Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации13.05.2014
Размер98.9 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > История > Урок
Проект учебного занятия в 5 классе

по теме «Греческие колонии на берегах

Средиземного и Черного морей».

Автор – учитель истории и обществознания

МОУ СОШ № 1 г. Копейска

Наумова Ольга Владимировна.

2009 год


Структура плана учебного занятия.


  1. Класс – 5, примерная программа по истории 2004 года.

  2. Учебная тема – «Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей».

Основная педагогическая идея урока – создание колоний способствовало распространению античной культуры и формированию эллинистического мира.

  1. Цель урока – познакомить учащихся с историей возникновения греческих колоний.

  2. Задачи урока: 1) Познакомить учащихся с причинами, основными направлениями греческой колонизации, устройством жизни

в колониях, отношениями между жителями колоний, их соседями и греческими полисами.

2) Формировать умения: показывать объекты на исторической карте, читать карты и картосхемы, анализировать

содержание рисунков, извлекать знания из различных исторических и дополнительных источников.

3) Воспитывать интерес к изучаемой теме, к возможности коллективного обмена мнениями на уроке, возможности

высказывать личное мнение, давать оценку событиям и поведению людей.

  1. Тип урока – комбинированный.

  2. Форма урока – лабораторно-практическое занятие.

  3. Литература и оборудование урока:

    1. А.А.Вигасин, И.С.Свенцицкая. История древнего мира. Учебник для 5 класса. «Просвещение», 2005 г.

    2. О.В.Арасланова. Поурочные разработки по истории древнего мира. «Вако», 2004 г.

    3. Т.П.Андреевская. История древнего мира. Контрольные и проверочные работы. «Астрель», 2002 г.

    4. Е.С.Манданова. Тематический контроль по истории древнего мира. «Русское слово», 2006 г.

    5. Г.И.Годер. Рабочая тетрадь по истории древнего мира, выпуск 2.

    6. Карта «Древняя Греция (до середины V в. до н.э.)».

    7. Презентация И.П.Чернова «Образование греческих колоний».

  4. Ожидаемые результаты:

Учащиеся должны знать: причины возникновения колоний, места их появления, устройство колоний, сходство жизни в колониях

и в греческих полисах; усвоить понятие «эллинизм».

Учащиеся должны уметь: называть причины появления греческих колоний, показывать места их появления, определять сходство

жизни в колониях и полисах Греции, определять признаки понятия «эллинизм».

Этапы учебного занятия:


Название этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся



1.Организационный.
2.Проверка знаний.


Приветствует учащихся и проверяет готовность к уроку.

Обращаясь к учащимся, задает вопросы:

1.Как вы думаете, где мог произойти такой разговор отца с сыном: «Хорош бы я был, если бы выслушивал твои жалобы. Надо бы выдрать тебя за то, что дал связать себя какому-то илоту. Это позор не только тебе, но и мне, твоему отцу. Воруй, но не попадайся!»

2.Вспомните, каким был состав населения Спарты?

Чем отличалось положение спартанцев и илотов?

3.Каким было управление в Спарте?

4.Индивидуально: на доске текст, в котором необходимо исправить ошибки.

«Спартой управляли цари, которых выбирали на народном собрании. Голосование происходило путем поднятия рук. Царям подчинялся Совет старейшин, в который входили мужчины не моложе 50 лет, выбиравшиеся на 10 лет. В Совет старейшин могли входить и женщины – матери самых храбрых воинов».

5.Какой особенностью спартанского воспитания можно объяснить такой случай?

«Однажды спартанский мальчик, пока отец обедал, украл у него лисенка и спрятал под плащом. Лисенок страшно царапал ему живот, но мальчик все терпел, боясь быть выпоротым. Лисенок успел прогрызть ему большую дыру в животе. Мальчик умер в тот же день».

6.О спартанских женщинах древние писатели рассказывали, что они, узнав о смерти своих сыновей в бою, тут же шли на поле битвы. Они осматривали, с какой стороны тела были ранены павшие воины. А дальше поступали по-разному. В одних случаях женщины, преисполненные не только печали, но и гордости, держались с большим достоинством; они хоронили своих сыновей с почетом в гробницах предков. В других случаях спартанки, рыдая от стыда, спешили покинуть поле сражения, предоставляя хоронить мертвых воинов в общей могиле.

Чем можно объяснить столь разное поведение спартанских женщин?

Об этом же свидетельствует крылатое выражение: «Со щитом или на щите».




Учащимися приготовлены учебники, тетради.

Отвечают: такой разговор мог произойти в Спарте.

Упоминание об илотах.

Показывают Спарту на карте.


Спартанцы и илоты.

Спартанцы – завоеватели, воины, свободные.

Илоты – местные жители, завоеванные спартанцами и превращенные ими в рабов. Занимались земледелием.

Народное собрание выбирало старейшин.

Огромной властью обладал Совет старейшин. Их выбирали на всю жизнь. В совет старейшин входили и два царя, которые командовали войском, власть которых передавалась по наследству.

Ученик устно исправляет ошибки.

Цари передали власть по наследству.

Способ голосования был «детским».

Цари входили в Совет старейшин, обладавший огромной властью.

В Совет старейшин избирали мужчин не моложе 60 лет пожизненно.

Женщин в Совете старейшин не было.


Спартанский ребенок должен был быть выносливым, терпеливым к боли.

После обсуждения приходят к такому мнению: раны, нанесенные воину в спину, указывали, что он струсил и пытался бежать с поля боя. Напротив, раны в груди свидетельствовали о мужестве воина, достойно встретившего смерть.


3.Изучение нового материала.

Знакомство с названием темы урока и планом урока.

  1. Причины переселения греков в другие страны.

  2. В каких местах греки основывали колонии.

  3. Отношения греков со скифами.



На доске написаны вопросы, на которые ребята должны ответить в конце урока. Учитель предлагает детям поиграть в игру «Чистая доска». Если в конце урока они ответят на все вопросы, значит, урок прошел успешно.

Вопросы: почему и где возникали греческие колонии;

что объединяло всех греков, почему они причисляли себя к одному народу; какую роль играли колонии в жизни греков?

На берегах Средиземного и Черного морей сохранились развалины древних городов. Археологи обнаружили здесь остатки крепостных стен, храмов, кварталы жилых домов, а также монеты, изделия ремесленников, надписи на камнях, высеченные на греческом языке.

Как греческие изделия могли попасть на берега Средиземного и Черного морей?

В те времена, когда на Балканском полуострове возникали города-государства, тысячи людей уезжали за море чтобы навсегда поселиться в чужих краях. Почему? Представьте, что мы оказались в городе Коринфе – богатом торговом городе, где собрались сотни отъезжающих. Они поведают нам о том, почему они покидают дом, родных.

После обсуждения учитель подводит итог.

Причины создания колоний:

- долговое рабство;

- малоземелье;

- борьба между демосом и аристократами;

- развитие торговли.

На доске создается схема, либо показывается соответствующий слайд из презентации И.П.Чернова.

Обращает внимание на карту «Образование греческих колоний» и задает вопросы:

Каковы направления греческой колонизации?

Найти и определить местоположение колоний: Массилия, Сиракузы, Кирена, Пантикапей, Херсонес.

Афинский мыслитель Сократ шутливо утверждал, что греки расселились вокруг моря, как лягушки вокруг болота. Что он имел в виду?

Какие места выбирали греки для основания колоний?

Что ввозили и что вывозили греки из колоний?


Обращает внимание на иллюстрацию на стр. 145 учебника.

По каким признакам вы определили, что это колония, а не полис на Балканском полуострове?

Что доказывает, что перед нами греческая колония?

Как вы думаете, какой из изображенных на рисунке кораблей был военным, а какой торговым? По каким признакам вы это определили? Почему греки часто окрашивали корпус корабля, его парус, снасти в синий цвет?
На каком языке общались жители колоний и греки с Балканского полуострова? Каким богам они поклонялись? Каким было управление колониями?

Где бы ни жили греки, они считали себя эллинами, а свою страну (одну родину) Элладой. Вот почему далеко от побережья Балканского полуострова до сих пор находят свидетельства эллинской культуры. Эллинская культура оказала огромное влияние на историю многих народов, в том числе и наших предков – славян.

Как складывались отношения жителей колоний и их соседей? Об этом мы узнаем из книги историка Геродота о скифском царе Скиле.

Как вы думаете, что стало причиной гибели царя Скила. Были ли правы скифы, возмущенные поведением Скила?

Встречаются ли сегодня подобные проявления?

Как должны жить люди, для того, чтобы избежать судьбы Скила?


Открывают учебники и просматривают страницы данного текста, обращая внимание на карту и иллюстрации.


Высказывают предположения, что греки селились в тех местах и создавали города.

Несколько учащихся выполняют опережающие задания.

Остальные слушают и стараются определить, почему греки покидают родные места.

  1. Я, бедный крестьянин. В нашей долине лучше меня никто не умеет пахать землю. Но что толку! Участок мой высоко в горах, земли в долине захватила знать. Сколько ни работай, а из нужды не выберешься. Быть может, на чужбине мне посчастливится найти участок плодородной земли и зажить обеспеченно и счастливо.

  2. У меня дела похуже твоих. Как поставили у меня на участке долговой камень, лишился я покоя, проснусь ночью и думаю: не стать бы мне рабом-должником. Решил я бросить и заложенный участок, и родную деревню. Говорят, за морем есть страны, где сколько хочешь земли и она пожирнее, чем на берегах Нила!

К разговаривающим крестьянам подходит хорошо одетый грек. Они внимательно его разглядывают и спрашивают: «Кто ты такой? Не похоже, чтобы голод или долги гнали тебя из дома?»

3. Вы угадали. Я – торговец и живу здесь, в

Коринфе. Верные люди рассказывали мне, что в

заморских странах охотно меняют пшеницу и

рабов на греческие товары: шерстяные ткани,

вино и оливковое масло. Я поплыву с вами.

Морская торговля полна опасностей, но, может

быть, она обогатит меня.

Один из присутствующих хмуро молчал и не вмешивался в разговор. «Кто ты? - спросили его.- По твоему виду и одежде ты принадлежишь к знати. Что заставило тебя присоединиться к отъезжающим?»

4. Вы не ошиблись. Я происхожу из древнего и

знатного рода. Я был правителем в своем

городе. Но однажды мне пришлось бросить дом,

полный дорогой утвари и рабов. Преданный

слуга сообщил мне, что в городе вспыхнуло

восстание демоса, много знатных людей убито в

собственных постелях. Эта страшная весть

застала меня врасплох. Как сказал поэт: «Я на

корабль беглеца пышный мой дом променял».

Учащиеся работают с картой.
Колонии могли возникнуть только на побережье с удобными бухтами, в которые могли причалить корабли, с хорошими плодородными землями, на которых можно было выращивать пшеницу, с источниками пресной воды (например, в устье реки).

Выполнение задания в рабочей тетради «Торговля между городами Греции и колониями на берегах Черного моря» (вписать недостающие слова).

По учебнику, стр. 146, абзац 1.

Справа на рисунке всадники, явно не греки. По всей вероятности, соседи жителей колонии.

Отвечают, что на рисунке изображены греческие корабли, здания, храмы.
Слева на рисунке военный корабль (для него важна скорость), а справа – торговый (для него важна вместительность).

В синий цвет окрашивали в целях безопасности.

Язык был греческий. Поклонялись одним и тем же богам. Во главе колоний также было Народное собрание, старейшины.


Учащиеся по цепочке читают текст, стр. 146, абзац 3 – стр. 149.
В то время люди не могли простить измены своим обычаям и традициям, поклонения чужим богам. Они были нетерпимы к чужой культуре.


Закрепление знаний.


Учитель возвращает детей к вопросам, поставленным в начале урока.



Отвечают на вопросы. После выполнения задания вопрос с доски стирается. Доска должна быть чистой.


Оценивание учащихся.

Домашнее задание.

Выставляет оценки и комментирует их.

§ 32, выполнить задания в рабочей тетради «Основание греческих колоний» (заполнение контурной карты), описание военного и торгового

кораблей.

Если на уроке не хватит времени на изучение последнего вопроса урока, детям пункт 3 § 32 дается для самостоятельного чтения и к нему вопрос № 5 после § 32.


Записывают подробно домашнее задание.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск