Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 99.66 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации15.04.2014
Размер99.66 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > История > Документы
Видео 02-UMK Vertograd 01

  1. «Учебно-методический комплект «Вертоград». Захарова Л.А.

  2. Дорогие коллеги, позвольте предложить вашему вниманию учебно-методический комплект, разработанный в нашей воскресной школе при Михаило-Архангельском храме г. Пущино Московской обл. Называется наш комплект, также как и наша школа «Вертоград».

  3. Старославянское слово «вертоград» означает «сад, виноградник».Почему мы взяли себе такое имя? Этот символ в Православии многозначен.

Во-первых, Сам Господь говорит о Себе в Евангелии: «Я - истинная виноградная лоза, а Отец Мой – виноградарь» (Ин 15:1). «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего». Ин 15:5

Во-вторых, нам кажется весьма органичным, что воскресная школа, выросшая при храме в городе биологов, называется садом.

Но позднее для нас открылся еще один смысл нашего названия. Оказывается, существует икона Богородицы «Вертоград заключенный» кисти Никиты Павловца, иконописца Оружейной палаты конца XVII в.

Сюжет ее навеян библейской Песнью Песней:

«Запертый сад — сестра моя, невеста, заключенный колодезь, запечатанный источник» (Песнь Песней 4:12). Образ «заключенного сада» (hortus conclusus) был популярен в западноевропейском средневековом искусстве и имел два значения.

1- «заключенный сад» символизирует непорочность Девы Марии;

2 - образ райского сада, огражденного с четырех сторон библейскими реками от внешнего неустроенного еще тогда мира, от хаоса; сад, в котором еще не было греха.

Жизнь покажет, кого мы вырастим в своем саду, но, я думаю, что наше имя отражает намерение создать такой островок непорочности, оградить хотя бы на время занятий детей от внешнего хаоса.

Икона Никиты Павловца не могла не вдохновить нас, и мы попытались создать свою школьную икону, которая теперь непременно присутствует на наших молебнах.

Надеемся, что это название вдохновит и вас, дорогие коллеги, на то, чтобы взращивать в своих садах достойные плоды.

  1. Как известно, главная задача воскресной школы - ввести детей в жизнь Церкви, но «Воцерковить - означает научить не только жить по-христиански, но и мыслить по-христиански».

  2. Несмотря на появившееся в последнее время достаточное количество учебников по Закону Божию и Основам Православной культуры, в своей воскресной школе мы испытывали некоторое затруднение в плане наиболее увлекательной подачи материала на уроках.

Мы знакомились со всеми выходившими в свет пособиями. Они оказывали нам большую помощь, но не удовлетворяли в полноте всем нашим потребностям. Во-первых, имеющиеся пособия не охватывали всего курса воскресной школы.

  1. Во-вторых, одни представляли собой скорее учебники, другие - рабочие тетради с минимумом информации. Нам же необходим был синтез того и другого. Пособие, по нашему замыслу, должно было быть самодостаточным, не требующим привлечения дополнительных учебников, и в то же время должно было включать ученика в активную работу. Наши идеи воплотились первоначально в форме т.н. Рабочих Листов.

  2. Итак, Рабочий Лист представляет собой схематичный конспект урока. В нем предусмотрены пустые строчки для записи ключевых слов, определений, тезисов, т.е. того, на чем необходимо сфокусировать особое внимание.

  3. Активно используем таблицы, особенно там, где необходимо сравнение, сопоставление.

  4. Дополнением к Уроку служит тест по пройденной теме. Тесты разработаны в форме, позволяющей потратить на повторение прошлой темы не более 10-15 минут в начале урока и охватить опросом весь класс.

  5. Разрабатывая пособия на 7-летний цикл обучения, мы руководствовались сформулированной профессором Зеньковским идеей концентра, смысл которой в том, что

  6. «в приготовительном классе сообщаются начальные сведения о предметах, затем к их изучению школа неоднократно возвращается» на новом уровне. Проиллюстрируем эту идею на примере двунадесятых праздников. Проследим, как проходит через весь курс обучения, допустим, праздник Вознесения Господня.

  7. В начальном курсе «Храмоведение» мы проводим урок «Иконостас - Священная история в красках». Рассматривая евангельские события, запечатленные в Праздничном ряду иконостаса, мы предлагаем детям раскрасить в Рабочем Листе стилизованные изображения двунадесятых праздников и ограничиваемся записыванием названия праздника.

  8. В Рабочем Листе для второго года обучения дается чуть более подробный рассказ о празднике. Помимо названия акцентируемся на ключевых словах. Для Вознесения такими словами являются «40-й день, гора Елеон, обетование Святого Духа». Дополняем урок стихотворением и игрой «Реставрация текста», подбираем рифму и вписываем ключевые слова в стихотворение.

  9. В завершение урока вклеиваем икону изученного праздника в бумажную модель иконостаса.

  10. В 4-5 классе учащиеся переходят к знакомству с евангельскими событиями по первоисточнику, т.е. непосредственно к чтению Священного Писания. Поэтому Рабочий Лист для уроков Библейской истории содержит, прежде всего, ссылку. Ссылка сопровождается символом евангелиста.

  11. Такие же символы присутствуют на закладках, которые мы мастерим на первом уроке Нового Завета. Закладки значительно ускоряют поиск нужного евангельского стиха.

  12. Итак, на уроке Нового Завета ребенок получает Лист, видит в нем ссылку, находит по ней нужный отрывок в Евангелии,

  13. Далее мы читаем, обсуждаем, записываем основные моменты в Рабочий Лист.

  14. Параллельно в 4-5 классах ведется курс Церковнославянского языка, поэтому Рабочий Лист содержит фрагмент церковнославянского текста. Отдельные слова ученикам предлагается вписать по-церковнославянски.

  15. Добавляем в урок тропарь праздника, и таким образом перекидываем мостик от Священного Писания к Богослужению.

  16. В Рабочих Листах по Литургике вновь наглядно представлены события Священной истории, но уже в соотнесении с соответствующими моментами Богослужения. Здесь мы записываем, что событие Вознесения вспоминается на Литургии в момент Последнего явления Святых Даров.

  17. И, наконец, в выпускном курсе «Катехизиса», разбирая событие Вознесения с догматической точки зрения, в Рабочий Лист мы будем вписывать пояснения основных положений Символа веры: что означают выражения «восшедшаго на небеса» и «седяща одесную Отца».

  18. Таков общий принцип, использованный при составлении пособий - первоначальное знакомство, затем с каждым годом более углублённое погружение. Проследим еще принцип концентра в уроках, посвященных Заповедям Божиим.

  19. Третьеклассники, слушающие курс «Ветхозаветной истории», находятся еще на стадии установления взаимоотношений со сверстниками. Как первобытное человечество нуждалось в регламентировании отношений с ближними посредством простейших 10 Заповедей, так и дети в этом возрасте нуждаются в научении элементарным нормам поведения - «не убий, не укради», но уже здесь мы задаем перспективу роста до христианской нравственности и отражаем это в Рабочем Листе.
      1. Обращаем внимание на то, что даже Моисеев Закон запрещает не только греховное действие, но и греховные слова (Не лжесвидетельствуй) и даже греховные мысли (Не завидуй).

Через год в Рабочих Листах по Новому Завету ветхозаветные заповеди в таблице наглядно сопоставляем с новозаветными. Записывая главные тезисы, акцентируемся на том, насколько выше мораль Нагорной проповеди по сравнению с Синайским законом.


  1. Еще через год мы вернемся к этой теме уже в курсе Церковной истории, когда будем разбирать с шестиклассниками «Слово о Законе и благодати митрополита Илариона». И вновь сопоставим Ветхий и Новый Завет, но уже в таких категориях, как «Закон» и «Благодать».

Видео 02-UMK Vertograd 02

Построенный таким образом Комплект, рассчитанный на 7 лет обучения, включает:

  1. Начальный курс «Храмоведение» для 1 класса, или «Введение во храм», в котором дети знакомятся с устройством православных храмов, получают начальные понятия о мире, о Боге, о молитве, узнают о Доме Божьем, о Церкви как о единой большой семье, вводятся в круг церковной жизни, приобщаясь к постам и праздникам. Рассчитан на детей 7-8 лет.

  2. На смену ему во 2 классе приходит авторский курс «Православный иконостас»,

  3. в котором мы в течение года заполняем бумажную модель иконостаса

  4. и изучаем отдельные события ветхозаветной истории по праотеческому и пророческому ярусам, новозаветной - по праздничному и местному ярусам, и далее эпизоды истории церковной по образам деисусного ряда. Рассчитан на детей 8-9 лет.

  5. От «священной истории в красках» переходим к «священной истории в слове» - Библейской истории Ветхого и Нового Завета.

Ветхий Завет рассчитан на детей 9-10 лет.

Новый Завет мы изучаем в течение 2-лет, соответственно он рассчитан на детей 10-12 лет. Этот предмет состоит из 2-х частей, мы посчитали, что изучению евангельской истории необходимо отвести больше времени в учебном процессе.

  1. Курс Священной истории сопровождается параллельным изучением церковнославянского языка.

1 часть этого курса рассчитана на детей 10-11 лет;

2 часть - Основы церковнославянской грамоты» на детей 11-12 лет.

«Церковнославянский имяслов» (1 часть) - рабочая тетрадь составлена по книге Н.П. Саблиной «Буквица славянская». Дети в течение года знакомятся с церк-слав. азбукой. А на 2-году обучения мы кратко знакомим учеников с основами церковнославянской грамоты.

  1. Рабочая тетрадь по Истории Церкви рассчитана на детей 12-13 лет. Основное содержание этого предмета: книга Деяний Апостольских; краткая история Вселенских соборов на примере их ярких представителей (свт. Николая Мирликийского, Василия Великого и т.д.) и конечно же здесь представлены избранные жития святых наиболее значимых для детей этого возраста и наиболее значимых для истории нашей страны.

  2. Следующий курс литургики включает в себя изучение Всенощного бдения и изучение Литургии. Курс рассчитан на детей 12-14 лет. На усмотрение преподавателя можно поставить эти разделы в той или иной последовательности. Либо начать с Всенощного бдения и затем перейти к Литургии, либо наоборот. В этих рабочих тетрадях мы кратко разбираем последование Богослужения. Каждый из предметов рассчитан на полгода.

Следует сказать, что вообще в воскресных школах, когда обучение ведется, как правило, один раз в неделю, в году получается 28 уроков с учетом Рождественских каникул и Пасхальных праздников. Рабочие тетради в связи с этим состоят из 28 уроков. Соответственно, если курс рассчитан на полгода, то в Рабочей тетради будет 14 уроков.

  1. Завершающий курс - Катехизис. Его содержание - Символ веры и Церковные Таинства. Рассчитан на детей 13-14 лет.

  2. Каждый предмет включает в себя Рабочую тетрадь, Конспект учителя и Сборник тестов. Обращаю ваше внимание на то, что тетрадь не рассчитана на самостоятельное заполнение ребенком, хотя, если ребенок может сам догадаться, то конечно это не возбраняется. Смысл же в том, чтобы ребенок под руководством учителя акцентировался на главных понятиях. В помощь же учителю дается краткий конспект урока. В конце конспекта приведен список литературы, использованной при составлении пособия и одновременно рекомендованной для самообразования учителя. Тесты начинаются с 3-го клааса, с предмета «Ветхий Завет». Для 1-го и 2-го года обучения тесты не предусмотрены.

  3. К комплекту прилагается брошюра «Методические рекомендации для учителей», в которой подробно расписана теоретическая часть «Особенности православной педагогики», подробно разбирается каждый раздел Закона Божия, указан общий список литературы и предлагаются темы для бесед с батюшкой.

  4. За основу был взят классический учебник Серафима Слободского, дополнен современными научными знаниями и сведениями из истории православной культуры

  5. Создавая учебный комплект, мы пытались следовать совету святого Иоанна Кронштадского: «из безграничной области знаний выбрать самое необходимое и привести это в стройную систему,

  6. чтобы из знаний образовалось в душах детей стройное согласие».

  7. в 2009 г. комплект был представлены в качестве дипломной работы на Высших богословско-педагогических курсах при МПДА в ТСЛ и рекомендован к изданию. Руководитель научной работы игумен Киприан (Ященко) - канд. пед.наук, рецензент - иеромонах Никодим (Шматько) канд. богословия, проректор ВБК при МПДА,

  8. Издание прошло экспертизу в ОРОиК РПЦ

Рецензенты: протоиерей Виктор Дорофеев, кандидат богословия, заведующий методическим кабинетом ОРОиК Московской епархии;

С.М. Шестакова, канд. философских наук, специалист по среднему образованию ОРОиК РПЦ.

Был дан гриф ОРОиК РПЦ и гриф Издательского Совета РПЦ. Можно смело использовать эти комплекты в воскресных школах и по возможности в общеобразовательных школах.

  1. В 2011 г. Учебно-методический комплект «Вертоград» признан победителем Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя».

Поскольку конкурс проводится совместно РПЦ и Министерством образования РФ, то помимо диплома от патриархии

  1. в этом конкурсе вручается грамота от Министерства образования, а это свидетельствует о признании профессионализма педагогов воскресной школы.

  2. В заключение процитирую православного педагога Людмилу Сурову «Знания о Церкви дать ребенку не трудно, важно начать вместе с ним его духовный путь, то есть труды строительства себя по образу и подобию Божию».

  3. С этим невозможно не согласиться, но, всё же сам процесс передачи знаний для детей должен быть увлекательным и качественным. К этому мы стремились, изготавливая свои пособия.

  4. Желающие могут приобрести комплекты, связавшись с издателями: +7(495) 649-18-06, prav.obrazovanie@gmail.com

  5. Контакты Захаровой Л.А. zahlar@yandex.ru тел. 8-916-174-58-65

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск