Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 120.54 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации13.05.2014
Размер120.54 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > История > Урок
Тамбовское областное государственное

автономное образовательное учреждение

«Промышленно-технологический колледж»

«Павел I: полусумасшедший тиран

или

неудавшийся реформатор?»

подготовила:

учитель истории и обществознания

Чермошенцева Наталия Петровна

г. Мичуринск

2012

Тема урока: «Павел I: полусумасшедший тиран или неудавшийся реформатор?»

Цели:

  • выявить противоречивый и непоследовательный характер внутренней политики Павла I ;

  • способствовать формированию личностного отношения к данному историческому деятелю;

  • создать условия для развития умения формулировать собственную точку зрения высказывать и аргументировать ее;

  • способствовать развитию умения анализа материала, работы с историческими документами, таблицами;

  • способствовать воспитанию толерантности, уважения к другой точке зрения.

Тип урока: проблемно-эвристический

Средства обучения: беседа, проблемный вопрос, устный рассказ

Межпредметные связи: литература, информационно-коммуникационные технологии,

Оборудование: презентация, раздаточный материал, доска

Продолжительность урока: 45 минут

Опережающее задание: группа учащихся из 3-4 человек готовит краткую характеристику личности Павла I .

Ход урока:

I . Организационный момент – приветствие, проверка явки учащихся, психологический настрой

II . Основная часть.

1. Постановка цели учебного занятия

а) Вступительное слово учителя.

Трагически закончилась жизнь самого таинственного российского императора - Павла I . Почему таинственного? Да, потому, что в исторической науке за два столетия так и не сложилось единого взгляда на личность императора и его деятельность. По сути, существуют две противоположные оценки павловского царствования. Первая – однозначно негативная. Деятельность Павла называется капризами сумасшедшего, которая привела все отрасли государственного управления в неописуемый беспорядок (В.О. Ключевский, Н.К. Шильдер). Вторая точка зрения – позитивная, оценивающая Павла, как царя-реформатора, имевшего чёткую программу действий, целью которой была борьба с надвигавшейся революцией. (М.В. Клочков, Н.Я. Эйдельман).

б) Формулирование учебной задачи.

Так кто же он Павел I – полусумасшедший тиран или неудавшийся реформатор?

Давайте попробуем ответить на этот вопрос. Но прежде, чем мы начнём работу, мне бы хотелось обратить ваше внимание на слова, сказанные французским философом и писателем М. Монтенем: «Ошибки, совершаемые королями, я сужу более снисходительно, чем это принято, ибо со страхом думаю о тяжком бремени, лежащем на властителях. Трудно соблюдать меру в могуществе столь безмерном». ( Презентация, слайд № 1 )

2. Анализ краткой характеристики личности Павла I .

Учитель приглашает к доске учащихся, заранее подготовивших характеристику личности Павла I . Остальные, слушая, обдумывают ответы на следующие вопросы, написанные на доске:

  • В чём причины резкого изменения характера Павла к моменту вступления на престол?

  • В чём причины изменения политических взглядов Павла?

Краткая характеристика личности Павла I после консультаций учащихся с учителем может быть изложена следующим образом.

Павел I родился 20 сентября 1754 года и был единственным сыном Петра III и Екатерины II .

Императрица Елизавета Петровна, страстно ожидавшая его появления на свет, поднесла матери новорождённого на золотом блюде 100 тысяч рублей, а мальчика немедленно отобрала на свою половину и занялась его воспитанием.

С родителями он общался не чаще одного- двух раз в неделю и, по сути, толком их не знал, впрочем, как и они его.

По отзывам современников, маленький Павел был умным и отзывчивым ребёнком, быстро научился писать и читать, проявляя особые успехи в математике.

В 1760 году, когда Павлу не было и шести лет, Елизавета Петровна назначает воспитателем будущего наследника престола Никиту Ивановича Панина. Он был сторонником просвещения и абсолютной монархии. Под воздействием этих идей формировалось мировоззрение юного Павла.

То, что случилось летом 1762 года, осталось в памяти Павла на всю жизнь. 28 июля, поднятый среди ночи, ничего не понимающий, страшно испуганный мальчик доставлен в Зимний дворец для принесения присяги своей матери, новой русской императрице Екатерине II .

Позже Павел узнает, что мать взошла на престол, свергнув его отца и, что отец убит пьяным любовником матери. Образы, связанные с этой кончиной, вызовут в нём преждевременное беспокойство, подозрительность и сознание своего унизительного, зависимого положения.

А пока воспитание наследника продолжается, приглашаются новые воспитатели, среди которых Семён Порошин. Именно он разбудил в мальчике стремление соответствовать образу идеального рыцаря. Православие преподавал выдающийся богослов архимандрит Платон, воспитавший Павла глубоко верующим человеком.

Обучение Павла продолжалось до 19 лет, пока он не женился на Дармштадтской принцессе Вильгельмине. Однако, брак этот оказался кратковременным и несчастливым. Жена Павла умерла через 3 года вследствие тяжёлых родов, умер и ребёнок. Женитьба в те времена означала достижение совершеннолетия, но властолюбивая Екатерина отстранила наследника от управления государством. Мало того, она позволяла своему окружению открыто унижать сына, демонстрировать пренебрежительное отношение к нему, распускать слухи о его неспособности к государственным делам.

Неприязнь между матерью и сыном перерастает в ненависть. И тогда императрица, как искусный и тонкий политик, разыгрывает роль заботливой и нежно любящей матери, подыскав сыну достойную его партию в лице принцессы Вюртембергской, получившей имя Марии Фёдоровны. Брак оказался счастливым, Екатерина благосклонна к молодым. Но длится это недолго. Мать вновь наносит сыну жестокий удар: она отбирает первенца Павла Александра и воспитывает его сама.

Вскоре Екатерина дарит Павлу Гатчину. Наступает тягостное время изоляции от государственных дел. [3]

Нетерпеливая жажда деятельности находит выход в создании в Гатчине своей армии, в которой процветает прусская выучка и муштра. Характер цесаревича портится. Он становится грубым, мелочным, подозрительным, вспыльчивым, деспотичным.

Меняется мировоззрение Павла. Огромную роль в этом сыграла французская революция. Казнь Людовика XVI убила в нём конституционные мечтания, привитые Паниным.

Стремление следовать идеалам средневекового рыцаря с его представлениями о благородстве, чести, храбрости, служении государю становится одной из характерных черт мировоззрения Павла.

К 1796 году отношения между Екатериной и Павлом ухудшаются до предела, она твёрдо решила оставить сына без престола и передать корону Александру. Лишь смерть не позволяет Екатерине осуществить задуманное. В возрасте 42 лет Павел становится императором.

Рассказ учащихся сопровождается показом слайдов с изображением личностей, упоминающихся в характеристике. [4]

( Презентация, слайды № 2-11 )

3.Анализ внутренней политики Павла I .

Слово учителя.

Давайте попробуем определить, исходя из высказываний Павла I , какую общую направленность будет иметь внутренняя политика, проводимая им.

  • «Блаженство всех и каждого!» главный принцип, провозглашённый императором.

  • «В стране нет вторых, только первый – и все остальные»

  • «…каждый подданный имеет значение, поскольку я с ним говорю и до тех пор, пока я с ним говорю. Я – ваш закон!» ( Презентация, слайд № 12 )

Обобщив ответы учащихся, учитель предлагает прейти к непосредственному анализу внутренней политики Павла I , заполняя по ходу следующую таблицу:

Внутренняя политика Павла I

Мероприятие

Итог

Указ о престолонаследии (7 апреля 1797 г .)




Изменение системы местного управления

*Закрыты городские думы.

*Гражданский и уголовный суды объединены.

*Сокращено количество губерний.

*Украине и Прибалтике возвращены органы местного самоуправления.

*Восстановлен ряд коллегий.




Политика по отношению к дворянству

*Массовая раздача государственных крестьян в частные руки

*Возврат к обязательности службы

*Установление налога с дворян

*Учреждение вспомогательного банка

*Ограничение права выборов и собраний

*Ограничение перехода с военной службы на гражданскую службу

*Княжеские и графские пожалования

*Ограничение права представлений

*Введение телесных наказаний




Политика по отношению к крестьянам

*Сокращение рекрутских наборов

*Прекращение переходов крестьян Донской области

*Прощение крестьянской недоимки в размере 7.5 млн. рублей

*Предписание безропотного повиновения крестьян помещикам

*Запрет продажи крестьян без земли

*Ограничение барщины тремя днями

*Разрешение крестьянских жалоб




Преобразования в армии

*Введение прусских порядков

*Увольнение всех недовольных

*Улучшение солдатских харчей

*Уравнение в наказаниях низших и высших чинов




Преобразования в области духовной жизни и культуры

*Запрещено все, связанное с Французской революцией

*Цензура

*Освобождение Новикова Н.И., Костюшко Т., возвращён из ссылки Радищев А.Н.

*Запрет на ввоз иностранных книг




С целью экономии времени основные мероприятия заранее занесены в таблицу, которая в виде распечатки подготовлена для каждого учащегося.

а) Начать анализ целесообразно с указа о престолонаследии.

( Презентация, слайд №13 ) Изложив его суть, необходимо выявить его значение.

б) Изменения в системе местного управления ( Презентация, слайд № 14 ) анализируются по следующим вопросам:

  • В чём отличие системы местного управления, созданной Павлом I от системы, созданной Екатериной II ?

  • Все ли мероприятия по изменению системы местного управления имеют общую направленность? О чём это свидетельствует?

  • Каков общий итог изменений системы местного управления, проведённых Павлом I ?

в) Характеризуя мероприятия политики по отношению к дворянству ( Презентация, слайд № 15 ), учитель привлекает следующий дополнительный материал.

  • 550-600 тыс. новых крепостных были переданы помещикам вместе с 5 млн. десятин земли (при Екатерине II – 800 тыс.).

  • указ, обязывающий всех дворян записываться на службу (за отказ – ограничение или лишение привилегий).

  • никто не мог «по своему хотению» выбрать гражданскую службу вместо военной службы, для этого требовалось разрешение Сената, утверждённое царём.

  • введена подушная подать – 20 рублей с души.

  • исчезает даже слово «выборы». Оно заменяется термином «дворянский набор»

  • за служебные провинности началась практика телесных наказаний в соответствии с решением императора.

Вопросы классу:

  1. Можно ли, объединив мероприятия, выделенные курсивом, назвать «Разжалованной грамотой дворянству»? Почему?

  2. Была ли политика по отношению к дворянству противоречивой? Если да, то докажите.

  3. Каков же общий итог этих преобразований?

г) Анализ политики по отношению к крестьянству ( Презентация, слайд № 16 ) можно начать с вопросов:

  1. Каким было положение крестьян при Екатерине II ?

  2. Менялось ли это положение теперь? Каким образом?

Ответы на второй вопрос заслушиваются после характеристики учителем политики Павла I по отношению к крестьянству. Она может быть следующей.

Впервые в истории страны крепостным приказано было присягать вместе с вольными, раньше за них это делали помещики. Армия сократилась примерно на 1/3. Крестьянам прощена недоимка в размере 7.5 млн. рублей. Это 1/10 бюджета страны. Недоимка покрывалась за счёт обложения благородного сословия. Разрешены были крестьянские жалобы. У царского дворца одно время стоял ящик, куда всякий мог бросить жалобу или прошение. Провисел он недолго, т.к. некоторые использовали его для сведения личных счётов, какие-то шутники стали бросать туда карикатуры на царя. Запрещалась продажа крестьян без земли. Барщина была ограничена тремя днями, но указ, вводивший это изменение, был изложен в форме поучения. Крестьянам было предписано безропотно повиноваться помещикам. Для усмирения волнений направлялись войска, которые жестоко расправлялись с восставшими.

Ответы обобщаются, и учащиеся переходят к анализу преобразований в армии.

д) Сообщая о введении в армии таких прусских порядков, как: новая форма, копирующая прусскую армию; парики, пропитанные салом; напудренные букли и косы; муштра; палочная дисциплина; новые уставы, учитель задаёт классу вопрос:

  1. Какой стороны воинской жизни (внешней или внутренней) касались эти порядки?

  2. Предположите, будут ли эти изменения крайне отрицательно сказываться на результатах сражений?

Далее учащиеся знакомятся с извлечением из приказов по армии, отданных императором Павлом I и отвечают на вопросы:

  1. Что лежит в основе системы поощрений и наказаний? Каково ваше отношение к этой системе?

Извлечение из приказов по армии, отданных императором Павлом I

7 XI 1796 г .

9 XI 1796 г .

1 I 1797 г .

21 I 1797 г .

3 V 1797 г .

Камер-паж Нелидов производится в майоры

В подполковники

В полковники

В генерал-адьютанты

В тайные советники

1 XII 1796 г .

8 XII 1796 г .

21 XII 1796 г .

Ген. Вязмитинов назначается военным губернатором в Каменец-Подольске

В Киев

Военным комендантом в г. Санкт-Петербург

1 I 1797 г .
5 II 1797 г .

1 III 1797 г .

9 IX 1797 г .

Его императорское величество желает на сей новый год всему войску всякого благополучия.

Выключаются из службы: 5 генералов, 13 бригадиров, 29 полковников, 20 подполковников и 5 майоров. Не сказано за что.

Исключены из службы гг. майоры Ермолов, Багговут, Дохтуров, Коновицын, Ламберт, Сакен, Тормасов, Бенигсен, за незнание службы

Уволены в один день: 3 полных генералов, 3 генерал-лейтенантов, 9 генерал-майоров, 68 обер-офицеров гвардейских полков, 90 унтер-офицеров, и одного Преображенского полка 120 человек.

3 II 1799 г .
8 II 1800 г .
26 XI 1800 г .

Выговор Кутузову и фельдмаршалу графу Салтыкову, за незнание службы.

Умершему генералу Врангелю в пример другим строжайший выговор.

Фельдмаршал князь Репнин уволен от службы, не сказано за что.

Но, не смотря на явно отрицательный характер подобных преобразований, солдаты любили Павла.

- Как вы думаете, почему?

Ответ учащиеся смогут дать при внимательном ознакомлении со всеми мероприятиями, проведёнными в армии. (Презентация, слайд № 17).

Подводя итоги этому направлению внутренней политики Павла I , учитель акцентирует внимание на необходимости посмотреть армию в боевых условиях (внешней политике будет посвящён следующий урок).

ж) В заключение анализируются преобразования в области духовной жизни и культуры. ( Презентация, слайд № 18 ) Эта сфера наиболее близка и понятна учащимся, поэтому здесь необходимо выразить личностное отношение к подобным изменениям и выявить, в чём же состоит опасность, на первый взгляд, невинных, мелких запретов. Таких как:

  • запрет на ношение шляп и других видов одежды

  • запрет на употребление слов «клуб», «совет»

  • запрет вальса

  • запрет ввоза книг из-за границы

III . Заключительная часть урока.

Слово учителя.

Вернёмся к началу урока. Так кем же был Павел I , и за что он был убит в ночь с 11 на 12 марта 1801 года?

Ответ на первую часть вопроса учащимся предложено дать в виде синквейна. Желающие зачитывают его в конце урока. Рекомендуется при этом воздержаться от выбора «правильной» оценки личности Павла I .

В качестве синквейна, написанного учащимися, можно привести следующий пример:

Павел I
Романтичный, деспотичный.
Отменяет, запрещает, разрешает.
Твои преобразования противоречивы.
Неудавшийся реформатор.

Домашнее задание

  • I уровень – § 20 Сахаров А. Н., Боханов А. Н. История России. XVII – XIX века: Учебник для 10 класса. «Русское слово», 2005.

  • II уровень – сравнить внутреннюю политику Павла I и Екатерины II по направлениям, предложенным в таблице.

  • III уровень - эссе на тему: « Какова в целом роль Павла I в российской истории XVIII - XIX в.в.?»

Литература

  1. Головатенко А . Павел I : самодур или реформатор? История. «Первое сентября». 2002, №25-26

  2. Захаров В. Ю. Феномен Павла I // История и обществознание в школе.2005, № 2

  3. Сахаров А. Н., Боханов А. Н. История России. XVII – XIX века: Учебник для 10 класса. «Русское слово», 2005

  4. Эйдельман Н. Я. Грань веков. М.,2004.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск