Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 125.38 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации30.03.2014
Размер125.38 Kb.
ТипВопрос
100-bal.ru > История > Вопрос
Тема урока: Тяжела ли шапка Мономаха Ростиславичам?
Автор - разработчик:

Терлецкая И.П., учитель истории

(г.Смоленск, МОУ СОШ № 35).;
Тип урока: изучение нового материала

Цели урока:

образовательные:

- узнать о деятельности Ростислава Мстиславича и его сыновей;

-.изучить преемственность в политике и мировоззрении Владимира Мономаха и его потомков (Ростиславичей).
развивающие:

- создать условия для развития умения сравнивать, делать выводы, работать с историческими и литературными источниками, анализировать историческую ситуацию, характеризовать исторического деятеля;

- умение находить актуальное в старине глубокой.

воспитательные:

- воспитывать уважение к опыту и слову старшего поколения, семейным ценностям и нравственным правилам.

Оборудование:

Компьютер, мультимедийная презентация, созданная в программе Microsoft PowerPoint 2007 .

Дидактические материалы ( словарь терминов к уроку, текст из «Поучения детям» В.Мономаха, тексты для работы в группах).
Зрительный ряд: оформление стенда «Ростиславичи»

геналогическое древо Ростиславичей (схема), репродукции икон «Собор Смоленских святых», «Святой Благоверный князь Ростислав»; реконструкция и современные фото храмов Смоленска XII века.
Литературный ряд: поговорки «Сила да разум – краса человека» (русская);

«Велика власть – велика ответственность (шведская).

Формы работы: индивидуальная, групповая, коллективная.
План урока


Этап урока

Формы работы

Методы и приемы ТРКМ

Время

  1. Вызов

(мотивационный)

- Обмен мнениями (фронтально)

- Сообщение ученика о значении выражения «Тяжела шапка Мономаха» (индивидуально)

Кластер

Прием ЗХУ (знаю, хочу узнать, узнал)

6

2.Осмысление

Работа со схемой «Генеалогическое древо»

Ростиславичей»

(фронтально)

Анализ «Поучения детям» В.Мономаха

-Работа с источником

6




Работа в группах:

1.Ростислав Мстиславич

2.Роман Ростиславич

3.Давид Ростиславич.

Работа с текстом

15




Выступление групп

- Кластер

10

  1. Рефлексия

Обмен мнениями

Работа с темой урока и проблемным заданием «Достойные ли внуки Ростиславичи» (коллективно)

ЗХУ (узнал)

6

Выставление отметок, домашнее задание


Ход урока.

I этап урока. Вызов (мотивационный)
Учитель:

Я приглашаю вас в путешествие во времени, в XII век.

Работа с презентацией. Демонстрация карты русских земель в XII веке и Смоленского княжества.

Во многом люди, жившие тогда, вам непонятны. Но сегодня на уроке, я уверена, нам удастся протянуть связующую нить из века XII к веку XXI. Мы будем говорить о связи времен, связи поколений, ценностях, передающихся от отца к сыну. А эта тема современна и понятна всем и всегда. Правда?

Я хочу этот урок посвятить памяти своего отца. Его уже нет с нами. Он открыл мне секрет, как стать успешной. Секрет прост – много трудиться.

А кому вы хотите посвятить свой урок? ((Беседа с детьми).

Учитель:

Сегодня у каждого из вас есть возможность быть успешным, секрет прост – надо потрудиться.

Сегодня мы будем говорить об очень знаменитой семье, смоленской династии, которая правила с середины XII до начала XV века.

(Беседа с детьми).

Работа с презентацией. Слайд с текстом темы урока: (Тяжела ли она шапка Мономаха для Ростиславичей?)
Учитель:

Понятна ли тема урока? Что смущает в формулировке?. (знак вопроса в конце фразы, как связаны имена князей – Мономаха и Ростиславичей, что такое шапка Мономаха).

Чтобы разрешить ваше недоумение, нужно исследовать исторический материал.

В начале работы - короткая справка «Что такое шапка Мономаха»?

Сообщение ученика о значении выражения «Тяжела шапка Мономаха».

Итак, давайте определимся с направлениями исследования.

