РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО «ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ И ИСТОРИИ РОССИИ С ДРЕВНОСТИ ДО XVI ВЕКА»
(6 класс)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа истории России разработана на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, Примерной программы основного общего образования по истории и авторской программы А. А. Данилова, В. А. Клоковой «История государства и народов России с древнейших времен и до наших дней» 2004 года.
Календарно-тематический план для 6 классов по истории России ориентирован на использование:
- учебника «История России с древнейших времен до конца XVI в.» Под редакцией А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной, 2012;
•дополнительных пособий для учителя:
Смирнов, С. Г. Задачник по истории России: уч. пособие для средней школы. - 2-е изд., перераб. / С. Г. Смирнов. - М.: МИРОС, 1995;
Вотромеев, В. П. Всемирная история в лицах. Раннее средневековье: энциклопедия школьника. Детский Плутарх / В. П. Вотромеев. -М.: ОЛМА ПРЕСС, 1999;
' - История России в лицах: биографический словарь / под общ. ред. В. В. Каргалова. -М.: Русское слово, 1997;
Короткова, М. В. История России EX-XVHI в.: дидактические материалы / М. В. Короткова. - М.: Дрофа, 2002;
Буганов, В. И. Страницы боевого прошлого нашей страны: хрестоматия для учащихся 8 класса / В. И. Буганов, А. И. Назарец. - М.: Просвещение, 1972;
Епифанов, П. П. Хрестоматия по России с древнейших времен до XVIII в. / П. П. Епифанов, О. П. Епифанова. - М: Просвещение, 1989;
• для учащихся:
Антонов, А. Ф. Книга для чтения по истории России с древнейших времен до конца XVIII в.: пособие для учащихся / А. Ф. Антонов. - М.: Просвещение, 1988;
Бабич, И. В. Хрестоматия по истории России с древнейших времен до XVII в.: в 4 т. / И. В. Бабич, В. Н. Захаров, И. Е. Уколова. - М.: МИРОС - межд. отнош., 1994.
Рабочая программа по Всеобщей истории разработана на основе Федерального государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по истории и авторской программы Л. Н. Алексашкиной «Всеобщая история» 2004 года.
Преподавание всеобщей истории ориентировано на использование:
- учебника «История средних веков» Е. В. Агибалова, Г. М. Донского. - М.: Просвеще ние, 2012.
• Дополнительные пособия для учителя:
Хрестоматия по истории средних веков / под ред. В. Е. Степанова, I часть;
Запорожец, Н. И. Книга для чтения по истории средних веков: пособие для учащихся / Н. И. Запорожец; под ред. А. А. Сванидзе. - М.: Просвещение, 1990;
Смирнов, С. Г. Задачник по истории России: уч. пособие для средней школы. - 2-е изд., перераб. / С. Г. Смирнов. - М.: МИРОС, 1995;
Давыдов, О. В. Задания и тесты по истории средних веков / Давыдов - М.: Экзамен, 2006.
• Для учащихся:
Запорожец, Н. И. Книга для чтения по истории средних веков: пособие для учащихся / Н. И. Запорожец; под ред. А. А. Сванидзе. - М: Просвещение, 1990.
Календарно-тематический план предусматривает на изучение истории России в 6 классах 40 учебных часов. На изучение всеобщей истории всего 68 часов. Тематическое планирование предполагает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. В частности, дидактические материалы (контрольные задания, тесты, учебно-познавательные задачи разного уровня сложности) М. В. Короткова; О. В. Давыдова по истории средних веков.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: « Живой истории» и «Мировая историческая энциклопедия»; видеофильмов: «Невская битва», «Куликовская битва», «Как жили древние славяне».
Требования к уровню подготовки обучающихся:
должны знать: даты основных событий, термины и понятия значительных процессов и основных событий, их участников, результаты и итоги событий с древнейших времен до XVII в.; важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся к XVII в.; изученные виды исторических источников;
должны уметь: сравнивать исторические явления и события, объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий, уметь дискутировать, анализировать исторический источник, самостоятельно давать оценку историческим явлениям, высказывать собственное суждение, читать историческую карту, группировать (классифицировать) исторические события и явления по указанному признаку.
владеть компетенциями:
коммуникативной компетенцией;
смыслопоисковой компетенцией;
компетенцией личностного саморазвития;
информационно-поисковой;
рефлексивной компетенцией;
учебно-познавательной компетенцией;
профессионально-трудовой компетенцией.
Учащиеся должны быть способны решать следующие жизненно практические задачи: высказывание собственных суждений об историческом наследии народов России; использо-| вание знаний об историческом пути и традициях народов России в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Элементы продвинутого уровня включают в себя дополнительную информацию из раз- нообразных источников с целью осмысления учащимися представленных в них различных подходов и точек зрения для более глубокого понимания ключевых событий истории России с древнейших времен до XVI, а также отработки полученных знаний в ходе решения учебно- познавательных задач.
1
| Введение (1 ч)
| Основные понятия: «Средние века». Исторические источники: письменные, изобразительные
| Репродуктивный уровень: Назвать хронологические рамки периода Средневековья.
Продуктивный уровень: Объяснять значение понятий, составлять описание средневековых памятников по историческим источникам.
| Вводная лекция с элементами беседы.
| Индивидуальная. Анализ иллюстраций учебника, с. 6-11
| 7
| 2
| Великое переселение и образование варварских государств. Параграф 1
| Основные понятия: Великое перенаселение народов, государство. Исторические факты: образование германских государств
| Репродуктивный уровень: Показывать на исторической карте территорию расселения германских племён на территории Западной римской империи; описывать образ жизни, быт германских племён.
Продуктивный уровень: Объяснить значения понятий; называть существенные черты процесса образования государства у германцев; систематизировать исторический материал в виде схемы «Управление государством франков»
| Изложение нового материала с элементами организации самостоятельной деятельности учащихся
| Индивидуальная. Решение проблемных заданий. Составление схемы, сравнительной таблицы
| Рабочая тетрадь для учащихся, с.3-5, задания 1,2,3. Брандт, М. Ю. Тесты и задания по истории средних веков/ М.Ю. Брандт. – С.6, №6,8
| 3
| Королевство франков. Возникновение, расцвет и распад империи Карла Великого. § 2, 3
| Основные понятия: франки, государство, империя.
Исторические факты: образование и распад государства Каролингов.
Исторические личности: Хлодвиг, Карл Мартелл, Карл Великий
| Репродуктивный уровень: называть характерные черты политического устройства империи Карла Великого.
Продуктивный уровень: объяснять значение понятий; сравнивать управление государством при Хлодвиге и Карле Великом, анализировать причины распада империи Карла Великого.
Творческий уровень: излагать суждения о причинах распада империи Карла Великого
| Изучение и первичное закрепление новых знаний
| Групповая форма работы.
Индивидуальная работа: составление сравнительной таблицы
Участие в дискуссии
| Карта «Раздел империи Карла Великого». Рабочая тетрадь для учащихся: с. 10-13, задания 2, 3,4, 5.
Брандт, М. Ю. Тесты и задания по истории средних веков / М. Ю. Брандт. -С. 8, № 13,14, 18,19.
Энциклопедия школьника. Всемирная история в лицах (раннее Средневековье). -М, 1999. -С. 7,17, 31
| 4
| Христианская церковь в раннее
| Основные понятия: церковь, католичество, пра-
| Репродуктивный уровень: описывать устройство Христиан-
| Изложение нового материала с элементами самостоятельной дея-
| Индивидуальная форма работы: составление
| Рабочая тетрадь для учащихся, с. 5-8,
| |