КУБАНОВЕДЕНИЕ 3 класс
Тема урока: «Ты и твоё имя»
Урок-исследование.
Учитель МОУ СОШ № 19 г. Новороссийска
Журавлёва Елена Геннадьевна.
Цель: Расширить представление детей об именах, отчествах и фамилиях. Задачи:
Предметные:
Познакомить детей с историей возникновения имён, отчеств и фамилий, объяснить их происхождение.
Метапредметные:
Познавательные - формирование умения искать информацию, умения
Классифицировать, формирование умения анализировать с целью выделения признаков, устанавливать причинно-следственные связи, умения доказывать.
Регулятивные – формирование умения планировать, контролировать свои действия, оценивать результат, мобилизовать силы.
Коммуникативные - умение работать в команде: дискутировать,
планировать учебное сотрудничество.
Личностные – формирование умения культурно общаться, привитие нравственных понятий «толерантность», «уважение», «любовь».
Личностные:
приобщить детей к глубинному нравственному наследию и эстетическому богатству культуры России, своего края, своей семьи; помочь ребёнку открыть для себя красоту и добро, заключённые в недрах родного дома, семьи; воспитывать патриотические чувства: чувство гордости за свою семью, уважение и любовь к предкам, прошлому нашей Родины.
Оборудование: репродукция картины М.В.Васнецова «Три богатыря»; портреты Ивана Грозного, Петра I; мультимедийная презентация.
Ход урока:
Организационный момент.
СЛАЙД 1
- На прошлом уроке мы с вами говорили о родословных. Вспомните, какими интересными и богатыми получились ваши семейные древа и сколько в них имён.
- Ребята, перед вами картина русского художника Васнецова «Богатыри».
- Вспомним их имена.
- Скажите, у Добрыни Никитича «Никитич» это что? (Мнения разделяются, ухватиться за неправильный ответ «отчество», попросив доказать)
- На самом деле это не так. На Руси в те времена не было понятий: имена, отчества, фамилии. А были в основном прозвища, которые гораздо позднее перешли в фамилии. - Догадайтесь, о чём сегодня мы будем говорить на уроке? Какова тема нашего урока? (Имя) СЛАЙД 1 (клик 2)
- Да, мы будем говорить об именах. Итак, тема нашего урока «Ты и твоё имя»
Проверка домашнего задания.
- Как вы думаете, зачем человеку имя? (Дети выражают своё мнение)
- Основное предназначение имени – это, конечно, отличие его носителя от других людей.
- С самого начала человеческой истории детям давались имена при рождении или вскоре после рождения.
– Сколько имён в нашем классе? (28 +1)
Дед старался для внучонка,
Нахватал из разных мест
Ряд имён, звучащих звонко:
Товий… Муций… и Орест… Зять решил по ходу прений
Повернуть вопрос ребром:
Назовём посовременней –
Гелий… Атом… Космодром… Дочь, захваченная спором,
Шумно лезет на рожон
С целым импортным набором:
Эдвин… Мельвин…Сельвин… Джон… Бабка с нехрестями знаться
Не желает и сама
Вносит лепту, глядя в святцы:
Псой… Сысой… Кузьма… Фома… Сочинительством премудрым
Занимались вчетвером.
Ночь поспорили, а утром
Мальчик назван был Петром.
СЛАЙД 2
- Кто из вас знает, что означает ваше имя и почему вас так назвали?
Справка для учителя:
АЛЕКСАНДР – др. греч., означающее «защитник людей».
АЛЬБИНА – латин. «белая».
АНАСТАСИЯ – греч. «воскресшая».
АНДРЕЙ – др. греч., означающее «мужественный».
АННА – др.евр. «благодать».
ВАЛЕРИЯ – латин. «сильная», «здоровая».
ВЕРОНИКА – греч. «несущая победу».
ВИКТОРИЯ – латин. «победа».
ДЕНИС – греч., означающее «посвящённый Дионису» (богу вина).
ДМИТРИЙ – греч., означающее «посвящённый Деметре» (богине земледелия и плодородия).
ЕКАТЕРИНА – греч. «чистота».
ИВАН – др.евр., означающее «милость Божия».
ИГОРЬ – др. герман., означающее «защитник» или др.сканд. «воинственный»
КИРИЛЛ – греч. «господин».
МАРИЯ – др.евр. имеет несколько значений «горькая», «любимая», «желанная», «упрямая» или «госпожа».
НИКОЛАЙ – греч. «победитель народов».
НИКОЛЬ – греч. от муж. Николай
ОЛЕГ – др. сканд. «святой», «священный».
РОМАН – латин. «римлянин».
СОНЯ – греч. «мудрая».
ЮРИЙ – греч., означающее «земледелец».
- Из каких источников вы брали сведения о своём имени?
Справка для учителя:
Одним из разделов языкознания является наука ономастика, которая изучает имена собственные. Антропонимика – раздел ономастики, который изучает собственные имена людей.
- Некоторые ребята несколько углубились в изучение истории происхождения имён. Давайте прослушаем их сообщения. Только я попрошу говорить самое основное, коротко.
(Ученики дают свои сообщения) - Человек, живущий в России, имеет имя, отчество, фамилию. Это триединство складывалось постепенно, по времени процесс исчислялся веками. Сначала было имя. Потом отчество. Затем фамилия. - В начале XVIII века в документах стало обязательным отчество. Петрович – Петров сын, Ильич – Ильин сын. Но писаться с суффиксом –вич или –ич могли только дворяне.
- Во второй половине XIX века обращение по имени и отчеству становилось общепринятым с почтительной формой обращения. - Само слово – фамилия - тоже достаточно поздно вошло в наш язык. Происходит оно от латинского «семья». Внедрил в русский быт это слово великий реформатор царь Пётр I. Раньше вместо фамилий были прозвища.
