Скачать 76.47 Kb.
|
Урок литературы 10 класс Тема урока: ВСТРЕЧАЯ БАЗАРОВА… (пролог к изучению романа И.С. Тургенева «Отцы и дети») Цель урока: создание ситуации мотивации к дальнейшему изучению романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» (подготовка к пониманию конфликта романа). Задачи урока:
Тип урока: беседа с элементами анализа эпизода и творческой работы учащихся. Теория литературы: особенности жанра романа: частная жизнь в исторической панораме; социально-бытовые и общечеловеческие стороны в романе. Визуальные аспекты: портрет И. С. Тургенева, портрет главного героя. Дидактические материалы: книги с текстами произведения, распечатки целей и задач урока, основных вопросов, заданий к уроку. Ход урока Эпиграфы к уроку: Запускайте руку внутрь, в глубину человеческой жизни! Всякий живет ею, не многим она знакома – и там, где вы ее схватите, там будет интересно! Иоганн Гёте Забирайте с собой в путь…все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом. Н.В.Гоголь Словарь: роман, типичность, портрет, антитеза, эпитет, сравнение, сопоставление, художественная деталь, конфликт, мотив; либерал, реформы, консерватор, нигилист, нравственные ценности, принципиальность. Проблемный вопрос: С чем к нам приходит Базаров и как его встретить?
С.У. У нашего урока два эпиграфа. Какую мысль нам раскрывает первый? (эпиграф помогает понять, что любого настоящего писателя волнуют процессы окружающей его жизни). Задание: давайте перенесемся в эпоху того времени, когда И.С. Тургенев писал роман: коней 50-х начало 60-х годов 19-го столетия. (это бурный период в жизни Российской империи:
В жизни писателя – это тоже активно-творческий период:
расцвет жанра русского романа приходится на эту пору. В чем особенности этого жанра? Словарная работа: частная жизнь предстает в исторической панораме, шире представлены социально бытовые и общечеловеческие стороны жизни Что объединяет эти романы? Представляют собой художественную историю молодого поколения 2-й половины 19века, той поры, когда общественное движение в России приобрело трагический характер и привело к открытой войне м/у революционно настроенной молодежи и правительством. Все романы посвящены молодежи, а значит тому периоду в жизни человека, когда происходит осмысление своего места в жизни, своего отношения к стране, человечеству, другими словами – выбору жизненного пути. Ребята, а как вы оцениваете этот выбор: каким он может быть? (трудным и мучительным).
Каким вы увидели путь героев романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»? Что вам было понятно, а что вы не приняли и не поняли? Ребята делятся впечатлениями.(5 минут) Какие вопросы у вас возникли во время чтения романа? Кто в центре художественного мира романа? (Образ Евгения Базарова). Учитель предлагает ребятам выполнить тест по содержанию текста на время (4-6 минут). Сдача выполненных тестов.
Словарная работа: либерал – сторонник демократических свобод, снисходителен и терпим к проявлениям несогласия со стороны оппонента.
Словарная работа: аристократ – лицо, принадлежащее к родовитым высшим слоям дворянства, утонченный, изысканный; консервативный либерал – отстаивающий неизменность традиционных свобод, противник нововведений.
Н.П. – «стиснул руку гостя» П.П. – «спрятал руку в карман» (рука красивая, с длинными розовыми ногтями, в снежной белизне рукавчика) найти в тексте описание(4 глава) Б. – «не сразу протянул красную большую руку». Как эта художественная деталь помогает понять характеры встретившихся людей? (они абсолютно противоположны, закрыты, не доброжелательны, кроме Николая Петровича, который добродушен, открыт, мягок, добр)
Словарная работа: нигилист – сторонник демократического движения, отрицающий устои и традиции дворянского общества, относящийся ко всему резко отрицательно; нигилист – является производным от nihil – «ничто; «нигилист – сторонник безобразного и безнравственного учения, отвергающего все, что нельзя ощупать» (из словаря В.И.Даля) Ребята, так кого же встертили Кирсановы и мы вместе с ними? Посмотрите на второй эпиграф урока. О каких человеческих движениях говорит Н.В.Гоголь? Ответить на эти вопросы мы можем на аргументах из текста. Работа по тексту 5 - 6 глав: о чем говорят герои? Как воспринимает реплики Базарова П.П.? Как на них реагирует Н.П.? что предлагает не «брать в путь» главный герой? (поэзию, искусство, науку). Что возмущает П.П. в личности Базарова? (развязность, грубость, насмешка, презрительность, оскорбительный тон)
Таким образом, мы сформулировали с вами вывод сегодняшнего урока: перед нами рождение конфликта между героями, представляющими противоположные взгляды на развитие социально – общественных отношений в России в 60-х годах 19 века.
Тест № 1 по теме «Встречая Базарова» 10 «Б» 30.01.07г. Фамилия имя учащегося __________________________________________ № 1 «Точно сильно воспроизвести истину, реальность жизни есть высочайшее счастье для литератора. Даже если эта истина не совпадает с его собственными симпатиями». Кому симпатизирует в романе И.С.Тургенев:
№ 2 Кому посвящает роман И.С.Тургенев:
№ 3 Основой конфликта романа «Отцы и дети» является:
№ 4 кому из героев романа соответствуют приведенные характеристики:
№ 5 на кольце, подаренном П.П. Кирсановым княгине Р., было изображено:
|