Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 132.02 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации15.04.2014
Размер132.02 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > История > Урок
Саратовская область

Лысогорский район

МОУ СОШ с. Урицкое

Учитель истории и обществознания Ивановская Татьяна Александровна

Урок обществознания в профильном 10 классе

Тема: Свобода в деятельности человека.

Цель урока:

1. Деятельность свободы, как высшей ценности, ответить на вопрос – возможна ли, абсолютная свобода? , свобода: познанная необходимость? Возможность выбора? Определить историческую необходимость и границы человеческой свободы; свободное общество: приоритет прав и свобод человека, признание его высшей ценностью. Способствовать изучению человеческой деятельности как средства социализации и самореализации личности и вместе с тем самовозобновляемости и развития свободного общества, побудительных мотивов и способов осуществления свободы в деятельности человека способствовать раскрытию природы и механизма познания свободы, как специфической сферы деятельности человека и непременного условия всякой осмысленной деятельности человека.

Понятие: самореализация, самовозобновление, социальное взаимодействие, социализация личности. Способствовать осознанию учащихся, какой человек может быть более свободен, независим; различных людей свободного общества, сформировать представления о таком обществе.

Свобода выбора. Способствовать стимулированию собственного независимого аргументированного мнения, критического творческого мышления, доброжелательности и толерантности по отношению к друг другу, к обществу (исключать соперничество, высокомнение, грубость, авторитарность)

Составить «Манифест свободного человека».

Формирование чувства личной ответственности за здоровой образ жизни.

Оборудование: П.С.Гуревич «Человек»,А.Ф.Малышевский «Мир человека», с 103; с 149-153 Сократ; с 168; с.182; Мудрые высказывания и афоризмы с 187-192; с 205 Человек рожден свободным; с 244-255 Мудрые мысли.

В.И.Пугачев «Основы политической науки» часть 1, часть 2 с133;Л.Е.Гришин «Философия, социология и теория истории»; Плутарх «Изобретение жизнеописания» Александр с 371; 372; с 373; Цезарь с 445(6); Библия, Устав, Правила поведения для учащихся; М.Булгаков «Мастер и Маргарита»; «Декларация прав человека»
Ход урока:

1. Изучение нового материала.

«Свобода – способность человека действовать в соответствии со своими целями и интересами»

Дисциплина – определенный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали.

Ответственность – готовность соблюдать правила.

Порядок – принудительное исследование установленным правилам.

Рабство - исторически первая и наиболее грубая форма эксплуатаниции, при которой раб наряду с собственностью своего хозяина – рабовладельца.

Своеволие – пренебрежение к установленным нормам и правилам

Эгоизм – себялюбие, поведение целиком определяемое мыслью о собственной пользе, выгоде, предпочтение своих интересов интересам других людей.

Гармония – связь, стройность, соразмерность.

Деспотизм – неограниченная власть, форма самодержавной неограниченной власти, жестокое поведение свободной воли.

Диктатор – носитель неограниченной власти.

1. Определите, в каких приведенных ниже высказываниях понятие «свобода» выступает как

А) политическая категория

Б) нравственная

В) философская

«Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов» (Вольтер, 1694-1778)

«Свобода – это новая религия, религия современности» (Гейне, 1797-1856)

«Я предпочитаю быть свободным душой в тюрьме, чем льстецом и трусом на свободе» (Дейс, 1855-1926)

«Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя» (В.И.Ленин)

«Свобода – это осознанная необходимость»

«Свобода означает ответственность. Вот почему многие боятся ее» (Б. Шоу)

2. Какое , по вашему мнению, содержание заключает в себе понятие свободы?

Сообщение ученика: Свобода – это состояние духа. Свобода – это философское понятие, которое освещает вопрос о том, чем обусловлена человеческая воля. В ней человек реализует свое внутреннее богатство. (Гуревич с 212-216).

3. Какая из трех триад вам ближе всего по духу – «Истина. Добро. Красота»; «Вера. Надежда. Любовь»; «Свобода. Равенство. Братство» или составьте свою триаду.

