Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 203.97 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации03.05.2014
Размер203.97 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > История > Учебно-методический комплекс


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНКУЛЬТУРЫ РОССИИ

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

СД. «Грим»

Учебно-методический комплекс

для студентов, обучающихся по специальности

070301 «Актерское искусство»

Специализация 070201.03 «Актер театра кукол»

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка……………………………………………………………….2

Специфика дисциплины………………………………………………………………..2

Цель и задачи дисциплины……………………………………………………………..2

Требования к содержанию дисциплины и уровню подготовки

студентов по курсу «Грим»……………………………………………………………3

Требования ГОСТ к минимуму содержания дисциплины…………………………….3

Требования к конечному уровню освоения программы курса………………………..4

Учебно-тематическое планирование

дисциплины «Грим»…………………………………………………………………..4

Общая трудоемкость дисциплины……………………………………………………..4

Учебно-тематический план курса………………………………………………………4

Содержание дисциплины «Грим»……………………………………………………8

Формы контроля …………………………………………………………………………6

Библиографический список.………………………………………………………….12

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В цикле дисциплин специальных, согласно учебного плана специальности 070201 (специализации 070201.03 ) «Актерское искусство» колледжа искусств дисциплина «Грим» по праву считается важной составной частью в формировании актера-кукольника.

Предмет «Грим» относится к блоку специальных дисциплин, родственно связан с курсом «Мастерство», «Танец» и в комплексе с ними служит надёжной базой успешного преподавания предмета «Мастерство актёра театра кукол».

Методической основой предмета является система К.С.Станиславского, работы его учеников, развивающие и дополняющие систему (М.Кнебель, М.Чехов и др.).

Художественная специфика и условия работы актера-кукловода существенно отличаются от условий работы драматического актера, и требует целого ряда дополнительных навыков и умений, без которых невозможна профессиональная работа в театре кукол.

Необходимо подчеркнуть, что грим не рассматривается в отрыве от других главных дисциплин - мастерства актера, сценическая речь, художественное слово, вокала и танца. Все должно быть в комплексе и учитывать специфику профессии.

Занятия по дисциплине – грим, развивают у учащихся образное мышление, творческую смелость, обогащают его кругозор, развивает способы выражения зрительскими факторами образа персонажа, характера, влияние внешнего восприятия образа, т.е. формируют профессионального актера, способного выполнять любые творческие задачи.

Программа предусматривает изучение основных правил техники гримирования, схем грима, гигиенических требований, предъявляемых при гримировании.

Целью курса является овладение основными приемами и навыками гримирования для использования этих знаний в актерской и хореографической практике.

Задачи курса:

• теоретическое освоение истории возникновения грима, эстетических

идеалов красоты разных эпох и народов, знаний цветоведения,

физиогномики, анатомии лицевой части черепа, основ

косметологии, гигиены грима;

• привить интерес к предмету, творческий подход к работе над

гримами-образами, развивая у студентов художественные

способности;

• обучить будущих артистов ансамбля народного танца

художественным и скульптурно - объемным приемам гримирования

для более полного раскрытия психологических, жанровых,

стилистических особенностей создаваемого художественного и

пластике - хореографического образа.
Учебный материал в программе построен по методическому принципу - от простого к сложному.

Методика занятий по предмету «Грим» заключается в следующем: педагог показывает на студенте тот или иной грим, одновременно объясняя тему учебной программы, после чего студенты закрепляют теоретические знания на практических занятиях, выполняя упражнения, указанные в программе.

Целесообразно обратить свое внимание на изучение схем грима «молодого», «возрастного», «полного», «худого», лица; для будущих танцовщиков также чрезвычайно актуально изучение «характерного» и «сказочного» грима, скульптурных и комбинированных приемов, на которых основано более сложное выполнение острохарактерных (гротесковых) и сказочных гримов.

Дисциплина «Грим» тесно связана с другими дисциплинами, готовящими будущих специалистов к работе на сцене. Важно, чтобы преподаватели этих предметов работали в постоянном творческом контакте. Преподаватель грима должен знать о подготовке студентами новых сцен, спектаклей, танцев, хореографических программ.

С целью лучшего освоения предмета во время практических занятий число студентов не должно превышать 10-12 человек.

ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ И УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПО КУРСУ «Грим»

Требования ГОСТ к минимуму содержания

дисциплины «Грим»

Индекс дисциплины

Основные дидактические единицы

Всего

часов максим. учебной нагрузки студента

В т.ч.

часов обяза-тельных учебных занятий

СД.04

Краткая история искусства грима, прически и косметики.

Техника гримирования.

Художественно-технические приемы в гриме.

Живописные приемы в гриме.

Изображение деталей лица.

Формы глаз.

Имитация морщин, складок и отеков кожи.

Скульптурно-объемные детали лица. Физические изменения лица.

Фактура лица и травмы.

Пастиж.

Виды грима (возрастной, национальный, характерный, гротесковый, портретный).

Грим в учебном спектакле.

162

125

Требования к конечному уровню освоения программы

курса «Грим»
По окончании курса «Грим» согласно требованиям государственного стандарта образования «выпускник должен

знать:

• основы художественных и скульптурно - объемных приемов

гримирования для более полного раскрытия образа и приемов и

способов снятия грима;

уметь:

• накладывать, создавая необходимый образ и снимать его,

используя средства с учетом структуры кожи.

III. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ДИСЦИПЛИНЫ «Сценическая речь»

III.1. Общая трудоемкость дисциплины

Виды

занятий

Всего часов

По семестрам

1

2

3

4

5

6

7

8

Аудиторные практические занятия

125


-

-

-

-

18

18

34

55

Итоговый контроль

-

-

-

-

зачет

экзамен

к/у

зачет

III.2. Учебно-тематический план курса

№ темы



Наименование темы

Распределение часов

Групповые

Самостоятельные

3-й курс 5-й семестр







1.

Введение.

Грим как важнейший компонент хореографической программы.

  1. История возникновения грима.

1. маски.

2. полумаски и грим в «Комедии день Арте».

3.Бытовая косметика и грим придворного театра.

4. карнавал

5. гримом в выступлениях скоморохов

6. Грим в XX веке.

7. Грим на рубеже XX и XXI веков.

9

4




Санитарно - гигиенические требования гримирования

1. помещению для гримирования.

2. Правила личной гигиены

9

4

Всего:

18

8

Итого:

26

3-й курс 6-й семестр









Техника гримирования.

1. Подготовка к процессу гримирования. Косметология.

1. Основы медицинской косметологии.

2. Гигиенические требования и правила гримирования.

3. Смешение гримировальных красок

4. Психология восприятия цвета.

5. Линия-первооснова грима.

2. Практические занятия

6

2




Анатомические основы грима. Мимические мышцы.

1.Строение лицевой части черепа.

2. Мимические мышцы.

3. Практическое занятие

1. Изучить, прощупав, лицевую часть черепа.

2. Зарисовать линейно схему впадин и выпуклостей.

3. Подобрать цвета выпуклостей и впадин.

4. Грим зафиксировать пудрой.

6

2




Приемы гримирования.

1. Живописные приемы.

2. Комбинированные приемы.

3. Аппликатура

4. Маскировка

6

4

Всего:

18

8

Итого:

26

4-й курс 7-й семестр









Схемы грима.

1. Схемы основных мимических выражений.

1. Схема грима «Худого» лица.

2. Схема грима «молодого», «красивого» лица.

3. Классический грим.

4. Национальный грим.

5. Схема грима «возрастного» лица.

6. Характерный грим.

34

10

Всего:

34

10

Итого:

44

4-й курс 8-й семестр







4.

Специфика гримирования в музыкальном шоу, кино, телевидении.

1. Гротесковый

2. эстрадный

3. цирковой грим.

13

1




Сказочный грим.

1. Отличие сказочного грима от реалистичного.

2. Сказочные фантастические образы.

3. Гримирования, с использованием дополнительных

материалов.

4. Грим основных сказочных героев:

1. Красная Шапочка

2. Иван-Царевич.

3. Баба-Яга

4. Дед Мороз

5. Леший

6. Гном

30

8




Специфика гримирования в кино и на телевидении.

1. Зависимость киногрима от киносъемочной техники

и условий съемки.

2. Использование специальных гримировальных

средств

3. Зависимость киногрима от средних и крупных

планов.

12

2

Всего:

55

11

Итого:

66

Всего за курс:

125

37

Итого за курс:

162

Формы контроля

В конце 8 семестра проводится контрольный зачёт.

В конце 5, 6, 7 семестров проводятся контрольный урок.

Итоговая оценка по предмету «Грим» определяется с учётом выступлений в выпускных спектаклях и отрывках.

Содержание учебной дисциплины

Введение.

Грим - как важное выразительное средство в раскрытии образа. Особенности применения грима в современной хореографии.

Раздел I. Грим как важнейший компонент хореографической программы.

Единство сценического решения - образов с художественным стилем

оформления программы со всеми ее постановочными компонентами:

декорациями, костюмами, светом, реквизитом.

Влияние на грим различных условий: освещенности, удаленности сцены от

зрительского зала; рефлексов от костюмов, декораций, цветных

светофильтров.

Творческая связь художника-гримера с хореографом, художником

- постановщиком и танцовщиком при создании хореографического образа.
Тема 1.1. История возникновения грима.

Краткий хронологически-исторический обзор возникновения грима.

