Скачать 48.6 Kb.
|
Урок по теме «Глагол как часть речи» Цели: - определять морфологические признаки глагола; - различать постоянные и непостоянные признаки глагола; - определять синтаксическую роль инфинитива; - образовывать формы глаголов повелительного наклонения. Ход урока 1. Вступительное слово учителя. Глагол – необыкновенная часть речи. По частоте употребления занимает второе место после имен существительных. Обладает высокой эстетической ценностью. Писатель А.Югов дал очень яркую характеристику этой части речи. Обратимся к высказыванию русского писателя А.Югова, которое станет эпиграфом нашего урока. Глагол - самая огнепышущая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь язык. Как понимаете слова «самая живая часть речи»? (Постоянно в действии, меняется, обновляется, развивается) Почему огнепышущая? (Горячая, пышет жаром) С чем у вас ассоциируется глагол? С сердцем. 2. Что такое глагол? (Карточки с предложениями). Задание. Найдите глаголы, в предложениях. Перечислите их по порядку. Назовите основные грамматические категории глагола. ( Вид, время, переходность, возвратность, наклонение, время, спряжение, лицо, число, род.) Для справок. Род. Можем определить только у глагола в ед. ч., в условном наклонении. Переходными называются глаголы, которые имеют при себе прямое дополнение (В.п, без предлога. Найти (что?) клад). Непереходные – все возвратные глаголы. Возвратные с суффиксом – ся, сь. Имеют добавочное значение. (Она одевается, т.е. одевает себя) Залог выражает отношение действия к субъекту и объекту действия. (Залоговыми значениями обладают только переходные глаголы) Как вы знаете, что морфологические признаки у любой части речи, в том числе у глагола делятся на постоянные и непостоянные. 3. Работа в парах ППС. Записать в тетрадь А) Работа с глаголом из первого предложения. 1 вариант – определяет постоянные признаки (вид, возвратность, переходность, спряжение). Что такое спряжение? (Изменение глагола по лицам и числам) 2 вариант – непостоянные (наклонение, время, лицо, число, род) Б) Поменяйтесь тетрадями, чтобы проверить нет ли совпадений. Предлагаю весь материал схематизировать. (Ребята по своим записям строят схему) Теперь вы четко видите основные грамматические категории глагола. 4. Какова функция глагола в предложении? (Глаголы в предложении могут быть в настоящем, прошедшем, будущем времени – простым глагольным сказуемым.) Определите синтаксическую роль глагола, с которым вы уже работали. Есть ли похожий глагол в данных предложениях? А остальные? (Глаголы в неопределенной форме. Как иначе называется такой глагол? (Инфинитив) 5. Работа с учебником. Обратитесь к учебнику стр.158. пункт параграфа об инфинитиве. Каким членом предложения может быть неопределенная форма глагола? 6. Карточка. Определите синтаксическую роль инфинитива.
Самопроверка. Карточка – ответник.
Глагол является организующим центром предложения и имеет самую многочисленную систему форм. Сегодня на уроке обратим внимание только на один момент. Такие глаголы встречаются в задании А3 ЕГЭ. Записать в тетрадь. В столбик. Образуйте формы повелительного наклонения некоторых глаголов Инфинитив Ед.ч. Мн.ч. Глядеть гляди глядите ехать поезжай поезжайте лазать лазь лазьте лечь ляг лягте трогать трогай трогайте класть клади кладите От основы настоящего времени образуются личные окончания глагола настоящего времени, повелительного наклонения. Формы повелительного наклонения этих глаголов необходимо запомнить ! Глагол класть употребляется только без приставки, однокоренные с ним глаголы с корнем -лож- – только с приставкой (положить, выложить, переложить и д 9.Тренировочный тест на закрепление 10.Домашнее задание. Морфологически признаки дописать. Обратить внимание на параграф 48. Упр. 248 выбрать глагол, в котором нет ошибки в образовании формы. 11. Итог урока. Что знали, но забыли? Что нового узнали? Получилось ли систематизировать знания о глаголе? Определите синтаксическую роль инфинитива.
Определите синтаксическую роль инфинитива.
Карточка – ответник.
|