая неповторимое, стремиться познать процесс человеческого сообщества, выявить ту часть исторического опыта, которая необходима человеку в современности, проследить «связь времен». В то же время, история- наука конкретная, требующая точного знания хронологии, фактов, событий. По сравнению с другими гуманитарными науками, представляющими какую-либо одну из сторон общественной жизни, она характеризуется тем, что объектом ее познания является вся совокупность жизни общества на протяжении всего исторического процесса. Глубокое изучение отечественной истории способствует воспитанию ее граждан, особенно подрастающего поколения в духе гражданственности и патриотизма. Недаром говорится, что «история - это коллективная память народа», потеря которой разрушает общественное сознание, делает жизнь бессмысленной, варварской.

Таким образом, мы определили объект истории как научной и учебной дисциплины. Ранее изложенные рассуждения позволяют нам выделить и предмет исторического изучения - человека. Человек - единственный творец и носитель своей истории. Главной же задачей является изучение прошлого для познания настоящего, подготовки и, в какой - то степени, предвидения будущего. С уважительной гордостью подчеркнем, что задолго до этих исторических формулировок, русский историк Н.М. Карамзин, рассуждая о том, что такое история, предвосхитил их. Автор бессмертной «Истории государства Российского» писал: «История в некотором смысле есть священная книга народов; главная, необходимая; зерцало их бытия и деятельности; скрижаль откровений и правил; завет предков к потомству; дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего. Мудрость человеческая имеет нужду в опытах, а жизнь кратковременна. Всякая история, даже и неискусно писанная, бывает, приятна: тем более отечественная. Мы - все граждане: и в Европе и в Индии, и в Мексике и в Абиссинии; личность каждого тесно связана с отечеством: любим его, ибо любим себя. Пусть греки, римляне пленяют воображение: они принадлежат к семейству рода человеческого, и нам не чужие по своим добродетелям и слабостям, славе и бедствиям; но имя Русское имеет для нас особенную прелесть: сердце мое еще сильнее бьется за Пожарского, нежели за Фемистокла или Сципиона. Всемирная история великими воспоминаниями украшает мир для ума, а Российская украшает отечество, где живем и чувствуем».
Вопросы для самоконтроля:

  1. Что понимается под принципом историзма?

  2. Каковы функции исторической науки?

  3. Что является объектом и предметом истории?


2. История - это время.

История познаваема, потому что датирована.

Д. Лауэнталь.

Нельзя понять сущность истории, не поняв природы времени. Потому не может быть серьезной исторической науки, пытающейся познать историю, без опоры на современные знания, касающиеся природы времени. Именно историческая наука, как никакая другая наука, коль скоро она занимается Прошлым различных народов, связана с исследованием свойств времени. Погруженность в прошлое позволяет ей быть источником новых знаний о природе времени. Знание законов времени, его сущности, в свою очередь, позволяет правильнее представить себе прошедшее, т. е. историю, которая есть только там, где есть время. Однако встает вопрос: а что такое время?

Отвечая на данный вопрос, Блаженный Августин в своей «Исповеди» говорил: «Если меня об этом никто не спрашивает - я знаю, что такое время; если бы я захотел объяснить спрашивающему - нет, не знаю». Трудность категории времени во многом определяет то, что мало работ по истории, которые начинались бы с рассказа о том, что такое время каковы его законы, и как в силу этих законов перед нами раскрывается прошлое. Н. Бердяев утверждал, что «основным вопросом, основной посылкой всякой философии истории является, несомненно, вопрос о значении времени, о природе времени, потому что история -есть процесс во времени». И дело не только в том, что человек - историческая личность, перемещающаяся в пространстве и времени. Дело еще в том, что отрезок времени, отводимый на формирование независимых исторических событий в устойчивой форме, различен в разные эпохи. Он различен и в государствах несопоставимых по территории. В Росси до сих пор реакция на событие (в том числе, указующие директивы центра) медленная, запоздалая. Поэтому, зачастую, событие формируется как независимое. В этом особенность народного и государственного менталитета России.

Как известно древние летописи, первые книги по истории начинались с рассказа о сотворении Мира. Перед читателем разворачивалась картина мироздания, над которой властвует Время. А дата сотворения Мира варьируется в значительных пределах. Их около 200 с амплитудой колебания примерно 2100 лет. То есть возникло множество точек отсчета, от которых развертывалась вся хронология. Поскольку дат сотворения Мира было великое множество, церковным иерархам необходимо было « застолбить опорную дату», связанную с рождением Христа. Что и было сделано на Никейском соборе в 325 г. н. э. Сын Божий, страдая за нас грешных, хотя бы на время, стал смертным. Согласно христианским представлениям, собственно человеческая история началась не с момента сотворения человека, ибо райское существование протекало вне существенных изменений, то есть вне истории, а с момента грехопадения, после которого человек был, низвергнут в поток времени, и стал смертным. Появилась необходимость измерять Время. Грехопадение же случилось после того, как наш далекий Предок Адам заскучал в райских кущах, не найдя себе друга близкого среди прочих божьих тварей. Пожалев его, послал ему Бог деву - Первозданную Еву, видимо сознательно подвергнув искушению.

Приняв новую точку отсчета - дату рождения Христа, новое летоисчисление или «наша эра», охватила в первую очередь, европейские страны во главе с Римом. Поэтому глобальная хронология, сложившаяся в XVI - XIX в.в., приписывает всем основным событиям древней истории даты по юлианскому календарю. Это и определило римскую хронологию как «позвоночный столб» всей глобальной хронологии и, в первую очередь, хронологии Европы. Но, в конце концов, где же истоки? Человеческий разум требует объяснения: неужто в современном мире все так произвольно? Ему обязательно нужно за что-то зацепиться, иметь точку отсчета в историческом летоисчислении. И здесь на помощь приходит такая наука, как астрономия и небесная механика. Ведь известно из тех же христианских преданий (тоже вопрос: когда они появились?), что рождению Сына Божьего сопутствовало появление новой, ныне уже легендарной божественной Вифлеемской Звезды.

Читатель должен знать, что в интеллектуальной сокровищнице человечества есть много интересного и поучительного. Обратимся туда с нашей проблемой и извлечем из нее «Великое построение», известное под названием «Альмагест» - свод астрономических знаний древних, содержащий детально разработанную геоцентрическую модель мира, каталог звезд (указано положение и яркость 1028 звезд). «Альмагест» служил теоретической базой расчета движения планет и сохранял свое значение вплоть до разработки Коперником в середине XVI века гелиоцентрической системы мира. Автор «Альмагеста» Птолемей Клавдий – греческий астроном, математик, оптик, географ - с помощью своей модели удовлетворительно объяснял неравномерность и «петлеобразность» в движениях планет и Солнца и точно предсказывал их положение в любой момент. Тем самым была получена некая временная (проверочная) точка отсчета. И. Скалигер (1540-1609), а затем и Д. Петавиус (1583-1652), впервые применили астрономический метод для подтверждения хронологии предыдущего периода. Поэтому вплоть до XX века проблема датировок считалась в основном уже решенной. Однако в этом же веке встал вопрос о крупной ревизии (пересмотре) системы древних дат поскольку, как утверждает академик А.Фоменко, найдена систематическая погрешность «Альмагеста». Здесь особый упор А. Фоменко делает на труды Н. Морозова, Р. Ньютона и более известного читателю - И. Ньютона.

Русский ученый- энциклопедист Н. Морозов (1854-1946) в своих трудах («Пророки», «Христос») был не первым, кто обратил внимание на серьезные проблемы традиционной хронологии, но он был первым, кто сформулировал четкую концепцию «укорачивания хронологии», обосновав фундаментальную гипотезу о том, что традиционная хронология древности искусственно растянута , удлинена по сравнению с реальной.

Известный американский астроном XX в. Роберт Ньютон вообще объявил К. Птолемея «самым удачливым обманщиком в истории науки». К такому выводу он пришел на основе тщательного анализа цифрового материала, содержащегося в «Альмагесте», проводя отождествление звезд, включенных в него, со звездами современного неба. Но он не подверг сомнению дату составления «Альмагеста», поэтому и пришел к такому выводу. Сомневался, оказывается, в традиционной хронологии и создатель классической механики - Исаак Ньютон (1642-1727). Он подверг ревизии лишь даты примерно ранее 200 г. до н.э. Его наблюдения носили разрозненный характер, и обнаружить какую-либо систему в этих передатировках он не смог. Однако в целом он тоже укоротил глобальную хронологию. Примечательно то, что все свои расчеты в данной области, особенно «Краткую Хронику», И. Ньютон не готовил к изданию и резко протестовал, когда она была опубликована без его ведома и согласия. Гениальный англичанин понимал всю сложность постижения природы времени и все последствия, которые могло повлечь не только бесцеремонное, но преждевременное вторжение в данную область человеческого знания и бытия. Какого - либо удовлетворительного системного объяснения своей ревизии глобальной хронологии И. Ньютон не дал. А строить догадки, предположения, гипотезы он, по всей видимости, не хотел. Известно, что, открыв закон всемирного тяготения, он отказался объяснить природу гравитации, заявив: «Я гипотез не строю!». Как тут не вспомнить приведенные выше слова Блаженного Августина!

Академик А. Фоменко - математик, ностальгирует по поводу того, что ранее в XV - XVI веках хронология считалась разделом математики, превратившись постепенно в раздел исторической науки. Почему так случилось? Ответа мы у него не находим. Не потому ли. что в попытке математического объяснения природы времени ученые подошли к непреодолимому (для тех лет) барьеру. Тогда, хоть и смутно, появляется понимание позиции великого И. Ньютона. Не случайным кажется «математическое оживление» в области глобальной хронологии после создания А. Эйнштейном в начале XX в. общей теории относительности, сумевшей доказать не однолинейность времени. А. Фоменко построил «новую статистическую хронологию», которая, на его взгляд, согласуется с традиционной лишь на интервале веков с XIII по XX век н.э. и существенно расходится с ней в более ранние эпохи. Еще А. Морозов в своем глобальном труде «Христос» («История человеческой культуры в естественно - научном освещении») утверждал, что, начиная с XIII века описания затмений в русских летописях, астрономически подтверждаются, т.е. хронология традиционной истории соответствует астрономии. Данный факт вносит некоторое успокоение в наши сомневающиеся души, поскольку целью своей мы видим постижение места и роли России в мировом цивилизационном процессе, который укладывается примерно в данную хронологию.

Наши соотечественники, начиная, пожалуй, с Н.Я. Данилевского, особое место во временном историческом процессе отводили теории цикличной динамики. И это не абстрактные, «голые» построения. В их основу закладывались как физические, так и социально- экономические факторы. Сегодня широко рекламируется «Люстра Чижевского», но мало кто из наших читателей знает, что А.Л.Чижевский (1897-1964) - основоположник гелиобиологии. Он установил зависимость между циклами активности Солнца и многими явлениями в биосфере, всевозможными катаклизмами на Земле. На основе этого он определил физические факторы исторического процесса, именно так он назвал выпущенную им в 1924 г. книгу, настоящую энциклопедию грядущего общественного бытия: течение всемирно- исторического процесса составляется из непрерывного ряда циклов, занимающих XI лет. Тем самым он предлагал миру инструмент глобального социального прогнозирования, предвидения общественных потрясений, выводил человечество на новый уровень понимания нашей не только общецивилизационной, но и космопланетарной сущности. Другие российские ученые (Н.Д. Кондратьев) на основе изучения большого массива статистических данных и математического моделирования социально- экономических процессов делают вывод, что большие циклы экономической конъюнктуры отчетливо сменяют друг друга каждые 40- 50 лет. В рамках полувекового цикла существуют более короткие циклы. Их насчитывается четыре- пять (что сопоставимо с XI-летним периодом у Чижевского) и каждый из них проходит через стадию равновесия и неравновесия. Полувековой цикл конъюнктуры, в свою очередь является элементом «векового» цивилизационного цикла, смена которых каждые 200- 300 лет представляет собой смену цивилизаций. Опираясь на это, предлагается считать цивилизацией определенную ступень в развитии общества.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

История твоей России icon«Формула твоей мечты». Воспоминания о форуме
России» (ооо «мир») проводила Всероссийский молодежный спортивно-образовательный фестиваль «формула твоей мечты», почётным гостем...
История твоей России iconВ процессе исторического развития человечество выработало два противоположных отношения к труду
Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором я заповедал тебе, сказав: «не ешь от него», проклята...
История твоей России iconКогда ты начинаешь понимать: Кто ты?
Чего ты на самом деле хочешь? Ты перестаёшь бояться и сомневаться, ты просто с любовью и удовольствием реализуешь самый чудесный...
История твоей России iconЗагладин Н. В. История. История России и мира. 10-11 кл
Государственному образовательному стандарту по истории. Планирование адаптировано к учебному плану мбоу всош №5, предназначено для...
История твоей России iconДоклад директора / публичный отчет
России. На изучение курса истории в 7 классе отводится 70 часов, из них, согласно программе, новая история изучается 30 часов, история...
История твоей России iconМетодика преподавания бурятского языка раздел 1
России. На изучение курса истории в 7 классе отводится 70 часов, из них, согласно программе, новая история изучается 30 часов, история...
История твоей России iconРабочая программа дисциплины историческая география россии направление...
«Современная история России», «Этнология и социальная антропология», «Историческое краеведение», «Историческая демография», «Социальная...
История твоей России iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 03 История России...
Дисциплина «История России (1945-2007 гг.)» рассчитана на студентов очной формы обучения по направлению 032600 История
История твоей России iconРабочая программа по истории (учебный предмет) 7 (классы) (2012-2013 уч год)
России. На изучение курса истории в 7 классе отводится 70 часов, из них, согласно программе, новая история изучается 30 часов, история...
История твоей России iconПаспорт проекта лингвистических классов гимназии №33 “Buryatia welcomes...
России. На изучение курса истории в 7 классе отводится 70 часов, из них, согласно программе, новая история изучается 30 часов, история...
История твоей России iconРабочая программа по курсу «История. История России и мира» 10 класс (базовый уровень)
Учебник: Загладин Н. В., Симония Н. А. История. История России и мира. 10 класс. М.: Русское слово,2007
История твоей России iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Всеобщая история. История России» 10 – 11 классы. Автор составитель: Алексашкина Л. Н. и авторской программы к учебникам «Дрофы»,...
История твоей России iconПояснительная записка рабочая программа по истории России предназначена...
Хvi века. 6 класс; Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. Конец ХVI – ХVIII век. 7 класс; Данилов А. А., Косулина Л. Г. История...
История твоей России iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
России. На изучение курса истории в 8 классе отводится 68 часов, из них, согласно программе, новая история изучается 28 часов, история...
История твоей России iconТематическое планирование курса «История России» по программе А....
Что изучает история Отечества. История России- часть всемирной истории. История региона- часть истории Родины. Исторические источники...
История твоей России iconРабочая программа Курса истории 7 класса к учебникам: Данилов А....
Данилов А. А. История России: История России. Конец XVI-XVIII век Учебник. 7 класс: / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. –М.: Просвещение,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск