Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 325.33 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/3
Дата публикации24.04.2014
Размер325.33 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > История > Документы
  1   2   3





Тема опыта: «Развитие познавательного интереса на уроках истории с помощью игровых технологий».

Автор опыта: Гречкина Н.А., учитель истории МОУ «СОШ п. Искателей».
Условия возникновения и становления опыта

Педагогический опыт «Развитие познавательного интереса на уроках истории с помощью игровых технологий» сформирован в МОУ СОШ поселка Искателей.

Школа находится в благополучном районе, большинство родителей имеет высшее образование, работает в муниципальных учреждениях, в нефтяных компаниях или занимается предпринимательской деятельностью. Дети таких родителей обладают творческим потенциалом, но развить их способность к самореализации возможно только с помощью учителя.

Была поставлена задача: провести педагогическое исследование познавательных интересов учащихся с помощью наблюдения. Наблюдение за ходом деятельности ученика дало убедительный материал о становлении и характерных особенностях познавательного интереса у учащихся (Приложение 1).

В результате наблюдения было выявлено, что 5 % учащихся имеют высокий уровень познавательного интереса, 9 % учащихся – средний уровень познавательного интереса, а у большинства преобладает низкий уровень познавательного интереса.

В связи с этим обозначилась проблема обновления методов и форм организации обучения. Развитию инициативы, познавательного интереса способствует, по мнению автора, внедрение в образовательный процесс игровых технологий.

Актуальность опыта.

Активизация познавательного интереса учащихся является актуальной при обучении. Еще К. Д. Ушинский подчеркивал, что «не с курьезами и диковинками науки должно в школе занимать дитя, а, напротив, – приучать его находить занимательное в том, что его беспрестанно и повсюду окружает».

Проблема становления интереса к учебному предмету стала актуальной еще и в связи с тем, что произошли значительные изменения в обществе и образовании, которые во многом определяются особенностями перехода к информационному обществу. Стремительно нарастающие объемы учебной информации вошли в противоречие с самими возможностями ее усвоения.

Если в начальной школе дети учатся, как правило, с желанием, то к 5 классу интерес пропадает. Подростковый возраст педагоги считают самым трудным.

Учителю необходимо знать причины отсутствия интереса к знаниям. Это может быть низкий уровень учебного труда учащихся, преобладание внеурочных интересов над учебными, отсутствие семейно-бытовых условий для занятий, бедность учебного содержания, непонимание смысла изучения истории.

Как сделать так, чтобы на каждый урок ученик шел как на праздник получения новых знаний, как научить его глубже мыслить, уметь самостоятельно получать знания? Ведь какими бы высокими не были замыслы учителя, все они превращаются в прах, если у детей нет желания учиться, поэтому главной задачей является развитие интереса на уроках с помощью различных методов. Игровой характер занятий создает творческую раскованность и позволяет проявить себя учащимся с индивидуальными возможностями.

Игра для школьника – это часть его жизненного опыта. Она позволяет сделать более динамичными и интересными процесс восприятия исторических фактов, имен и дат, географических названий, с которыми связаны исторические события.

Современное общество ставит перед школой задачу подготовки выпускников, способных:

1) гибко адаптироваться в меняющихся жизненных условиях;

2) самостоятельно приобретать знания, применяя их на практике;

3) мыслить, искать пути решения;

4) грамотно работать, анализировать, обобщать.

В имеющихся образовательных стандартах заложена предметно-ориентированная концепция, которая дает возможность формировать лишь предметные компетенции, но не способствует развитию активной компетентности личности, способной к самоопределению.

Автором опыта были выявлены следующие противоречия:

- между снижением интереса отдельных обучающихся к изучению истории и высокими требованиями учебных программ к организации урочной и внеурочной работы по предмету;

- между сложившейся в практике отдельных учителей стандартной системой обучения истории, ориентированной на репродуктивное воспроизведение изучаемого материала и необходимостью активизации мыслительной деятельности каждого ученика в процессе преподавания истории;

- между неподготовленностью отдельных старшеклассников к осуществлению исследовательской деятельности и современными требованиями к организации учебных исследований в школе.

