Скачать 93.31 Kb.
|
Тема урока: Материаловедение. Натуральные волокна животного происхождения. Цели: Ознакомить учащихся с натуральными волокнами животного происхождения; Научить различать волокна по своему составу; Развивать у школьников пространственное представление; Воспитывать эстетический вкус, внимательность, прививать навыки аккуратности Оборудование урока: Коллекция образцов тканей, коллекция «Шерсть», «Шелк», учебник, рабочая тетрадь, лупа, пинцет, огнеупорная чашка, образцы тканей, клей, ножницы. Тип урока: Комбинированный урок изучения нового материала. Методы: Обьяснительно — иллюстративный метод; Частично — поисковый метод; Практический метод; Исследовательский метод. Ход урока. 1. Организационный момент. Сообщение темы, цели урока, мотивация деятельности учащихся. Тема урока: Материаловедение. Натуральные волокна животного происхождения. Цель нашего урока познакомиться с натуральными волокнами животного происхождения, научиться различать волокна по своему составу. Сегодня мы выполним практическую работу «Определение вида ткани», познакомимся с методами определения лицевой и изнаночной стороны тканей, с различными текстильными дефектами ткани. Все знания и умения, полученные на уроке, помогут вам сделать правильный выбор ткани для пошива юбки, которую мы будем шить в этом учебном году. Демонстрация образцов. 2. Актуализация знаний. В прошлом учебном году мы с вами познакомились с натуральными тканями растительного происхождения. Кто вспомнит два основных вида тканей этой группы? (хлопок, лен). Помимо натуральных волокон, т.е. подаренных самой природой, какие еще существуют волокна? (химические). Которые в свою очередь делятся на две группы искусственные и синтетические. Когда мы с вами говорили о натуральных волокнах, я вам рассказывала об интересном качестве волокна, которое не горит в огне, мы еще записали, что эти волокна добавляют в ткань, из которой шьют костюмы для пожарных. К каким волокнам относиться этот вид ткани? (к минеральным). Сегодня мы с вами познакомимся с такими волокнами натурального животного происхождения, как шерсть и шелк. Ткани из таких волокон являются экологически чистыми и поэтому представляют определенную ценность для человека и положительно влияют на его здоровье. 3. Сообщение познавательных сведений Помните, знакомую с детства загадку: «По горам, по долам ходят шуба да кафтан. Это овца. Именно овцы дают основную массу шерсти, перерабатываемой в текстильной промышленности России. Кто мне подскажет из шерсти, каких животных можно получить волокно? Задание №1 Перечислите животных, из шерсти которых можно получить волокно. Овца, верблюд, коза, кролик, собака. Скоро наступит зима, многие бабушки и мамы уже приступили к вязанию теплых шерстяных носков, а может кто-то из них готовит пряжу самостоятельно. Кто мне расскажет, из каких операции состоит этот процесс? А теперь познакомимся с производственным процессом получения шерстяных тканей. Шерстяной покров снимают с овец специальными ножницами или машинками, длина шерстяных волокон от 20 до 450 мм. Состригают почти цельной неразрывной массой, которая называется руном. Виды шерстяных волокон — это волос и шерсть, они длинные и прямые, а пух — он более мягкий и извитый. Перед отправлением на текстильные фабрики шерсть подвергают первичной обработке: сортируют, то есть подбирают волокна по качеству; треплют, — разрыхляют и удаляют засоряющие примеси; промывают горячей водой с мылом и содой; сушат в сушильных машинах. Затем изготавливают пряжу, а из нее ткани. В отделочном производстве ткани красят в различные цвета или наносят на ткани различные рисунки. Ткани из шерсти вырабатываются гладкокрашеными, пестроткаными и напечатанными. 4. Первичная проверка восприятия новых знаний. Задание № 2 Допишите предложения. Шерсть, снятая с овец, называется руно. Наиболее тонкое, мягкое, извитое волокно называется пух. Более толстое, жесткое, менее извитое волокно называется волос или шерсть. Мало прочное и очень жесткое волокно называется войлок. Задание № 3 Определите последовательность обработки шерсти, проставляя номера операций: • промывают с мылом и содой, удаляя грязь и жир; • сушат горячим воздухом; • разрыхляют (удаляют сор); • сортируют (по качеству). 5. Этап усвоения новых знаний. Производство шелковых тканей стало известно еще с третьего тысячелетия до нашей эры в Китае, история знает Великий Китайский шелковый путь. Получению шелка в России положил начало царь Петр Великий в 17 веке, «дабы иметь парчовые изделия из собственного шелка», и отвел казенные земли на Кавказе под шелковичные деревья. Там по сей день занимаются шелководством. Натуральный шелк — это тонкие нити, которые получают при размотке коконов гусеницы тутового шелкопряда. Кокон — плотная, похожая на крошечное яйцо оболочка, которую гусеница туго свивает вокруг себя перед тем, как превратиться в куколку. Четыре стадии развития шелкопряда — яичко, гусеница, куколка, бабочка. Собирают коконы через 8-9 дней с начала завивки и отправляют на первичную обработку. Цель первичной обработки — размотать коконную нить и соединить нити нескольких коконов, длина коконной нити от 600 до 900 м. Такую нить называют шелком — сырцом. Первичная обработка шелка включает следующие операции: - обработка коконов горячим паром для размягчения шелкового клея; - сматывание нитей с нескольких коконов одновременно. На текстильных фабриках из шелка- сырца получают ткань. Шелковые ткани вырабатывают гладкокрашеными, пестроткаными, напечатанными. 6. Первичная проверка восприятия новых знаний. Задание № 4 Дайте название каждой стадии, определив процесс развития тутового шелкопряда. • Яйца • Гусеница • Кокон • Куколка • Бабочка Задание № 5 Допишите предложения. Шерстяные и шелковые ткани по способу отделки бывают: 1. 2. 3._______________________________ 7.Работа с учебником. Прочитать самостоятельно свойства тканей. К основным свойствам тканей относятся механические, физические и технологические. Механические свойства определяют, как относится материал к действию различных внешних сил. Под действием этих сил материал деформируется: изменяются его размеры и форма. К механическим свойствам тканей относятся: прочность, сминаемость, драпируемость, износостойкость. Прочность — это способность ткани противостоять разрыву. Это одно из важных свойств, влияющих на качество ткани. Прочность ткани зависит от прочности волокон, структуры пряжи и ткани, от характера отделки ткани. Сминаемость — это способность ткани во время сжатия и давления на нее образовывать мелкие морщины и складки. Сминаемость зависит от свойства волокон, вида пряжи и ткани и от характера отделки тканей Драпируемость — это способность ткани, когда она висит, опускаться мягкими округлыми складками. Не случайно гардины и занавеси на окнах называются драпировками. Хорошо драпируются мягкие ткани из натурального шелка и некоторые шерстяные ткани. Жесткие, плотные хлопчатобумажные и льняные ткани драпируются хуже. Износостойкость — это способность ткани противостоять действию трения, растяжения, изгиба, сжатия, влаги, света, солнца, температуры, пота. Стойкость к износу зависит от прочности волокон в ткани. Физические свойства — это свойства, направленные на сохранение здоровья человека. К ним относятся: теплозащитные свойства, пылеемкость и гигроскопичность. Теплозащитные свойства — это способность ткани сохранять тепло человеческого тела. Теплозащитные свойства зависят от волокнистого состава, толщины, плотности и вида отделки. Пылеемкость — это способность ткани удерживать пыль и другие загрязнения. Пылеемкость зависит от волокнистого состава, структуры и характера отделки ткани. Технологические свойства — это свойства, которые проявляет ткань в процессе изготовления изделия, начиная от раскроя и заканчивая окончательной влажно- тепловой обработкой. К технологическим свойствам тканей относятся: скольжение, осыпаемость, усадка. Скольжение может происходить при раскрое и стачивании тканей. Скольжение зависит от гладкости использованных при ткачестве нитей и от вида их переплетения. Осыпаемость ткани заключается в том, что нити не удерживаются по открытым срезам материала и выскальзывают, осыпаются, образуя бахрому. Это зависит от вида пряжи и переплетения, а также от плотности и отделки ткани. Усадка — это уменьшение размеров ткани под действием тепла и влаги. Например, вы гладите влажную ткань, и она садится. Ткань может сесть и при стирке. Усадка зависит от состава волокна, строения и отделки. Задание №6 Запишите свойства шерстяных тканей. Хорошо драпируется, имеет теплозащитные свойства, малосминаема, легко поддается влажно-тепловой обработке, садиться. Задание № 7 Запишите свойства шелковых тканей. Очень прочные, красивые, малосминаемы, хорошо драпируются, гигроскопичны и воздухопроницаемы. Сильно растягиваются, осыпаются, имеют значительную усадку. Ответы учащихся по итогам самостоятельной работы. Физкультурная пауза. 8. Лабораторно — практическая работа «Определение вида ткани» Инструменты и приспособления: по одному образцу шерстяной, шелковой, хлопчатобумажной и льняной ткани, толстая игла, таблицы. Ход работы. 1. Рассмотрите образцы. Определите блеск или матовость образцов. 2. Определите на ощупь гладкость и мягкость образцов. З. Определите сминаемость: сомните образец в руке, подержите ЗО секунд, расправьте. 4. Выньте из образцов по одной нити и определите ее извитость. 5. По полученным данным определите по таблице вид ткани и впишите в форму отчета. 9. Самостоятельное выполнение заданий под контролем и с помощью учителя. Вы уже знаете, что ткань имеет две стороны — лицевую и изнаночную. Очень легко определить лицевую сторону у ткани с печатным рисунком. На лицевой стороне рисунок более яркий, четкий, а на изнаночной будет бледный. Чем толще ткань, тем бледнее рисунок на изнаночной стороне. Однако существуют ткани, у которых затруднительно определить лицевую и изнаночные стороны. Лицевую и изнаночные сторону в ткани можно определить по следующим признакам: 1.По краям ткани у кромки имеются проколы. Ткань в местах проколов более выпуклая на лицевой стороне. 2. В гладких тканях изнаночная сторона более пушистая, чем лицевая. Для определения пушистости ткани ее нужно рассматривать на уровне глаз. З. По рисунку ткацкого переплетения: А) в тканях саржевых переплетений на лицевой стороне рубчик идет снизу вверх слева направо; Б) сатиновые и атласные переплетения образуют гладкую лицевую сторону; В) ворсовое переплетение образует ворсистую лицевую сторону. 4. В смешанных тканях наиболее дорогие нити выводятся на лицевую сторону. Например, люрекс в парче. 5. В драпах на лицевой стороне ворс располагается упорядоченно, а на изнаночной стороне выглядит менее аккуратно. Воспользовавшись полученными знаниями, постарайтесь определить лицевую и изнаночные стороны: • гладкокрашеной ткани • пестротканой ткани • ткани атласного переплетения • смешанных тканях • ворсовых тканях 10. Изучение основных ткацких дефектов тканей. К основным ткацким дефектам относятся следующие. Утолщение нити — нити основы или утка в ткани более толстые, чем соседние нити. Нарушение целостности ткани — это дефект, при котором нити основы или утка разрушены (дыры, пробоины) При нанесении рисунка на ткань печатным способом могут возникать дефекты печати. Причины таких дефектов различны: повреждение печатного вала, загрязненность или несоответствующая чистота красителя, плохая подготовка ткани к печатанию. Дефекты печати делятся на местные, расположенные на ограниченном участке ткани, и распространенные, расположенные по всей длине ткани. Непропечатанные места — местный дефект в виде участка с отсутствием или нечетким изображением рисунка. Засечка — полоса без рисунка на ткани, которая получается при печатании в результате образования складки во время нанесения рисунка. Перекос рисунка — местный дефект в виде перекоса нитей утка по отношению к кромке, возникает при неравномерном натяжении ткани во время печатания. Хорошо заметны на тканях перекосы полос и клеток. Задание № 8 Перечислите дефекты тканей. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 11. Закрепление изученного материала. Вопросы для закрепления. 1. Как отличить ткань с печатным рисунком от пестротканой? 2. Как определить лицевую сторону в гладкокрашеной ткани? 3. Назовите, какие ткацкие дефекты относятся к основным? 12. Этап закрепления новых знаний. Задание № 9 Определите, что здесь лишнее? 1. Шерстяные волокна получают от: А) овец; Б) верблюдов; В) кенафа. 2. Шерсть, снятая с овец, называется: А) мохер; Б) руно; В) сукно. 3. К положительным свойствам шерстяных тканей относятся: А) пьшеемкость; Б) теплоемкость; В) усадка. 4. К отрицательным свойствам шелковых тканей относятся: А) воздухопроницаемость; Б) осыпаемость; В) растяжимость. 5. К шерстяным тканям относятся: А) ковровые; Б) костюмные; В) постельные. б. К шелковым тканям относятся: А) платочные; Б) подкладочные; В) пальтовые. 7. К первичной обработке шелка не относиться: А) обработка коконов; Б) рыхление; В) сматывание нитей. 8. Поверхность шелковых нитей: А) шероховатая; Б) гладкая; В) пушистая. 9. К тканям из натуральных волокон относятся: А) ситец; Б) шерсть; В) капрон. 13. Подведение учителем итогов работы на уроке. Итак, мы с вами познакомились с натуральными волокнами животного происхождения, научились различать волокна по составу, познакомились с методами определения лицевой и изнаночной стороны ткани, с различными текстильными дефектами ткани, выполнили практическую работу. Поставим оценки тем, юго хорошо работал во время урока. 14. Сообщение и комментирование домашнего задания. Выполните задание в рабочей тетради. Для образца выполним раппорт саржевого переплетения. Спасибо за урок. До свидания. |