Скачать 120.54 Kb.
|
Тамбовское областное государственное автономное образовательное учреждение «Промышленно-технологический колледж» «Павел I: полусумасшедший тиран или неудавшийся реформатор?» подготовила: учитель истории и обществознания Чермошенцева Наталия Петровна г. Мичуринск 2012 Тема урока: «Павел I: полусумасшедший тиран или неудавшийся реформатор?» Цели:
Тип урока: проблемно-эвристический Средства обучения: беседа, проблемный вопрос, устный рассказ Межпредметные связи: литература, информационно-коммуникационные технологии, Оборудование: презентация, раздаточный материал, доска Продолжительность урока: 45 минут Опережающее задание: группа учащихся из 3-4 человек готовит краткую характеристику личности Павла I . Ход урока: I . Организационный момент – приветствие, проверка явки учащихся, психологический настрой II . Основная часть. 1. Постановка цели учебного занятия а) Вступительное слово учителя. Трагически закончилась жизнь самого таинственного российского императора - Павла I . Почему таинственного? Да, потому, что в исторической науке за два столетия так и не сложилось единого взгляда на личность императора и его деятельность. По сути, существуют две противоположные оценки павловского царствования. Первая – однозначно негативная. Деятельность Павла называется капризами сумасшедшего, которая привела все отрасли государственного управления в неописуемый беспорядок (В.О. Ключевский, Н.К. Шильдер). Вторая точка зрения – позитивная, оценивающая Павла, как царя-реформатора, имевшего чёткую программу действий, целью которой была борьба с надвигавшейся революцией. (М.В. Клочков, Н.Я. Эйдельман). б) Формулирование учебной задачи. Так кто же он Павел I – полусумасшедший тиран или неудавшийся реформатор? Давайте попробуем ответить на этот вопрос. Но прежде, чем мы начнём работу, мне бы хотелось обратить ваше внимание на слова, сказанные французским философом и писателем М. Монтенем: «Ошибки, совершаемые королями, я сужу более снисходительно, чем это принято, ибо со страхом думаю о тяжком бремени, лежащем на властителях. Трудно соблюдать меру в могуществе столь безмерном». ( Презентация, слайд № 1 ) 2. Анализ краткой характеристики личности Павла I . Учитель приглашает к доске учащихся, заранее подготовивших характеристику личности Павла I . Остальные, слушая, обдумывают ответы на следующие вопросы, написанные на доске:
Краткая характеристика личности Павла I после консультаций учащихся с учителем может быть изложена следующим образом. Павел I родился 20 сентября 1754 года и был единственным сыном Петра III и Екатерины II . Императрица Елизавета Петровна, страстно ожидавшая его появления на свет, поднесла матери новорождённого на золотом блюде 100 тысяч рублей, а мальчика немедленно отобрала на свою половину и занялась его воспитанием. С родителями он общался не чаще одного- двух раз в неделю и, по сути, толком их не знал, впрочем, как и они его. По отзывам современников, маленький Павел был умным и отзывчивым ребёнком, быстро научился писать и читать, проявляя особые успехи в математике. В 1760 году, когда Павлу не было и шести лет, Елизавета Петровна назначает воспитателем будущего наследника престола Никиту Ивановича Панина. Он был сторонником просвещения и абсолютной монархии. Под воздействием этих идей формировалось мировоззрение юного Павла. То, что случилось летом 1762 года, осталось в памяти Павла на всю жизнь. 28 июля, поднятый среди ночи, ничего не понимающий, страшно испуганный мальчик доставлен в Зимний дворец для принесения присяги своей матери, новой русской императрице Екатерине II . Позже Павел узнает, что мать взошла на престол, свергнув его отца и, что отец убит пьяным любовником матери. Образы, связанные с этой кончиной, вызовут в нём преждевременное беспокойство, подозрительность и сознание своего унизительного, зависимого положения. А пока воспитание наследника продолжается, приглашаются новые воспитатели, среди которых Семён Порошин. Именно он разбудил в мальчике стремление соответствовать образу идеального рыцаря. Православие преподавал выдающийся богослов архимандрит Платон, воспитавший Павла глубоко верующим человеком. Обучение Павла продолжалось до 19 лет, пока он не женился на Дармштадтской принцессе Вильгельмине. Однако, брак этот оказался кратковременным и несчастливым. Жена Павла умерла через 3 года вследствие тяжёлых родов, умер и ребёнок. Женитьба в те времена означала достижение совершеннолетия, но властолюбивая Екатерина отстранила наследника от управления государством. Мало того, она позволяла своему окружению открыто унижать сына, демонстрировать пренебрежительное отношение к нему, распускать слухи о его неспособности к государственным делам. Неприязнь между матерью и сыном перерастает в ненависть. И тогда императрица, как искусный и тонкий политик, разыгрывает роль заботливой и нежно любящей матери, подыскав сыну достойную его партию в лице принцессы Вюртембергской, получившей имя Марии Фёдоровны. Брак оказался счастливым, Екатерина благосклонна к молодым. Но длится это недолго. Мать вновь наносит сыну жестокий удар: она отбирает первенца Павла Александра и воспитывает его сама. Вскоре Екатерина дарит Павлу Гатчину. Наступает тягостное время изоляции от государственных дел. [3] Нетерпеливая жажда деятельности находит выход в создании в Гатчине своей армии, в которой процветает прусская выучка и муштра. Характер цесаревича портится. Он становится грубым, мелочным, подозрительным, вспыльчивым, деспотичным. Меняется мировоззрение Павла. Огромную роль в этом сыграла французская революция. Казнь Людовика XVI убила в нём конституционные мечтания, привитые Паниным. Стремление следовать идеалам средневекового рыцаря с его представлениями о благородстве, чести, храбрости, служении государю становится одной из характерных черт мировоззрения Павла. К 1796 году отношения между Екатериной и Павлом ухудшаются до предела, она твёрдо решила оставить сына без престола и передать корону Александру. Лишь смерть не позволяет Екатерине осуществить задуманное. В возрасте 42 лет Павел становится императором. Рассказ учащихся сопровождается показом слайдов с изображением личностей, упоминающихся в характеристике. [4] ( Презентация, слайды № 2-11 ) 3.Анализ внутренней политики Павла I . Слово учителя. Давайте попробуем определить, исходя из высказываний Павла I , какую общую направленность будет иметь внутренняя политика, проводимая им.
Обобщив ответы учащихся, учитель предлагает прейти к непосредственному анализу внутренней политики Павла I , заполняя по ходу следующую таблицу: Внутренняя политика Павла I
С целью экономии времени основные мероприятия заранее занесены в таблицу, которая в виде распечатки подготовлена для каждого учащегося. а) Начать анализ целесообразно с указа о престолонаследии. ( Презентация, слайд №13 ) Изложив его суть, необходимо выявить его значение. б) Изменения в системе местного управления ( Презентация, слайд № 14 ) анализируются по следующим вопросам:
в) Характеризуя мероприятия политики по отношению к дворянству ( Презентация, слайд № 15 ), учитель привлекает следующий дополнительный материал.
Вопросы классу:
г) Анализ политики по отношению к крестьянству ( Презентация, слайд № 16 ) можно начать с вопросов:
Ответы на второй вопрос заслушиваются после характеристики учителем политики Павла I по отношению к крестьянству. Она может быть следующей. Впервые в истории страны крепостным приказано было присягать вместе с вольными, раньше за них это делали помещики. Армия сократилась примерно на 1/3. Крестьянам прощена недоимка в размере 7.5 млн. рублей. Это 1/10 бюджета страны. Недоимка покрывалась за счёт обложения благородного сословия. Разрешены были крестьянские жалобы. У царского дворца одно время стоял ящик, куда всякий мог бросить жалобу или прошение. Провисел он недолго, т.к. некоторые использовали его для сведения личных счётов, какие-то шутники стали бросать туда карикатуры на царя. Запрещалась продажа крестьян без земли. Барщина была ограничена тремя днями, но указ, вводивший это изменение, был изложен в форме поучения. Крестьянам было предписано безропотно повиноваться помещикам. Для усмирения волнений направлялись войска, которые жестоко расправлялись с восставшими. Ответы обобщаются, и учащиеся переходят к анализу преобразований в армии. д) Сообщая о введении в армии таких прусских порядков, как: новая форма, копирующая прусскую армию; парики, пропитанные салом; напудренные букли и косы; муштра; палочная дисциплина; новые уставы, учитель задаёт классу вопрос:
Далее учащиеся знакомятся с извлечением из приказов по армии, отданных императором Павлом I и отвечают на вопросы:
Извлечение из приказов по армии, отданных императором Павлом I
Но, не смотря на явно отрицательный характер подобных преобразований, солдаты любили Павла. - Как вы думаете, почему? Ответ учащиеся смогут дать при внимательном ознакомлении со всеми мероприятиями, проведёнными в армии. (Презентация, слайд № 17). Подводя итоги этому направлению внутренней политики Павла I , учитель акцентирует внимание на необходимости посмотреть армию в боевых условиях (внешней политике будет посвящён следующий урок). ж) В заключение анализируются преобразования в области духовной жизни и культуры. ( Презентация, слайд № 18 ) Эта сфера наиболее близка и понятна учащимся, поэтому здесь необходимо выразить личностное отношение к подобным изменениям и выявить, в чём же состоит опасность, на первый взгляд, невинных, мелких запретов. Таких как:
III . Заключительная часть урока. Слово учителя. Вернёмся к началу урока. Так кем же был Павел I , и за что он был убит в ночь с 11 на 12 марта 1801 года? Ответ на первую часть вопроса учащимся предложено дать в виде синквейна. Желающие зачитывают его в конце урока. Рекомендуется при этом воздержаться от выбора «правильной» оценки личности Павла I . В качестве синквейна, написанного учащимися, можно привести следующий пример: Павел I Романтичный, деспотичный. Отменяет, запрещает, разрешает. Твои преобразования противоречивы. Неудавшийся реформатор. Домашнее задание
Литература
|