Скачать 80.73 Kb.
|
Урок изобразительного искусства в 5-м классе. Тема: «Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла». (2 урока) Цель: расширить знания обучающихся о народном декоративно – прикладном искусстве, воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, любовь к Родине, ее истории и культуре. Формировать знания об истории и традициях гжельского промысла Задачи:
Особенность урока: использование ИКТ на уроке Материалы и оборудование: Для учителя: Иллюстративный ряд
Приемы кистевой росписи
Для обучающихся:
Урок 1 План урока.
Ход урока1. Организационная часть. Здравствуйте. Садитесь. Проверьте, пожалуйста, все ли материалы на месте? Ко всем ли пожаловала принцесса-кисточка со своими слугами – красками, подругой палитрой, верным стражем – платочком, который утешает принцессу, если она вымокнет в воде? 2.Сообщение темы и цели урока. Актуализация знаний. Сине-голубые Розы, листья, птицы. Увидев вас впервые, Каждый удивится. Чудо на фарфоре – Синяя купель. Это называется Просто роспись…Гжель Презентация. Слайд1-2 Постановка учебной цели: сегодня мы изучим приёмы кистевой росписи, который используют гжельские мастера Презентация. Слайд 3. В некотором царстве, в некотором государстве, недалеко от Москвы, средь лесов и полей стоит городок Гжель. Давным–давно жили там смелые и умелые, веселые и красивые мастера. Собрались они однажды и стали думу думать, как бы им лучше мастерство свое показать, всех людей порадовать, да край свой прославить. Думали, думали и придумали! Нашли они в родной сторонушке глину чудесную, белую–белую. Решили вылепить из нее посуду разную. Да такую, какой свет не видывал. Стал каждый мастер свое умение показывать. 3. Объяснение нового материала. “Гжель” – один из традиционных российских центров производства керамики, который недавно отметил свой 650-летний юбилей. Промысел насчитывает около 30 сел, расположенных вокруг одноименного поселка городского типа, в 60-ти километрах от Москвы по Казанской железной дороге. Самое первое упоминание о Гжели встречается в завещании Ивана Калиты 1328 года. Издавна данная местность славилась своими глинами. Широкая добыча разных сортов глины велась здесь с середины 17 века. До середины XVIII века Гжель делала обычную для того времени гончарную посуду, изготавливала кирпич, гончарные трубы, изразцы, а также примитивные детские игрушки, снабжая ими Москву. Презентация. Слайд 4 Вот уже более 200 лет завораживает своей красотой необыкновенная бело-голубая керамика, которую делают в селе Гжель под Москвой. А сначала был простой горшок. Глиняный, дутый, как говорят старожилы Гжели - "пузатенький". Потом тоже был горшок, но уже совсем другой. Царствовали здесь в свое время и майолика с многоцветной росписью, и фарфор, и фаянс. А сегодня славятся здешние места керамикой с сочной синей росписью на ослепительно белом фоне. Мастера Гжели изобретательны и искусны. Взял мастер кисть, и расцвели на обожженной глине цветы, запели удивительные птицы. Гжельское творчество очень известно. Об этом говорит популярность фарфора с нарядной синей росписью в зарубежных странах: Франции, Италии, Японии, США, Австралии, Чехословакии и других станах. Лучшие образцы Гжельского народного творчества представлены в ведущих музеях нашей станы: в Санкт-Петербурге, Москве. Презентация. Слайд 5-6 Фарфоровые чайники, Подсвечники, часы, Животные и птицы Невиданной красы. Деревня в Подмосковье Прославилась теперь Известно в всем народе Ее названье – Гжель. Гордятся в Гжели жители Небесной синевой Не встретите, на свете вы Красоты такой! Голубизну небесную Что сердцу так мила Кисть мастера на чашку Легко перенесла. И. Кадухин Презентация. Слайд 7 Художник для росписи гжели имеет лишь одну краску – кобальт (серого цвета), которая затем приобретает характерный для гжели синий цвет. Её, подобно акварельной, разводят водой. Пишут узоры по поверхности изделия, а затем его покрывают глазурью. Пишут по фарфору мазками, линиями, а в орнамент входят листья и цветы. Рисуют быстро. Мазки ложатся ровно. Кажется, на первый взгляд, что все они одного цвета. Но после печи узор приобретает множество оттенков и тонов, придавая своеобразие изделиям. Самый излюбленный узор – гжельская роза. Иногда она написана крупно, широкими мазками. А иногда – тонкой кисточкой. У гжельцев есть свои секреты, как, скажем розу, сделать именно гжельской розой. Главный секрет – это мазки. Мазок – это родовая примета Гжели. Главный приём – правильное соотношение синего и белого или сочетание “белизны заснеженных полей Подмосковья и прозрачной синевы ясного неба”. Другое правило – каждый последующий мазок отличается от предыдущего. Сначала на кисточку густо набирают краску. Далее с разным нажимом раскладывают кистью цветок. Первые мазки самые сочные, но по мере убывания они светлеют. Круглые лепестки цветка получаются либо чёткими, либо мягкими “размытыми”. Так рисуют многолепестковые цветки. “Мазок с тенями”. Краска набирается на одну сторону кисточки и наносится легким круговым разворотом, т.е. поворачивается вокруг черенка. В утолщённой части кисти краски больше – мазок тёмный, к середине краски чуть поменьше – мазок высветляется, а тонкий кончик оставляет совсем светлый след. Так получается разноокрашенная объёмная розочка или листочек. “Азбуку мазков” дополняют другими элементами. Тонким кончиком кисточки наводят стебель, усики-завитки, прожилки на листиках или штриховку. Данные декорирующие элементы росписи называют: “шашечки”, “усики”, “жемчужинки”, “капельки”. Иногда, по синему цвету рисуют тонкими золотыми линиями и штрихами, обозначая контуры. А сейчас, а сейчас Время физкультминутки для вас! (учащиеся выполняют упражнения за учителем). По солнышку, по солнышку Дорожкой луговой. Иду по мягкой травушке Я летнею порой. (Ходьба на месте, взмахи руками). И любо мне, и весело, Смотрю по сторонам, Голубеньким и синеньким Я радуюсь цветам. (Повороты направо, налево, любуются цветами). 4.Практическая работа. Презентация. Слайд 8-12 Выполнение упражнений кистевой росписи Гжель: точки и прямые линии, бордюры, «капелька», мазок с тенью, цветочек. 5.Итог урока. Выставка и анализ работ. Законченные работы вывешиваются на доске. Производиться анализ работ, при котором повторяются теоретические знания, полученные обучающимися на данном уроке. 6.Домашнее задание. Рассмотреть посуду: какая у нее форма, роспись, материал. Подумать, как дома используется посуда (повседневная, праздничная, сувенирная),найти рисунки и фотографии с изображением работ гжельских мастеров. Урок 2 План урока. 1.Организационная часть (2 мин.) 2.Проверка знаний, полученных на предыдущем уроке (3 мин.) 3.Объяснение нового материала (10 мин). 4.Практическая работа (25 мин.) 5.Подведение итогов (2 мин.) 6.Домашнее задание (3 мин.) Ход урока1.Организационная часть. Приветствие. Проверка подготовки обучающихся к уроку. Объявление темы урока. Презентация. Слайд14 Постановка учебной цели : сегодня мы отправимся в гости к гжельским мастерам, рассмотрим их работы, а затем напишем сказочную птицу. 2.Проверка знаний полученных на предыдущем уроке.
3.Объяснение нового материала. Презентация. Слайд 15-21 Стал каждый мастер свое умение показывать. Один слепил чайник: носик в виде головки петушка, ручку – в виде хвостика. Другой мастер посмотрел, подивился, но чайничек лепить не стал, а слепил часы. Форма у них непростая, причудливая. Третий мастер посмотрел, подивился такой красоте, а сам еще лучше придумал. Вылепил он скульптуру “Чаепитие”. Уютно устроились вокруг самовара две барыни. К ногам хозяйки прижалась кошка и словно прислушивается к беседе. Вот так и повелось, что каждый мастер своим мастерством всех радовал, своих детей и внуков разным премудростям учил, чтобы и они хорошими мастерами были. Но не только лепниной украшали гжельские мастера свои изделия, но и расписывали посуду синей краской разных оттенков. Рисовали на посуде различные узоры в виде сеточек, полосок, цветов. Очень затейливая, нарядная получилась роспись. Полюбилась людям красивая посуда, и стали называть ее “нежно–голубое чудо”. За что гжель нравится всем? Чем она отличается? Да, прежде всего, своим цветом. Он всегда одинаков: бело-синий. Сами гжельцы любят говорить, что небо у них, как нигде в России, синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. Всего одна краска… А какая нарядная и праздничная получилась роспись! Сколько художников, столько и разных форм. И всегда они необычные – веселые, красивые. Всякую вещь, сделанную в Гжели, интересно рассматривать, любоваться ею. Самый излюбленный узор – гжельская роза. Иногда она изображена крупно, широкими мазками. А иногда написана тоненькой кисточкой. То мы видим букет из нескольких роз. То цветы разбросаны по всей поверхности. Бывает и так: самой розы нет, есть только ее лепестки. Презентация. Слайд 22-23 А еще украшают фарфор диковинными птицами. Физкультминутка Вот мы руки развели, Словно удивились. И друг другу до земли В пояс поклонились! Наклонились, выпрямились, Наклонились, выпрямились. Ниже, ниже, не ленись, Поклонись и улыбнись. 4.Практическая работа. Мастера, скорей за дело, Украшай посуду смело! Составляй такой узор, Чтобы радовал он взор. Выполнение композиции «Сказочная птица» (птица счастья) 5.Итог урока. Выставка и анализ работ. Законченные работы вывешиваются на доске. Производиться анализ работ. 6.Домашнее задание. Поиск материала о промысле Городец. |