Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 82.26 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации22.04.2014
Размер82.26 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > История > Методические рекомендации
Методические рекомендации по планированию школьного календаря для гражданского образования и воспитания в общеобразовательных учреждениях Красноярского края на 2012 – 2013 учебный год
Настоящие рекомендации разработаны с целью актуализации оснований планирования воспитательной работы в общеобразовательных учреждениях Красноярского края в контексте введения ФГОС как стратегии социокультурной модернизации образования как института социализации, необходимости ценностного гражданского образования и воспитания.

Нормативные основания для планирования школьного календаря для гражданского образования и воспитания в общеобразовательных учреждениях:

ФГОС начального общего образования

ФГОС основного общего образования

ФГОС среднего (полного) общего образования

Федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России», от 13 марта 1995 г.  № 32-ФЗ (редакция 2012г.)

Указ Президента Российской Федерации «О проведении в Российской Федерации Года российской истории», от 9 января 2012г. №49

Распоряжение Правительства РФ «План основных мероприятий по проведения в Российской Федерации Года российской истории», от 17.04.2012 № 493-р

Перечень основных мероприятий в рамках проведения Года российской истории в Красноярском крае в 2012 году, предлагаемых для участия членов Правительства Красноярского края, депутатов Законодательного Собрания Красноярского края

Письмо министерства образования и науки Красноярского края «О проведении года российской истории в Красноярском крае» №1449/и от 13.03.2012г.

В качестве региональной основы при планировании работы общеобразовательных учреждений рекомендуется использовать Краевой школьный календарь для гражданского образования и воспитания (далее Календарь). Календарь является результатом общественных дискуссий и переговоров, научно-методического поиска, исследования и разработок красноярского педагогического сообщества (2009 – 2012гг).

Введение Календаря в широкую практику регионального образования связано также с тем, что 2012г. - Год российской истории. Основные идеи этого Года – это консолидация нашей страны, нашего народа в целях дальнейшего развития нашего большого и очень сложного государства, изучение истории семьи, поселения, города как части нашей общей истории, от отношения к своей семейной истории зависит отношение к истории государственной (Д.Медведев). Год российской истории в общеобразовательных учреждениях должен способствовать актуализации задач гражданского образования и воспитания, развитию интереса к познанию российской истории, освоению методов исторического учебного исследования и проектирования в учебном процессе и внеурочной работе школьников.

Социально-педагогическим контекстом Календаря является его нацеленность на предоставление учащимся и молодежи «возможности осознанно выбирать свое будущее, связывая его с будущим страны» (Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА»). Календарь является базовым элементом школьного демократического уклада. Предназначение Календаря – создание условий для эмоционального переживания школьников, их личностного отношения к событиям российской истории, атмосферы общественного участия и единения, принятия ценности общественного блага и гражданской ответственности. Педагогические принципы реализации Календаря: со-бытийность, учет интересов учащихся, деятельностный характер, свободный выбор и инициатива, рефлексивность как обращение к полученному опыту, учет возрастных задач развития (гражданское взросление).
Историческая справка

Школьный календарь как объединяющая форма общественной жизни в российской школе был связан прежде всего с советской педагогикой, теорией и практикой коммунистического воспитания. Основой календаря общественной жизни (воспитательной работы) в советской школе являлись события детских общественных организации – октябрят, пионеров и комсомольцев. Недостатками советского школьного календаря общественной жизни были формализм, чрезмерная идеологизация, перегруженность количеством и мероприятийность, ограниченность возможностей для детской инициативы. В период 90-х и начала 2000-х годов под влиянием процесса демократизации школьный календарь изменился, ушли в прошлое советские мероприятия, появились новые, однако, с отказом от коммунистической идеологии в большинстве школ возник вакуум в содержании воспитания.

Российские школы оказались под напором социальной среды, принесшей в школьное пространство как развлекательные шоу, так и новые событийно значимые формы общественной жизни. Темп социо-культурных изменений настолько велик, что школа не успевает быть современной, актуальной. Опасны две крайности ответа: отказ от гражданского образования и воспитания как цели или сохранение старого вопреки переменам. Нерешенной остаётся проблема перегруженности школьного календаря мероприятиями, его эклектичность, нередко – коньюктурность, формализм содержания и форм, что способствует закреплению опыта несвободного поведения (не-добровольность, не-самостоятельность).

При работе с Календарём рекомендуется учитывать следующие походы:

Календарь – приоритетное направление развития гражданского образования и воспитания в Красноярском крае в контексте решения задач социо-культурной модернизации региональной системы образования,

Календарь основывается на самоопределении образовательных учреждений в выборе форм и знаменательных дат в рамках предлагаемых ритмов (тематических циклов) реализации Календаря,

Педагогическая деятельность в рамках Календаря должна носить событийный и деятельностный характер, учитывать интересы учащихся, обращаться к полученному ими опыту, учитывать возрастные задачи развития их гражданского взросления. Реализацию Календаря рекомендуется обеспечивать на основе творческого сотрудничества педагогов различных предметов, направлений деятельности.

Большое значение имеет информационное сопровождение событий Календаря на страничках муниципальных и школьных сайтов, СМИ и т.п.

Календарь реализуется системно через организацию семинаров и научно-практическую конференцию «Гражданское образование в информационный век», переговорные площадки Гражданского Форума Красноярского края, согласование и взаимодействие с представителями властных структур, этническими диаспорами, сетевое информационное взаимодействие при проведении календарных праздников, акций, детских инициатив. Формат календаря позволяет определить роли и степень участия каждого учреждения, отсеять формальные мероприятия.

