МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение
высшего профессионального образования
«Мурманский государственный гуманитарный университет»
(МГГУ)
Методические рекомендации по изучению дисциплины
«Организация научно-исследовательской работы студента»
Основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению подготовки бакалавриата
040100.62 Социология
Автор:
Воронов В.М., к. филос.н., старший преподаватель кафедры социальных наук МГГУ. Цель освоения дисциплины «Организация научно-исследовательской работы студента»:
- формирование у студентов базовых навыков научно-исследовательской деятельности.
В результате освоения дисциплины обучающийся, должен:
знать:
– историю развития науки;
– историю развития системы высшего образования;
– виды научно-исследовательской работы студентов;
– формы учебной научно-исследовательской работы студентов;
– требования и алгоритм подготовки доклада, реферата, курсовой работы, выпускной квалификационной работы;
– основные этапы и специфику научного исследования;
– основные приёмы методы работы с информационными источниками;
– методику создания презентаций научно-исследовательских проектов.
уметь:
– правильно оформлять справочно-библиографическое описание научной литературы;
– правильно оформлять различные виды ссылок;
– создавать презентации, представляющие исследовательские проекты;
– готовиться к публичным выступлениям по теме научного исследования.
владеть:
– навыками восприятия научной информации;
– навыками работы с научной и справочно-энциклопедической литературой;
– навыками планирования научного исследования;
– навыками защиты и презентации научного исследования.
Разделы дисциплины и примерное распределение
учебного времени
№ п/п
| Наименование раздела, темы
| Вариант №1
| Вариант №2
| Всего ауд.ч./в интеракт.ф.
| ЛК
| ПР/
СМ
| ЛБ
| Часов на СРС
| Всего ауд.ч./в интеракт.ф.
| ЛК
| ПР/
СМ
| ЛБ
| Часов на СРС
|
| История, сущность и структура науки.
| 2
| 2
|
|
| 12
| 2
| 2
|
|
| 14
|
| История, современное состояние, сущность и структура высшего профессионального образования.
| 2
| 2
|
|
| 2
| 2
| 2
|
|
| 10
|
| Информация: источники и восприятие.
| 4
| 2
| 2
|
|
| 4
| 2
| 2
|
| 10
|
| Виды и специфика научно-исследовательской работы студента.
| 4
| 4
|
|
|
| 4
| 4
| 4
|
| 12
|
| Технология научно-исследовательской работы.
| 6
| 4
| 2
|
|
| 6
| 4
| 2
|
| 12
|
| Технология работы с информационными ресурсами.
| 6
| 4
| 2
|
| 18
| 6
| 4
| 2
|
| 10
|
| Оформление, презентация и защита научного исследования.
| 6
| 2
| 4
|
| 10
| 6
| 2
| 4
|
| 10
|
| Итого
| 30/15
| 20
| 10
|
| 42
| 30/12
| 20
| 10
| -
| 78
|
Содержание практических занятий
Тема 1: Память, внимание, мышление как психические процессы.
План:
Внимание как регулятивный процесс психики.
Память как свойство психики и условие мышления.
Тренинги и упражнения, направленные на развитие внимания и памяти.
Мышление как психический процесс.
Литература:
Блонский, П. П. Память и мышление. – СПб. : Питер, 2001.
Вертгеймер, М. Продуктивное мышление / пер. с англ. – М. :Прогресс, 1987.
Выготский, Л.С. Психология : сборник. – М., 2000.
Гальперин, П.Я. Экспериментальное формирование внимания. – М., 1974.
Гоноболин, Ф.Н. Внимание и его воспитание. – М., 1972.
Дормашев, Ю.Б. Психология внимания. – М., 2002.
Как развивать внимание. – М., 1997.
Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии. – М., 2007.
Немов, Р.С. Психология : в 3 кн. – Кн. 1: Общие основы психологии. – 4-е изд. – М., 2001.
Немов, Р.С. Психология : учебник. – М., 2008.
Немов, Р.С. Психология : учебник. – М., 2011.
Розин, В. М. Мышление и творчество. – М. :Per Se, 2006.
Солсо Р.Л. Когнитивная психология. – М., 1996.
Хорошевский, Н.И. Современные методы развития памяти и мышления. – М., 2010.
Хрестоматия по вниманию / Под ред. А.Н. Леонтьева. – М., 1976.
Хэнкок, Дж. Самоучитель по развитию памяти. – М., 2004.
Тема 2: Эмпирическое и теоретическое научное исследование: структура и методы.
План:
Основные методы эмпирического исследования (анализ, наблюдение, эксперимент).
Основные методы теоретического исследования (научное объяснение, доказательство, опровержение).
Структура прикладных и фундаментальных исследований.
Литература:
Андреев, Г.И. и др. Основы научной работы и оформление результатов научной деятельности: Учеб. Пособие. – М., 2004.
Ануфриев, А.Ф. Научное исследование. – М., 2002.
Войшвилло, Е.К., Дегтярев М.Г. Логика как часть теории познания и научной методологии (фундаментальный курс). – Кн. 2. – М., 1994.
Волков, Ю.Г. Как написать диплом, курсовую, реферат. – Ростов-н/Д., 2001.
Горский, Д.П. и др. Краткий словарь по логике. – М., 1991. – Статьи: «Метод», «Методология науки».
Ивин, А.А. Логика: Учебник. – М., 2002.
Кузнецов, И.Н. Научное исследование: Методика проведения и оформление. – М., 2004.
Сопко, В.В. Основы научных исследований: Учебное пособие для студентов вузов. – Киев, 1990.
Федотов, В.В. Техника и организация умственного труда. – М., 1990.
Швырев, В.С. Теоретическое и эмпирическое в научном познании. – М., 1978.
Тема 3. Технология работы с информационными ресурсами.
План.
Виды библиографических ресурсов.
Рациональные приёмы конспектирования.
Классификация Интернет-ресурсов.
Групповая дискуссия: интернет-ресурсы в научно-исследовательской деятельности студента: положительные и отрицательные стороны.
Литература.
Галагузова, Ю.Н., Штинова, Г.Н. Азбука студента. – М., 2000.
Волков, Ю.Г. Как написать диплом, курсовую, реферат. – Ростов-н/Д., 2001.
Голодаева, В.С. Рекомендации по подготовке и оформлению курсовых и дипломных работ. – 2-е изд. – М., 2003.
Тема 4. Оформление, презентация и защита научного исследования (6 часов).
План.
Стилистика научного текста.
Оформление формул, табличного и иллюстративного материала.
Оформление библиографического списка.
Приёмы и методика постановки речи и развития красноречия.
Демонстрация и коллективное обсуждение презентаций к докладам по темам курсовых работ.
Литература.
Александров, Д.Н. Самоучитель красноречия. – М., 2002.
Андреев, Г.И. и др. Основы научной работы и оформление результатов научной деятельности: Учеб. Пособие. – М., 2004.
Ануфриев, А.Ф. Научное исследование. – М., 2002.
Басаков, М.И. От реферата до дипломной работы. Рекомендации студентам по оформлению текста. – Ростов-н/Д., 2001.
Волков, Ю.Г. Как написать диплом, курсовую, реферат. – Ростов-н/Д., 2001.
Галагузова, Ю.Н., Штинова, Г.Н. Азбука студента. – М., 2000.
ГОСТ Р7.0.5 2008. – М., 2008.
Дюбуа, Ж. Общая риторика. – М., 1986.
Кузнецов, И.Н. Научное исследование: Методика проведения и оформление. – М., 2004.
Кузнецов, И.Н. Рефераты, курсовые и дипломные работы: Методика подготовки и оформления. – М., 2002.
Родос, В.Б. Спор и полемика. – М., 1989.
Примерный перечень вопросов к зачету.
Сущность и структура науки.
1.История науки.
2.История высшего образования в России и мире.
3.Болонский процесс.
4.Информация: понятие, виды, источники.
5.Научная информация: специфика, основные источники.
6.Восприятие, внимание, память.
7.Приёмы и методики развития внимания и памяти.
8.Приёмы скорочтения.
9.Библиографические источники.
10.Правила и методы работы с источниками научной информации.
11.Электронные источники информации.
12.Структура и методы эмпирических исследований.
13.Структура и методы теоретических исследований.
14.Научный текст как продукт научно-исследовательской деятельности.
15.Защита и презентация научно-исследовательских проектов.
16.Виды и специфика НИРС.
17. Алгоритм подготовки доклада.
18.Специфика, алгоритм подготовки и правила оформления реферата.
19.Специфика, алгоритм подготовки и правила оформления курсовой работы.
20.Специфика, алгоритм подготовки и правила оформления выпускной квалификационной работы. Примерные тестовые задания. 1. Что Вы понимаете под научной работой студента современного университета:
а. выполнение курсовых и дипломных работ, других письменных работ, установленных учебным планом.
Б. участие в научных мероприятиях (конференции, семинары) в вузе и за его пределами.
В. Исследование какой-либо научной проблемы на протяжении ряда лет под руководством ученого из числа преподавателей.
2. Каковы, на Ваш взгляд, функции науки в современном обществе:
а. наука разрабатывает новые технологии, внедрение которых дает большой экономический эффект и способствует развитию страны.
Б. наука формирует картину мира человека, способствуя его ориентации в меняющихся условиях.
В. Наука формирует мышление человека, создавая тем самым условия дальнейшего развития человечества в целом.
3. Каково, на Ваш взгляд, значение той отрасли знания, которой Вы занимаетесь, в современном обществе?
4. Какими видами научно-исследовательской работы Вам приходилось заниматься до поступления в университет:
а. подготовка к семинарским занятиям, написание рефератов, эссе, других научных работ.
Б. подготовка выступлений на научно-практических конференциях, олимпиадах, других научных форумах.
В. Опытные экспериментальные исследования.
Г. другое (указать конкретно).
Д. никакими.
5. В научных мероприятиях какого уровня Вам приходилось участвовать:
а. научные конференции международного/межрегионального/областного/городского уровня.
Б. школьные научно-исследовательские, научно-практические мероприятия, проекты, олимпиады.
В. Гранты, научно-исследовательские проекты.
Г. иное (указать конкретно).
Д. ни в каких научных мероприятиях участия не принимал (а).
Учебно-методическое обеспечение дисциплины:
Основная литература
Александров, Д.Н. Самоучитель красноречия. – М., 2002.
Александров, Д.Н. Самоучитель красноречия. – М., 2002.
Андреев, Г.И. и др. Основы научной работы и оформление результатов научной деятельности: Учеб. Пособие. – М., 2004.
Ануфриев, А.Ф. Научное исследование. – М., 2002.
Басаков, М.И. От реферата до дипломной работы. Рекомендации студентам по оформлению текста. – Ростов-н/Д., 2001.
Борикова, Л.В., Виноградова, Н.А. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу. – М., 2000.
Бут, У.К. и др. Исследование: шестнадцать уроков для начинающих авторов. – М., 2007.
Волков, Ю.Г. Как написать диплом, курсовую, реферат. – Ростов-н/Д., 2001.
Галагузова, Ю.Н., Штинова, Г.Н. Азбука студента. – М., 2000.
Голодаева, В.С. Рекомендации по подготовке и оформлению курсовых и дипломных работ. – 2-е изд. – М., 2003.
ГОСТ Р7.0.5 2008. – М., 2008.
Дюбуа, Ж. Общая риторика. – М., 1986.
Ивин, А.А. Логика: Учебник. – М., 2002.
Кузнецов, И.Н. Научное исследование: Методика проведения и оформление. – М., 2004.
Кузнецов, И.Н. Рефераты, курсовые и дипломные работы: Методика подготовки и оформления. – М., 2002.
Кукушкина, В.В. Организация научно-исследовательской работы студентов (магистров). – М., 2011.
Минько, Э.В., Минько А.В. Ускоренное конспектирование и чтение. – СПб., 2003.
Родос, В.Б. Спор и полемика. – М., 1989
Сабитов, Р.А. Основы научных исследований. – Челябинск, 2002.
Стёпин В.С. История и философия науки: Учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук. — М.: Академический проект, 2011
Шкляр, М.Ф. Основы научных исследований. – М., 2009.
Электронные ресурсы:
Наука. Новости науки и техники. – Режим доступа: http://sci-lib.com/
Нормативная база ГСНТИ. – Режим доступа: http://gsnti-norms.ru/norms/default.htm
Сайт журнала «Высшее образование в России». – Режим доступа: http://www.vovr.ru/
Программное обеспечение:
Интернет-браузеры: Internet Explorer, Mozilla Firefox, Google Chrome, Opera, Maxthon и др.
Текстовый редактор Microsoft Word.
Microsoft Office PowerPoint
Материально-техническое обеспечение дисциплины.
Необходимые технические средства:
Проектор.
Ноутбук.
Экран.
Учебные пособия:
Андреев, Г.И. и др. Основы научной работы и оформление результатов научной деятельности: Учеб. Пособие. – М., 2004.
Ануфриев, А.Ф. Научное исследование. – М., 2002.
Волков, Ю.Г. Как написать диплом, курсовую, реферат. – Ростов-н/Д., 2001.
Голодаева, В.С. Рекомендации по подготовке и оформлению курсовых и дипломных работ. – 2-е изд. – М., 2003.
Кузнецов, И.Н. Научное исследование: Методика проведения и оформление. – М., 2004.
Кукушкина, В.В. Организация научно-исследовательской работы студентов (магистров). – М., 2011.
Родос, В.Б. Спор и полемика. – М., 1989
Сабитов, Р.А. Основы научных исследований. – Челябинск, 2002.
Шкляр, М.Ф. Основы научных исследований. – М., 2009.
Программное обеспечение:
Интернет-браузеры: Internet Explorer, Mozilla Firefox, Google Chrome, Opera, Maxthon и др.
Текстовый редактор Microsoft Word.
Microsoft Office PowerPoint
|