1 Пояснительная записка
Историческое образование на ступени основного общего образования играет важную роль в развитии личности и социализации учащихся, приобщения их к культурным традициям, развитии в исторически сложившееся сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве. Изучение курса истории в 9 классе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины , к правам и свободам человека;
- освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;
- овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
- формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, национальными традициями;
- применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в обществе. Задачи изучения истории в 9 классе Обучения:
привить познавательный интерес к новому для учеников предмету через систему разнообразных по форме уроков изучения нового материала, практические работы, экскурсии, нестандартные уроки контроля знаний.
создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей
Развития:
Создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы: особое внимание обратить на развитие у семиклассников:
слуховой и зрительной памяти, внимания, мышления, воображения,
эстетических эмоций,
положительного отношения к учёбе,
умения ставить цели через учебный материал каждого урока, использование на уроках красивых наглядных пособий, музыкальных фрагментов, стихов, определение значимости любого урока для каждого ученика
Воспитания:
Способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей с положительной «Я-концепцией», формированию у учащихся коммуникативной компетентности: особое внимание обратить на воспитание у семиклассников бережного отношения к учебному оборудованию, умение жить в коллективе (общаться и сотрудничать) через учебный материал каждого урока. 2 Общая характеристика учебного предмета Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Изучая историю на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа.
3 Описание места учебного предмета, курса в учебном плане Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 350 часов для обязательного изучения учебного предмета «История» на этапе основного общего образования, в том числе: в V, VI, VII, VIII и IX классах по 70 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю. Планирование по истории в 9 классе составлено на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования (2004г) и примерной программе основного общего образования по истории. Программа определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса. Вариативная часть курса формируется на основе резерва свободного учебного времени, установленного примерной программой (15,7 % от общего объема учебных часов). Пользуясь примерной программой, учитель самостоятельно структурирует учебный материал в рамках основных тематических блоков, установленных ею, определяя последовательность изучения этого материала.
Количество часов в 9 классе - 68ч по два учебных часа в неделю.
На всеобщую историю – 25 часа , на историю России – 43 часа. Используемый учебно - методический комплект 1 Загладин Н.В. Новейшая история зарубежных стран xx век. М. Русское слово 2010.
2 Загладин Н.В. Минаков С.Т. Козленко С.И. Петрова Ю.А. История отечества xx век. М. Русское слово. 2010.
3 Атлас и контурные карты по новейшей истории и истории России
xx век.
4 Тематическое планирование
9 класс Новая история конец XV-XVIII века.
№
п/п
| Наименование раздела темы
| Всего часов
| Из них
| дата
| Практ.
| Контр.
| 1
| Введение в курс . Мир в 1920-1930гг
| 7
|
|
|
| 2
| Человечество во Второй мировой войне
| 4
|
| 1
|
| 3
| Мировое развитие во второй половине XX- начале XXI вв
| 14
|
| 1
|
|
|
| 25
|
| 2
|
|
Тематическое планирование 9 класс История России XVI -XVIII века
№
п/п
| Наименование раздела темы
| Всего часов
| Из них
| дата
| Практ.
| Контр.
| 1
| Россия в начале XX века
| 10
|
| 1
|
| 2
| Советская Россия в 1920-30 гг
| 7
|
| 1
|
| 3
| Великая Отечественная война 1941-1945гг.
| 6
|
|
|
| 4
| СССР с середины 1940 до середины 1980 гг
| 9
|
| 1
|
| 5
| Страна в середине 1980-1990 гг
| 11
|
| 2
|
|
| Всего
| 43
|
| 5
|
|
Поурочное планирование 9 класс История России
№
| Наименование темы урока
| дата
|
| Тема 1«Россия в начале 20 века»
|
| 1
| Введение в курс истории России 20 века
|
| 2
| Политическая и общественная жизнь Российской империи в начале 20 века
|
| 3
| Социально-экономическое развитие России в начале 20 века. Реформы Столыпина
|
| 4
| Кризис власти 1916- февраль1917гг.
|
| 5
| Политика временного правительства и российское общество в 1917г.
|
| 6
| Приход к власти большевиков - октябрь 1917
|
| 7
| Политика партии большевиков. Первые декреты Советской власти
|
| 8
| Начало Гражданской войны, развитие белого движения.
|
| 9
| Советская Россия в годы Гражданской войны
|
| 10
| Повторительно-обобщающий урок по теме 1
|
|
| Тема 2 «Советская Россия в 1920-1930-е гг.»
|
| 11
| Новая экономическая политика – цели и принципы. Создание СССР.
|
| 12
| Советская внешняя политика в 1920-х гг. Коминтерн.
|
| 13
| Построение социализма в одной стране и
возвышение И.В. Сталина
|
| 14
| СССР в 1930-е гг. Коллективизация, индустриализация.
|
| 15
| Политическая система в СССР в 1930-е гг. Репрессии.
|
| 16
| Культура и искусство в СССР в 1930-е гг.
|
| 17
| Повторительно-обобщающий урок по теме 2
|
|
| Тема 3 «Великая отечественная война 1941-1945 гг.»
|
| 18
| Внешняя политика СССР накануне Второй мировой войны
Советско-германские отношения 1939-41гг.
|
| 19
| Подготовка Советского союза и Германии к войне. 1941г. в отечественной и мировой истории.
|
| 20
| Коренной перелом в ВОВ
|
| 21
| СССР и его союзники в решающих битвах Второй мировой войны.
|
| 22
| СССР в боях за освобождение стран Европы и Азии от фашизма
|
| 23
| ВОВ: итоги и уроки
|
|
| Тема 4 «СССР с середины 1940 до середины 1980-х гг»
|
| 24
| Внешняя политика СССР в начальный период «холодной войны». Создание системы союзов.
|
| 25
| Послевоенное восстановление народного хозяйства. СССР в последние годы жизни Сталина
|
| 26
| Первые попытки реформ, 20 съезд КПСС
|
| 27
| СССР: политика мирного сосуществования, конфликты «холодной войны»
|
| 28
| Противоречия развития сов. об-ва конца 1950-нач. 1960 гг Экономические реформы в конце 1960-х гг
|
| 29
| Внешняя политика СССР во второй половине 1960-х. СССР в годы разрядки международной напряжённости.
|
| 30
| Духовная жизнь и идейно-политическое развитие СССР в 1960-начале 1980г.
|
| 31
| Углубление кризиса внешней и внутренней политики советского общества
|
| 32
| Повторительно-обобщающий урок по теме 4
|
|
| Тема 5 «Страна в середине 1980—1990-хх»
|
| 33
| Политика перестройки: первые шаги
|
| 34
| Новое политическое мышление. Завершение «холодной войны»
|
| 35
| Обострение внутренних противоречий в СССР
|
| 36
| Начальный этап экономических реформ
|
| 37
| Политический кризис 1993г. Новая Конституция Российской федерации.
|
| 38
| Политика коррекции курса реформ во второй половине 1990-х гг.
|
| 39
| Россия на рубеже 20-21 вв. Новый этап развития.
|
| 40
| Внешняя политика Р.Ф. в 1991-2004гг.
|
| 41
| Духовная жизнь В Российском обществе.
|
| 42
| Повторительно-обобщающий урок за курс истории России 9 кл.
|
| 43
| Урок итогового контроля
|
|
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения истории ученик должен
знать/понимать
основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
изученные виды исторических источников;
уметь
соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе эссе), отчетов об экскурсиях, рефератов;
соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;
объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
|