Первоначальные формы театрального грима. Культовые и канонизированные

грим - маски.

Символизм цвета и рисунка в театральных масках Древнего Востока.

Маски древнегреческого и римского театров.

Маски, гримы в средневековых мистериях, фарсов. Грим и европейский

карнавал.

Грим в эпоху Возрождения. Сочетание полумаски и грима в «Комедии день

Арте».

Французский театр XVII - XVIII вв. Бытовая косметика и грим придворно-

аристократического театра. Пудренные парики, мушки.

Франция и прически эпохи рококо.

Краткий экскурс в историю прически XVII - XVIII вв.

Возникновение реалистического грима.

Театральный грим в России.

Грим на праздничной площади (Масленица - Русский карнавал, праздничные гуляния «под горами» и «под качелями»). Народные драматические игры и сценки «Царь Максимилиан», «Лодка», «Воевода». Маски ряженых. Маски с гримом в выступлениях скоморох и их последователей (балаганных дедов, зазывал, артистов Рауса, артистов арлекинад и цирковых артистов).

Первое пособие по гриму, написанное актером А.П.Ленским, - «Заметки о

мимике и гриме».

Футуристические, конструктивные, экспрессионистские течения в изобразительном искусстве и художественное оформление хореографических программ. Грим в XX веке.

Грим на рубеже XX и XXI веков. Появление новых материалов. Влияние кино. Сочетание грима с различного рода техническими сценическими средствами (лазером, полиэкранами, разного рода световыми эффектами и т.д.).

Тема 1.2. Санитарно-гигиенические требования гримирования

Санитарно-гигиенические требования к помещению для гримирования. Правила личной гигиены и соблюдение их студентами на занятиях по гриму.

Раздел II. Техника гримирования.

Тема 2.1 Подготовка к процессу гримирования. Косметология.

Основы медицинской косметологии.

Определение состояния кожи и подбор кремов.

Гигиенические требования и правила гримирования.

Смешение гримировальных красок для получения необходимого цвета и

общего тона.

Общее понятие о цветоведении. Психология восприятия цвета. Смешение

красок на основе цветового спектра. Линия-первооснова грима.
Практическое занятие №1.

1. Подготовить кожу лица к гриму: Очистить от декоративной

Косметики, загрязнений, сделать жировую прослойку для сухой кожи

соответствующим кремом.

2. Подготовить заданный педагогом общий тон из светлых тонов с

добавлением определенных оттеночных красок; затем составить их

тот же тон из темных красок, «разбавляя» его насыщенность более

светлыми тонами или белилами. Сравнить полученные тона.

3. На основе цветового спектра путем смещения оттеняющих красок

создать новые цвета (синий + желтый = зеленый; красный + синий =

фиолетовый и т.д.).

4. Получить цвет для показа бликов. Смешать общий тон с белой и

желтой красками.

5. Составить цвет для изображения полутени - основного средства

изображения объемности.

6. Нанести составленный общий тон.
Тема 2.2 Анатомические основы грима. Мимические мышцы.

Строение лицевой части черепа.

Мимические мышцы.

Основные группы мимических мышц.

Необходимость занятий анатомических основ лица для его изменения с помощью грима (изменение овала лица, выпрямление носа, изменение рисунка лба, подбородка, скул и т.д.).

Знание работы мимических мышц необходимо для передачи схем «доброго», «веселого», «злого», «печального» лица и других острохарактерных гримов.
Практическое занятие №2.

1. Изучить, прощупав, лицевую часть черепа.

2. Зарисовать линейно схему впадин и выпуклостей.

3. Подобрать цвета выпуклостей и впадин (из гримировальных красок).

4. Грим зафиксировать пудрой.
Тема 2.3 Приемы гримирования.

А) Живописные приемы.

Понятие живописных приемов гримирования. Живописные приемы гримирования - основа выразительного решения грима. Сходство различных изобразительных средств в живописи и в гриме. Б) Комбинированные приемы.

Комбинированные приемы как сочетание живописных скульптурно-объемных приемов различных фактур аппликатур.

Использование комбинированных приемов при создании сложных, острохарактерных портретных гримов.

Прием аппликатуры для изображения шрамов, бородавок, небритости, бельма на глазу старческих глаз и т.д.

Маскировка металлических и золотых коронок; создание иллюзии старых, желтых изъеденных или отсутствующих зубов; щербинки.

Раздел III. Схемы грима.

Тема 3.1. Схемы основных мимических выражений.

А) Схема грима «Худого» лица. Понятие схемы грима.

Освоение схем - подготовка к выполнению сложных, ветрохарактерных

гримов, азбуке всего гримировального процесса.

Б) Схема грима «молодого», «красивого» лица.

Концертный грим. Макияж.

Основное в схеме грима - свежесть лица, румянец, яркость губ, глаз, бровей.

Создание образа в гриме конкретизируется «анкетой» (национальностью,

состояние здоровья, профессия и т.д.)

Концертный грим выполняется по схеме «молодого», «красивого» лица с

учетом современной моды, костюма и прически.

Широкое применение бытовой косметики.

Дневной, вечерний макияж (бытовой грим).

Сходства и различия концертного грима и макияжа.

Правильное использование бытовой косметики.

В) Классический грим. Понятие «классический грим».

Исторические корни - эстетические идеалы красоты Древней Греции, Рима,

Возрождения эпохи классицизма.

Понятие в искусстве «золотого сечения». Классические пропорции тела, лица

человека.

Пудреные парики XVII - XVIII в.в., их виды («аббатский», «испанский»,

«бригадирский» т.д.).

Г) Национальный грим.

Деление рас на три типа: европеоидный, негроидный, монголоидный.

Основные признаки рас. Цвет кожи, строение лицевой части черепа, цвет

волос.

Прическа, украшение в национальном гриме - уточнение национальности.

Эстетические идеалы красоты определенной расы, национальности.

Основные схемы национального грима.

Использование различных технических средств, а так же комбинированных

приемов при создании национальных гримов.

Д) Схема грима «возрастного» лица.

Метод «постепенного старения» лица как последовательное выполнение

грима с учетом физиологических изменений с лицом человека в среднем возрасте, более пожилом и в глубокой старости.

Современные приемы грима в показе возрастных изменений (легкость,

конкретность не перегруженность излишними морщинами).

Схема грима возрастного лица и знание анатомических основ грима.

Широкое использование постижерских изделий.

Изображение седины.

Е) Характерный грим.

Необходимость знания схем и всех приемов гримирования для создания

характерного грима.

Характерные черты лица актера. Мимическая подвижность лица и

использование ее для нахождения типичных черт характера образа.

Особенности характерного грима.

Композиция грима.
Тема 3.2. Специфика гримирования в музыкальном шоу, кино, телевидении.

А) Гротесковый, эстрадный, цирковой грим.

Понятие острохарактерного грима.

Гротесковый грим в шоу - спектаклях, эстрадных номерах,

мюзиклах.

Цирковой грим, эстрадно-хореографический грим.

Истоки эстрадного грима - комедия «День Арте» (буффоны)

буффонные спектакли, фарсы, карнавальный грим, маски и грим - маски.

(XVI - XVII в.в.). История появления клоунских масок. (Англия - XIX в.)

Белый и рыжий клоуны.

Б) Сказочный грим.

Отличие сказочного грима от реалистичного.

Сказочные фантастические образы.

Преувеличенность форм и черт лица, гротеск исполнения гримов сказочных

персонажей с привлечением все изобразительных средств и приемов

гримирования, с использованием дополнительных материалов: ваты, ниток, веревок, мочалки, блесток, и др.

Основой грима сказочных героев «реалистического» характера таких, как

Золушка. Красная Шапочка, Иван-Царевич является схема грима «молодого»

лица.

Сказочный грим Бабы-Яги, Деда Мороза, Лешего, Водяного, Гномов,

Троллей и других выполняется по схеме возрастного грима.

В) Специфика гримирования в кино и на телевидении.

Зависимость киногрима от киносъемочной техники и условий съемки.

Использование специальных гримировальных средств. Соответствия

гримировальных тонов виду киносъемочных пленок. Зависимость киногрима

от средних и крупных планов. Работа над киногримом в контакте с

режиссером, оператором и актером.

Библиографический список

1. Киреев, В. П. Декоративная косметика и грим : учебное пособие. - М., 1980.

2. Корнеев, В. Д. Окраска волос и прическа. - М., 1983.

3. Корнеев, В. Д. Мы причесываем женщин. - М., 1984.

4. Константинов, А. В. Основы парикмахерского дела. - М. : «Высшая школа», 1977.

5. Лившиц, П., Темкин, А. Сценический грим и парик. - М. : «Искусство», 1953.

6. Некрылова, А. А. / Русские народные праздники, увеселения и зрелища. (Конец ХVШ-начало XX века). – С-Пб. : «Искусство», 2001.

7. Раугул, Р. Д. Грим. – М.-Л. : «Искусство», 1946.

8. Снежницкий, Л., Малыгина, И., Ситнов, Д. Грим и костюм в современном спектакле. – М. : «Искусство», 1963.

9. Старикова, Л. М. Театральная жизнь старинной Москвы. – М. : Искусство», 1988.

10.Сыромятникова, И. С. История прически. - М. : «Искусство», 1983.

11.Сыромятников,а И. С. Грим. - М., 2005.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск