1 Пояснительная записка
Историческое образование на ступени основного общего образования играет важную роль в развитии личности и социализации учащихся, приобщения их к культурным традициям, развитии в исторически сложившееся сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве. Изучение курса истории в 7 классе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины , к правам и свободам человека;
- освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;
- овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
- формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, национальными традициями;
- применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в обществе. Задачи изучения истории в 7 классе Обучения:
привить познавательный интерес к новому для учеников предмету через систему разнообразных по форме уроков изучения нового материала, практические работы, экскурсии, нестандартные уроки контроля знаний.
создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей
Развития:
Создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы: особое внимание обратить на развитие у семиклассников:
слуховой и зрительной памяти, внимания, мышления, воображения,
эстетических эмоций,
положительного отношения к учёбе,
умения ставить цели через учебный материал каждого урока, использование на уроках красивых наглядных пособий, музыкальных фрагментов, стихов, определение значимости любого урока для каждого ученика
Воспитания:
Способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей с положительной «Я-концепцией», формированию у учащихся коммуникативной компетентности: особое внимание обратить на воспитание у семиклассников бережного отношения к учебному оборудованию, умение жить в коллективе (общаться и сотрудничать) через учебный материал каждого урока. 2 Общая характеристика учебного предмета Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Изучая историю на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа.
3 Описание места учебного предмета, курса в учебном плане Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 350 часов для обязательного изучения учебного предмета «История» на этапе основного общего образования, в том числе: в V, VI, VII, VIII и IX классах по 70 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю. Планирование по истории в 7 классе составлено на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования (2004г) и примерной программе основного общего образования по истории. Программа определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса. Вариативная часть курса формируется на основе резерва свободного учебного времени, установленного примерной программой (15,7 % от общего объема учебных часов). Пользуясь примерной программой, учитель самостоятельно структурирует учебный материал в рамках основных тематических блоков, установленных ею, определяя последовательность изучения этого материала.
Количество часов в 7 классе - 70ч по два учебных часа в неделю.
На всеобщую историю – 28 часа , на историю России – 42 часа.
4 Тематическое планирование
7 класс Новая история конец XV-XVIII века.
№
п/п
| Наименование раздела темы
| Всего часов
| Из них
| дата
| Практ.
| Контр.
| 1
| Введение в курс истории Нового времени. Раннее Новое время конец XV-первая половина XVII в.
| 13
|
| 1
|
| 2
| Новое время вторая половина XVII- XVIII в.
| 13
|
| 1
|
| 4
| Итоговое повторение по курсу и контроль ЗУН
| 2
|
| 1
|
|
| Всего
| 28
|
| 3
|
|
Тематическое планирование 7 класс История России XVI -XVIII века
№
п/п
| Наименование раздела темы
| Всего часов
| Из них
| дата
| Практ.
| Контр.
| 1
| Введение. Русское государство в XVI в.
| 4
|
|
|
| 2
| Смутное время
| 6
|
| 1
|
| 3
| Россия при первых Романовых
| 6
|
| 1
|
| 4
| Эпоха реформ Петра I
| 9
|
| 1
|
| 5
| Россия после Петра Великого
| 6
|
| 1
|
| 6
| «Золотой век» Екатерины Великой
| 9
|
| 1
|
| 7
| Итоговое повторение по курсу и контроль ЗУН
| 2
|
| 1
|
|
| Всего
| 42
|
| 6
|
|
5 Поурочное планирование по Всеобщей истории
7 класс.2013-2014 уч.год
№п/п
| Наименование темы
| Примеч.
| Дата
| 1
| Раннее Новое время конец XV-первая половина XVII в.
|
|
| 1
| Введение в курс истории Нового времени
|
|
| 2
| Великие географические открытия. Путешествия В.да Гамма, Х. Колумба, Ф. Магеллана.
|
|
| 3
| Первый раздел мира. Начало создания колониальных империй
|
|
| 4
| Технический прогресс, предпринимательство, капитализм. Буржуазия и наёмные рабочие, мануфактуры.
|
|
| 5
| Гуманизм и Возрождение в Италии и в Сев. Европе
|
|
| 6
| Реформация и контрреформация в Европе
|
|
| 7
| Подъём и закат империи Габсбургов. Нидерланды
|
|
| 8
| Англия при Тюдорах. Правление Елизаветы Первой.
|
|
| 9
| Франция на пути к абсолютизму
|
|
| 10
| Тридцатилетняя война. «Вестфальская система»
|
|
| 11
| Европейская культура в конце XVI - первой половине XVII века.
|
|
| 12
| Повседневная жизнь в XVI- XVII в.
|
|
| 13
| Повторительно- обобщающий урок по теме 1
|
|
| 2
| Новое время вторая половина XVII- XVIII в.
|
|
| 14
| Французская монархия в зените - Людовик XIV в.
|
|
| 15
| Английская революция 1640-1660 гг.
|
|
| 16
| Общество эпохи Просвещения.
|
|
| 17
| Просвещенный абсолютизм.
|
|
| 18
| Борьба за передел Европы и мира. Крах старого порядка.
|
|
| 19
| Промышленный переворот Англии.
|
|
| 20
| Война за независимость. Образование США.
|
|
| 21
| Великая Французская революция.
|
|
| 22
| Война за независимость. Революционные войны Франции.
|
|
| 23
| Франция при диктатуре якобинцев.
|
|
| 24
| Восток движется на Запад. Борьба за сердце Азии.
|
|
| 25
| Запретные страны. Китай и Япония.
|
|
| 26
| Повторительно-обобщающий урок по теме 2
|
|
| 3
| Итоговое повторение по курсу и контроль ЗУН
|
|
| 27
| Обобщающий урок за курс новой истории.
|
|
| 28
| Итоговый урок.
|
|
|
Поурочное планирование по истории России.7 класс.
№п/п
| Наименование темы
| Примеч.
| Дата
| 1
| Введение. Русское государство в XVI в.
|
|
| 1
| Государственное управление и общественный строй в Московском гос-ве в XVI в.
|
|
| 2
| Иван Грозный – первый русский царь
|
|
| 3
| Внешняя политика при Иване Грозном
|
|
| 4
| Опричное лихолетье. Царь Фёдор Иоаннович.
|
|
| 2
| Смутное время
|
|
| 5
| В предверии смуты
|
|
| 6
| Лжедмитрий I . Борис Годунов. Царь Василий Шуйский.
|
|
| 7
| Лжедмитрий I I. Семибоярщина
|
|
| 8
| Второе ополчение. Освобождение Москвы.
|
|
| 9
| Ярославский край в период Смуты.
|
|
| 10
| Повторительно-обобщающий урок по теме 2
|
|
| 3
| Россия при первых Романовых
|
|
| 11
| Правление царя Михаила Фёдоровича. Царь Алексей Михайлович
|
|
| 12
| Россия в XVII в. Присоединение Сибири и Украины к России.
|
|
| 13
| Раскол в русской православной церкви
|
|
| 14
| Народные волнения в 1660-1670гг.
|
|
| 15
| Просвещение, культура и быт в XVII в.
|
|
| 16
| Повторительно-обобщающий урок по теме 3
|
|
| 4
| Эпоха реформ Петра I
|
|
| 17
| Наследники Алексея Михайловича. Начало правления Петра I.
|
|
| 18
| Начало Северной войны. Перелом в войне.
|
|
| 19
| Конец Северной войны.
|
|
| 20
| Государственные преобразования Петра I.
|
|
| 21
| Экономика при Петре I. Народные движения.
|
|
| 22
| Преобразования в области культуры.
|
|
| 23
| Ярославский край в правление Петра I.
|
|
| 24
| Династия Романовых в первой четверти XVII I.в.
|
|
| 25
| Повторительно-обобщающий урок по теме 4
|
|
| 5
| Россия после Петра Великого
|
|
| 26
| Наследники Петра I.
|
|
| 27
| Правление императрицы Анны Иоанновны
|
|
| 28
| Иван Антонович. Регентство Анны Леопольдовны.
|
|
| 29
| Императрица Елизавета Петровна
|
|
| 30
| Наука, просвещение, культура России в середине XVIII в. Ярославская губерния в середине XVIII .в
|
|
| 31
| Повторительно-обобщающий урок по теме 5
|
|
| 6
| «Золотой век» Екатерины Великой.Правление Павла I.
|
|
| 32
| Император Пётр III.
|
|
| 33
| Екатерина Вторая. Личность и эпоха
|
|
| 34
| Внешняя политика при Екатерине II
|
|
| 35
| Движение Е.И. Пугачева
|
|
| 36
| Внутренняя политика Екатерины II..
|
|
| 37
| Правление Павла I.
|
|
| 38
| Просвещение и наука во второй половине XVIII.в. Литература и искусство во второй половине XVIII.в.
|
|
| 39
| Ярославская губерния во второй половине XVIII.в. Выдающиеся деятели Земли Ярославской.
|
|
| 40
| Повторительно-обобщающий урок по теме 6
|
|
| 7
| Итоговое повторение по курсу и контроль ЗУН
|
|
| 41
| Повторительно-обобщающий урок за курс истории России
|
|
| 42
| Итоговый контроль за курс истории России 7 кл.
|
|
|
6 Требования к уровню подготовки учащихся
знать/понимать
основные этапы и ключевые события истории России и мира XV- XVIII в.; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
изученные виды исторических источников;
уметь
соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;
объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Информационные умения
| Основные компетенции
| Умения работать с текстовыми историческими источниками
| - Различать мемуары, документы делопроизводства.
- Характеризовать источник (вид источника, автор, название книги, время создания).
- по плану самостоятельно изучать учебные повествовательные и описательные тексты: извлекать из них опосредованную информацию; делать выводы; ставить к источнику вопросы (требующие анализа и объяснения).
- Оценивать полноту информации в источнике по заданной теме.
| Умения работать с учебником
| - Объяснять место параграфа в главе, разделе учебника.
- Оценивать полноту раскрытия содержания темы в параграфе учебника.
| - Самостоятельно читать, объяснять содержание текста параграфа, используя все информационные возможности учебника, и систематизировать сведения.
| - Самостоятельно выделять основные единицы знаний параграфа учебника, обязательные для усвоения.
| Умения работать
с вещественными
и
изобразительными источниками
| - Осуществлять отбор изображений памятников истории и культуры по заданной теме, давать им описание, извлекать информацию.
| - Относить памятники культуры к определенному стилю (жанру).
| - Соотносить сведения вещественных и изобразительных источников с другими историческими данными.
| - Определять достоверность отражения прошлого в изобразительных источниках.
| Умения локализации объектов в
пространстве,
работать с картой.
| - Различать и показывать географические объекты, связанные с изучением экономических, социально-политических вопросов истории стран.
| - Определять на основе сопоставления карт различных периодов изменения в хозяйственной и социально-политической жизни страны.
| - наносить на контурную карту-схему местности ход исторических событий по его описанию в учебнике, создавая условные обозначения в карте.
| Речевые
умения
| - Давать развернутый ответ на вопрос в объеме параграфа учебника, требующий обобщения основных вопросов содержания (вступление, основная часть, вывод); уметь привлекать к ответу дополнительные источники с ссылкой к ним.
- Владеть приемами обобщенной характеристики, объяснения.
- Выступать с сообщениями.
| Умение
письменной
фиксации
материала
| Рецензировать сообщения одноклассников.
| Делать краткие выписки из книги, оформлять цитаты. Составлять план параграфа или другого исторического текста.
| Хронологические
умения
| Называть хронологические рамки исторических процессов, выделять основные даты для прочного усвоения.
| Определять синхронность событий и явлений в разных странах.
| Определять этапы событий.
| Интеллектуальные умения
| Умения анализа,
синтеза и сравнения
| Различать явления экономической, политической, социальной и культурной жизни и устанавливать связи между ними под руководством учителя.
| С опорой на типовые памятки анализировать явления хозяйственной, социальной, политической и культурной жизни страны.
Устанавливать причинно-следственные связи между явлениями в масштабах страны.
| Сравнивать деятельность лиц, исторические события на основе самостоятельно выделенных линий сравнения. Относить новые факты и явления к известному понятию.
| Оценочные суждения
| Давать историческую оценку фактов, явлений прошлого.
Выражать отношение к деятельности людей в прошлом с позиций духовных ценностей общества в изучаемую эпоху.
Создавать аннотацию на историческую книгу. Пользоваться справочниками, энциклопедией и извлекать информацию из ЦОР в интернете.
| Умения самостоятельной учебной деятельности (виды самостоятельной деятельности определяются учениками)
| Готовить сообщение на основе источников разных видов.
Выполнять художественно-творческие задания.
Участвовать в ролевых исторических играх, в проектной деятельности.
|
7 Учебно – методический комплект. 1 Пчелов Е.В. История России XVII-XVIII века. Москва. Русское слово 2012-учебник для 7 класса
2 Дмитриева О. В. История нового времени XV-XVIII век.
М. Русское слово. 2010
3 Атлас и контурные карты для 7 класса.
4 Рязанцев Н.П. Федорчук И.А. Очерки по истории Ярославского края с древнейших времён до наших дней. Ярославль. 2007. Интернетресурсы: http:/www.mon.gov.ru - сайт Министерства образования и науки РФ http://pedsovet.org - Всероссийский Интернет-педсовет. http://mlis.ru - методико-литературный Интернет-сервис http://www.center.fio.ru/som - методические рекомендации учителю-предметнику (представлены все школьные предметы). Материалы для самостоятельной разработки профильных проб и активизации процесса обучения в старшей школе. http://www.edu.ru - Центральный образовательный портал, содержит нормативные документы Министерства, стандарты.
http://www.internet-scool.ru - сайт Интернет - школы издательства " Просвещение". На сайте представлены Интернет-уроки, которые включают подготовку к сдаче ЕГЭ. http://www.intellectcentre.ru - сайт издательства "Интеллект-Центр", где можно найти учебно-тренировочные материалы, демонстрационные версии, банк тренировочных заданий с ответами, методические рекомендации и образцы решений. http://www.fipi.ru - портал информационной поддержки Единого государственного экзамена. http://it-n.ru - сеть творческих учителей |