4.дополните схему предлагаемых ценностей. Какие из них вы считаете своими духовными опорами? Развлечения Власть Общественное признание



Труд Любовь

5. «Совесть, Благородство и Достоинство

Вот оно, святое наше воинство,

Протяни ему свою ладонь,

За него не страшно и в огонь.

Лик его высок и удивителен,

Посвяти ему свой краткий век,

Может, и не станешь победителем,

Но зато умрешь как человек.

Б.Окуджарова

А вы какому воинству готовы протянуть свою ладонь?

6.Свобода как ценность.

Сообщение ученика. (Гуревич с 216-219)

7.Шандор Петёфи «Собачья песня» «Волчья песня» с 373 (поэзия народов мира) «Национальная песня» с 375 автор отстаивает право на свободу.

8. «Первые выделившиеся из животного царства люди были во всем существенном так же несвободны, как и сами животные, но каждый шаг вперед на пути культуры был шагом к свободе» Ф.Энгельс.

Согласны ли вы с этим утверждением? Какова взаимосвязь свободы и культуры? Назовите переломные моменты в истории освобождения человечества от господства над ним природной и социальной стихий.

Природа Социум

Мышление, речь. Труд, творчество

Овладение огнем. Мораль, нравственность (религия)

Изобретение Свобода человека

Колеса (Конституция, Декларация

НТП, НТР прав человека)
Общечеловеческие ценности:

-Свобода (личная неприкосновенность)

-Равенство (равенство перед законом)

-Достоинство (человеческое достоинство)

- Справедливость (право на справедливый суд, на свободу перемещения , гражданство, достойное существование

-Моральные ценности (добро, долг, совесть, справедливость, достоинство, честь, счастье, любовь)

Сообщение учеников «Что такое свобода». «ВШ» № 3-94 с 17.

9.Свобода выбора и моральная ответственность.

Человеческая свобода (различные точки зрения)

Буриданов осёл.

«Свобода – есть познанная необходимость»

Что такое свободное общество.

Человек несет всю тяжесть мира на своих плечах.

Какое из приведенных определений понятие «свобода» вам представляется наиболее точным?

Свобода – это отсутствие всяких преград и помех.

Свобода – это осознанное следование необходимости.

Свобода – это не своеволие, способное привести к каким угодно поступкам, а регулярность, постоянство, неугомонность в осуществлении человеком моральных требований.

Свобода – это избавление жизни от ограничений и принуждения.

Свобода – это возможность выбора вариантов поступка.

Библия (с414 чаша страданий)

Иисус перед Пилатом (с420,Распни Его!... Новый Завет с 165)

«Мастер и Маргарита» с 216-217-218-223(полет).

Был ли Пилат свободен в выборе своих решений и действий? Почему?

Была ли Маргарита свободна в выборе своих решений и действий? Почему?

Как, по вашему, мнению, человек может обрести полную свободу?

10. Мыслители прошлого о свободе.

Платон (Основы пол.и ч.1 с 38)

Аристотель (ОПН ч.1 с.39)

Цицерон (ОПН, ч1)

«Свобода человеческой личности,- не может быть дана обществом и не может по своему истоку и признаку зависеть от него – она принадлежит человеку как духовному существу… Неотъемлемые права человека, устанавливающие границы власти общества над человеком, определяется не природой, а духом. Это духовные права, а не естественные права, природа никаких прав не устанавливает. Б. Бердяев.

11. Свобода и своеволие.

Сообщение ученика (Гуревич с.220-222)

«Свобода – единственная вещь не может получить, если вы даете ее сами. (Уайт, амер.писатель)

«Нет человека, который не любил бы свободу, но справедливый только для себя» (Берке)

«Если хочешь освободить меня – будь свободен сам» (Эмерсон, амер.философ)

«Чем больше свободы вы даете, тем больше вы получаете ее сами»

«Не может быть свободен народ, угнетающий другие народы» (Ф. Энгельс)

-Древнегреческий историк Тацит утверждал, что лишь глупцы называют своеволие свободой. А что скажет по этому поводу умный?

-Каким из приведенных здесь высказываний, по вашему мнению, наиболее точно определяют рамки свободы.

«Только той свободой стоит обладать, которая дает простор энергии разуму и добрым качествам народа». (Чанинг, амер.религ.деятель)

«Свобода воли означает, следовательно не что иное, как способность принимать решения со знанием дела.» (Ф.Энгельс)

«Свобода заключается в праве делать все, что не вредит другим». (Клаудиус)

«Всякого рода привилегии – это могила для свободы и справедливости». (Займе)

- О каком нравственном выборе идет речь в следующих высказываниях?

«Раб, создающий свое рабское положение и борющийся против него, есть революционер. Раб, не осознающий своего рабства и прозябающий в молчаливой, бессознательной и бессловесной рабской жизни, есть просто раб. Раб, у которого слюнки текут, когда он самодовольно описывает прелести рабской жизни и восторгается добрым и хорошим господином, есть холоп, хам.» (В.И.Ленин)

«Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой.» (Гете)

- Немецкий публицист, идеолог «Молодой Германии» К. Берне отстаивал ту точку зрения, что и заговор никогда не приводил и завоеванию свободы, где воля и силы большинство народа созрели для свободы. Там заговор не нужен, где этого нет – он не поможет.

Проанализируйте перспективы достижения свободы нашим обществом с этой точки зрения.

12. Определения основных понятий, которые могут быть рассмотрены в ходе занятия.

Ответственность – особое социальное и морально-правовое отношение личности к обществу в целом и другим людям, которые характеризуется выполнением своего нравственного долга и правовых норм. Способность человека сознательно выполнять определенные требования и осуществлять стоящие перед ним задачи. (философский словарь, М ,1981)

Ответственность – осуществляемый в разных формах контроль над деятельностью с позиций выполнения им принятых норм и правил (словарь практического психолога,1981).

Выбор – предпочтение кого – либо, чего – либо. Система мотивов, образующая психологическую основу предпочтительности. (словарь практического психолога,1998).

Свобода – одна из основополагающих категорий политологии и других наук, отражающая защищенность человека от нежелательного воздействия насилия. (Введение в политологию. Словарь справочник, М, 1996)

1. Рассмотрите основные понятия: свобода, ответственность, выбор.

2. Выскажите собственное понимание гражданской позиции.

3. Какого человека можно назвать свободным?

4. Что объединяет понятия «Свобода», «выбор», «ответственность» и в чем их основные различия?

5. Подумайте над понятиями, которые должны быть поставлены вместо пропусков.

« Нужно, чтобы человек понял, что он творец и хозяин мира, что на нем ответственность за все несчастья земли и что ему же принадлежит слава за все хорошее, что есть в жизни. (Ромен Ролан)

«Сохранить свободу можно лишь там, где она осознанна и где осуществляется ответственность за нее» (Карл Якерс)

«Человек раб тому, что свобода трудна, рабство же легко.» (Н.А.Бердяев)

«Делать то, что доставляет удовольствие, - значит быть свободным.(Вольтер)

«Излишек свободы приводит к анархии, слишком же строгие -------- приводят к деспотии» (Сунь Ятсен)

«Человек имеет свободу выбора, ибо в противном случае советы, увещевания, назидания, награды и нападения были бы бессмысленны». (-------------------------)

«Для дурного выбора нет извинений» (А.Э.Шефтсбери)

«Пессимист, оказавшись перед выбором из двух зол, выбирает оба». (Оскар Уайльд)

13.Рассмотрите несколько ситуаций и скажите, о каких гражданских ценностях идет речь в каждой из них.

«Тираны, сменяя друг друга, долгое время правили в одной стране. Люди терпели их притеснения и несправедливости. Однако и этому терпению пришел конец. Однажды разразилась крупное восстание. Большинство жителей страны взяли в руки оружие, чтобы свергнуть правитель и его приближенных. Они не хотели отныне чувствовать униженными и подчиненными, лишенными всяких прав».

Ценность: свобода.

«Трое подростков однажды вечером решили покататься на машине. Собственного автомобиля не было ни у кого, поэтому ребята угнали первую попавшуюся на их пути машину. Через час друзья были уже в милиции и узнали, что за совершенную шалость вполне могут оказаться в тюрьме. Все недоумевали, считали свою выходку лишь «безобидным развлечением», и уверяли, что возвратили бы машину владельцу. Прочитав соответствующие статьи Условного кодекса, они поняли, что им грозит».

Ценность: ответственность.

«Ежедневно мы сталкиваемся с необходимостью совершать одни поступки и отказываться от других, покупать одни товары и игнорировать другие, разговаривать с одними людьми и проходить мимо других. Наши действия зависят от многих факторов, как внешних, так и внутренних. Вы просыпаетесь солнечным воскресным утром и решаете, чтобы вам хотелось сделать».

Ценность: выбор.

Назовите аспекты, в которых может рассматриваться понятие свободы:

- ограждение индивида от чего-то нежелательного, например, свобода от насилия произвола со стороны властей, безработица, нищета, голода и т.д.

- действия в соответствии с осознанной необходимостью. Данная трактовка предложена Гегелем и отождествляет свободу с компетентностью.

- наличие альтернативов, возможность выбора, плюрализм идей, партий и т.д.

- необремененность внешними обстоятельствами и внутренними ограничениями, возможность действовать собственной воле. Подобное напоминание свободы свойственно анархистам.

- способность достигнуть цели, удовлетворить потребности, самореализоваться.

Ответить на вопросы:

- Что общего и в чем различия рассмотренных понятий?

- Почему именно эти ценности выделены в качестве наиболее важных для свободного человека?

- Какие еще ценности могут быть выделены?

Игра «Кораблекрушение»

Представьте себе, что вы дрейфуете на яхте в тихом океане. В результате пожара яхта медленно тонет. Местонахождения яхты неясно из-за поломки навигационных приборов, но примерно тысяча миль до ближайшей земли. Экипаж спасся на надувном прочном плоту с веслами, имущество спасшихся составляет коробок спичек, 5 однодолларовых банкнот, пачка сигарет. А также пятнадцать предметов, из которых можно оставить только 4 из-за перегрузки. Проранжируйте 15 предметов по принципу их значимости для потерпевших кораблекрушение, памятуя при этом , что вы берете на себя ответственность за жизнь и спасение людей.

Список: секстант, зеркало для бритья, двадцатилитровая канистра с водой, противомоскитная сетка, одна коробка с сухим пайком, карты тихого океана, надувная подушка, 5 литровая канистра с нефтегазовой смесью, маленький транзисторный приемник, репеллент ,отпугивающий акул, 6 метров непрозрачной пленки (для сбора дождевой воды), литр рома, две коробки шоколада, метровый нейлоновый халат, рыболовная снасть.

По мнению экспертов, наиболее необходимыми предметами для дрейфующих в ркеане являются:

1.Зеркало для бритья в качестве средства для сигнализации воздушным и морским спасателям.

2.5-л канистра нефтегазовой смеси, которую можно зажечь долларовой банкнотой и спичкой рядом с плотом, и это будет тоже средством привлечения внимания спасателей.

3.20-л канистру с водой, как средство утоление жажды.

4.Коробка с сухим пайком, основная пища спасенных.

14.»Единственная красота, которую я знаю – это здоровье» (Генрих Гейне)

Что такое здоровье?

Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия.

Здоровье – это такое состояние духа, эмоционально-психической и физиологической сфер жизнедеятельности человека, которое создает наиболее благоприятные условия для рассвета его личности, его талантов и способностей, для осознания им своей неразрывной связи с окружающим миром, своей ответственности за него» (физиология здоровья)

Перед кем несет человек ответственность за свое здоровье? Перед самим собой и перед обществом.

- Мой выбор – не курить

- Мой выбор – не употреблять алкоголь

- Мой выбор – нет наркотикам

- Мой выбор – заниматься физкультурой.

15. Что такое политика ?

Политика – это
-Мой выбор – интересоваться политикой

-Мой выбор – доверять политикам

-Мой выбор – голосовать

-Мой выбор - протестовать, если нарушаются мои права.

16.СМИ – четвертая власть.

Что такое СМИ?

СМИ – методы и учреждения, посредствам которых централизованные поставщики передают или распределяют информацию и другие формы (символической коммуникации обширной, разнородной и географически рассеянной аудиторами. (большой толстый словарь социологической т.2- Москва,1997)

Информация – сведения, передаваемые одними людьми другим в процессе межличностной коммуникации или распространяемые по каналам специальной или массовой коммуникациям с целью создать, пополнить, изменить представления, их ориентацию в событиях и явлениях окружающего мира. В узком смысле информация – совокупность кратких некомментированных сведений об актуальных фронтах жизни общества. В мирном смысле информация включает в себя все имеющиеся знания, получаемые, хранимые, перерабатываемые, распространяемые и используемые в биологических объектах , машинных системах в человеческом обществе, в котором функционируют различные виды социальной информации. (краткий политический словарь, М,1989)

1.Какова роль СМИ в жизни человека?

2.Объяните выражение «СМИ – четвертая власть»

-Дают полезную, объективную информацию, воспитывают нравственные качества, развивают личность.

-Формируют общественное мнение.

-Выражение «СМИ – четвертая власть» означает, что СМИ критикуют законодательную, исполнительную, судебную власть, оказывают на нее давление и заставляют принимать решения и законы в интересах общества.

-Мой выбор: анализировать, критически осмысливать информацию СМИ.

15. «Манифест свободного человека»

1. Выбор и ответственность являются неотъемлемой частью свободного общества.

2.Никто не может заставить человека жить определенным образом.

3.Невозможно навязывать истины.

4.Каждый может научится свободно выбирать.

5.Свободный человек осознает ответственность за свое здоровье.

6.Необходимо активно участвовать в политической жизни общества.

7.Анализировать критически осмысливать информацию СМИ.

Выводы:

Какое же общество может обеспечить свободу человеку, как право выбора?

Очевидно, что общества, где господствуют произвол и тирания отдельных лиц или групп населения, где попирается законность, где осуществляется полный (тотальный) контроль государства за жизнью своих сограждан, никак нельзя отнести к свободным. Следовательно, там, где существует демократические принципы государственного устройства. Характеристика: общество свободомыслия, жизнь людей регулируется лишь демократически принятыми законами и общепризнанными нормами морали, свобода предпринимательства (конкуренция), политический плюрализм (общественное мнение, многопартийность, различные политические взгляды), регулирующую роль выполняет государство (в частности, в социальной и экономической сферах оно может заботиться о более равномерном распределении доходов, не допускать углубления пропасти между бедными и богатыми), закон для всех един.

Рефлексия:

Cвобода является фундаментальной ценностью для человека, но она должна иметь пределы. В противном случае она будет превращаться в произвол, своеволие и анархию, в самодурство и насилие над другими людьми т.е. в негативную свободу. Границами свободы являются интересы другого человека, социальных групп и общества в целом, а также и природы как естественной основы существования общества.

При совпадении интересов личности и общества в обретении свободы понятие свободы должно быть дополнено идеей регулирования деятельности людей. Государство должно это делать не методами насилия и принуждения, а при помощи экономического механизма и строгом соблюдении прав человека. Государство обязано гарантировать соблюдение прав человека, признавая, что ценность человеческой личности выше любых ценностей нации, класса, группы людей и т.д. Это является гарантией от тоталитарного подавления прав человека. Игнорирование или принижение прав личности ведет к неминуемой деградации, как личности, так и общества.

Свобода невозможна без ответственности и долга человека перед миром, в котором он существует. Ответственность есть неизбежная цена свободы, плата за нее. Свобода требует от человека разума, нравственности и воли, без чего она неизбежно будет вырождаться в произвол и насилие над другими людьми, в разрушение окружающего мира. Мера ответственности человека всегда конкретна, в пределах его компетентности и диапазона возможностей.

1.Вы ощущаете себя свободными людьми?

2. Как вы собираетесь реализовать свою свободу?




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск