Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 73.82 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации17.04.2014
Размер73.82 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > История > Урок
Интегрированный урок истории и географии

«Господин Великий Новгород»
Шибанов Александр Владимирович, учитель истории и обществознания

МОУ Гимназия №2, г.Кирово-Чепецка, Кировской области.
Урок в 6 «Б» классе проводят учитель истории и географии.
Тема урока: «Господин Великий Новгород».

Дидактическая цель - создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации, применение знаний и умений в знакомой и новой учебных ситуациях, проверка уровня усвоения материала средствами проблемной технологии.

Образовательная цель - способствовать формированию представлений об особенностях экономико-географического положения (ЭГП) и политического строя Великого Новгорода.

Развивающая цель - способствовать обучению школьников умению характеризовать объекты и явления, применительно к теме урока, аргументировать доказательства своего предположения.

Воспитательная цель - формировать опыт равноправного сотрудничества учителя и учащихся, чувства патриотизма и гордости за свою Родину

Тип урока - изучение нового материала и первичное закрепление знаний.

Основные методы - частично-поисковый и проблемный.

Формы организации познавательной деятельности - индивидуальная и групповая.

Средства обучения - тексты исторических документов, интерактивная доска, учебник,

текст с ошибками.

Презентация «Господин Великий Новгород» (Карта и схема Великого Новгорода. Познавательное задание. Вопросы к письменному источнику. Загадка от историка.)
Структура и содержание занятия


Этапы занятия

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Организационный момент

Приветствует учащихся. Проверяет готовность рабочего места. Настраивает на активную деятельность.

Приветствуют учителя. Проверяют готовность рабочего места. Настраиваются на активную работу.

2. Мотивация и целеполагание



Учитель истории

Сегодня на уроке мы с вами совершим путешествие в один из древнейших городов России, Великий Новгород, который в прошлом году отметил свое 1150-летие (показываются слайды Кремля, храма Святой Софии).
Учитель географии

Какое путешествие без карты?

Давайте посмотрим, где располагался этот необычный географический объект.

Вашему вниманию предлагается карта Великого Новгорода ХIIвека.

(показывается слайд).

Какие данные мы из нее можем извлечь?
Учитель истории

А что вы уже знаете о Великом Новгороде из курса Истории России?


Учитель географии

Только подумайте, в средние века Великий Новгород называли землей, а не княжеством, и даже очень почтенно – Господин Великий Новгород. Интересно, а вы сможете объяснить эти исторические парадоксы?
Если говорить о цели урока, то к каким выводам вы хотите прийти, в чем хотите разобраться?

Внимательно слушают учителя.


Отвечают, что город был разделен рекой Волхов на 2 части: Торговую и Софийскую. Кроме этого, город делился на 5 районов (концов) :Плотницкий, Словенский, Неревский, Людин и Загородский.
Отвечают, что Великий Новгород - один из центров Русского государства, торговый город, именно здесь правил легендарный Рюрик.

Отвечают, что данные названия отражают особенности экономико-географического положения, место Великого Новгорода во взаимоотношениях с соседями. Новгород был столицей (или, как говорили в старину, господином и государем) огромной территории, простиравшейся от Кольского полуострова на севере до Торжка на юге.
Отвечают, что целью урока будет всестороннее изучение Великого Новгорода, выявление его особенностей как одного из центров Руси.

3. Изучение нового материала. Работа в группах.

Учитель истории

Продолжим наше путешествие с изучения исторического источника (См. Приложение №1), прочитав который вы ответите на вопрос:

«Какие особенности Великого Новгорода упомянуты в документе?»

Учитель географии

Интересные зарисовки Великого Новгорода встречаются в драме А.К.Толстого «Посадник».

Прочитайте отрывок из драмы и ответьте на вопросы

Фома Григорьевич

Ну да посадник обещает - и значит,

Оно и так. И Новгород за ним

Твердит: побьем, побьем низовых! Ну-тка!

Посмотрим, как побьете их!...

Про самого, сказать вам было вот что!

Свою-де он, Глеб, выгоду блюдет!

Догадлив, чай; он знает, что не правят

Долгов в войну…

Одной Святой Софии тысяч тридцать

Стоит должон

А с любскими купцами

И до ста наберется…
Учитель истории

Известно, что летописи фиксировали важнейшие события из жизни княжеств. Тем интереснее следующее задание…

В отрывке из Лаврентьевской летописи встречаем следующие факты: «В быт «русинов» крепко вошла «словенская» привычка к «древеной» (деревянной) бане с ее паром, едким квасом и «прутьем» (свежим веником), где «бьются сами, и до того добьют, едва слезут еле живы, и обливаются водою студеною…»

Какое отношение этот отрывок имеет к истории Великого Новгорода


Продолжая наше путешествие, вам сейчас предстоит выявить особенности политического устройства Великого Новгорода, прочитав материал учебника

(с. 90-92).


Известно, что характерной чертой политического строя Великого Новгорода было вече. Послушаем известного историка В.О.Ключевского: «На вечевую площадь бежал всякий, кто считал себя полноправным гражданином. Решение составлялось на глаз, лучше сказать, на слух, скорее, по силе криков, чем по большинству голосов». Сегодня историки опровергают эту точку зрения. Каким образом?


Внимательно слушают учителя.


Выполняют задание учителя, отвечают на вопросы.


Прочитав познавательное задание, отвечают на заданные вопросы в группах:
- «Низовые» ­ земли северо-восточной Руси.

- «Править долги» - требовать возвратить долг (во время войны это было делать запрещено).

- «Любские купцы» - торговый союз Ганза.


Жителей юга Древней Руси называли русинами, а севера- словенами. Обычай париться в бане пришел к нам в т.ч. из Древнего Новгорода
Прочитав текст учебника, отвечают, что Великий Новгород – это боярская республика, имевшая вечевые традиции. Должностными лицами были посадник, владыка, тысяцкий. Роль князя была минимальна.

Отвечают, что есть версия, согласно которой в вече принимали участие только богатые горожане Великого Новгорода.


4. Закрепление

В завершении урока вам предлагается выполнить задание «Текст с ошибками»

Великий Новгород

(см. Приложение №4)

Выполняют задание, находят ошибки в тексте.

5. Домашнее задание.

Разноуровневое домашнее задание.

  1. Придумайте и нарисуйте герб Великого Новгорода периода феодальной раздробленности

Параграф учебника 11, с.89-92, 5-6

Сравните политическое и экономико-географическое положе-ние Великого Новгорода и СВР.


Записывают домашнее задание.



Документы
Приложение №1.

Новгородская земля была до крайности бедна земледельческими произведениями. Благосостояние Новгорода опиралось на торговлю и ремесла. Поэтому для Новгорода было насущной потребностью находиться в добрых отношениях с Северо-Восточной Русью, откуда он мог получать хлеб для собственного продовольствия и разные сырые произведения, служившие предметом вывоза за границу (торговля шла с немецкими и датскими купцами, Византией и странами Востока): пушнина, мед, воск. Всякая вражда Новгорода с князьями Владимиро - Суздальской земли отзывалось пагубно на хозяйстве Новгорода и его торговых интересах; поэтому-то в Новгороде были всегда богатые и влиятельные люди, хотевшие, во что бы ни стало, находиться в ладах с этим краем.

(Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей.)
Приложение №2

Драма А.К.Толстого «Посадник» (отрывок)

Фома Григорьевич

Ну да посадник обещает - и значит,

Оно и так. И Новгород за ним

Твердит: побьем, побьем низовых! Ну-тка!

Посмотрим, как побьете их!...

Про самого, сказать вам было вот что!

Свою-де он, Глеб, выгоду блюдет!

Догадлив, чай; он знает, что не правят

Долгов в войну…

Одной Святой Софии тысяч тридцать

Стоит должон.

А с любскими купцами

И до ста наберется…
Приложение №3

Отрывок из Лаврентьевской летописи

«В быт «русинов» крепко вошла «словенская» привычка к «древеной» (деревянной) бане с ее паром, едким квасом и «прутьем» (свежим веником), где «бьются сами, и до того добьют, едва слезут еле живы, и обливаются водою студеною…»
Приложение №4.

Текст с ошибками.

Центр Новгородской земли - Нижний Новгород - возник еще в Х веке до нашей эры и располагался на знаменитом пути из «варяг в греки». Отсюда шли торговые пути в немецкие земли, Данию, Китай. Территория Великого Новгорода по площади едва превосходила территорию Киевского княжества. Большинство новгородских земель были малопригодны для земледелия. Поэтому, с его многочисленным населением не хватало своего хлеба, который привозили из Галицко-Волынского княжества. Новгородцы в основном занимались ремеслом и торговлей. Политической особенностью Новгорода была президентская республика, где главным должностным лицом был князь.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск