Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 74.25 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации18.04.2014
Размер74.25 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > История > Урок
Урок по предмету «Окружающий мир»

Тема : «Во что верили древние славяне? Праздники древних славян».

Программа: «Окружающий мир» под редакцией Н.Ф. Виноградовой.

Учебник: «Окружающий мир 3 класс» автор-составитель Н. Ф. Виноградова

Класс: общеобразовательный 3 класс.

Образовательные технологии: индивидуально-ориентированное обучение, ИКТ.

Методы: объяснительно-иллюстративный, частично поисковый.

Форма урока: комбинированный урок в условиях индивидуально-ориентированного обучения.

Оборудование: Презентация с изображениями богов, духов древних славян, проектор, экран, игровое поле «Что? Где? Когда?»

Характеристики урока (занятия)

Уровень образования: 

основное общее образование

Цель урока: 

познакомить учащихся с верой славянского народа, с богами, духами, в которых верили древние славяне,с историей русских народных праздников. Воспитывать интерес к русской культуре и истории.
Тип урока

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний, с использованием элементов исследовательской деятельности.

Учащихся в классе : 15
Краткое описание

Урок помогает школьникам получить первичные знания о славянской вере и о праздниках, связанных с верованием славян в различных богов и духов.

Задачи урока:

Образовательные

  • Дать представления о язычестве и о верованиях древних славян.

  • Познакомить с историей возникновения праздников на Руси.

Развивающие – формировать умения

  • Использовать текст учебника при выполнении заданий.

Уметь находить различные источники информации.

  • Самостоятельной исследовательской работы.

  • Работать с тестовыми материалами.

Воспитательные:

  • Развивать познавательный интерес, воспитывать любовь к своей родине, уважение и терпимость к другим верованиям.

Оборудование:

  • компьютер и видеопроектор с демонстрационным экраном;

  • отрывки из “Истории государства Российского” Н.М. Карамзина М, 1990. С. 36-37,39 (Приложение 1) и “Чтения и рассказы по истории России” С. М. Соловьева М., 1989. С. 45. (Приложение 2);

  • учебник Н.Ф. Виноградова « Окружающий мир”.

Презентация

В ходе урока-презентации новый материал представлен в виде ряда слайдов с текстом, иллюстрациями, позволяющими оживить рассказ учителя и учащихся и организовать обсуждение предлагаемых вопросов. Вся презентация состоит из 20 слайдов. По ходу урока на экран поэтапно выводится необходимый материал, и рассматриваются основные вопросы данной темы.
Ход урока.

Вступительное слово учителя, включающее психологический настрой на деятельность и актуализацию новых знаний.

-Ребята, сегодня у нас очень важный и интересный урок. На протяжении уже нескольких уроков мы путешествуем по земле древних славян

 На прошлом уроке мы говорили о славянской трапезе, узнали , что ели наши предки и какая еда считалась праздничной. Сегодня нам предстоит узнать, во что веровали наши предки- славяне и какие праздники у них были.

Слайд. Итак, тема нашего урока «Боги древних славян и языческие праздники». Как же мы будем работать на уроке?

Некоторые могут сказать, что нам Перун и Сварог, Водяные и Лешие, когда вокруг компьютеры. Поставим вопрос по-другому: в чем основное достоинство хорошего современного компьютера? Это - бездонная память, наполненная информацией, плюс способность с нею управляться. Компьютер прекрасно помнит, над чем трудился его электронный разум вчера и позавчера. Годится ли человеку быть глупее машин и не помнить, откуда он родом?

Ваша задача - быть внимательными, записывать главное, при необходимости отвечать на мои вопросы, быть активными, вступать в диалог. Урок будет состоять из нескольких этапов.

Слайд. 

Занятие проводится на основе педагогики понимания, поэтому ученикам важно знать и понимать предназначение каждого вида деятельности.

1. Разминка. (Вспомним все, что изучили ранее.) игра «Что? Где? Когда?»

2. Работа по теме урока. С помощью наших юных исследователей ответим на вопрос: «Во что верили древние славяне?».

3. Потом мы немного разомнемся и проведем физкультминутку

4. Затем мы с вами посетим «Картинную галерею» и узнаем у наших знатоков, какие праздники отмечали наши предки.

5. Затем, работая в парах, вы  выполните интересные задания, которые помогут до конца разобраться в новой теме.

(работа с учебником и тетрадью. Выборочное чтение- ответы на вопросы по тексту)

6. Последним этапом будет индивидуальная работа за компьютером. Вам нужно будет решить тестовые задания.

7. Итог урока.

1. Разминка

Слайд. Игра «Что? Где? Когда?»

Ребята, а кто знает, кто такие славяне?

Учитель слушает ребят и обобщает

Древние славяне – далекие предки русских, белорусов и украинцев.

Историю развития славянского язычества вкратце можно представить так:

2. Работа по теме урока.  

Ребята. вы уже много знаете о жизни древних славян. Всё необходимое для своего существования наши предки получали в постоянной борьбе с природой, таящего в себе много непонятного. Бедствием для людей были засухи и наводнения. Болезни. Славяне не могли объяснить, почему грохочет гром во время бур, сверкают молнии, поражая людей и животных. Почему день сменяется ночью, а зима - летом. Всё, что происходило в природе, в самом человеке. Они приписывали таинственным силам. Восточные славяне в IV-Х вв., до прихода христианства , были язычниками.(словарь) . Славяне поклонялись многим божествам.

Слайд. Бог Сварог был властителем неба. Он давал жизнь людям, повелевал дождями, его сыновья

Сварожич и Дажьбог и Стритбог –сыновья Сварога, тесно связаны были с ним

Слайд . Сварожич- олицетворял огонь

Слайд. Даждьбог- давал людям свет, тепло и дождь..

Слайд. Стрибог(Один из учеников из учеников рассказывает о Стритбоге)бог ветра, бури и урагана – ему поклонялись земледельцы, мореплаватели, путники, жизнь и деятельность которых во многом зависела от погоды.

Слайд. Почитаемым у славян богом был Перун – очень грозное божество-повелитель грома и молний, покровитель воинов и военного искусства. (Один из учеников из учеников рассказывает о Перуне)

Слайд. Богиня Мокошь (Макошь) покровительствовала женщинам, их рукоделию, семейного благополучия, а также считалась покровительницей торговли.

Слайд. Бог Ярило, по поверьям славян, был олицетворением весны, отвечал за прорастание семян в поле, за яркость света солнца.

Слайд. Купала был богом лета. Отвечал за созревание хлеба. Плодов.

Слайд. Хорс. Славяне представляли его белым конем, бегущим над землей с востока на запад- божество солнечного светила.

Слайд. Велес – был богом, покровительствовавшим скотоводам, накоплению богатств. Он был также покровителем творцов песен и музыкантов.

Боги , по мнению славян жили на небе и под землей. А вот на земле, рядом с людьми, жили духи, обликом своим очень похожие на людей и были хозяевами в своих владениях. В лесу хозяйничают лешие, в реках и озерах - водяные, среди болот — болотники, в полях – полевые.

Слайд. Леший- косматый, зелёный, с остроконечной головой, увенчанной рожками. Лешему подчиняются все лесные обитатели. Да и сам он может обернуться любым зверем или птицей. Леший может сбить путника с дороги, завести его в болото. Он угоняет скот у пас уха, лишает охотника добычи.. Но Лешего можно задобрить: отдать ему овцу или корову, пообещать первую добычу на охоте, положить для него на пень хлеб или пирог.

Слайд. Если хозяином леса был леший, то хозяином рек был –Водяной. Голова у него косматая, вся в тине, с выпуклыми зелёными глазами, лицо опухшее, живот толстый. Чтобы его умилостивить, топили славяне в реке то овцу, то лошадь, то корову.Посмотрите, как изобразил художник В.М.Васнецов «Дедушку Водяного» Какими словами можно описать героя многих русских народных сказок : Подсказка на слайде- милый, вредный, симпатичный, страшный, некрасивый.

Слайд. Выступление учащегося « Рассказ. про Домового»

Рубрика «Знаете ли вы?»

-А знаете ли вы, что означает заклинание «ЧУР МЕНЯ» и какую роль в жизни древних славян играли Страшная Баба ЯГА и КОЩЕЙ

(ответы. Выступление знатока )

-Вы очень внимательно слушали, немного устали. Отдохнем и продолжим наше путешествие в Прошлое.

3. Физминутка

Ребята выполняют занимательную физкультминутку

Идея физкультминутки – поклонение богам, учитель  и ученики скандируют «Заклинание» и проделывают упражнения

Перуну поклонимся, Даждьбогу помолимся,

Стрибога призовем, попросим удачи и пятерок впридачу!

1 2 3 4, 3 4 1 2-кто шагает чётко, в ряд?

Это дружный наш отряд.

Это мы. Это мы. Славной Родины сыны.

4. Картинная галерея

- Продолжим наше путешествие в прошлое

Славяне обращались к богам с просьбами, совершали моления, устраивали пиры-братчины, для которых забивали быков, козлов, баранов, варили пиво, пекли пироги. Богов , как бы приглашали к участию в этих пирах и праздниках. В язычестве был целый ряд праздников, впоследствии воспринятых христианством. Давайте посетим картинную галерею.

слайд Картина В.И.Сурикова «Взятие снежной крепости»

-Перед вами Картина В.И.Сурикова «Взятие снежной крепости» Что вы видите на картине? Как вы думаете, во время какого праздника могло это происходить?

(ответы детей)

- Такие забавы проводились на Масленицу. Послушаем, что нам сегодня расскажут про этот праздник знатоки.

(Ученик рассказывает про празднование Масленицы)

6-й слайд Коляда (святки)

(Ученик рассказывает про празднование Коляды)

Слайды . Иван-Купала

(Ученик рассказывает про празднование Ивана-Купалы)

Слайд .

5. Работа в парах по усвоению нового материала.

(работа с учебником и тетрадью.

Стр. 16 в тетради № 35. Закончи предложения ,используя текст учебника . Стр. 60-61 )

6. Тест «Проверь себя» (с использованием Мультимедийной установки или компьютора, если позволяют условия.)

7. итог урока

Похвалите друг друга и попробуйте поставить отметку. Учитель подводит итоги. Ученики отвечают на вопрос: что мы узнали на уроке? Чему новому научились? Почему это было для нас полезно? Учитель комментирует домашнее задание.

Разгадать кроссворд в тетради С.16 № 36.

 

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск