Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 242.51 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/3
Дата публикации26.04.2014
Размер242.51 Kb.
ТипПрограмма курса
100-bal.ru > История > Программа курса
  1   2   3
Программа курса «История казачества»

Т.И.Малюк, учитель истории Московского казачьего кадетского корпуса им. М.А. Шолохова
Пояснительная записка

Поскольку Московский казачий кадетский корпус им. М.А.Шолохова является единственным образовательным учреждением г. Москвы, ориентированным на сохранение и укрепление культурно-исторических традиций казачества, представляется целесообразным преподавание отдельного курса «История казачества», который способствует социализации обучающихся в казачьей среде, воспитывает компетентность, ответственность, профессиональный патриотизм и постоянную готовность к служению Родине. Историческая преемственность кадетского образования, возрождения славных традиций и обычаев воспитания казаков обеспечивает формирование не только патриотизма и гражданственности, но и возрождает воинскую славу России.

Курс ориентирован на формирование у кадет целостного представления о традициях, заповедях, символах и ритуалах, военном искусстве казаков, а также изучение исторического опыта участия казаков в войнах России и становлении её государственности, переосмыслении этого опыта и применении его в современном социально-культурном и образовательном контексте, воспитание молодого поколения, способного к профессиональной и нравственно-личностной ориентации по возрождению российской державности.

Предлагаемая программа рассчитана на 68 учебных часов - по одному уроку в неделю в течение двух лет обучения. Курс является самостоятельной линией и не привязан к возрасту учащихся. Освоение данной программы вполне доступно как учащимся среднего звена школы, так и старшеклассникам. Для более прочного усвоения материала и обогащения знаний по военной истории Отечества данный курс целесообразно изучать синхронизировано с курсом истории Отечества в 7-х и 8-х классах, поскольку он предполагает углубленное освоение содержания базовых знаний по истории России.

Однако программа ориентирована не только на казачьи корпуса или кадетские образовательные учреждения, но и на социально-гуманитарные классы в лицеях, гимназиях и общеобразовательных школах, где может быть использована в качестве факультативного курса истории или элективного курса. В ней представлены известные факты военной истории Отечества через призму участия казачества в охране границ и государственной службе России. В процессе изучения курса происходит знакомство школьников с этапами формирования и развития казачества как военного сословия.

Известную сложность представляет отсутствие учебников для общеобразовательных учебных заведений по данному курсу. Поэтому содержание программы построено согласно единственному учебному пособию, подготовленному преподавателями исторического факультета Ростовского государственного университета по заказу Войскового казачьего общества «Всевеликое Войско Донское» и Министерства РФ по делам национальностей. Учебное пособие «История казачества России» под редакцией доктора исторических наук, профессора А.В. Венкова рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации. Однако данное пособие ориентировано на изучение военной истории Отечества и делает акцент на формировании и развитии Войска Донского. Поэтому автор данной программы счел целесообразным расширить содержание курса темами об обычаях, традициях, военном искусстве казаков, представляющих и другие казачьи войска, а также становлении казачества как этноса. В формировании структуры программы было использовано также пособие под редакцией Б.А. Алмазова «Казаки» и другая научная и учебно-методическая литература.

Согласно «Концепции модернизации российского образования до 2010 г.» главной задачей российской образовательной политики является «обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства». Социальная адресность данного курса обеспечивает стратегическую цель модернизации – подготовку конкретной профессиональной государственной страты, воспитанной в духе исторического патриотизма и любви к Отечеству – военнослужащего или государственного служащего. Основные задачи курса соответствуют задачам, выдвинутым в данной Концепции:

  • обеспечить преемственность общего и профессионального образования путем создания эффективной системы предпрофильных курсов в общем образовании;

  • разработать образовательный курс, ориентированный на патриотическое воспитание будущих военных специалистов или государственных служащих;

  • содействовать социализации будущих военных и государственных служащих.

После завершения изучения курса обучающиеся должны:

  • получить знания об истории происхождения, общественном устройстве, традициях, верованиях, обычаях и военном искусстве казаков;

  • изучить основные этапы развития казачьего общества и его трансформации в военное сословие России; причины участия в восстаниях против власти; отражение государственных реформ в казачьем обществе; образование и развитие основных казачьих войск и участие их в войнах XVI – XX вв.

  • овладеть умениями анализировать полученную информацию об истории казачества;

  • выявлять причины, цели и результаты исторических событий, связанных с казачеством, и находить их отражение в современном российском обществе;

  • сопоставлять различные суждения об истории казачества и формулировать на основе их критического анализа собственные выводы;

  • использовать различные исторические и социокультурные источники для получения информации, в том числе интерактивные;

  • освоить навыки самостоятельной работы с книгой, картой, историческим документом;

  • сформировать активную гражданскую позицию на основе собственного осмысления исторических, этнокультурных, национальных, нравственных традиций развития России и казачества;

  • продолжить формировать опыт применения полученных знаний в социокультурной среде.

Для более успешной и эффективной реализации содержания данной программы автор рекомендует использовать те проблемные, творческие методы и приемы работы на занятиях, которые сформируют у кадет поисковый интерес к изучению истории, и позволит определить собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
Основное содержание программы

Раздел 1. История казачества с древнейших времен до конца XVII в. Быт и культура казаков. (34 часа)

Первый год обучения

Введение (1 ч.)

Что изучает история казачества? История казачества – часть истории Отечества. Исторические источники о предшественниках казаков, проживавших в степях от Алтая до Дуная. Казачество – особое служилое сословие. Влияние географического положения на образ жизни предшественников казачества. Территориальный ареал их расселения.

Тема 1. Теории происхождения казачества (7 ч.)

Исторические предшественники казачества: эллино-скифы, сарматы, аланы, анты, готы, гунны. Военная культура скифов. Скифо-персидская война. Легенда о происхождении сарматов. Вооружение сарматов и аланов. Германарих. Атилла.

Исторические предшественники казачества: тюрки, булгары, хазары, печенеги, половцы. Великий Тюркский каганат. Хазарский каганат. Заселение нижнего Дона. Принятие православия. Падение Хазарского каганата и образование Тьмутараканского княжества. Причерноморье в первой половине XI века. Печенеги. Половцы. Русско-половецкие войны конца XI – XII вв. Значение слова «кыз-ак».

Исторические предшественники казачества: бродники, половцы, мещеряки, татары. Бродники – степные охотники. Половцы-кыпчаки. Половецко-русские отношения в XIII веке. Борьба с монголо-татарами. Включение среднего сословия кыпчакского общества – свободных общинников «казаков» в состав ордынского войска.

Золотая Орда и первые казаки. Первые упоминания о казаках. Появление первых казачьих станиц. Стратификация казаков данного периода.

Тема 2. Жизнь и быт первых казаков (3 ч.)

Первые казачьи поселения и хозяйство. Основные занятия: охота и рыболовство. Кочевники-охотники и кочевники-скотоводы, их основные отличия. Полевые станы. Коллективизм. «Баранта» - особый род казачьих занятий. Огородничество.

Станичные ремесла: кожевенное дело, кузнечество, гончарство, виноделие и др.

Общественное устройство. Самоуправление. Территория, устройство и население казачьей станицы. Круг. Круги валовые, войсковые и полковые. Атаман и есаулы. «Подписные старики». Преступления и наказания в казачьей общине. Казачье «войско».

Тема 3. Религиозные верования и культура казаков (3 ч.)

Древнейшие верования и обычаи казаков. Связь верований казаков с обычаями и верованиями их исторических предшественников. Погребальный обряд. Покров. День матери-казачки. Традиция почитания шапки. Культ коня. Преемственность греческой, славянско-христианской, тенгрианской культур.

Христианство в степи. Казачьи храмы. «Дикое поле» - часть мировой и христианской цивилизации. Первые легенды о крещении казаков. Слияние тенгрианства и христианства. Две православные епархии – Подонская и Сарская. Как выглядели древние храмы казаков.

Церковные традиции. Мировоззрение. Г.Сковорода. Служение Христу самым тяжким послушанием – оружием. Главная ценность от Бога – воля. Казак – защитник Веры Христовой. Традиции поведения казаков в церкви. Понятие Родины. Воинские братства казаков. Философия «смерти за други своя».

Тема 4. Организация жизни и быта казаков XVI – XIX вв. (10 ч)

Курень. Происхождение названия «курень». Влияние речной культуры Нижнего Дона и Предкавказья на конструкцию куреня. Строение современного куреня.

Усадьба. Основные строения и наделы казачьей усадьбы. Стряпка. Особенности казачьей кухни.

Городок, станица, хутор. Боевые особенности казачьих поселений.

Основные занятия. Хозяйство и земледелие. Основные части земли станичного или хуторского юрта – паевые, войсковой запас, личные. Особенности рыболовства, багрение.

Животноводство и коневодство. Охота. Пастушество, отгонное скотоводство, коннозаводство и коневодческая работа.

Воспитание мальчика. Первые бытовые обряды – первая стрижка, праздник первых штанов, обучение верховой езде, стрельбе, владению шашкой. Игры казачат. Дзига – игра пастухов и воинов. Взросление и обучение.

Воспитание девочки. Обычаи и обряды в первые годы жизни девочки. Девичьи праздники и работа. «Хваленка». Преемственность традиций народов Великой степи, пережитки матриархата. Права и обязанности казачки.

Мужской костюм. Старинный костюм, скифское влияние на традиционную казачью одежду. Верхняя одежда – архалук, балахон, бурка, башлык. Лампасы – символ принадлежности к вольному воинству. Роль стариков в станичном обществе.

Женский костюм. Отличия казачьего женского костюма от других женских костюмов России. Тюркская основа костюма. Значение кружев и вышивки в костюме. Старинный костюм; костюм петровского времени, костюм XIX века. Головные уборы. Символика украшений.

Головные уборы, прически, украшения. История возникновения прически: казачий чуб и усы - неотъемлемая часть военной формы. Роль папахи и фуражки в обычаях и символике казаков. Символическая, сакральная и утилитарная роль серьги мужчин-казаков. «Исправность» в народной казачьей культуре.

Тема 5. Развитие культуры и духовной жизни в XVI – начале XX в. (3 ч.)

Казачий фольклор и театр. Грамотность. Речевая культура. Сказки-диалоги, сказки-былички. Апокрифы – сказки на библейские сюжеты. Казачьи песни. Народная драма. Театральные пьесы («Ермак», «Степан Разин», «Александрово действо»).

Образование и просвещение. «Навычное» обучение. Выдающиеся деятели науки и культуры: Г.С. Сковорода, И.И. Железнов, Ф.Д.Крюков, И.К.Краснов и его потомки и др.

Народная медицина. Мануальная терапия: «вытаптывание». Врачевание и хирургические операции. «Травознаи». Знахарство.

Тема 6. Казаки на государственной службе (7 ч.)

Вольные казаки на службе России в XVI в. Основные центры казачьих сообществ. Дон. Первые упоминания о вольных казаках на Дону. Запорожская Сечь, ее отношения с Польшей и Крымским ханством. Д.И.Вишневецкий. Служилое казачество в России. Городовые и полковые казаки. Распространение казаков на Каспий, Яик и Кавказ.

Казаки осваивают Сибирь. Поход Ермака и покорение Сибирского ханства. Исторические версии происхождения Ермака в различных источниках. На службе у Строгановых. Поход Ермака и покорение Западной Сибири. Смерть Ермака. Казаки-землепроходцы в Сибири в XVII в.

Донские и запорожские казаки в конце XVI в. Морские походы донских и запорожских казаков против Османской империи и Крымского ханства. Образование Речи Посполитой и борьба запорожских и украинских казаков против польского гнета. «Низовое Войско Запорожское», реестровое казачество на Украине. Восстание С. Наливайко.

Казаки в Смутное время. Причины Смутного времени. Участие казаков в войсках Лжедмитрия I и Лжедмитрия II. И.М.Заруцкий. Борьба против польских интервентов в ополчении К.Минина и Д.Пожарского. Д.Трубецкой. Участие казаков в Земском соборе 1613 г.

Казаки в первой половине XVII в. Взаимоотношения донских и яицких казаков с правительством Михаила Романова, изменения во внутренней жизни казачьих войск. Великое Войско Донское. Запорожские и украинские казаки, поход П.Сагайдачного на Москву.

Борьба казаков за Азовское и Черное море. «Азовское сидение». Усиление московского присутствия на Дону.

Запорожское и слободское казачество в национально-освободительной войне на Украине. Восстание под руководством Богдана Хмельницкого и присоединение Левобережной Украины и Киева к России. Участие казаков в Русско-польской войне 1653 – 1667 гг. Андрусовское перемирие 1667 г. и его итоги для казачества.

Раздел 2. История казачества с конца XVII в. до наших дней (34 ч.)

2 год обучения

Тема 1. Казаки в конце XVII в. Переход Войска Донского и Войска Запорожского на службу России (2 ч.)

Участие казаков в крестьянском восстании под предводительством Степана Разина. Причины и особенности народных волнений во второй половине XVII в. Происхождение Степана Разина. Начало восстания. Поход казаков на Волгу и в Каспийское море. Причины поражения восстания и его итоги. Народные исторические песни, посвященные С.Т. Разину и его казакам.

Казаки на службе России в конце XVII в. Присяга на верность России Войска Донского. Переход на службу России Войска Запорожского Правобережной Украины. Участие казаков в Чигиринских и Крымских походах.

Тема 2. Казачество в XVIII в. (9 ч.)

Казаки в царствование Петра I. Участие казаков в Азовских походах 1695 и 1696 гг. Создание новых казачьих войск. Казаки в Северной войне 1700 – 1721 гг., Прутском походе 1711 г. и Каспийском походе 1722 – 1723 гг.

Конфликт казачества и царской власти. Восстание под руководством К.Булавина. Причины народных восстаний в Петровское время. Восстание Кондратия Булавина. Измена гетмана Мазепы. Изменение взаимоотношений государства и казачьих войск.

Казачество во второй четверти XVIII в. Укрепление границ России. Создание новых казачьих войск. Возвращение запорожцев в пределы России. Участие казаков в войнах России во второй четверти XVIII в.

Подвиги казаков в Семилетней войне 1756 – 1763 гг. Казаки под началом А.В. Суворова. Ф.И. Краснощеков. Д.Е. Ефремов.

Казачество в начале царствования Екатерины II. Новые процессы во внутренней жизни казачьих войск. «Регулярство». Создание новых казачьих частей. Участие казаков в русско-турецкой войне 1768 – 1774 гг.

Новый конфликт казачества и царской власти. Дело атамана Степана Ефремова. Крестьянская война под предводительством Е.И.Пугачева. Причины, основные этапы, значение и последствия войны. Разгром Запорожской Сечи.

Реформы Г.А. Потемкина в системе управления казачеством. Реформы в Войске Донском. Создание новых казачьих войск и частей. «Войско верных казаков черноморских». Военное искусство казаков.

Внешняя политика Российской империи в последней четверти XVIII в. и казачество. Основные направления. Казаки в разделах Речи Посполитой, русско-турецкой войне 1787 – 1791 гг. и русско-шведской войне. Упрочение позиций казаков на Кавказе и в Причерноморье.

Казаки в царствование Павла I. Возникновение казачьего дворянства при Павле I. Казаки в Итальянском и Швейцарском походе А.В.Суворова. Оренбургский поход.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск