Скачать 48.31 Kb.
|
Урок-практикум в 7В классе "Речевое поведение" Учитель первой квалификационной категории Турлюк С.А. Цель: систематизация и контроль качества знаний учащихся по теме "Речевое поведение". Задачи:
Методы: эвристическая беседа, ролевая игра, анализ текста, психологическое тестирование. Оборудование:
Ход урока "Хорошо говорить - значит просто хорошо думать вслух". (Э.Ренан) 1. Организационный момент. 2. Показ эпизода фильма (из тележурнала "Ералаш") 3. Актуализация. - Слово - великий дар человека. И надо знать, когда можно говорить, а когда нельзя. Мысли, а затем слова приводят к соответствующим поступкам. - Слово обязательно несет в себе энергию души, и поэтому надо стараться, что бы эта энергия была доброй и созидательной. Очень ошибаются те, кто недооценивает силу слова. - Как называется речь и связанные с ней поступки? (речевое поведение). Сегодня работая в группах, мы к теоретическим знаниям добавим практических навыков.. В любом селе из века в век гостей поклоном привечают, день добрый, добрый человек! И люди тем же отвечают. - Чтобы высказать свое дружелюбие, люди приветствовали друг друга, но в каждом государстве слова и жесты имеют свой смысл. - Что же означает слово "здравствуйте"? / работа со словарем/ - А как в разных странах приветствуют друг друга люди? /сценки / Вывод учащихся Познакомиться с историей приветствий можно в книгах, которые сейчас расположены на выставке, эти книги можно найти в нашей школьной библиотеке. Учащиеся первой группы под руководством провели экспресс опрос с учениками и учителями школы по теме "Роль слова в жизни человека". Вам слово. Выступление группы Были заданы следующие вопросы: - Какие принципы общения с люди вы считаете главными? - Согласны ли вы с утверждением: "Словом человека можно ранить больнее, чем оружием?" В результате мы получили такие ответы: - на 1 вопрос большинство ответили:
Были и другие варианты. Вывод учащихся: не бросай слова на ветер. Говорили на Руси "Ветер горы разрушает, слово народы поднимает". Вторая группа проводила опрос по теме: "Молодежный сленг: "за" и "против". Сленг это - в переводе с английского, означает слова или выражения употребляемые людьми, определенных возрастных групп, профессий или классовых прослоек. В ходе опроса мы задали следующие вопросы: - часто ли вы употребляете слова молодежного сленга? - как вы считаете сленг и нецензурная брань- это одно и тоже? - есть ли слова современного сленга, которые вы не понимаете? Мы предлагаем вам попробовать определить какие слова относятся к сленгу, а какие к литературной речи и дать им объяснения- пацан, клево, базар, репа, пасть, нет, шарага, потрясно, красиво, Родители, капуста, чело, разговор. - Работа со словами. - Вывод: на Руси говорили "Видна птица - по перьям, а человек - по речам", будьте внимательны к своим словам. Познакомиться со значением разных слов можно в книгах, которые сейчас расположены на выставке, эти книги можно найти в нашей школьной библиотеке. Вывод: главное в приветствии - улыбка. Так что улыбайтесь! Улыбка ничего не стоит, но многое дает. Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. Улыбка длится мгновения, а в памяти остается порой навсегда. Но речевое поведение, это не только умение правильно говорить, но и умение слушать, понимать друг друга. Я предлагаю вам выполнить несколько упражнений для развития умений слушать и понимать. Упр.1. На определение положительных и отрицательных видов поведения говорящего. Поставьте букву П для тех видов поведения которые вы - говорящий - используете для того, чтобы привлечь к себе внимание слушателя, и Н - для тех, которые, по вашему мнению, мешают вас слушать.
Вывод: мы убедились, что умение слушать и правильно говорить сложная наука. Но осваивать ее надо. Третья и четвертая группа разработала и подготовила свои рекомендации для слушающего и говорящего. А теперь подберите пословицы и поговорки к данным рекомендациям. Выступления учащихся, памятки для групп. Вывод: "Хочешь быть умным, научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и переставать говорить, когда нечего больше сказать". Подводя итог уроку давайте ответим на важные вопросы: - Что значит быть приятным собеседником? - О чем можно и о чем нельзя говорить в обществе? - Что необходимо учитывать, общаясь с близкими людьми? - Какое значение в общении играют жесты и мимика? Вывод урока: Нужно быть очень осторожным в своих мыслях, словах, поступках, то есть в речевом поведении. От этого зависит вся наша жизнь, здоровье, ваше счастье. Персидский поэт говорил: "Покуда человек не говорит, неведом дар его, порок сокрыт". Спасибо всем за урок. Оценки за урок: Домашнее задание:
|