Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации06.05.2014
Размер54.7 Kb.
ТипЛитература
100-bal.ru > История > Литература
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
образовательный курс «Литература»

10 класс
Тема: Идейное содержание повести Н.С. Лескова «Запечатленный ангел» (к 170-летию со дня рождения писателя)
«Каждого спасенного человека ангел руководствует»

Н.С.Лесков

Цели урока:

  1. Совершенствование исследовательских приемов и навыков через аналитическую работу с текстом.

  2. Изучение особенностей художественных приемов писателя.

  3. Духовно – патриотическое воспитание учащихся.


План урока

  1. Основные этапы развития действия в повести (схема сюжета).

  2. Сквозная линия сюжета – история обретения иконы «Ангела – хранителя». Сквозной персонаж – Ангел хранитель.

  3. Мотив пути в повести.

  4. Образ изографа Севастьяна. Черты сходства с Левшой из одноименной повести.


Ход урока:
1. Вступительное слово учителя

Всю жизнь стремился Н.С. Лесков «служить родине словом правды и истины, искать лишь правды в жизни, давая всякой картине освещение подлежащее и толк по разуму и совести, употреблять силу лишь для потребностей доброго сердца».

Чем усерднее и честнее будем служить общему благу. Общему делу, тем более и приблизимся к нему. Жизнь по таким правилам подчас не так удобна. Но зато она полнее, разумнее и единственно достойная жизнь человека, осознающего свое человеческое достоинство. И это человеческое достоинство Н.С.Лесков связывал с духовностью, т.е. внутренней потребностью к Высшему: к истине, к добру, к красоте, к богу. Именно человеческое достоинство и стремился утвердить своим творчеством в сердцах соотечественников Н.С.Лесков. Николай Семенович был глубоко верующим человеком, а также веротерпимым человеком. Он остро переживал, как свое личное горе, неподобающее отношение к старообрядцам. Инспектировал старообрядческие школы, хорошо знал их жизнь. Будучи государственным чиновником старался решить вопрос об изменении политики по отношению к старообрядцам. Вы уже прочитали повесть «Запечатленный ангел», исходя из вышесказанного, учитывая первое впечатление от прочитанной повести, определите цель нашего урока – исследования. (ответы учащихся)

Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку.
ЗАДАНИЕ №1

Работа с эпиграфом

  • Как вы понимаете слово «руководствует»?

  • В каком случае говорят о человеке, что он спасенный?

  • От чего и от кого он может быть спасенным?

  • Почему только «спасенного человека ангел руководствует»?

ЗАДАНИЕ №2

Воссоздайте схему сюжетного развития повести

Экспозиция

  • Сцена на постоялом дворе

Завязка

  • История с Пименом, его встреча с барыней

Развития действия

  • Покаяние Пимена

  • Визит барыни

  • Сон Мхайлицы

  • Запечатление Ангела

  • Поиски изографа

  • Встреча с Памвой

Кульминация

  • Распечатление Ангела?

  • Обретение иконы ангела – Хранителя?

  • Переход через бушующую реку по цепи?

  • Приход в новую веру?

Развязка

  • Приход в новую веру?

  • Обретение иконы?

  • Окончание разговора на постоялом дворе?


ЗАДАНИЕ №2

Найти в тексте и проанализировать эпизоды, в которых встречается образ Ангела – Хранителя
Гл. I – постоялый двор. Разговор Марка Александрова с хозяином постоялого двора. Именно Марку Александрову принадлежат слова: «Всякого спасенного человека Ангел руководствует»

  • В связи с чем произносит данные слова Марк Александров?

  • Какого значение слова «руководствует»?

  • Отвечает ли оно содержанию повести?

Гл.II – Описание иконописной святыни «Ангел – Хранитель»

  • Объясните значение слова «святыня».

  • Опишите чувства, которые испытывал Марк Александров при взгляде на икону Архангел – хранителя?

Гл. III – вещий сон Михайлицы

  • Действительно ли сон о сошествии Ангела является предвестником будущих испытаний артельщиков.

Гл.IV – запечатление Ангела – Хранителя.

  • Почему чиновник изливает кипящую смолу на лик Ангела?

  • Что чувствуют артельщики при виде запечатленного Ангела?

Гл. IX – приемка отобранных у артельщиков икон архиреем.

  • Оцените поступок архирея и объясните причину подобного отношения к иконе Ангела – Хранителя.

Гл.XI – встреча с Памвой.

  • Кто из героев повести указует на то, что Ангел живет в душе человека, но может и отступиться от него?

  • Объясните значение слова «отступиться».

  • В каком случае ангел отступается от человека?

Гл.XV – видения Мароя

  • Почему видение посетило именно Мароя?

  • Почему после видения Марой заговорил о скорой своей смерти?

  • «Мы видели славу ангела господствующей церкви». О какой славе идет речь?

  • Какое чудо совершил церковный ангел?

  • Соотнесите «чудо» с идейным содержанием повести.

«Печать» с Ангела новоделанной иконы, предназначенной для церкви, «слетела» без помощи человека, с божьей помощью. Сильна христианская церковь. Вот так мудро Николай Семенович примиряет две веры.
ЗАДАНИЕ №3

В повести «Запечатленный ангел» явственно проступает один из ведущих мотивов в творчестве Н.С.Лескова – мотив пути. Попробуйте составить схему реализации мотива пути в повести, опираясь на текст.


    1. «Мы рождены в старой русской вере»

    2. «Божие благословение»

    3. «Сам он возжелал себе оскорбления. Чтобы дать нам свято постичь скорбь и тою указать нам истинный путь, перед которым все, до сего часа исхоженные нами пути были, что дебрь темная и бесследная»

    4. «Никто нашей религии не касается и не препятствует»

    5. «Господень Ангел привел нас в доброе место и открытое как сердца людей»

    6. «Господи! – если только в церкви два такие человека есть, то мы пропали, ибо сей весь любовью одушевлен»

    7. «Мы видели славу Ангела господствующей церкви и все божественное о ней смотрение в добротолюбии ее иерарха и сами к оной освещенным елеем примазались и тела и крови Спаса сегодня за обеднею приобщились»




  • О каком пути идет здесь речь?

Артельщики в конце-концов постигли истину, но открывателем ее будет Левонтий, молодой отрок, посылаемый с Мароем на поиски иконописца. Телесная красота, совершенство Левонтия уподобляет его Ангелу, чистая душа его достойна рая, а не земли. После смерти он выступает в рои ангела – хранителя Марка, являясь ему в видении – предвестии прихода старообрядцев в церковь. Левонтий осознал ограниченность старообрядческого взгляда на мир, находит ложь и нехристианский дух в неприязни старообрядцев к новообрядцам.
ЗАДАНИЕ №4

Творение искусства – это лишь прозрачное стекло, сквозь которое проступает душа его творца.

  • Можно ли творцом в полном смысле этого слова назвать изографа Севастьяна?

  • Охарактеризуйте Севастьяна как мастера и человека. Есть ли в его характере черты, сходные с умельцем Левшой из повести «Левша»?

  • Являются ли иконы, писанные Севастьяном, его душой?

Иконописцев на Руси немало, но таких, которые пишут, реставрируют старообрядческие иконы, действительно встретишь редко. Иконописец Силачев не смог помочь артельщикам: « К новгородским и к царским московским письмам потрафляет, а наша икона Строгановского письма.» Ни в Орле, ни в Клину – нигде артельщикане находили нужного мастера. Оставалась последняя надежда на Москву. Может быть, там найдется изограф? Но и здесь нет искусного иконописца.

  • Чем объясняет Марк отсутствие иконописцев – истинных мастеров в Москве?


Подведение итога урока

    1. Чем является икона для героев повести?

    2. Является ли история, рассказанная Марком Александровым подтверждением его слов о том, что «каждого спасенного Ангел руководствует»?

    3. Какова познавательная значимость повести? Что нового из нее вы узнали?

    4. Идет ли речь в повести о патриотических чувствах?

    5. Где звучат ноты сожаления и с чем они связаны?

    6. Как вы определяете идею повети?

    7. Соотносится ли она с эпиграфом урока?

Домашнее задание:

  • Строчки из каких стихотворений поэтов XIX века можно использовать в качестве эпиграфа к повести «Запечатленный ангел»? (Подборка стихов дана в учебнике) Ответ обоснуйте.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск