Статус документа Данная рабочая программа по истории в 6 классе составлена на основании следующих документов:
Законов РФ и РТ «Об образовании»;
Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 г. № 196;
Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях";
Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом МО РФ от 09.03.2004 г. № 1312;
Приказа МО РФ от 0.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
Приказа МОиН РФ от 03.06.201 №1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом МОиН РФ от 09.03.2004 г. № 1312;
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования Приказ МО и Н РФ от 06.10.2009 г. № 373;
Приказа МО и Н РТ от 24.01.2012 года №39 «О внесени изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего(полного) общего образования», утвержденный приказом министерства образования РФ от 5 марта 2004 г. №1089
Приказа МО и Н РТ от 9 августа 2012 года № 4154/12 «Об утверждении базисного и примерных учебных планов для образовательных учреждений РТ, реализующих программы начального общего и основного общего образования»;
Примерной программы основного общего образования по истории ;
Авторской программы Агибаловой Е.В., Донского Г.М. «История Средних веков». - М.: Просвещение, 2006, авторской программы «История России 6-9 кл.» под редакцией А. А. Данилова и Л. Г. Косулиной. - М.: Просвещение, 2006, ;
Учебного плана ГБООУ «Болгарская санаторная школа-интернат" Спасского муниципального района Республики Татарстан на 2012 – 2013 учебный год (утвержденного решением педагогического совета (Протокол №7 от 17 августа 2012 года);
Устава и образовательной программы школы
Пояснительная записка
Программа курса охватывает период с конца V по XV в., от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. Курс дает возможность проследить огромную роль Средневековья в складывании основ современного мира, уделяя внимание тем феноменам истории Средних веков, которые, так или иначе, вошли в современную цивилизацию. Материал по истории России и Татарстана с древнейших времен до конца XVI в. и рассчитана на 34 часа.
Цели курса - показать самобытные черты средневековья, его непохожесть на современный мир, с тем, чтобы помочь ученикам не судить свысока о давно ушедших веках, а стремиться понять их и с уважением относиться не только к своим, но и к чужим традициям.
- развитие гуманитарной культуры школьников, приобщение к ценностям национальной культуры, воспитание уважения к истории, культуре своего народа, стремление сохранять и приумножать культурные достижения своей страны;
- изучая историю родного края, вызвать у учащихся любовь к своей малой Родине,
чувство сопричастности со всем происходящим в городе, крае, стране.
В основные задачи курса входит:
—сформировать у учащихся целостное представление об истории Средних веков как закономерном и необходимом периоде всемирной истории; осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие основных регионов Европы и мира, показать их общие черты и различия;
—охарактеризовать наиболее яркие личности Средневековья, их роль в истории и культуре;
—показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (монархия, республика, законы, нормы морали); уделить при этом особое внимание истории мировых религий — христианства и ислама.
Курс построен по проблемно-хронологическому принципу, что позволяет уделить необходимое внимание к наиболее важным сквозным проблемам средневековья, и особенностям развития каждого региона, а также проследить динамику исторического развития и выделить в рамках средневековья его основные этапы.
УМК:
1.Учебник: Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений .-6-е изд. М.: Просвещение 2006
2.Методические рекомендации к учебнику «История Средних веков». 6 класс (Е.В. Агибаловой, Г.М. Донского)
3. Рабочая тетрадь по истории Средних веков: авторы: Е.В. Агибаловой, Г.М. Донского.
4.История России: С древнейших времен до конца XVI века: Учеб. Для 6 кл. общеобразоват. учреждений/ А.А.Данилов, Л.Г.Косулина.- М.: Просвещение, 2009г.
5.История Татарстана Учеб. пособие для 6 кл. общеобразоват. школы/Ф.Хузин, В.Пискарев- Казань.Хэтер,2012. На изучение истории в 6 классе отводится 68 часов, что составляет 2 часа в неделю. Из них 34 часа отводиться на изучение «Истории Средних веков» и 34 часа - на изучение «Истории России и Татарстана». Основные умения учащихся, которыми они должны овладеть после изучения курса:
• умения связно пересказать текст учебника, отделяя главное от второстепенного;
• умения анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия исторических явлений и событий;
• умения сравнивать исторические явления в различных странах и регионах, выделяя сходство и различия;
• умения давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям;
• умения полемизировать и отстаивать свои взгляды;
• умения самостоятельно анализировать исторические источники как письменные, так и вещественные и изобразительные;
• умения работать с исторической картой;
• умения оперировать историческими датами, выявлять синхронность и последовательность событий и явлений.
Критериями оценки по истории являются следующие
за устные ответы:
оценка «5» - материал усвоен в полном объеме, изложение логично, основные умения сформированы и устойчивы, выводы и обобщения точны и связаны с современной действительностью.
оценка «4» - в усвоении материала незначительные пробелы, изложение недостаточно систематизировано, отдельные умения недостаточно устойчивы, в выводах и обобщениях имеются некоторые неточности.
оценка «3» - в усвоении материала имеются пробелы, он излагается не систематизировано, отдельные умения недостаточно сформулированы, выводы и обобщения аргументированы слабо, в них допускаются ошибки.
оценка «2» - основное содержание материала не усвоено, выводов и обобщений нет.
за письменные работы:
оценка «5» - 81-100%
оценка «4» - 61-80%
оценка «3» - 41-60%
оценка «2» - 0 – 40%
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА: «История Средних веков»
№
п/п
| №
п/т
| Тема раздела
| Тема урока
| Тип урока
| Основные понятия и
термины
| Дата
| Примечания
| Раздел I. Раннее Средневековье 16часов.
| 1
I ч.
| 1
|
Тема 1. Западная и Центральная Европа в VI-XI веках(11 ч)
| Введение в историю Средних веков
| комбинированный
| Средневековье, феодализм исторические источники
| 4.09
|
| 2
| 2
|
Как возникло Франкское королевство
| Изучение нового материала
| Варвары, готы, кельты, германцы, род, племя,
| 7.09
|
| 3
| 3
| Древние германцы и Римская империя.
| Изучение нового материала
| Династия, солид, король, граф, ополчение
| 11.09
|
| 4
| 4
| Христианская церковь и королевство франков в VI –VIII веках
| Изучение нового материала
| Священник, проповедь, вера, архиепископ, папа, духовенство, миряне, монастырь, обет,
| 14.09
|
| 5
| 5
| Завоевания Карла Великого и образование Франкской империи
| Изучение нового материала
| Династия, корона, король, ополчение, граф, император, титул
| 18.09
|
| 6
| 6
| Феодальная раздробленность
| Изучение нового материала
| Феодальное общество,
междоусобные войны, вассалы, сеньоры, рыцарь, барон, виконт
| 21.09
|
| 7
| 7
| Англия в раннее средневековье. Походы норманнов.
| Изучение нового материала
| Книгопечатание, капелла, инициалы, пергамент, хроники,житие. эпические
| 25.09
|
| 8
| 8
| В рыцарском замке
| Изучение нового материала
| ромеи, симфония, димы, Сенат, басилевс,автократия
| 28.09
|
| 9
| 9
| Средневековая деревня и её обитатели
| Изучение нового материала
| вотчина, повинности, барщина, оброк
| 2.10
|
| 10
| 10
| Культура Западной и Центральной Европы
| Изучение нового материала
| икона, иконопись, мозаика, фреска, смальта, темпера
| 5.10
|
| 11
| 11
|
| Образование славянских государств
| Комбинированный
| Западные славяне, Южные славяне, Восточные славяне, вече, князь
| 9.10
|
| 12
| 1
| Тема 2. Византийская империя в VI — XI вв.-2 часа.
| Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами
| Изучение нового материала
| скипетр. право
| 12.10
|
| 13
| 2
| Культура Византии
| Изучение нового материала
| греческий огонь, притвор, корабль, алтарь, апсиды, смальта, мозаика
| 16.10
|
| 14
| 1
| Тема 3. Арабский мир в VI — XI вв. -3 часа.
| Возникновение ислама и объединение арабов
| Изучение нового материала
| ислам, Коран, пророк мусульмане, халиф, халифат, экспансия
| 19.10
|
| 15
| 2-3
| Арабский халифат и его распад
Культура стран халифата
| Изучение нового материала
| арабески, медресе, мечеть, минарет, фарси
| 23.10
|
| 16
| Раздел II. Расцвет Средневековья 18 ч.
| 17
| 1
| Тема 4. Средневековый город в Западной и Центральной Европе-3 часа.
| Возникновение средневековых городов. Борьба городов с сеньорами. Жизнь и быт горожан
| Изучение нового материала
| сословия, сеньоры, вассалы, феодальная лестница, повинности, оброк, барщина, феод, феодальная вотчина
| 26.10
|
| 18
| 2
| Ремесло в средневековом городе
| Изучение нового материала
| цехи, мелкое производство, город, коммуна
| 30.10
|
| 19
II ч.
| 3
| Торговля и денежное дело в Европе
| Изучение нового материала
| гильдии, товар, ярмарка, ростовщик, банк, банкир, менялы
| 13.11
|
| 20
| 1-2
| Тема 5. Католическая церковь в XI – XIII веках - 3часа.
|
Могущество папской власти Католическая церковь и еретики
| Изучение нового материала
| католическая, православная, фанатизм, десятина, реликвия, мощи, исповедь, индульгенции
сословия, дворянство, христианская мораль, еретик, отлучение от церкви, инквизиция, орден
| 16.11
|
| 21
| 22
| 3
| Первый крестовый поход. Дальнейшие крестовые походы
| Изучение нового материала
| крестоносцы, тамплиеры, госпитальеры, магистр
| 20.11
|
| 23
| 1
|
Тема 6. Образование централизованных государств в Западной Европе -6 часов.
| Как началось и происходило объединение Франции
| Изучение нового материала
| Генеральные штаты, парламент, домен, сословно-представительная монархия
| 23.11
|
| 24
| 2
| Усиление королевской власти в Англии в XI — XII вв
| Изучение нового материала
| реформы сословно-представительная монархия
| 27.11
|
| 25
| 3
| Что англичане считают началом своей свободы
| комбинированный
| гвельфы, гибеллины, тирания, булла, курфюрсты
| 30.11
|
| 26
| 4
| Начало Столетней войны. Жакерия.
| Изучение нового материала
| Жакерия, амнистия, гетто, растовщичество
| 4.12
|
| 27
| 5
| Восстание У. Тайлера в Англии. Борьба франц. народа против захватчиков
| Изучение нового материала
| война Алой и Белой Розы, абсолютизм
| 7.12
|
| 28
| 6
| Усиление королевской власти в Англии и Франции. Реконкиста и образование государств на Пиренейском полуострове.
| Изучение нового материала
| Реконкиста, берберы, мавры, Кортесы
| 11.12
|
| 29
| 1
| Тема 7. Феодальная раздробленность в Центральной Европе.-1час.
| Усиление власти князей в Германии. Политическая борьба в Италии.
| Изучение нового материала
|
| 14.12
|
| 30
| 1
| Тема 8 Гуситское движение в Чехии -1час.
| Начало гуситского движения. Гуситские войны.
| Изучение нового материала
| паны, церковный собор, патриот, табориты, умеренные, Сейм, гуситское движение
| 18.12
|
| 31
| 1
| Тема 9 Османская империя в XIV-XVI вв. – 1 час
| Завоевание турками-османами Балканского полуострова.
| Изучение нового материала
| ислам, турки-османы, султан, шейх, янычары, сипахи
| 21.12
|
| 32
| 1
| Тема 10. Культура Западной культуры в XI-XV вв. -1 час
| Технические открытия и изобретения. Образование и наука. Литература. Культура Раннего Возрождения в Италии.
| Изучение нового материала
| Ренессанс, гуманизм, книгопечатание
| 25.12
|
| |