Календарь содержательно связан с гражданским календарём России и календарём ООН, с календарями общественно-значимых событий Красноярского края и муниципалитетов.

Перспективным направлением является использование материалов Календаря в качестве ресурса образовательных программ ступеней образования в рамках перехода к Федеральным государственным образовательным стандартам, в направлении определения содержания и форм социализации обучающихся.

В работе с Календарем необходимо учитывать возможные риски: формализм, заорганизованность, манипулятивность, навязывание определённых ролей учащимся и т.д.

Календарь направлен на создание информационного пространства о знаменательных датах и событиях через детско-взрослые проекты, исследовательскую деятельность, организацию образовательных со-бытий, сетевое взаимодействие образовательных учреждений, муниципальных методических объединений по обмену методическими рекомендациями и новостями, идеями по проведению событий Календаря.

Краевая акция «Уставный урок».

Особое место в Календаре занимает ежегодная краевая акция «Уставный урок» (2008 – 2011гг.). Первый урок «Устав края – наши возможности» (2008г.) посвящен новому Уставу, политическому развитию региона, ценностям и принципам, новой структуре власти в крае, возможностям усиления взаимодействия власти и граждан. Второй урок «Красноярский край: стратегия пространственного развития» (2009г.) – об инновационной стратегии экономического развития региона и задачах профессионального самоопределения старшеклассников края. Третий урок «Стратегия развития культуры Красноярского края: от культурной провинции к культурному «локомотиву» (2010г.) о стратегии развития культуры и науки в Красноярском крае) разработан при сотрудничестве с Министерством культуры края, включен в материалы курса «Основы регионального развития» (IV глава 11 класс). Четвертый урок «Избирать и избираться! Выборы: моя гражданская позиция» (2011г.) был посвящён избирательному циклу 2011 – 2012 гг., роли политических выборов в формировании органов государственной власти и местного самоуправления в Красноярском крае, компетентности избирателей. В 2012г. Пятый Уставный урок предполагается посвятить 190-летию образования Енисейской губернии. Сроки проведения Уставного урока - период с 7.12 по 12.12 (день образования Красноярского края в 1934г. - день образования Енисейской губернии в 1822г.). В уроке примут участие учащихся 5-11-х классов и учреждений системы НПО – СПО (всего около 190 тыс.чел.).

Рекомендации составлены для муниципальных координаторов воспитательной работы, методистов, руководителей муниципальных и школьных методических объединений работников образования, руководителей образовательных учреждений.

Краевой школьный календарь для гражданского образования и воспитания в общеобразовательных учреждениях Красноярского края на 2012 – 2013 учебный год
В 2012 – 2013 учебном году рекомендуется организовать работу с Календарем в логике следующих тематических ритмов:

1 четверть – «Российские победы и победители». Ключевые темы: 200-летие Отечественной войны 1812 года и 400-летие освобождения Москвы народным ополчением под руководством К.Минина и Д.Пожарского.

2 четверть - «Наш край: знаем и любим». Ключевые темы: 190-летие Енисейской губернии, 70-летие трассы Аляска-Сибирь.

3 четверть – «Гражданственность и толерантность». Ключевые темы: 400-летие Дома Романовых, 90-летие образования СССР.

4 четверть - «Культурное наследие». Ключевые темы: Дни славянской письменности и культуры (24 – 25 мая), 310-летие основания Санкт-Петербурга.

По ключевым темам тематических циклов Красноярским краевым институтом повышения квалификации работников образования будут составлены соответствующие информационные комплекты для подготовки и проведения событий Календаря. Образовательные учреждения самоопределяются в выборе форм проведения событий: исторические реконструкции, квесты, конференции, праздники-концерты, дискуссии и т.д.

Для проведения краевой акции «Уставный урок» запланирована разработка региональных материалов для уроков в 5-7, 8-9, 10-11 классах. Материалы для проведения урока планируется передать школам через систему муниципальных управлений образованием к 10.10.2012г. Рекомендуется пригласить на Урок политических деятелей, депутатов разных уровней, представителей исполнительной власти, бизнесменов, ученых, деятелей культуры, спортсменов и т.д. – людей, чья деятельность является примером служения общественному благу, Отечеству.
Наряду с тематическими циклами (ритмами) Календаря рекомендуется организовать работу по знакомству учащихся с юбилейными знаменательными историческими датами:

2 сентября - 50 лет со дня учреждения Международного дня памяти жертв фашизма (1962)

8 сентября – 200 лет Бородинской битве (1812)

4 октября - 55 лет назад (1957) в нашей стране был произведен запуск первого в мире искусственного спутника Земли - начало космической эры

50 лет Карибскому кризису (1962г.)

4 ноября – День Российского единства (1612)

30 декабря - 90 лет со дня образования СССР (Союза Советских Социалистических республик) (1922)

27 января – прорыв блокады Ленинграда (1943)

2 февраля – 70 лет победы в Сталинградской битве (1943)

Апрель – 230 лет воссоединение Крыма с Россией (1782)

Май – 310-летие основания Санкт-Петербурга (1703)

Июль-август 70-летие победы а Курской битве (1943)

Формы представления учащимся юбилейных знаменательных дат в школьных условиях могут быть разнообразными: через материал уроков истории, тематические проекты учащихся, викторины, информацию на школьном стенде «Календарь знаменательных дат», информационные пятиминутки, классные часы, литературные вечера и т.д.

При разработке планов мероприятий, воспитательной работы рекомендуется уделить должное внимание знакомству учащихся со значимыми датами календаря Организации Объединенных наций, государственными праздниками России, днями воинской славы и памятными датами, связанными с решением задач воспитания, социализации (см. Приложение к рекомендациям).




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск