Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 165.55 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации09.05.2014
Размер165.55 Kb.
ТипВопрос
100-bal.ru > История > Вопрос
Личностно - ориентированное обучение на уроках истории

в 5 классе (ОС «Школа 2100)

(Седжева Марина Юрьевна, учитель истории и обществознания МОУ Кременевской СОШ)


Что такое «Школа 2100»?
«Школы 2100» - это современная личностно ориентированная образователь­ная система для массовой школы, которая полностью соответствует го­сударственной политике и направлениям модернизации российского об­разования и эффективно реализует идеи развивающего образования, непрерывно и преемственно от дошкольной подготовки до окончания об­щеобразовательной школы.
Образовательная программа
Концепция (автор - академик РАО А.А. Леонтьев), определяющая

А) цель образования - выращивание функционально грамотной личности

Б) принципы, обеспечивающие достижения цели:

психолого-педагогические (личностно - ориентированные, деятельностно -ориентированные, культурно - ориентированные, в том числе принципы

непрерывности и преемственности); дидактические (минимакс и др.).
Образовательные технологии
Проблемно – диалогическая технология открытия нового знания.

Технология формирования правильной читательской деятельности

Проектная технология

Технология оценивания учебных достижений.

«Школа 2100» как и другие развивающие образова­тельные системы, предлагает менять приоритеты в образовании в соот­ветствии с требованиями сегодняшнего дня - жизни в информационном обществе, где главное для человека:

  • не запоминать большой набор готовых знаний, а уметь пользоваться знаниями: ориентироваться в их системе, самостоятельно расширяя и применяя знания по мере необходимости, решая возникающие в жизни задачи, т.е. в процессе обучения важно сформировать функционально грамотную личность;

  • не заучивать все подряд, а учиться самому выбирать главное и ин­тересное. Сформировать это умение поможет принцип минимакса. Со­гласно ему, учебники содержат избыточные знания, которые ребята мо­гут усвоить, и избыточные задания (разного уровня сложности), кото­рые можно выполнить. Задача учителя - научиться выделять минимум, используя обязательный минимум содержания образования, предмет­ную программу и здравый педагогический смысл. А максимум знать не­обязательно, и необязательно включать его в материал урока;

не искать и повторять готовые ответы, а самостоятельно открывать новое, делать выводы, принимать решения и отвечать за них. На уроке это возможно сделать при использовании проблемно-диалогической технологии, которая позволяет урок объяснения нового материала за­менить уроком открытия знаний. Это обеспечивает создание мотивации, а главное позволяет подготовить учащихся к самостоятельному реше­нию возникающих проблем, т.е. к тем ситуациям в жизни, когда им при­ходится использовать полученные знания и умения.

Модель проблемно – диалогического урока истории ОС «Школа 2100»


Этапы урока (Время)

Учитель

(наиболее типичные действии, фразы диалога с учениками)

Ученики

(ожидаемые действия в ходе диалога с учителем)

Доска и оборудование

Создание

проблемной

ситуации

- Обращается к ученикам с фразами-вопросами
(заданиями), которые создают у учеников ситуацию
противоречия (варианты):

- Между двумя предъявленными (выявленными в задании)
. фактами (Источники после параграфа)

- Между научным фактом и обыденным представлением

- Между исторической реалией и эмоционально-
оценочным представлением с должном и справедливом

- Между необходимостью выполнить задание и
невозможностью это сделать при имеющемся уровне
знаний и умений

- Вступая в диалог с учителем (выполняя задания) выявляют противоречие -проговаривают: и осознают его.

Например, в двух разных углах доски фиксируются (словами, символами) два противоречащих фактах

Формулирова­ние проблемы

= 5-7 минут

- Какой у вас возникает вопрос (на основании выявленного противоречия)? Что нам сегодня предстоит выяснить7

- Формулируют вопрос (учебную проблему) в разных вариантах

Основной вопрос (проблема)

записывается как тема или под темой

Версии

+ 2-3 минуты

- Какие у вас есть предположения, версии решения проблемы?

- Предлагают свои версии (с одобрением принимается любая - даже абсурдная)

От проблемы стрелками ключевые слова версий (выделенные самими авторами версий)

Актуализация

знаний

Планирование

деятельности

+ 5-10 минVт

- Что мы уже знаем по этой проблеме? (Опора на вопросы перед параграфом, с которыми ученики знакомились дома.) Вариант: письменное задание для всех (2-Зм.), а потом коллективный анализ результатов выполнения.

Что нужно узнать, чтобы найти решение проблемы?

- Вспоминают, изученный ранее материал (понятия, факты) которые связаны с формулировкой проблемы Определяют, каких знаний нам не хпатает, где и как их добыть (открыть)

Например, в виде

признаков понятия,

опорного сигнала и

т.п.

План действий:

1...,

2..., ...

Открытие нового знания ' (по

пунктам

содержания урока: 1..2...ИТ.Д.)

+ 20-25 минут

- В соответствии с первым пунктом намеченного плана урока, дается задание (например, одно из послепараграфных) по извлечению новых знаний из параграфа данной темы. С текстом параграфа ученики знакомились дома в ходе предварительного чтения, а теперь им необходимо найти решение или часть решения проблем:.!

- Исходя га того, что .мы узнали, какой ответ на
основной вопрос урока мы можем дать?
(указывает
на проблему, записанную на доске)

- Задания по остальным пунктам плана

Принципиально важно при этом!!!

- Выполняя это задание, ученики открывают новые знания.

Предлагают свое обобщение и варианты ответов по учебной проблеме


Ответы -преодолевающие учебную проблему фиксируются на доске в виде тезисов, рисунков-символов, таблицы и т.п.

й



1) Чередовать формы работы: индивидуальную, парную, групповую с общей беседой

2) Предлагать ученикам рассказывать о результатах выполнения задания, чтобы

развивалась и монологическая речь




Применение нового знания -

вывод ПО проблеме. Оценивание +1-10 мин, /Д/з

- Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? Чьи версии подтвердились? Как оцените свою работу?

- Используя свои новые знания ... (дается задание на продуктивное применение - рассказ, схема-рисунок, афоризм и т.п.)

- Обобщают, делают вывод
по проблеме

- Самоанализ, самооценка,
взаимное оценивание

Графическое выражение решения проблемы используется как основа для работы

Домашнее задание

- Лик- вы думаете, о чем может рассказываться в
нашем следующем параграфе с (таким-то)
названием (с такими-то иллюстрациями).


- Проверьте свои предположения - прочитайте
новый параграф и подготовьте ответы на вопросы
перед ним
(знания из изученных тем)

Предполагают содержание параграфа, его саязь с только что изученным, с современностью

.Запись Д/з



На каждом уроке изучения нового материала ведется обсуждение и поиск решения учебных проблем. Этап постановки проблемы начинается с возникновения проблемной ситуации, например, ученики, вместе с учителем знакомятся с текстами после параграфа, с помощью вопросов выявляют содержащееся в текстах противоречие и формулируют учебную проблему урока. В учебнике есть авторский вариант, но лучший вариант тот, который предложат сами ученики.
Примеры создания проблемной ситуации:

Урок № 10: Царство Древнего Египта.

Этап урока: Создание проблемной ситуации.

Учитель

(наиболее типичные действия, фразы диалога)

Ученики

( ожидаемые действия)

Доска




-Первой цивилизацией Древнего Востока, с которой сегодня мы начинаем знакомиться, является Древний Египет.

-Я вам предлагаю попутешествовать по карте.

-Рассмотрите карту на с. 51,что можете сказать о географическом местоположении Египта: территория, наличие рек, выходы к морям, соседние государства, племена.

-Поработайте в парах и договоритесь, кто из вас будет отвечать.

Ученики, работая в парах, в течение 2 минут выполняют задание по карте на с. 51.

При ответе ученик выходит к доске и на большой настенной карте находит нужный объект, сравнивая его с картой в учебнике. Так закрепляется умение переключать внимание с маленького на большое.





- Кто хочет поделиться своими мыслями?

Предполагаемый ответ учеников:

-Египет находится на северо-востоке Африки в пустыне Сахара.

-Вдоль всего Египта протекает река Нил, которая впадает в Средиземное море.

-К востоку от Египта расположено Красное море.

-По соседству находится Аравийский полуостров, где проживают семитские племена.




-Как же появился Египет? Давайте с вами узнаем, какие мнения высказали наши герои Источниковед и Археолог.

-Прочитайте, что сказал Источниковед и какой вывод сделал Антошка из этих слов.


Ученики вслух читают текст на с. 57 слова Источниковеда и кратко формулируют первый факт.












Учитель, обобщая ответы детей, записывает первый факт на доске.

- Всему, что необходимо для жизни египтян научил бог Осирис.

1 ый факт:

Египет появился благодаря Богу Осирису.




-Прочитайте, какие факты привёл Археолог?

Ученики вслух продолжают читать текст на с. 57 слова Археолога и кратко формулируют второй факт.







Учитель, обобщая ответы детей, записывает второй факт на доске.

-Археолог заметил, что в своих песнях египтяне прославляли Нил, так как эта река давала им всё необходимое для жизни.

2 ой факт:

« Египет – дар Нила».

Формулирование проблемы.

-Сравните два факта.

-В чём здесь противоречие?

-Какой у вас возникает вопрос?

-Сформулируйте проблему урока.

Ученики выявляют противоречие. По – разному формулирую вопрос.

Например:

-Благодаря чему египтяне смогли создать своё государство?

-Что помогало египтянам жить в пустыне?

-Почему египтяне считают Нил даром?

Основной вопрос(проблема) записывается на доску:

Почему Египет считается « даром» Нила?

Версии.

-Какие у вас есть предположения, версии решения проблемы?

Предлагают версии, принимаются и абсурдные.

1)Нил давал всё необходимое для жизни (воду, плодородный ил, животные, растительность)


Версии:

1)Нил давал всё необходимое для жизни.

Благодаря наличию реки люди смогли жить в условиях пустыни.



Тема: Как заглянуть в прошлое?

Этапы урока.


Учитель

( наиболее типичные действия, фразы диалога с учениками)

Ученики

( ожидаемые действия в ходе диалога с учителем)

Доска

оборудование

Создание проблемной ситуации

- Сегодня мы попробуем ответить на вопрос «Как заглянуть в прошлое?» записывает тему урока

- Но прежде, продемонстрирую вам две фотографии:

1) Изображение развалин русского храма.

- Что здесь изображено?

2) Изображение арабской монеты, найденной в развалинах русского храма.

- Что вас удивляет?

- Попробуйте ответить на поставленный вопрос.

- Все версии очень красивые, но они все разные. Какая из них правильная, можно узнать?


- Русский православный храм.
- Как арабская монета попала в русский храм?

Выдвигают различные версии:

- завезена арабскими купцами;

- подарена русскому путешественнику, а тот потерял ее в храме;

- этот храм строили арабские мастера…

Затрудняются

Тема: Как заглянуть в прошлое?

А: - можно.
Б: - узнать правду невозможно.

Формулирование проблемы.

- Сравните высказывания А и Б какое наблюдается противоречие?

- Какой возникает вопрос?

- Какой вопрос (проблему) нам надо решить?

- Не знаем, как узнать правильную версию.

- Можно ли узнать правду о прошлом?

Основной вопрос (проблема) записывается под темой:

Можно ли узнать правду о прошлом?

Гипотезы.


- Исходя из прошлого опыта, скажите, какие варианты решения проблемы (гипотезы) у вас уже есть?

- да, можно;

- нет, так как люди, участвующие в событиях прошлого давно умерли;

- можно, только частично, так как фактов всегда недостаточно

Под проблемой записываются ключевые слова гипотез (выделенные самими авторами гипотез).

- да

- нет

- частично

Урок№ 41:Рим - от царей к республике

Создание проблемной ситуации. Формулировка проблемы. Версии.

Учитель

(возможные действия, вопросы)

Ученики

(ожидаемые ответы)

-Сегодня мы с вами начинаем изучать новую главу, и называется она …

-Какой период времени она охватывает?

-Цивилизация Древнего Рима.
На векторе времени отмечают временной промежуток с VIII – I века.

-Давайте с вами узнаем, какое мнение высказали учёные об этой цивилизации?

-Открываем с. 209, читаем разговор Источниковеда и Археолога.

-Читайте вслух, вы, пожалуйста!

-Стоп!

-Какое мнение высказал Источниковед?
Фиксирует на доске.

1 факт:

Римляне и греки – похожи!

Один из учеников начинает читать текст до слов: « …с греческой цивилизацией».

-Римляне подчёркивали свою родовую связь с греками.

-Читаем дальше, вы, пожалуйста!

-Стоп!

-Какие факты привёл Археолог?

Фиксирует на доске.

2 факт:

Римляне и греки – отличаются!

Другой ученик продолжает читать текст: «…отличаются от греческих».

-Обычаи римлян отличаются от греческих.

-Сравните мнения и факты, приведённые двумя учёными. В чём противоречие, какой возникает вопрос?



Был ли Рим частью Греции? (детский вариант)

Древний Рим - это особая цивилизация или часть древнегреческой? (авторский вариант)

-Какие версии, предположения у вас возникают в связи с данным вопросом?

-Выразите их одной краткой фразой.

.Могут предложить:

1)Особая цивилизация.

2)Часть древнегреческой цивилизации.

3)В чём то особая , а в чём то похожа на Древнюю Грецию


Цели исторического образования в системе «Школа 2100» - линии развития

1-2-я ЛИНИИ - ов­ладение историче­ской картиной мира в виде системы фактов и понятий. Здесь при­оритетным является не «знаниецентризм», а возможность лич­ности ориентировать­ся в культурном мно­гообразии современ­ного мира, пользо­ваться лексиконом об­ществоведческих на­ук. Следовательно, те или иные историче­ские факты важны не сами по себе, а как средства объяснения и понимания современ­ного общества, совре­менной культуры

3-я ЛИНИЯ -формирование открытого исто­рического мыш­ления, то есть приобретение личностью воз­можности рас­сматривать лю­бое явление в развитии: выде­лять причины и прогнозировать последствия, ис­пользуя при этом разные точки зрения и разные теории, объясня­ющие процесс развития

4-я ЛИНИЯ -нравственное са­моопределение личности, фор­мирование спо­собности самосто­ятельно давать нравственные оценки общест­венно-историче­ским событиям, соотнося их с гу-манистиче-скими, нравствен­ными нормами

5-я ЛИНИЯ -культурное, гражданское и патриотическое самоопределение личности ~ овла­дение способ­ностью самостоя­тельно идентифи­цировать себя с определенной культурной и на­ циональной тра­дицией, ценностя­ми всего россий­ского общества и в то же время фор­мирование толе­рантного отноше­ния к людям иной традиции и иного мировоззрения





Для того чтобы эти цели не остались красивыми декларациями, каждая линия развития обеспечена в учебнике соответствующими продуктивными заданиями

задания на анализ, группировку, сравнение исторических фактов, явлений, понятий
задания на установление причинно-следственных связей



задания на формулирование и обоснование собственной оценки исторических фактов


Контроль знаний

Тематический и итоговый контроль осуществляется в форме проверочных и контрольных работ, которые помещены в рабочей тетради, по важнейшим темам и умениям курса истории 5-го класса. Тетрадь реализует технологию оценки учебных успехов

Проверочные работы предназначены для проведения тематического контроля по изученной теме (одной главе учебника). Их цель – получить информацию о степени освоения требуемых умений, для корректировки результатов к итоговому контролю. Работа выполняется в течение 5-10 минут на любом комбинированном уроке.

Контрольные работы – одна из форм итогового контроля примерно сориентированного на конец учебной четверти. Их цель - контроль качества усвоения учебного материала (умений по использованию знаний) после изучения группы тем курса – одного учебного модуля (раздела учебника Перед таким уроком в соответствии с методическими рекомендациями необходимо провести урок повторения по изученному модулю (разделу учебника)

Предлагаемый порядок оценивания работ учащихся:

1) Оценки и отметки определяются не за знание содержания учебника, а за умение применять эти знания в ходе решения различных задач.

2) Выполнение каждого задания демонстрирует освоение учеником одного из программных умений Поэтому рекомендуется за каждое отдельное задание определять отдельную отметку, и только если требует правила внутришкольного контроля, высчитывать среднюю отметку за работу.

3) Задания составлены на трех уровнях успешности, определяющих возможную оценку и отметку.

Необходимый уровень – решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные умения и давно изученные знания. Этому необходимо научиться всем - это «хорошо, но не отлично». По пятибалльной шкале полностью правильное решение на этом уровне соответствует отметке «4». Решение с недочетом, не полное – соответствует отметке «3» (удовлетворительно)

Программный уровень – решение нестандартной задачи, где потребовалось либо применить новые знания, либо старые знания и умения, но в новой непривычной ситуации. Полностью правильное решение на этом уровне - это «отлично», по пятибалльной шкале соответствует отметке «5». Решение с недочетом, не полное – может быть выражено в отметке «4+».

Максимальный уровень (!!! необязательный) - решение никогда не изучавшейся в классе «сверхзадачи», для которой потребовалось либо самостоятельно добытые, не изучавшиеся знания, либо новые самостоятельно усвоенные умения. Это демонстрирует исключительные успехи отдельных учеников по отдельным темам. Поскольку решение задачи на данном уровне превосходит школьные требования для данного возраста, то оценка может быть выражена словом «превосходно», а в пятибалльной шкале отметок – двумя пятерками «5» и «5».

ВНИМАНИЕ. Учитель самостоятельно решает, какие отметки он выставляет в официальный журнал.

4) При проверки работы ученика сначала оценивается необходимый уровень. Если он выполнен хотя бы частично правильно (с допустимым недочетом, небольшой ошибкой), можно проверить программный уровень и т.д.

5) Отметка за задание определяется по максимально успешному уровню достигнутому учеником.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск