Скачать 232.2 Kb.
|
ГБОУ СОШ № 289 г. Москвы
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ТЕХНОЛОГИЯ» УМК «Гармония» ДЛЯ 4 КЛАССА НА 2013-2014 УЧЕБНЫЙ ГОД Разработчик программы учитель начальных классов Абдурахманова Людмила Арсентьевна Москва 2013г Пояснительная записка Учебная программа по технологии 4 класса «Наш рукотворный мир», автор Конышева Н.М. Цель – углубить и расширить общеобразовательную подготовку школьников, формировать у них дизайнерское мышление. Задачи:
а) формирование представлений о гармоничном единстве мира и о месте в нём человека с его искусственно создаваемой предметной средой; б) воспитательного и участливого отношения к окружающему; в) формирование эстетического восприятия и оценки вещей и явлений; г) воспитание уважительного отношения к человеку-творцу. 2. Развитие созидательных возможностей личности, творческих способностей, интуиции. 3. Развитие мышления, речи, познавательной активности и самостоятельности учащихся. 4. Расширение кругозора. 5. Развитие руки, глазомера и пр. через формирование практических умений. Рабочая программа составлена на основе обязательного минимума содержания начального образования, программы по технологии для начальной школы, автор Н.М.Конышева, и требований к уровню подготовки обучающихся 4 класса с учётом регионального компонента и особенностей школы. Региональный компонент отражён в содержании заданий и упражнений. Учебный план по программе 2 часа в неделю. Всего годовых 68 часов. Комплект учебников для учащихся: Технология: рабочая тетрадь к учебнику «Секреты мастерства» для 4 класса общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / Н.М. Конышева. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2011.
Требования к уровню знаний и умений учащихся 4 класса к концу учебного года К концу 4-го класса учащиеся должны иметь представление: - о значении продуктивной практической деятельности человека в жизни, культуре, истории человечества; - о требованиях и правилах, по которым создается гармоничная рукотворная среда обитания человека; о сочетании красоты и пользы в вещах; - о социально-историческом и духовно-эстетическом смысле мира вещей, ценности существующих в нем культурных традиций; - о гармонии окружающей предметной среды и ее связи с миром природы. Разумеется, выявление наличия или отсутствия у школьников подобных представлений не может осуществляться в рамках какой-либо локальной проверочной работы. Учитель может судить о них, прежде всего, по тем рассуждениям и размышлениям, которые высказываются учениками в процессе соответствующих уроков. Однако можно провести и специальные беседы по отдельным вопросам, позволяющим школьникам высказать свою точку зрения. Помимо этих общих представлений у учащихся должны быть сформированы определенные знания и умения, которые также имеют общеобразовательное значение, однако являются более локальными и могут быть проверены в соответствующих контрольных заданиях. К ним относятся:
умение рационально организовать рабочее место, поддерживать на нем порядок в течение урока; содержание в порядке рабочих инструментов, своевременная уборка рабочего места; знание техники безопасности при работе с различными инструментами; умение ее соблюдать; знание рациональных приемов разметки и умение их использовать (разметка на изнаночной стороне, экономия материалов и времени); конкретные способы разметки предусмотрены программой.
Конкретные способы обработки материалов предусмотрены программой и раскрываются в ее разделах, темах, а также в содержании уроков на страницах учебников. В соответствии с ними предполагается, что ученики должны не только уметь, например, сгибать, разрезать, сминать бумагу или выполнять различные стежки на ткани, но и при необходимости самостоятельно выбрать наиболее подходящий способ работы — чтобы решить конструкторскую или художественную задачу. Сюда же входит и умение правильно использовать соответствующие ручные инструменты.
СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ТЕХНОЛОГИИ Изучение технологии на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих целей: • овладение начальными трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию объектов труда, полезных для человека и общества; способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы; умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни; • развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера; • освоение знаний о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира; формирование первоначальных представлений о мире профессий; • воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда; интереса к информационной и коммуникационной деятельности; практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОКАНЧИВАЮЩИХ НАЧАЛЬНУЮ ШКОЛУ В результате изучения технологии ученик должен знать/понимать: • роль трудовой деятельности в жизни человека; • распространенные виды профессий (с учетом региональных особенностей); • влияние технологической деятельности человека на окружающую среду и здоровье; • область применения и назначение инструментов, различных машин, технических устройств (в том числе компьютеров); • правила безопасного поведения и гигиены при работе с инструментами и бытовой техникой (в том числе с компьютером); уметь: • выполнять инструкции при решении учебных задач; • осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, контроль за её ходом и результатами; • получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на бумажных и электронных носителях); • изготавливать изделия из доступных материалов по образцу, рисунку, сборной схеме, эскизу и чертежу; выбирать материалы с учетом св-в по внешним признакам; • соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении и сборке изделия; • создавать модели несложных объектов из деталей конструктора и различных материалов; • осуществлять декоративное оформление и отделку изделий; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: • для выполнения домашнего труда (самообслуживание, мелкий ремонт одежды и предметов быта и др.); • соблюдения правил личной гигиены и безопасных приемов работы с материалами, инструментами, бытовой техникой; средствами информационных и коммуникационных технологий; • создания различных изделий из доступных материалов по собственному замыслу; • осуществления сотрудничества в процессе совместной работы. Изучение раздела «Практика работы на компьютере» в рамках предмета «Технология» направлено на достижение следующих целей: овладение трудовыми умениями и навыками при работе на компьютере, опытом практической деятельности по созданию информационных объектов, полезных для человека и общества, способами планирования и организации созидательной деятельности на компьютере, умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией; развитие мелкой моторики рук; развитие пространственного воображения, логического и визуального мышления; освоение знаний о роли информационной деятельности человека в преобразовании окружающего мира; формирование первоначальных представлений о профессиях, в которых информационные технологии играют ведущую роль; воспитание интереса к информационной и коммуникационной деятельности; воспитание ценностных основ информационной культуры младших школьников, уважительного отношения к авторским правам; практическое применение сотрудничества в коллективной информационной деятельности; воспитание позитивного восприятия компьютера как помощника в учёбе, как инструмента творчества, самовыражения и развития. В качестве основных задач на уроках информационных технологий ставится: начальное освоение инструментальных компьютерных сред для работы с информацией разного вида (текстами, изображениями, анимированными изображениями, схемами предметов, сочетаниями различных видов информации в одном информационном объекте); создание завершенных проектов с использованием освоенных инструментальных компьютерных сред; ознакомление со способами организации и поиска информации; создание завершенных проектов, предполагающих поиск необходимой информации. Достижение целей и реализация основных задач раздела осуществляются в рамках сквозных тем «Знакомство с компьютером: файлы и папки (каталоги)», «Создание текстов», «Создание печатных публикаций», «Создание электронных публикаций», «Поиск информации». Структура программы создает возможность варьирования количества часов, отводимых на освоение информационных технологий в рамках учебного предмета «Технология».
Содержание тем учебного курса |