Скачать 83.27 Kb.
|
Урок « Нуклеиновые кислоты и их жизнедеятельность в клетке» Цель: обобщение и углубление знаний учащихся о строении и функциях нуклеиновых кислот; развить познавательный интерес, реализуя межпредметные связи курсов химии, биологии и истории. Задачи урока:
Методы и методические приемы: рассказ с элементами беседы, наглядный метод – демонстрация модели ДНК, а также применение игровой методики. Оборудование: модель ДНК, презентация. Ход урока:
Прежде чем начать изучение новой темы, давайте вспомним какие вещества входят в состав клетки?( слайд №1) учащиеся называют основные вещества клетки: вода, нуклеиновые кислоты, углеводы, жиры, минеральные соли, белки. Учитель: на какие группы мы можем разделить эти вещества? (ответ учеников: Органические и неорганические) Какое из данных вещества нами еще не было изучено? ( ответ учащихся: нуклеиновые кислоты) Мы совершенно правильно определили, что неизвестным звеном в этом многообразии веществ является нуклеиновые кислоты. Записываем в тетради тему урока: « Нуклеиновые кислоты». История изучения – один из учащихся по заданию учителя подготовил заранее доклад «История открытия ДНК», который рассказывает на уроке всему классу. Сегодня почти каждый из нас знает, что такое ДНК и зачем она нужна, но так было, естественно не всегда. Люди, изучая наследование признаков, не знали, какое именно вещество несет информацию. Впервые ДНК была выделена в 1869 году Фридрихом Мишером, но этому веществу не было придано должного значения. В 1928 году Грифитс проводил опыты на пневмококке и пришел к странным выводам: он обнаружил, что непатогенных бактерий можно превратить в патогенных посредством введения какого-то вещества, которое содержится в клетках и его можно оттуда извлечь. Решение этому курьезу было найдено только через 15 лет. В то время, когда на планете бушевала вторая мировая война, и на полях ее сражений решались судьбы человеческой цивилизации, в тиши лабораторий Эвери и Мак Карти решали судьбу самого человечества. Естественно, они об этом даже не подозревали. Но именно ими тогда было показано, что полимерными молекулами дезоксирибонуклеиновой кислоты, т. е. химически очищенным веществом, впервые полученным еще в конце прошлого столетия Мишером, можно передавать наследственные признаки. Вещество является материальным носителем наследственности!!! Тогда это было сделано на микроорганизмах. Но иллюзий, что такое возможно только для них, уже не питал никто. И когда Уотсон и Крик выбрали для расшифровки пространственной структуры именно ДНК – они знали что делали. В 1953 году Дж. Уотсон и Ф. Крик открыли пространственную модель молекулы ДНК (учитель показывает модель ДНК). За эту они получили Нобелевскую премию. Слайд № 4 В настоящее время активно продолжается исследования структуры ДНК, исследования гена, и эти тонкие механизмы изучает современная наука – ГЕНОМИКА.
Нуклеиновые кислоты – это высокомолекулярные органические соединения. Учитель: В природе существует два вида нуклеиновых кислот: Остаток фосфорной кислоты Азотистые основания: Аденин (А) Гуанин (Г) Цитизин (Ц) Урацил (У) Остаток фосфорной кислоты Азотистые основания: Аденин (А) Гуанин (Г) Цитизин (Ц) Тимин (Т) ДНК РНК Нуклеиновые кислоты являются биополимерами, состоящими из мономеров – нуклеотидов. Каждый нуклеотид состоит из остатка фосфорной кислоты, углевода и азотистого основания. Общая формула нуклеотида: Азотистое основание Учитель предлагает учащимся посмотреть на слайд и более подробно рассмотреть структуры ДНК и РНК (слайд №3) Далее Учитель раздает магнитные карточки и вызывает одного ученика построить на доске формулу нуклеотида, а потом проверят построенную с правильной, которая появляется на слайде №6 в презентации, после чего вместе с учениками выделяет сходства и различия нуклеотидов, входящих в состав ДНК и РНК. Учитель: в чем же разница между ДНК и РНК? (учащиеся смотрят на слайд и ищут различия - в ДНК- дезоксирибоза, а в РНК – рибоза; в РНК тимин заменятся на урацил) Слайд № 11-12 Учитель: Давайте теперь рассмотрим структуру ДНК на модели. Демонстрация пространственной модели учащимся. Посмотрите модель и скажите, как вы сможете ее охарактеризовать? (ответ учащихся: в виде спирали, закручена, двухцепочечная). Слайд № 5 Учитель: Давайте рассмотрим функции и свойства ДНК. Одним из важнейших свойств ДНК является самоудвоение или репликация, что является важнейшим механизмом который обеспечивает передачу наследственной информации. Более подробно механизм самоудвоения разбираем с помощью слайдов № 8-9 В состав любого нуклеотида ДНК входит одно из четырех азотистых оснований: аденин (А), гуанин (Г). Они отличаются только азотистыми основаниями, которые попарно имеют близкое химическое строение: Ц (цитозин) подобен Т (тимин). А и Г по размерам несколько больше, чем Т и Ц. Как объединяются две поленуклиотидные цепи в единую молекулу ДНК?. Между азотистыми основаниями нуклеотидов разных цепей образуются водородные связи (между А и Т – две, а между Г и Ц – три). При этом А соединяется водородными связями только с Т, а Г – с Ц. В результате у всякого организма число адениловых нуклеотидов равно числу тимидиловых, а число гуаниловых – числу цитидиловых. Эта закономерность получила название правила Чаргаффа. Благодаря этому свойству последовательность в другой, т.е. цепи ДНК являются как бы зеркальными отражениями друг друга. Такое избирательное соединение нуклеотидов называется комплементарностью и это свойство лежит в основе самосборки новой полинуклеотидной цепи ДНК на базе исходной. Помимо водородных связей в стабилизации структуры двойной спирали участвуют и гидрофобные взаимодействия. Слайд № 7 Закрепление материала в виде игры: учитель предлагает учащимся построить живую модель ДНК и наглядно продемонстрировать как же образуются химические связи в молекуле ДНК. Учитель раздает ученикам карточки с обозначениями азотистых оснований – А, Г, Т, Ц, остатка фосфорной кислоты и пентозного сахара в виде дезоксирибозы. Пример приведен на фото Далее учащиеся, получив карточки должны соединиться в следующей последовательности: первый учащийся в роли остатка фосфорной кислоты берет за руку учащегося с табличкой дезоксирибоза, а тот в свою очередь соединяется с учащимся в роли одного азотистого основания, например тимина, к нему по принципу комплементарности подходит другой ученик с табличкой аденин, за которым следует учащийся в роли дезоксирибозы и замыкает эту цепочку опять ученик с карточкой остаток фосфорной кислоты. Далее оставшиеся ребята строят такую цепочку только с другими основаниями, которые тоже соединяются по принципу комплементарности(Ц-Т). Слайд №10 Данный методический приём используется для закрепления теоретического материала полученного ранее, через деятельность учащиеся еще лучше запомнят сложный материал и лучше разберутся в структуре ДНК и принципе комплементарности. 3.Учитель : Рибонуклеиновая кислота (РНК), также линейный полимер, но гораздо более короткий. Основания РНК комплементарны основаниям ДНК, но в молекуле РНК одно основание тимин (Т) – заменено на урацил (У) и вместо дезоксирибозы использована просто рибоза, имеющая на один атом кислорода больше. Кроме того, РНК – одноцепочечная структура. Виды РНК: и – РНК - считывает информацию с участка ДНК о первичной структуре белка и несет эту информацию к рибосомам; т – РНК - переносит аминокислоты к рибосомам; р – РНК - входит в состав рибосом. Слайд№ 13-14 Учащиеся фиксируют в таблице виды РНК и их функции. Для лучшего усвоения учащимися принципа комплементарности, применяем решение задач: на слайде появляется задание Постройте по принципу комплементарности 2-ю цепочку ДНК. Ученикам дается время 3 минут на решение, затем самопроверка , правильная последовательность появляется на слайде№15 1-я цепь ДНК: Г-Т-Ц-Т-А-Ц-Г-А-Т Решение : 2-я цепь ДНК: Ц-А-Г-А-Т-Г-Ц-Т-А Как итог занятия учащимся предлагается заполнить таблицу «Сравнительная характеристика ДНК и РНК» используя учебник, слайд № 16 Оценка уровня компетентности учащихся Ответив на данный вопросы, учащиеся покажут уровень усвоения изучаемых понятий, что даст возможность выявить пробелы в знаниях и поможет их скорректировать. 1. Какой из нуклеотидов Не входит в состав ДНК? А. тимин Н. урацил П. гуанин Г. цитозин Е. аденин 2. Если нуклеотидный состав ДНК - АТТ-ГЦГ-ТАТ - , то каким должен быть нуклеотидный состав и-РНК? А. ТАА-ЦГЦ-УТА К. ТАА-ЩГ-УТУ У. УАА-ЦГЦ-АУА Г. УАА-ЦГЦ-АТА 3. В каком случае правильно указан состав нуклеотида ДНК? А. рибоза, остаток фосфорной кислоты, тимин И. фосфорная кислота, урацил, дезоксирибоза К. остаток фосфорной кислоты, дезоксирибоза, аденин Г. остаток фосфорной кислоты, рибоза, гуанин 4. Какую из функций выполняет и-РНК? А. перенос аминокислот на рибосомы Л. снятие и перенос информации с ДНК В. формирование рибосом Т. все перечисленные функции 5.Мономерами ДНК и РНК являются? Б. азотистое основание У. дезоксирибоза и рибоза Л. азотистое основание и фосфорная кислота Е. нуклеотиды 6. Какой процент нуклеотидов с гуанином содержит молекула ДНК, если доля её нуклеотидов с аденином составляет 28% от общего числа? А. 28% Б.22% В.44% Г.56% 7. Какой процент нуклеотидов с аденином и тимином в сумме содержит молекула ДНК, если доля её нуклеотидов с цитозином составляет 16% от общего числа? А. 16% Б. 32% В. 34% Г. 68% 8. Какие функции выполняет ДНК? А. переносит генетическую информацию от хромосом к месту синтеза белка Б. хранит наследственную информацию в виде последовательности нуклеотидов В. Является матрицей для синтеза и-РНК Г. Участвует в синтезе белка Д. транспортирует аминокислоты к месту синтеза белка Е. передает наследственную информацию из поколения в поколение |