Какое ключевое звено в теме урока? (Ростиславичи)

Составление кластера

Учитель:

Что вы уже знаете о Ростиславичах?

Работа в тетради с использованием приема ЗХУ (знаю, хочу узнать, узнал). Ученики заполняют первые две колонки таблицы. Учитель обобщает сообщения учеников в следующую схему:



скругленный прямоугольник 12

II этап. Осмысление

Учитель:

Были ли Ростиславичи достойными потомками? Вспомните родословную русских князей и определите, чьими потомками были Ростиславичи. (Владимира Мономаха).

Ростислав Мстиславич был внуком Владимира Мономаха, сыном Мстислава Великого. (Использование презентации. Проецируется слайд с изображением Мстислава Великого)

Учитель:

Что мы помним о Владимире Мономахе применительно к Смоленским землям?

Работа с презентацией. Слайд с изображением Владимира Мономаха и Мономахова мобора в Смоленске).

(Он владел Смоленским землями с 17 лет и по его повелению в 1101 году на Соборном холме в Смоленске заложили Успенский собор, который впоследствии назвали Мономаховым).

Учитель:

А еще он оставил нам, его потомкам, свое знаменитое завещание «Поучение детям», с которым мы знакомились с вами недавно. Что в нем содержится? ( Беседа с учениками с использованием выдержек из «Поучения детям» Владимира Мономаха.)

( Обобщенный ответ учащихся: это завещание, напутствие своим потомкам, которое составлено на основании многолетнего жизненного опыта).

Можно ли и как использовать этот литературный источник для нашего исследования? (Да. Зная содержание «Поучения детям» и владея информацией о Ростиславичах можно оценить деятельность князей.).

Работа в группах с текстами о деятельности князей Ростиславичей.

1 группа (с высоким уровнем обученности) оценивает деятельность Ростислава Мстиславича;

2 группа оценивает деятельность Романа Ростиславича;

3 группа оценивает деятельность Давида Ростиславича.

Задание группам.

Познакомьтесь с информацией о представителях династии Ростиславичей и, используя текст «Поучения детям», определите использовали ли Ростиславичи опыт и советы В.Мономаха.

Свои выводы обоснуйте.

Выступления групп сопровождается заполнением кластера, в который вносится информация о деятельности Ростиславичей и демонстрацией презентации ( слайды с изображением князя Ростислава, храмов Петра и Павла, Иоанна Богослова и Михаила Архангела)





Учащиеся могут строить свои ответы по следующему алгоритму и содержать некоторые положения:

1 группа:

Мы познакомились с деятельностью родоначальника смоленских князей Ростислава Мстиславича. И пришли к выводу, что Ростислав Мстиславич чтил заветы своего деда Владимира Мономаха. Свой вывод можем подтвердить следующими фактами:

  1. Ростислав успел за 30 лет очень многое…., ленивым человеком его вряд ли назовешь. «Не ленитесь»,- просил Владимир Мономах и т.д.

2 группа:

Мы познакомились с деятельностью сына Ростислава Мстиславича, правнука Владимира Мономаха. Надо отметить, что сведений немного. Тем не менее, мы можем утверждать, что Роман Ростиславич помнил заветы своего деда Владимира Мономаха. Свой вывод можем подтвердить следующими фактами: 1. Роман Ростиславич был ученым князем. Он, как и Владимир Мономах, ценил ученых людей и делал много, чтобы в Смоленске образованных людей становилось больше. Для этого он…

Владимир Мономах советовал не скупиться и помогать всем тем, кто нуждался. Роман Ростиславич вложил все деньги из казны…и т.д.

3 группа:

Мы познакомились с деятельностью сына Ростислава Мстиславича, правнука Владимира Мономаха–князя Давида. В тексте о князе даны противоречивые оценки. Но мы пришли к выводу, что Давид Ростиславич в силу своего характера не всегда помнил заветы своего деда Владимира Мономаха. Свой вывод можем подтвердить такими фактами... Но одновременно с этим мы помним, что благодаря этому князю у нас в Смоленске был возведен самый красивый храм того времени… и т.д.

Использование презентации. Проецируется слайд с иконой «Собор смоленских святых».

Учитель:

Определите на иконе место Ростислава Мстиславича.
III. Рефлексия

Использование презентации. Проецируется слайд с обозначенной темой урока.

Возвращаясь к теме урока, попробуйте ответить на вопросы : «Тяжела ли она шапка Мономаха для Ростиславичей?

Обоснуйте свою позицию.
Учитель:

А если предположить, что тема урока звучит иначе?

Использование презентации. Проецируется слайд с обозначенной темой урок «Достойные внуки Ростиславичи(!), (?) (.).

Произнесите с правильной, на ваш взгляд, интонацией.
Учащиеся заполняют в тетради последнюю колонку таблицы (прием ЗХУ).
Домашнее задание:

Написать сочинение-размышление на тему: «Заветы моих предков, по которым я живу».

Выставление отметок за урок

Литература.

  1. Андрицова М.Ю., Валуев Д.В., Довгий Т.П. История православной культуры земли Смоленской: уч. пособие для осн. и старшей ступеней общеобразоват. школ, лицеев, гимназий. – Смоленск: изд-во СОИУУ, 2002.




Приложение 1.
Историческая справка и значении выражения «Тяжела шапка Мономаха».

С исторической точки зрения имеется ввиду царский венец, хранившийся, по преданию, со времен киевского князя Владимира Мономаха. Но имеется ввиду - символ царской власти.

Приведенной цитатой характеризуется какое-либо тяжкое положение. А само выражение подчеркивает, как ответственно быть главой государства, сколько проблем, внутренних и внешних, приходилось решать князю.

Само выражение «Ох, тяжела ты, шапка Мономаха!» в нашу речь пришло из трагедии Александра Сергеевича. Пушкина "Борис Годунов".


Выдержки из «Поучения детям»

- Епископов, попов, игуменов чтите, с любовью принимайте от них благословение.

- Больше же всего гордости (гордыни) не имейте в сердце и уме.

- Старых чтите, как отца, а молодых как братьев.

- В дому своем не ленитесь, за всем сами наблюдайте.

- Лжи остерегайтесь и пьянства, и блуда, от того ведь душа погибает и тело.

- Куда бы вы ни держали путь по своим землям, не давайте отрокам (дружинникам) причинять вред ни своим, ни чужим, ни селам, ни посевам, чтобы не стали проклинать вас.

- Куда пойдете и где остановитесь, напоите и накормите нищего.

- Не пропустите человека, не поприветствовав его. И доброе слово ему молвите.

- Что умеете - не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь.

- Добро творя, не ленитесь ни на что хорошее, прежде всего к церкви: пусть не застанет вас солнце в постели.

Приложение 3

Словарь терминов

Игумен настоятель или помощник настоятеля православного монастыря.

Епископ – высший духовный сан священнослужителя.

Гордость (в данном случае) - сильное чувство (или желание) самоуважения, удовольствия от собственных успехов.

Святой – благочестивый и добродетельный человек, канонизированный церковью.

Рака - большой ларец в форме саркофага, сундука, иногда архитектурного сооружения, нередко украшенный различными изображениями, драгоценными камнями и др. и предназначенный для хранения мощей святых.

Смядынь – место княжеской резиденции Ростиславичей. (ныне район улицы Краснофлотской)

Приложение 4

Золотой век Ростислава Мстиславича

Ростислав Мстиславич получил в держание Смоленское княжество за пять лет до смерти своего отца Мстислава Великого в 1125 году. (сына В.Мономаха). Он не допустил деления Смоленского княжества на уделы. При нем княжество расширяется, застраивается городами и селами, украшается храмами и монастырями, приобретает влияние на общерусские дела.

До 1125 года в Смоленском княжестве кроме Смоленска было всего три города: Вержавск, Каспля, Торопец. В 1137 году смоленский князь Ростислав «отстроил две крепости — одну назвав своим именем - Ростислав, а другую именем отца - киевского князя, которого он необычайно чтил, - Мстиславль».

В 1136 году святой Ростислав добился основания отдельной Смоленской епархии. Первым ее епископом стал Мануил. В тот же год Ростислав дает епископу жалованную грамоту, согласно которой Смоленская епископия получает 10% от всех княжеских доходов. Кроме того, 30 сентября 1150 года специальной грамотой святой Ростислав подтвердил передачу Смоленской кафедре Соборной горы в Смоленске, на которой стоял кафедральный Успенский собор и другие епархиальные здания.

Вступив на кафедру Мануил в 1136 году освятил Смоленский Успенский собор, заложенный Мономахом в 1101 году.

Современники высоко ценили церковное строительство князя Ростислава. Даже источники, ничего более не сообщающие о нем, отмечают, что «сей князь Святую Богородицу строил в Смоленске». Эти слова следует понимать не только в смысле перестройки и расширения при князе Ростиславе Успенского собора, воздвигнутого его дедом, Владимиром Мономахом, в 1101 году (перестроенный собор был освящен епископом Мануилом на праздник Успения 15 августа 1150 г.). Князь Ростислав был «строителем Церкви» в более широком смысле: он обеспечил Смоленский храм Успения Богородицы материально, превратил из городского собора в церковный центр огромной Смоленской епархии.

При Ростиславе в Смоленске началось каменное строительство. Под 1146 годом Никоновская летопись сообщает: «…зделаша четыре церкви камены: в Смоленске святых старотерпцев Бориса и Глеба на Смядыне, а во граде святых апостолов Петра и Павла, и святого пророка боговидца Ильи, и святых чудотворцев безсеребреник Козьмы и Демьяна».

Святой Ростислав выделялся среди современников государственной мудростью, строгой справедливостью и безусловным послушанием старшим, глубоким почтением к Церкви и ее иерархии. Для нескольких поколений он стал олицетворенным носителем Русской Правды и русской праведности.

Вся суть его княжения заключалась в том, что он «устроил» Смоленское княжество. Князь объединил политически смоленских кривичей, сделал смоленский край богатым, сильным и независимым от других княжеств .
Приложение 5

Роман Ростиславич – нищий князь? (смоленский князь -1159-1171 гг.)

Дело Ростислава Мстиславича продолжил его сын. Князь Роман. Он был настоящим просветителем и всю свою активность направил на строительство в Смоленске различных учебных заведений.

За 15-летнее (с перерывами) управление Смоленском Роман, подобно своему отцу, заботился о добрых отношениях к вечу. По словам летописи, он "был весьма учен во всяких науках и к учению многих людей понуждал, устроил на то училища, и учителей греческих и латинских содержал своей казной..." Очень естественно, что он "не хотел иметь священников неученых".

"Вельми силен был, но войны ненавидел, разве принужден был".

Именно на Смыдыни в 1173 году появилась церковь Иоанна Богослова. При храме существовала школа, в которой юных смолян обучали письменности, риторике, греческому и латинскому языкам.

Истратив все свои средства на просвещение смоленского народа, Роман умер в совершенной бедности, так что смоляне на погребение его должны были собирать деньги и хоронить на общественный счет. Но собрали смоляне «великую сумму, которая гораздо превышала целого года подать, собираемую со всего княжества, и устроили своему князю пышные похороны.

Приложение 6

Давид Ростиславич был грешником? (1140-1197 г.)

Летописец обширно и похвально характеризует князя Давида рост он имел средний, был красив, благонравен, набожен, чтил духовенство, каждый день ходил в прекрасную церковь архистратига Михаила, которую он создал во княженье своем («такое же несть в полунощной стране»), на рати был крепок, дружину свою любил больше золота и серебра, а злых казнил, «якоже и подобает царем творити». Однако, автор «Слова о полку Игореве», вспоминая несколько раз Давида Смоленского, говорил о нем с неприязнью. Давид обладал характером суровым и мстительным.

Будучи князем, Давид, выполняя, возможно, желание своего отца Ростислава, перенес на Смядынь из Киевского Вышгорода ветхие деревянные раки святых Бориса и Глеба, в которых их мощи покоились до переложения в каменные раки в 1115 году.

В период с 1180 по 1197 год на Смядыни появилась церковь Михаила Архангела, которая прославила наше княжество на века вперед. Это был храм совершенно нового типа. Считалось, что князь Давид построил его, чтобы отмолить былые грехи. Сам он вскоре после строительства храма ушел в монастырь.

Приложение 7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск