Скачать 45.4 Kb.
|
Елена Львовна Черепанова руководитель Музея истории школы МАОУ «СОШ №1» г. Соликамск Музейная педагогика и её роль в организации внеурочной деятельности В условиях модернизации образования, требования интеграции общего и дополнительного образования и актуализации роли внеурочной деятельности в решении воспитательных задач неоценимую помощь может оказать новое педагогическое направление – музейная педагогика, предусматривающая формирование общекультурных компетенций школьника через специальные музейно- образовательные программы, экскурсионно-выставочную, поисковую и проектную работу. Гордостью МАОУ «СОШ №1» города Соликамска является Музей истории школы, который дважды успешно прошёл паспортизацию и внесён в реестр музеев образовательных учреждений края. Музей работает по программе социально-педагогической направленности «Музей истории школы – центр гражданского образования», опираясь на следующие методологические положения музейной педагогики: - актуализация историко-культурного наследия школы, малой Родины; - освоение историко-культурного наследия как личного достояния ребенка; - реализация творческих, индивидуальных потребностей ученика; - использование эффективных технологий образования (опора на деятельностный, культуротворческий, социально и личностно-ориентированный подходы). Музей имеет устав, помещение и оборудование для экспонатов, книгу учёта поступления музейных экспонатов, актив из учеников и учителей. Задачами любого музея является сбор, сохранение для потомков и представление человечеству собранного материала, а задачи школьного музея гораздо шире, потому что познание мира и формирование мировоззрения учащихся происходит в деятельностном режиме. Школьный музей используется в учебных целях на уроках гуманитарного цикла в качестве иллюстраций страниц учебников литературы и истории (позволяют накопленные экспонаты), потому что музей истории школы – это маленькая модель развития города и государства. Основная задача музея истории школы – развитие и наполнение внеурочной занятости учащихся через различные виды деятельности. Участие ребят в поисковых операциях; разработка и реализация ученических и школьно-семейных проектов к значимым событиям из истории страны на примере школы, семьи, судьбы выпускников; встречи с интересными людьми; взаимодействие с учреждениями культуры и общественными организациями в ходе проектной работы формируют у школьников личностные качества и нравственные ценности. Результат деятельности школьников под руководством педагогов и с помощью родителей – это новые экспозиции и богатый материал для новых экскурсий в форме уроков мужества, уроков нравственности, выставок, презентаций различных тематик:
Ежегодно по заявкам классных руководителей проходит более 70 музейных уроков, в течение учебного года музей охватывает экскурсионной работой 100% учащихся школы. Архивные материалы (с 1934 года) востребованы учащимися школы при подготовке докладов, написания рефератов и научно-исследовательских работ. Эта работа связана с изучением и систематизацией собранного материала, на основе которого учащимися пишутся и результативно защищаются научные работы, как на школьном, так и на муниципальном и всероссийском уровне. Так, в 2011году ученица 9 класса Кондакова Надежда на всероссийском конкурсе исследовательских работ заняла 3 место с работой «Наша школа вечно молодая». Музей истории школы – место публичное и открытое пространство для учеников, родителей, выпускников и гостей школы. Опыт работы школьного музея востребован в образовательном пространстве города. На базе школы третий год работает проблемная группа по музейной педагогике, ещё в 6 учебных учреждениях созданы музеи различной направленности. Музейный актив из заинтересованных учащихся школы под руководством музейного педагога разрабатывают и проводят экскурсии для учащихся, участвуют в городском конкурсе юных экскурсоводов, в городских форумах общественных инициатив, оказывают помощь «Пресс-центру в сборе материалов для школьной газеты «Дружба», привлекают учащихся школы к освещению школьной жизни через музей и газету. У нас в школе возникла идея расширить музейное пространство и создать этнографический музей, учащиеся и педагоги уже занимаются сбором предметов старины (в основном, это прошлый век) и разрабатывают экскурсии по годовому кругу народных праздников. Таким образом, музейная педагогика обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на учащихся: воспитывает уважение к памяти прошлых поколений и бережное отношение к культурному наследию; значительно расширяет возможности учителя во внеурочное время решать задачи, связанные с историческим и культурологическим образованием; повышает внимание детей к окружающей действительности; помогает обнаруживать вокруг себя реалии музейного значения. Музейная педагогика учит ценить подлинные вещи ушедших эпох, семейные реликвии. Все это делает жизнь ребенка более насыщенной и интересной, поднимает его культуру, развивает интеллект, дает ему в руки новый инструмент для познания мира. Список литературы: Е.Васильева, О.Г.Панченко «Музейная педагогика как средство формирования духовно-нравственных ценностей», журнал «Воспитание школьников» №4,2011год. Г.В.Савина «Музейно-педагогические технологии как средство эстетического воспитания», журнал «Воспитание школьников»,№2, 2011год. |