Исходя из этого, определилась проблема: использование игровых технологий на уроках истории с целью развития познавательного интереса.

Длительность работы над опытом

Работа над данной темой ведется с 2007 года.

Основные этапы:

1. 2007-2008 годы – оценка ситуации с целью правильной постановки первоочередных задач;

2. 2008-2009 годы – апробирование игровых технологий через учебную деятельность.

3. 2009-2010 годы – анализ результативности деятельности учащихся и процесс распространения на региональном уровне.

Теоретическая база.

Снижение уровня знаний в значительной степени объясняется качеством урока: однообразием в методике преподавания, шаблоном, формализмом и, как следствие, скукой. Чтобы избежать этого, учителя ищут разные способы «оживления урока». Опыт дает основание утверждать, что интерес в обучении представляет собой важный фактор.

В обучении фигурирует особый вид интереса – интерес к познанию или познавательный интерес. Его область – познавательная деятельность, в процессе которой происходит овладение содержанием учебных предметов и необходимыми способами или умениями и навыками, при помощи которых ученик получает образование.

Существуют разные трактовки познавательного интереса. Н.Г.Морозова определяет интерес как активное эмоционально-познавательное отношение человека к миру. В логическом словаре-справочнике интерес определяется таким образом: «Интерес – такое состояние человека, когда у него возникает повышенная, избирательная, целеустремленно-направленная потребность что-то глубже и всесторонне понять, осознать в определенной области практики или теории». Г.И.Щукина отмечает, что «интерес можно назвать избирательной направленностью человека на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующую психические процессы, деятельность человека, его познавательные возможности».

Выделенные характеристики позволяют следующим образом определить понятие познавательного интереса: познавательный интерес – устойчивое стремление личности к целенаправленной активно-познавательной деятельности по отношению к объектам, имеющим для нее важное значение.

Адаптируем определение на область обучения истории.

Стойкий познавательный интерес к историиэто увлеченность личности учащегося, потребность к углублению и творческому применению исторических знаний.

У школьников одного и того же класса познавательный интерес может иметь разный уровень своего развития и различный характер проявлений, обусловленных различным опытом. Уровни познавательного интереса:

1) интерес к новым фактам, явлениям, которые фигурируют в информации, получаемой учениками;

2) интерес к познанию существенных свойств предметов или явлений;

3) уровень описания;

4) причинно - следственный, выявление закономерностей.

Нельзя полагать, что познавательный интерес учащихся будет высоким, если один раз провести интересный урок. Здесь необходим комплексный подход. Существует три основных фактора, влияющих на интерес:

1) содержание исторического материала;

2) методы, приемы и средства его подачи;

3) межличностные отношения учителя и учащихся.

Познавательный интерес - один из компонентов учебной мотивации.

Особенностью познавательного интереса является его способность обогащать и активизировать процесс не только познавательной, но и любой деятельности человека, поскольку познавательное начало имеется в каждой из них.

Познавательный интерес представляет собой сплав важнейших для развития личности психических процессов. В интеллектуальной деятельности, протекающей под влиянием познавательных интересов, проявляются активный поиск, догадка, исследовательский поиск, готовность к решению задачи.

Таким образом, «познавательный интерес» в самом общем определении можно назвать избирательной деятельностью человека на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующей психические процессы, деятельность человека.

С целью формирования способностей школьников в процессе обучения необходимо сочетать предметную и познавательную деятельность учащихся. Целенаправленная тренировка гибкости мышления, ассоциативности, использование фантазии, интуиции, воображения, исследовательских методов обучения - все это способствует развитию способностей учащихся.

Одним из средств воспитания, обучения и развития учащихся считается игра. Включение игры в учебный процесс заметно повышает интерес к учебному предмету, создает ситуации, наполненные эмоциональными переживаниями, стимулирует деятельность учащихся.

Учебная (дидактическая) игра давно интересовала ученых и практиков, таких, как Н. П. Аникеева, И. Е. Берлянд, А. А. Вербицкий, О. С. Газман, Л. В. Загрекова, Н. С. Лукин, Е. С. Махлах.

В игре проявляются многие качества личности, появляется возможность оценить суждения по разнообразным проблемам, выработать собственное отношение к их разрешению. Хотя познавательная деятельность в данном случае носит игровой характер, учащиеся относятся к ней серьезно, осознавая ценность полученных в игре знаний и умений, социального опыта. Учебные игры вносят в обучение конструктивное изменение, новый смысл.

Через игры вообще и ролевые игры, в частности, проходят практически все люди. В игре активизируются психические процессы участников игровой деятельности: внимание, запоминание, интерес, восприятие пространственных отношений, развитие конструктивных умений, воспитание у учащихся наблюдательности. Игры учат детей подчинять свои действия поставленной задаче, доводить начатую работу до конца.

Уникальная особенность игры состоит в том, что она позволяет расширить границы собственной жизни ребенка, вообразить то, чего он не видел, представить себе по чужому рассказу то, чего в его непосредственном опыте не было.

Игра эмоциональна по своей природе и поэтому способна даже самую сухую информацию оживить, сделать яркой и запоминающейся. В игре возможно вовлечение каждого в активную работу. Эта форма урока противостоит пассивному слушанию или чтению. В процессе игры интеллектуально пассивный ребенок способен выполнить такой объем работы, какой ему совершенно не доступен в обычной учебной ситуации. Умело организованная игра позволяет задействовать в учебных целях энергию, которую школьники расходуют на «подпольную» игровую деятельность.

По мнению С. А. Шмакова, природа игры – это ее реальные ценности: бодрость, радостное самочувствие, активный жизненный тонус, импровизация, интуиция, воображение, эмоциональность, символизм, отстраненность.

Игра создает условия, при которых развивается творчество учащихся. Суть этих условий заключается в общении на равных, где исчезает робость, возникает ощущение «я тоже могу», то есть в игре происходит внутреннее раскрепощение.

Для обучения важно то, что игра является классическим способом обучения действием. В ней органично заложена познавательная задача и осуществляется самостоятельный поиск знаний. «Овладение знаниями в игре – новое, уникальное условие сплачивания сверстников, условие приобретения интереса и уважения друг к другу, а по ходу – и приобретения себя».

Технология опыта.

Цель: используя игровые методики, способствовать развитию познавательного интереса у учащихся.

Задачи:

1. Учить ставить цели и планировать деятельность по их достижению.

2. Учить добывать нужную информацию, используя доступные источники (справочники, учебники, словари), передавать ее.

3. Совершенствовать навыки работы в команде, учить аргументировано отстаивать свою точку зрения.

4. Прививать навыки самостоятельной творческой работы.

5. Учить грамотно использовать в речи исторические термины.

6. Прививать навыки контроля и самоконтроля.

7. Обучать брать на себя ответственность при руководстве мини-группой.

8. Воспитывать у учащихся толерантность, способствовать их социализации.

Игра на уроке истории - это активная форма учебного занятия, в ходе которого моделируется определенная ситуация прошлого и настоящего, а ученик является активной частью учебного процесса, не «приемником» знаний, а самостоятельной творческой единицей, способной самостоятельно ставить цели и искать пути их достижения.

Существуют различные виды игровой деятельности на уроке истории.

1. Деловая игра.

Деловая игра моделирует ситуацию таким образом, что ученик выступает в роли нашего современника (например, археолога, журналиста, писателя).

Деловые игры можно разделить на два этапа.

Игры – обсуждения.

В процессе игры-обсуждения воссоздается воображаемая ситуация нашего времени. Это может быть диспут, симпозиум, «круглый стол», передачи. В своей обучающей основе такие игры очень близки к дискуссии и целиком строятся на учебном диалоге.

Так после уроков по теме «Восстание декабристов» можно провести «круглый стол». Заранее даём вопросы классу, например: «Декабристы: мученики, герои или военные преступники?», «Модель ситуации, если бы декабристы победили».

Еще одним примером игры-обсуждения является урок-суд. Можно провести урок-суд над Наполеоном, Иваном Грозным и т. д. Такой урок можно строить и как ролевой, с соблюдением всей ролевой атрибутики (прокурор, присяжные, адвокат, сам герой), а можно, как урок обмена мнениями. Важно лишь помнить при этом о культуре общения, терпимости к мнениям товарищей.

Игра – исследование строится на воображении ситуации, возникающей в наши дни. В отличие от игры-обсуждения она основана на индивидуальной деятельности ее «героя». Примерами такой работы может быть воображаемый очерк, письмо, научный доклад. В качестве примеров элементов такой формы можно привести следующее: написать краткое объяснение того или иного понятия, явления, статьи для энциклопедии.

2. Ретроспективные игры.

В ходе таких игр моделируется ситуация, ставящая учащихся в позицию участников событий прошлого. Каждый ученик получает роль представителя определенной общественной группы или исторической личности.

Главные признаки ретроспективной игры:

- эффект присутствия;

- следование принципу беллетристики («так могло быть»).

Примером ретроспективной игры является урок «Выборы в Государственную Думу России начала XX века». Класс делится на группы по количеству партий, участвовавших в выборах. Заранее группы получают задание: «Рассказать о своих политических лидерах и представить свою политическую программу, как наиболее отвечающую ситуации России начала века».

После защиты программы каждой из партий представители других партий задают вопросы. Одновременно реализуются обучающие (узнают новое о лидерах, партиях), развивающие (работа с дополнительными источниками, умение доказывать свою точку зрения, убедительно представить программу той или иной партии), воспитательные задачи (воспитание политической культуры, быть терпимым к чужой точке зрения, приобретение социального опыта через воображаемое участие в выборах).

Элементы ретроспективных игр можно использовать на многих уроках истории.

Воображаемое путешествие – необходимо описать, что мог увидеть человек прошлого или попавший в прошлое. Это задание одинаково эффективно и при устных, и при письменных ответах.

Например, урок «Путешествие по Александрии Египетской», «Плавание по Нилу», «Экскурсия по средневековому городу».

Воображаемое интервью. Один из участников перевоплощается в историческое лицо, другой или класс задают ему вопросы. При этом решаются многие задачи: умение грамотно формулировать свои мысли, задавать вопросы, грамотно на них отвечать, быстро сориентироваться на непредсказуемый, а подчас и провокационный вопрос.

Такой прием используется также на уроках пресс-конференциях. Например, по теме урока «Развитие мировой науки в начале XX века» несколько сильных учеников готовят сообщения о научных открытиях и рассказывают классу от имени из изобретателя, класс же готовит заранее вопросы, школьники выступают в роли журналистов.

Прием незаконченного предложения. Например, от имени средневекового крестьянина закончить предложение «Господи, спаси нас…» или составить челобитную.

Воображаемые диалоги. Например, диалоги христианина и еретика или реконструкция диалога совета в Филях в 1812 году.

Рассказ или сочинение от первого лица. Например, рассказ от имени участника войны 1812 года или письмо с первой мировой войны.

3. Деловые игры с элементами ретроспективы.

В играх такого рода участвуют как наши современники, так и «очевидцы событий», которые встречаются для обсуждения важных вопросов, ведут диалог о прошлом. Игры могут проходить в различных формах, например пресс-конференции, телемоста, суда и т. д.

4. Тренинговые игры.

Это игры с внешними (жесткими) правилами игры, основанные на алгоритме деятельности. Такого рода игры можно проводить как итоговые уроки по окончании определенной темы, например: брейн-ринг, рыцарские турниры, уроки соревнования, «поле чудес» и т. д.

Автором разработаны различные игры.

1. Историко-познавательное мероприятие в 9 классе по теме «Великая Отечественная война: год за годом» является примером тренинговой игры. Данный урок-игра проводился в форме закрепления изученного материала, в виде соревнования между учащимися. Тема великой Отечественной Войны всегда будет являться одной из главных нашей истории. Урок по этой теме способствует заинтересованности школьников в изучении дополнительной литературы, воспитанию уважения к славному прошлому нашей страны, чувству ответственности и национальной гордости, гражданственности и патриотизма. (Приложение 1.)

2. Урок-игра по истории Древнего мира в 5 классе по теме «Когда большой сфинкс рассмеется…» - ретроспективная игра. Урок в данной форме способствует развитию умения работать в группе и коллективе, умению слушать и высказывать свое мнение, осмысливать историческое прошлое. (Приложение 2.)

3 Повторительно-обобщающий урок в 5 классе по теме «Путешествие по Древнему Востоку» - тренинговая игра. Цель: систематизация ранее изученных тем по главам «Древний Египет», «Передняя Азия», «Индия и Китай».

Трудоемкость опыта заключается в отборе содержания. Необходимо учитывать характер материала - фактический, теоретический, историко-биографический, краеведческий.

Результативность работы. Учащиеся не только с интересом работают на уроках, но также принимают участие в школьных ученических конференциях, на Всероссийских конкурсах. В 2008-2009 гг. Матвеева Т., ученица 9 класса МОУ СОШ пос. Искателей, принимала участие в конференции по теме «Соловьев С.М». В 2009-2010гг Матвеева Т., ученица 9 класса, выступала на ученической конференции по теме: «Развитие музыкальной культуры в городе Нарьян-Маре и пос. Искателей». Косюк И., ученица 9 класса, награждена дипломом 3 степени за участие во Всероссийском конкурсе «Первые шаги»

Школьный тур Всероссийской олимпиады по истории и обществознанию.


Класс

2008-2009гг

2009-2010гг

5 класс

Рачков Е. - 2 место (история), Плосконос В. – 2 место (история), Машков П. – 3 место (история).

Руденко Т. -2 место (история),

Горбунова Д.-2 место (история), Городилова Е. -3 место (история), Артеева А.-2 место(обществознание), Руденко Т.-3 место(обществознание).

6 класс




Плосконос В.-1 место (история), Шведчикова Е.-2 место (история), Попова В.-3 место (история), Тараканова Н.- 1 место (обществознание), Шведчикова Е.-2 место(обществознание), Попова В.-3 место(обществознание)

8 класс

Матвеева Т.- 2 место (история),

Чаленко И. -3 место (обществознание),

Матвеева Т.-2 место (история).




9 класс




Матвеева Т.-1 место (история),

Косюк И.-2 место(история), Бармаченко Н.-1место(обществознание), Лобов В.-2место(обществознание)


Муниципальный тур.

класс

2008-2009гг

20009-2010гг

9

Матвеева Т.-2 место (история),

Матвеева Т.-2 место

(обществознание).

Бармаченко Н-2 место (право), Матвеева Т.-1место (история).

Литература
1. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. - Санкт-Петербург, 1997.

2. Кочетов Н.С. Нестандартные уроки в школе. История (8-11 классы). -Волгоград, 2002. С.3-6.

3. Подласый И. П. Педагогика.– М: Российское педагогическое агентство,- 1996.

4. Ризатдинова Р. И. Игровые формы познавательной деятельности на уроках истории // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2009. - № 9.

5. Справочник классного руководителя.- М: 2007.- № 3. С 67.


Приложения

1. Приложение 1 – урок-игра по истории Древнего мира, 5 класс.
2. Приложение 2 – урок-игра по истории России 20 век, 9 класс.
3. Приложение 3 – урок-игра по истории Древнего мира, 5 класс.

Приложение 1.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск