Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/6
Дата публикации25.04.2014
Размер0.86 Mb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > История > Автореферат
  1   2   3   4   5   6


На правах рукописи

Хисамутдинова Наталья Владимировна
РуССКОЕ высшее техническое образование

на Дальнем Востоке (1899–1990 гг.):

Исторический опыт

Специальность 07.00.02 – Отечественная история

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора исторических наук

Санкт-Петербург

2011

Диссертация выполнена на кафедре русской истории

ГОУ ВПО «Российский государственный педагогический университет

им. А.И. Герцена»

Научный консультант: доктор исторических наук, профессор

И.В. Алексеева

Официальные оппоненты: доктор исторических наук, профессор

А.Н. Цамутали

доктор исторических наук, профессор

В.Г. Бурков
доктор исторических наук, профессор

В.С. Измозик
Ведущая организация: Санкт-Петербургский государственный

морской технический университет

Защита состоится ­­9 июня 2011 г. в ____ часов ____ минут на заседании Диссертационного со­вета Д.212.199.06 по защите докторских и кандидатских диссертаций при Российском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена по адресу: 191186, г. Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, корпус 20, ауд. 212.

С диссертацией можно ознакомиться в фундаментальной библиотеке РГПУ им. А.И. Герцена (г. Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, корп. 5).


Автореферат разослан «_____»__________________2011 г.

Ученый секретарь

Диссертационного совета

кандидат исторических наук, доцент Г.К. Шлыкова


  1. Общая характеристика работы


Актуальность темы исследования. Ускорение научно-технического прогресса и стремительное продвижение высоких технологий делают высшее техническое образование одним из важнейших факторов экономического и социально-культурного развития. Без подготовки высококвалифицированных специалистов технического профиля невозможно обеспечение безопасности и наращивание интеллектуального потенциала любой страны. Для России же инженерный ресурс должен стать основой начавшейся модернизации экономики, переходе ее в инновационную фазу развития.

С конца ХХ в. российское высшее образование находится на новой ступени развития, для которой характерна смена образовательной парадигмы на принципах динамизма, разнообразия образовательных приемов, гибкого реагирования на перемены в экономике и обществе. Это в значительной степени изменило модель развития высшей технической школы и позволило снизить остроту назревших к этому времени кризисных явлений, но ликвидировать их полностью пока не удалось.

Широкое и заинтересованное обсуждение проекта нового Закона об образовании показывает, что от высшего профессионального образования ждут превращения в гибкую саморазвивающуюся систему, способную адекватно реагировать на меняющиеся потребности рынка труда в профессиональном и личностном аспектах, выпускать кадры, готовые не только проводить инновационные разработки, но и в полной мере осознавать последствия своей деятельности на социальный климат общества и окружающую среду. На новом этапе, в условиях социально-экономической модернизации страны возрастает роль инноваций в образовательной сфере: существенного обновления содержания обучения, новых подходов к кадровой политике и оснащению учебного процесса, возвращения в вузы науки, что в конечном итоге должно привести к оптимизации деятельности высшей школы в России и более высокому качеству подготовки специалистов.

Российскому Дальнему Востоку с его огромными природными богатствами и стратегически выгодным географическим положением отводится важная роль на новом этапе развития экономики. При этом подготовка специалистов остается одной из важнейших предпосылок успешного движения региона вперед: не случайно, Владивосток выбран местом размещения одного из федеральных университетов, Дальневосточного. Ряд факторов – специфические природные условия, большая удаленность от культурных центров, невысокий уровень развития инфраструктуры – по-прежнему создают социальное неравенство и вызывают большую текучесть кадров, причем, наиболее квалифицированных. Повышение качества и уровня доступности высшего образования в совокупности с другими факторами призвано способствовать не только переориентации производства на инновационный путь развития и в конечном итоге повышению уровня жизни дальневосточников, но и выработке стратегии стабилизации в отдаленном регионе.

С этой точки зрения изучение истории высшего технического образования на Дальнем Востоке имеет огромное значение. В технических вузах региона ставились и решались многие из актуальных сегодня вопросов: интеграция образования, науки и производства, совершенствование учебных планов и программ и т.д. В результате в исследуемый период была создана комплексная система подготовки инженерных кадров, объединившая учебно-воспитательную и научно-производственную деятельность, развитие творческой активности студентов, повышение квалификации преподавателей. Она дала Дальнему Востоку тысячи грамотных инженеров, которые не только успешно руководили производственными процессами, но и проявили себя в науке и конструкторской деятельности.

Ныне программы высшего технического образования осуществляются почти в тридцати вузах Дальневосточного федерального округа. Начиная с 1990-х гг. все они претерпели реформы, связанные с переориентацией обучения на новые потребности общества. Введено многоуровневое образование, значительно расширен перечень специальностей, усовершенствованы учебные планы. С каждым годом в дальневосточных технических вузах растет число иностранных студентов, в основном из Китая. Международные межвузовские связи уже сегодня вводят интеллектуальный потенциал России в образовательную систему стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Все это повышает актуальность комплексного изучения развития высшего технического образования на региональном уровне, возводя его в ранг крупных социально значимых проблем.

Об актуальности указанной темы говорит и ее недостаточная научная разработанность. Несмотря на огромное в целом количество работ, посвященных российской высшей школе, следует констатировать, что проблема эволюции высшего технического образования на Дальнем Востоке в 1899–1990 гг. до сих пор не стала предметом специального исследования. В обобщающих трудах, созданных как в советское, так и постсоветское время, речь идет прежде всего о центральных вузах и совершенно не рассматриваются особенности развития высшего образования в отдаленных регионах. Авторы более конкретных разработок темы – использования потенциала высшей школы, организации учебно-воспитательного процесса и т.д. – также не опираются на примеры Дальнего Востока.

Более детально, чем в трудах общероссийского уровня, проблема развития высшего технического образования на Дальнем Востоке нашла отражение в работах дальневосточных авторов. Эта литература весьма значительна по объему, но внимание исследователей сосредоточено либо на отдельных вузах, либо на конкретных этапах или аспектах функционирования региональной высшей школы. При этом многие вопросы – эволюция специализации подготовки кадров и учебно-воспитательного процесса, анализ научных интересов местного вузовского сообщества и организация научно-исследовательской работы, роль вузов в укреплении экономики региона – в основном остались вне поля зрения авторов. Никто из исследователей не пытался обосновать воздействие государственной политики, экономического и геополитического положения региона на развитие вузов Дальнего Востока и на основе этого выделить особенности, отличавшие этот процесс от аналогичного в Центральной России. Также не предпринималось попыток связать в единое образовательное пространство высшие учебные заведения российского Дальнего Востока и русские вузы на территории Китая, проследить их влияние на страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

Вместе с тем, безусловная значимость результатов, достигнутых на сегодня в изучении истории высшего (технического) образования в России в целом и в ее отдельных регионах дает возможность говорить о наличии серьезного фундамента для подготовки обобщающих трудов. Благодаря этому наметилась перспектива новых исследовательских задач. Первоочередным представляется обобщить исторический опыт развития отечественного высшего технического образования, в том числе в конкретных регионах России, показав как реальные достижения, так и упущения, дать объективную оценку политики партии и государства по руководству этим процессом, вынести достоверные исторические уроки, которые особенно важны на современном этапе.

Оптимальные возможности для подобного масштабного и комплексного анализа дает, на наш взгляд, изучение важнейших аспектов функционирования технических вузов в совокупности, в тесной взаимосвязи с экономическим и геополитическим положением региона, а также русским (эмигрантским) образованием в соседних странах. Подробный историографический анализ содержится в 1-й главе диссертации.

Целью диссертационного исследования является обобщить и осмыслить процесс формирования и трансформации высшего технического образования Дальнего Востока с 1899 по 1990 гг. как регионального инварианта российской образовательной традиции в единстве его генетических, национальных и местных характеристик в различные периоды российской истории: до установления советской власти, на начальном этапе функционирования советской социально-политической системы, в эпоху развитого социализма. В процессе исследования диссертант считала необходимым выявить специфические особенности локального преломления общих для российского высшего образования черт в региональном пространстве, а также внутренние процессы становления и деятельности технических вузов в условиях постоянно меняющейся геополитики региона и в тесной взаимосвязи с его экономическим развитием.

Данная цель определила основные задачи исследования:

– изучить предпосылки и специфические условия формирования на Дальнем Востоке (включая зону Китайско-Восточной железной дороги) системы высшего технического образования в целом и ее отдельных элементов;

– проследить основные направления государственной политики в области отечественной высшей технической школы на разных исторических этапах и описать ее влияние на деятельность вузов Дальнего Востока;

– выделить общероссийские тенденции и региональные особенности развития высшего технического образования;

– осветить вопросы кадровой политики, проследить качественные и количественные изменения в профессорско-преподавательском составе технических вузов исследуемого региона, а также воздействие на него социально-политических условий; подчеркнуть роль личности в образовательном процессе;

– проанализировать динамику развития учебно-материальной базы втузов;

– изучить качественные и количественные изменения в содержании учебно-воспитательного процесса;

– рассмотреть основные направления научно-исследовательской деятельности в технических вузах Дальнего Востока применительно к особенностям региона;

– выявить влияние российской высшей технической школы на развитие технического образования, науки и техники в Китае и других странах АТР.

Особый интерес представляет сопоставление исторического опыта функционирования учреждений высшего технического образования на Дальнем Востоке СССР и в Китае. В то время как советская высшая школа, выполняя социальный заказ партии и правительства на расширенное воспроизводство инженерно-технических работников, утратила многие из прежних ориентиров, русские вузы в Китае продолжали развиваться по принципам дореволюционного высшего образования в России.

Объект исследования – высшее техническое образование на Дальнем Востоке.

Предмет исследования – деятельность технических вузов Дальнего Востока в 1899–1990 гг. по подготовке инженерно-технических кадров. В качестве одного из ключевых аспектов автор рассматривает проблему тесной связи всей системы высшего образования конкретного региона с его геополитическим и экономическим положением. В исследовании подробно рассматриваются и анализируются основные составляющие деятельности технических вузов: формирование профессорско-преподавательского состава, развитие учебно-материальной базы, содержание обучения и т.д.

Хронологические рамки исследования. Исходным хронологическим рубежом является 1899 г., когда во Владивостоке было открыто первое высшее учебное заведение – Восточный институт. Исследование ограничивается 1990 г., когда в связи с реформированием высшего образования для технических вузов Дальнего Востока России начался новый этап развития, обусловленный перестройкой учебно-воспитательного процесса применительно к новым реалиям. В данной периодизации выделяются следующие этапы: 1899–1920 гг. – работа Восточного института как подготовительный этап для зарождения в регионе высшего технического образования; 1918–1922 гг. – процесс создания первых технических вузов на Дальнем Востоке России и в зоне КВЖД (Китай); 1923–1930 гг. – период слияния всех вузов российского Дальнего Востока в единый университет и развитие высшего технического образования в его рамках; 1930–1941 гг. – специализация высшего технического образования; создание и трансформация сети технических вузов; 1941–1945 гг. – подготовка инженерно-технических специалистов в условиях военного времени; 1945–1950-е гг. – перестройка высшего технического образования с учетом задач восстановления народного хозяйства, компенсация позиций, утраченных в предвоенное и военное время; 1960-е –1980-е гг. – стабилизация и расширение масштабов высшей технической школы по мере укрепления экономического потенциала региона.

Данная хронология позволяет увидеть связь высшего технического образования с важными политическими, экономическими и социокультурными процессами: Гражданской войной, первыми пятилетками, Великой Отечественной войной и т.д. в региональном контексте. Наряду с внутренними факторами развития высшей школы они в значительной степени определяли особенности и приоритеты в сфере высшего технического образования.

Необходимо отметить, что на Дальнем Востоке, в отличие от европейской части России, именно внешние факторы приобретали решающее значение для развития высшей школы. Так, открытие во Владивостоке Восточного института было обусловлено строительством КВЖД. Созданию первого технического вуза, Владивостокского высшего политехникума, во многом способствовали повышенная миграция населения в годы Гражданской войны и скопление на Дальнем Востоке большого числа деятелей высшей школы и технических специалистов. Развитие русского высшего образования в Китае было связано с кадровыми проблемами на КВЖД после Октябрьской революции 1917 г. и появлением большого числа эмигрантов из России в ходе Гражданской войны.

В ряде случаев решение конкретных исследовательских задач предопределило необходимость выхода за установленные хронологические рамки. Так, чтобы наглядней представить позиции России в области высшего технического образования до распространения его на Дальний Восток, в работе кратко рассмотрена история создания технических вузов в России в XVIII–XIX вв.

Географические границы исследования в основном включают в себя территорию Дальневосточного федерального округа в составе Приморского и Хабаровского краев, Сахалинской, Магаданской, Камчатской, Амурской областей и Республики Саха (Якутия), для обозначения которого в литературе широко применяется также понятие дальневосточный регион. Административно-территориальное устройство российского Дальнего Востока в исследуемый период претерпело несколько изменений. В состав Дальневосточной республики (апрель 1920–ноябрь 1922), Дальневосточной области (ноябрь 1922–январь 1926), а затем Дальневосточного края входило Забайкалье, пока в 1930 г. Сретенский и Читинский округа не были переданы в новообразованный Восточно-Сибирский край. В 1938 г. Дальневосточный край разделили на Приморский и Хабаровский края (административные центры – Владивосток и Хабаровск).

Необходимо отметить, что понятие Дальний Восток применяется в литературе и как общее название государств и территорий на востоке Азии, и как название северо-восточного региона России1. В данной работе диссертант использует его в более широком смысле, а для обозначения северо-восточных территорий России применяет название российский Дальний Восток.

Для исторической справки о состоянии высшего технического образования России в XIX в., а также для концептуального анализа политики государства в области высшей школы использован общероссийский материал. В советский период вся высшая школа страны работала по единым принципам, поэтому техническим вузам российского Дальнего Востока были в основном присущи те же достижения, трудности и недостатки, что и в целом всей системе высшего технического образования России.

В первой половине ХХ в. в образовательное пространство российского Дальнего Востока оказалась включена зона КВЖД (Маньчжурия, Китай), где в этот период получили развитие все формы российских учебных заведений. Поскольку одной из задач, заявленных диссертантом, является выяснение влияния дальневосточного высшего технического образования на страны Азиатско-Тихоокеанского региона, в географические рамки исследования опосредованно входят и эти страны (Австралия, Китай, США, Филиппины, Япония).
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск