МКОУ «Ольховатская средняя общеобразовательная школа»
-
«Согласовано»
Руководитель МО
_____________________ Протокол № ___ от
«____»____________20___г.
| «Согласовано»
Заместитель директора школыпо УВР
_____________ Бирюкова И.В. «____»____________20____г.
| «Утверждено»
Директор школы
_____________Н.А. Новикова Приказ № ___ от «_______20___г.
| РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Ожиговой А.В.
по учебному курсу «Всеобщая история с древнейших времен до конца XIX –века»
10 класс
Рассмотрено на заседании
педагогического совета школы
протокол № ____от «__»_______2013 г.
2013 -2014 уч.год.
Пояснительная записка. Рабочая программа по истории составлена с учетом федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне, примерной программы среднего (полного) общего образования на базовом уровне по истории, авторской программы под ред. В.И. Уколовой , А.В. Ревякина. М. «Просвещение» 2007 г. Учебник : Всеобщая история. С древнейших времен до конца XIX в.10 класс. М. «Просвещение»2008 г. Программа рассчитана на 24 учебных часа. Задачи Освоение учащимися систематизированных знаний по мировой истории с древнейших времен до конца XIX века; развитие международного мировоззрения учащихся на основе осмысления ими сложив-шихся в мире исторических традиций, установок и доктрин;
воспитание интереса и понимания значения истории в жизни мирового сообщества и его членов;
формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины В результате использования методики применения ДОТ при изучении предмета учащийся должен
знать:
основные виды источников по всеобщей истории;
периодизацию мировой истории с древнейших времен до конца XIX века;
ключевые события мировой истории с древнейших времен до конца XIX в.;
выдающихся мировых исторических деятелей;
важнейшие достижения мировой, а также, отдельно, западной и восточной культур и систем ценностей;
обладать следующими компетенциями:
работать с хронологией всеобщей истории (определять последовательность и длительность важнейших событий мировой истории и соотносить их даты с соответствующим периодом (столетием));
работать с источниками по мировой истории (отвечать на вопросы и решать поставленные учебные задачи, опираясь на тексты исторических документов, сравнивать свидетельства разных источников);
критически относиться к подлинности, представленной в источниках по мировой истории информации (характеризовать авторство источников, время, обстоятельства и цели их написания);
работать с картами по мировой истории (показывать на картах мира территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий);
различать в получаемой информации факты и мнения, исторические описания и истори-ческие объяснения, относящиеся к мировой истории, (рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов);
давать описание событий и памятников мировой истории на основе текста и иллюстра-тивного материала учебника, фрагментов исторических источников;
использовать приобретенные знания по мировой истории при написании конспектов, рефератов и докладов;
анализировать, объяснять и оценивать информацию по всеобщей истории, представленную в разных знаковых системах (тексте, картах, таблицах, схемах, аудиовизуальном ряде);
объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям всеобщей истории, достижениям мировой культуры (формулировать собственную позицию по обсуждаемым историческим вопросам);
иметь представление:
как работать с хронологией, относящейся к всеобщей истории (как определять последова-тельность и длительность важнейших событий мировой истории и соотносить их даты с соответствующим периодом (столетием));
как работать с источниками по мировой истории (как научно отвечать на исторические вопросы и решать поставленные учебные задачи, опираясь на тексты исторических документов, как сравнивать свидетельства разных источников);
как давать описание событий и памятников мировой истории на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников;
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА:
Базовый уровень ( 24 ч)
ВВЕДЕНИЕ ( 1 ч)
Историческое познание сегодня. Сущность, формы и функции исторического познания. Предмет исторической науки, особенности исторического факта. Понятие «всеобщая история». История в системе гуманитарных наук. Источниковедение и историография, вспомогательные исторические дисциплины. Периодизация истории, историческая хронология.
РАЗДЕЛ I. ИСТОКИ ФОРМИРОВАНИЯ
ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ.
ПЕРВОБЫТНОСТЬ (1ч)
Тема 1. Предыстория (1 ч)
Понятия «предыстория человечества» и «первобытное общество».Проблема происхождения человека. Расселение первобытного человека. Появление человека современного типа. Взаимосвязь процессов антропогенеза и социогенеза. Первичные формы социального объединения. Присваивающее и производящее хозяйства. Неолитическая революция.
РАЗДЕЛ II. ДРЕВНИЙ МИР (5 ч.)
Тема 2. Древний Восток (
Ближний Восток — колыбель древнейших цивилизаций.
Взаимодействие человека и природы в древних обществах Цивилизации долин великих рек: Месопотамия, Древний Египет, Древняя Индия, Древний Китай.
Восточная деспотия. Власть и общество, положение подданных. Доминирование традиции в жизни древневосточных обществ. Складывание первых мировых империй.
Значение цивилизаций Древнего Востока и их культурного наследия для последующих эпох и мировой культуры.
Тема 3. Античность (
Понятие «античность». Периодизация становления и развития античной цивилизации. Ареал ее распределения.
Часть 1. Древняя Греция
Древняя Греция — часть античной цивилизации. Периодизация ее истории. Архаическая Греция. Власть и человек в архаической Греции. Место аристократии в обществах архаической Греции. Атональное начало в культуре. Олимпийские игры .Классический период истории Древней Греции. Греческий полис: типы и эволюция. Афины и Спарта. Греческая демократия. Формирование гражданской системы ценностей. Классическое рабство. Человек в мире древнегреческих полисов. Древнегреческое язычество. Культура Древней Греции. Древнегреческая философия, знания о мире и человеке. Театр, архитектура. Значение политического и культурного наследия Древней Греции для последующих эпох и мировой культуры. Греческие полисы в международных отношениях Древнего мира. Походы Александра Македонского, образование им мировой державы.
Часть 2. Древний Рим (
Периодизация истории Древнего Рима. Римская цивилизация как часть античной цивилизации. Ранний Рим. Патриции и плебеи. Римская гражданская община и ранняя республика. Пунические войны. Превращение Рима в мировую державу. Переход от гражданской общины к мировой империи. Принципат как система власти и управления. Возникновение и распространение христианства. Становление христианской церкви. Кризис III века. Поздняя империя. Доминат. Власть и общество в Поздней империи. Колонат. Разделение империи на Восточную и Западную. Рим и варвары. Падение Западной Римской империи .Римская цивилизация как основание будущей европейской цивилизации.
РАЗДЕЛ III. СРЕДНЕВЕКОВЬЕ (5 ч)
Понятие «Средневековье» в современной исторической науке. Хронологические рамки и основные типологические характеристики Средневековья для Запада и Востока.
Тема 4. Западноевропейское Средневековье
Периодизация западноевропейского Средневековья. Материальная культура западноевропейского Средневековья. Структура средневекового общества. Феодальное землевладение и система власти, вассально-ленные отношения. Сословный характер общества. Рыцарство, рыцарская культура. Роль религии и церкви в Средние века. Разделение церквей. Католицизм и православие. Папство и светская власть. Международные отношения в Средние века.«Христианский мир» Средневековья как основание для формирования будущей европейской идентичности. Средневековый город. Городская средневековая культура. Средневековая сословная монархия как первая представительная политическая система в истории. Кризис XIV-XV вв. Значение средневекового политического и культурного наследия для формирования «новой» Европы.
Тема 5. Византийское Средневековье
Начало византийской цивилизации. Византия — наследница античного мира. Хронологические рамки, периодизация, ареал византийской цивилизации. Восточное христианство. Власть и церковь в Византии. Культура Византии. Византийская «картина мира». Эстетические идеалы, искусство, иконопись. Влияние Византии на государственность и культуру Древней Руси и российскую цивилизацию.
Тема 6. Исламский мир в Средние века
Возникновение ислама. Мухаммед, его учение и деятельность. Исламская мораль и право. Арабский халифат. Роль арабов как связующего звена между культурами античности и средневековой Европы. Османская империя: этапы и основные типологические черты развития. Османская империя и Европа.
Тема 7. Индия в Средние века
Хронологические рамки и периодизация индийского Средневековья. Делийский султанат, образование империи Великих Моголов. Касты и община. Религия в средневековой Индии.
Тема 8. Китай и Япония в Средние века
Хронологические рамки и периодизация китайского Средневековья. Империи Суй и Тан. Власть и общество. Китай в период правления монголов. Империя Мин. Административно-бюрократическая система. Хронологические рамки и периодизация японского Средневековья. Становление государственности и сознания Ямато. Роль императора. Правление сегунов Минамото и Асикага.
РАЗДЕЛ IV. ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА НА ПУТИ К НОВОМУ ВРЕМЕНИ (1 ч)
Новое время в современной исторической науке. Проблемы периодизации Нового времени. Начало развития современного мира.
Тема 9. Возрождение как культурно-историческая эпоха
Понятие «Возрождение». Отношение Возрождения к Средневековью. Италия — родина Возрождения. Возрождение античного наследия. Гуманизм — идейная основа Возрождения. Идеал «универсального человека». Искусство Возрождения.
РАЗДЕЛ V. ЭКОНОМИКА И ОБЩЕСТВО ( 9 ч.)
Тема 10. Возникновение мирового рынка
Предпосылки Великих географических открытий. Заинтересованность европейских стран в торговле с Востоком. Традиционные пути мировой торговли. Роль посредников. Нехватка золота и серебра. Научно-технические предпосылки дальних морских путешествий. Роль Португалии и Испании в истории Великих географических открытий. Открытие Америки. Христофор Колумб. Америго Веспуччи. Открытие морского пути в Индию. Васко да Гама. Поиски испанцами Эльдорадо. Кругосветное плавание Магеллана. Крупнейшие открытия мореплавателей и землепроходцев других стран в XVII — начале XIX в. Возникновение мирового рынка. Подъем мировой торговли. Перемещение путей мировой торговли. Революция цен и ее последствия. Упадок феодальной системы хозяйства, а также средневековых сословий. Монопольные акционерные компании. Товарные и фондовые биржи.
Тема 11. Общество и экономика «старого порядка.
«Старый порядок» в Европе. Структура сельскохозяйственного производства. Двупольная и трехпольная системы земледелия. Общественные отношения в деревне. Огораживания в Великобритании. Ремесленное и мануфактурное производство.
Тема 12. Промышленная революция
Начало и предпосылки промышленной революции в Великобритании. Технический переворот в промышленности. Революция в средствах транспорта. Крупная машинная индустрия. Завершение промышленной революции.
Тема 13. Индустриальное общество (
Социальные последствия промышленной революции. Индустриальное общество. Социальный вопрос. Индустриализация. Подъем базовых отраслей промышленности. Новая техническая революция.
РАЗДЕЛ VI. ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА (2 ч)
Тема 14. Религия и церковь в начале Нового времени
Религиозные противоречия в Европе начала Нового времени. Положение католической церкви, критика в ее адрес. Выступление Лютера против индульгенций. Учение о спасении верой. Лютеранство. Реформация в Германии. Протестанты. Кальвинизм. Учение Кальвина о Божественном предопределении. Особенности Реформации в Англии. Англиканство.
Тема 15. Наука и общественно-политическая мысль
Научная революция XVII в. Экспериментальный метод познания. Философский рационализм. Значение трудов Ф. Бэкона, Р. Декарта, И. Ньютона. Просвещение как общественное движение. Либерализм как течение общественной мысли и как политическое движение. Рождение демократической идеологии и движения. Социалистическая мысль и коммунистическая идеология. Возникновение марксизма.
Тема 16. Художественная культура
Развитие художественной культуры в XVII—XIX вв. Художе ственные стили: классицизм, барокко, рококо. Искусство и литература романтизма. Представители романтизма Э. Делакруа В. Гюго, Дж. Байрон, Э. А. Гофман, Р. Вагнер.
РАЗДЕЛ VII. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ ( 3 ч.)
Тема 17. Государство на Западе и Востоке
Образование единых централизованных государств в Европе Западноевропейский абсолютизм. Просвещенный абсолютизм Реформы в Пруссии, монархии Габсбургов, Испании и Франции. Прусский король Фридрих II. Соправители монархии Габсбургов Мария Терезия и император Иосиф II. Французский король Людовик XVI.
Тема 18. Политические революции XVII—XVIII вв.
Английская революция середины XVII в. Обострение религиозных и политических противоречий в Англии начала XVII в. Пуританизм и его течения — пресвитериане и индепенденты. Первые короли из династии Стюартов и парламентская оппозиция. Созыв Долгого парламента. Преобразования мирного периода революции. Упразднение монархии в Англии. Протекторат О. Кромвеля. Реставрация Стюартов.«Славная революция» в Англии. Политика правительства Реставрации. Новая парламентская оппозиция. Закон «Хабеас корпус акт». Виги и тори. Низложение короля Якова II. Переход короны к Вильгельму Оранскому. «Билль о правах».Французская революция конца XVIII в. Общественные противоречия. Критика абсолютизма, сословных привилегий, сеньориального строя, политики правительства и поведения королевского двора. Созыв Генеральных штатов. Взятие Бастилии. Законодательство Учредительного собрания. Конституция 1791 г. Политические группировки роялистов, конституционалистов, жирондистов и монтаньяров. Якобинский клуб. Деятельность Законодательного собрания. Начало войны Франции с иностранными государствами. Крушение монархии. Деятельность Национального конвента. Приход якобинцев к власти. Установление якобинской диктатуры. Террор. Государственный переворот 9 термидора. Политика Директории. Бонапартистский переворот 18—19 брюмера.
Тема 19. Становление либеральной демократии
Консульство и империя во Франции. Кодекс Наполеона. Первая парламентская реформа в Великобритании. Либеральные реформы 30-х гг. во Франции, Испании и германских государствах. Начало борьбы за демократические преобразования в странах Европы и Америки. Чартистское движение в Великобритании. Консервативные реформы. Британские консерваторы. Гражданская война в США и ее итоги. Возникновение строя либеральной демократии в государствах Европы и Америки.
РАЗДЕЛ VIII. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ( 1 ч.)
Тема 20. Встреча миров
Активизация колониальной политики европейских государств в начале Нового времени. Цели колониальной политики. Крупнейшие колониальные державы. Формы и методы колониальной политики. Европейская эмиграция. Завоз рабов в Америку из Африки. Соперничество колониальных держав. Пиратство. Навигационный акт английского парламента. Европа и Османская империя. Возникновение Восточного вопроса. Двойственное влияние колониализма на развитие народов Востока. Зарождение патриотического движения в Индии. Политика «самоусиления» в Китае. «Реставрация Мэйдзи» в Японии. Танзимат в Османской империи.
Тема 21. Европейское равновесие XVII—XVIII вв.
Гегемония Габсбургов в Европе начала Нового времени. Стремление Франции прорвать «окружение» Габсбургов. Программа «естественного рубежа» на востоке. Вестфальский мир, его условия и значение. Возникновение баланса сил в Европе. Крушение европейского равновесия. Цели и значение революционных войн Франции.
Тема 22. Конфликты и противоречия XIX в.
Наполеоновские войны, их цели и характер со стороны Франции и ее противников. Созыв Венского конгресса. Противоречия его участников. Основные положения Заключительного акта. Принципы и характерные черты Венской системы международных отношений. Легитимизм. Причины крушения Венского порядка в Европе. Национальные войны. Объединение Германии и Италии. О. Бисмарк и К. Кавур. Преобладание Германии в Европе. Союз трех императоров. Охлаждение отношений России с Германией и Австро-Венгрией. Создание Тройственного союза. Сближение России с Францией. Образование русско-французского союза. Восстановление баланса сил в Европе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ОСНОВНЫЕ ИТОГИ ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ К КОНЦУ XIX В. (1 ч)
Карта мира к концу ХГХ в. Преодоление замкнутости отдельных регионов мира. Первые шаги на пути к мировой цивилизации. Сохранение своеобразия и различий в положении народов мира. Итоги политического и экономического развития стран Запада: формирование либеральной демократии и рыночной экономики. Колониальная зависимость стран Азии и Африки. Предпосылки их перехода к нормам и ценностям современного общества.
Распределение учебного материала.
№ п/п
| Названия разделов и тем
| Кол-во часов.
| 1.
| История как наука. Периодизация истории.
| 1 ч.
| 2.
| Древнейшая история человечества.
| 1 ч.
| 3.
| Цивилизации Древнего мира.
| 5 ч.
| 4.
| Традиционное общество эпохи Средневековья.
| 6 ч.
| 5.
| Возрождение.
| 1 ч.
| 6.
| Новое время.
| 9 ч.
| 7.
| Итоги развития человечества к концу XIX в.
| 1 ч.
|
| Итого :
| 24 ч.
|
№
П/П
| Разделы
| Дата проведения урока
| Тема урока
| Тип урока
| Демонстрации
| Дом./зад.
| 1.
| История как наука.
Периодизация истории…
|
| История как наука. Периодизация истории
| Комбинр.
|
| Стр. 4-11
| 2.
| Древнейшая история человечества
|
| Предыстория
| Комбинр.
| Карта «Древнейшие цивилизации»
| П.1.
| 3.
4.
5.
6.
7.
| Цивилизация древнего мира
|
| Ближний восток.
| Комбинр.
| Карта «Финская и греческая колонизация Средиземноморья»
| П.2.
|
| Индия и Китай в древности.
| Комбинр.
| Карта «Индия и Китай в древности»
| П.3.
|
| Древняя Греция. От первых государств до расцвета полиса. От полиса к эллинистическому миру.
| Комбинр.
| Карта «Древняя Греция»
| П.4-5.
|
| Древний Рим. От возникновения города до падения Римской империи.
| Комбинр.
| Карта «Древний мир»
| П.6-7.
|
| Повторительно-обобщающий урок по теме: «Древний мир»
| Повтор.
|
| П.2-7.
| 8.
9.
10.
11.
12.
13.
| Традиционное общество эпохи Средневековья.
|
| Западноевропейское Средневековье.
| Комбинр.
| Карта «Сроедневековое христианство»
Карта «Крестовые походы»
| П.8.
|
| Расцвет и кризис западноевропейского христианского мира.
| Комбинр.
|
| П.9.
|
| Византийское Средневековье.
| Комбинр.
| Карта «Византия и ее соседи в 4-13 в.в.»
| П.10.
|
| Исламский мир в Средние века.
| Комбинр.
| Карта
«Распространение ислама»
| П.11.
|
| Индия, Китай и Япония в Средние века.
| Комбинр.
| Карта «Индия ,Китай и Япония в Средние века»
| П.12-13.
|
| Повторительно-обобщающий урок по теме: «Средневековье»
| Повтор.
|
| П.
| 14.
| Возрождение.
|
| Возрождение как культурно-историческая эпоха.
| Изуч. нов.
Материала.
| Карта «Возрождение и гуманизм»
| П.14.
| 15.
| Новое время.
|
| Возникновение мирового рынка. Общество и экономика «старого порядка».
| Комбинр.
|
| П.15-16.
| 16.
|
|
| Промышленная революция и индустриальное общество.
| Комбинр.
|
| П.17-18.
| 17.
|
|
| Религия и наука в Новое время.
| Комбинр.
|
| П.19-20.
| 18.
|
|
| Художественна культура.
| Комбинр.
|
| П.21.
| 19.
|
|
| Государство на западе и Востоке. Становление либеральной демократии.
| Комбинр.
|
| П.22,25.
| 20.
|
|
| Политические революции 17-18 в.в.
| Комбинр.
|
| П.23-24.
| 21.
|
|
| Запад и Восток в Новое время.
| Комбинр.
| Карта «Европа в 18915 г.»
| П.26.
| 22.
|
|
| «Европейское равновесие». Конфликты и противоречия в 19 в.
| Комбинр.
| Карта «Европа в 18915 г.»
| П.27-28.
| 23.
|
|
| Урок повторения по теме: «Новое время»
| Комбинр.
|
|
| 24.
| Итоги развития человечества к середине 19 в.
|
| Итоги развития человечества
к середине 19 в.
| Обобщ.- повт. Урок.
|
|
| |