- Первыми в XIV-XV вв. обрели фамилии князья и бояре. Давались они часто по названиям владений: Тверской, Нижегородский, Вяземский и т.д.
- В XVI-XVIII вв. формировались фамилии дворян. Среди них немало фамилий восточного происхождения, поскольку многие дворяне прибывали на службу к царю из чужих земель.
- В XVIII-XIX вв. обретали фамилии служилые и торговые люди. В них часто отражались географические понятия (по факту их рождения): Архангельский, Москвин…
- В XIX в. начали складываться фамилии русского духовенства: Звонарёв, Дьяконов, Попов…
- Крестьяне – самая многочисленная часть населения России – не имели фамилий вплоть до конца XIX в., а некоторые вообще обрели их только в 30-е годы XX века, когда началась всеобщая паспортизация.
- Благодарю, ребята. А сейчас вам предстоит узнать, о происхождении имён на Кубани.
3. Знакомство с новым материалом.
Работа с учебником
1) Задание: Сейчас вам нужно будет в учебнике самостоятельно ознакомиться с текстом на с.48-49 до значка «обсуди» и выполнить задание в тетради на с. 31.
-Скажите, почему Кубань в задании названа общим домом?
-Как это отражается на именах? (Даются имена в каждой национальности свои)
-Что интересного вы узнали об именах?
- С какими обычаями нарекания имён вы познакомились?
2) Задание:
- Прочитайте слова и разделите их на 3 группы:
СЛАЙД 3
Ольга, Иващенко, Белоус, Олегович, Захар, Петровна, Оксана, Остроух, Ивановна.
- Дайте название каждой группе.
СЛАЙД 3 (клик 2, 3, 4, 5, 6, 7)
.
4. Физминутка
3) Задание:
- Самостоятельно продолжить знакомство с текстом с 50-51 и угадать фамилии тех, казаков, которых изобразил художник.
СЛАЙД 4
- Так по какому признаку давались фамилии на Кубани?
Профессии или по роду деятельности
Внешний вид
Черты характера
Вредные привычки
От имён
От названия животных 4) Задание: (работа в группах)
- Сегодня мы будем учёными-антропонимиками. А работать мы будем в историческом архиве.
- Сейчас вы проведёте исследование происхождения фамилий некоторых детей нашего класса. Вам понадобиться ваша догадка, смекалка, внимательность и справочная литература:
Рудик
Томчик
Харченко
Савенко
Ткаченко
АБРАМОВ – в святцах есть имена Авраам, Авраамий, разговорный вариант – Абрам. Смысл в них один: в переводе с древнееврейского – «отец многих народов».
АЛЬБОВ – фамилия из семинарских, искусственно образованных. Альбус переводится с латинского как «белый». Быть Беловым будущему священнослужителю, по понятиям тех времён, несолидно, вот и сделали Белова Альбовым.
БАСКАКОВ – в Архангельской обл. баской называют детскую игрушку. На юге и западе России баскалиться означало «кокетничать, красоваться». В Пензе басливыми кличут людей обходительных, разговорчивых. В Рязани и Тамбове «басихой» называют бабку-лекарку, шептунью.
БЕЛОУСОВ – давнюю историю имеют двусловные фамилии, означающие определённое свойство характера, внешности, социального положения, названия места рождения, ремесла или рода занятий.
БОЖКОВ – уменьшительная форма от старославянского имени Богдан (Богданов) в смысле – «Богом данный».
ГАВРИЛОВ – от имени Гаврила, Гавриил.
ЖУРАВЛЁВ – журавль на Руси – птица почти мистическая. Люди получали прозвища в его честь: кто за горделивую походку, кто за длинные ноги, кто за независимость нрава.
КОЛТЫШЕВА – тех, кто надолго попадал в затруднительное положение, неразрешимые заботы, хлопоты, в некоторых регионах на Руси называли ко´лты.
КРАСНОЯРОВ – очень любопытны двусловные фамилии, использующие слово красный , которое, как известно, в древности означало «красивый», яр – крутой берег, обрыв, овраг.
ЛЕВИН – возникла от имени Лев, что в переводе с греческого «царь зверей».
МЕЩЕРЯКОВ – так называются национальные парки на Рязанщине и во Владимирской
области Мещера. Невиданной красоты пейзажи. В прошлом тысячелетии здесь жило племя с таким названием.
НИКОЛАЕВ – Николай Чудотворец – издавна самый популярный и любимый святой на Руси.
ОКУНЕВ – от прозвища, данного либо удачливому рыболову, либо любителю окуньков.
РАФАЕЛЯН – (арм.) возможно от имени Рафаэль – итальянский живописец и архитектор.
РУДИК – Рудой, Рудак – любой рыжий или конопатый обязательно получал подобное прозвище, поскольку рудый означало «рыжий, тёмно-красный, огненно-красный». Возможно как Рыжик – Рудик (в ласкательной форме).
САБУРОВ – в старину сабур – это растение алоэ, которое являлось лекарством.
САВЕНКО – (укр.) предположительно от имени Савва (в перерводе с древнееврейского – «старец»).
СУХАРЕВ – от прозвища Сухой, которое давалось на Руси либо человеку худощавому, либо чересчур сдержанному, не проявлявшему ярких эмоций.
ТКАЧЕНКО – (укр.) (от русской ТКАЧЁВ, ТКАЧ) по роду занятий (ткали ткани, полотно, ковры и т.п.)
ТОЛСТЫХ – предок был толстячком, за что и получил своё прозвище по необычной внешности.
ТОМЧИК - в сотворении фамилий использовались имена (ТОМА, ТАМАРА). За основу часто брали ласкательные и уменьшительные формы.
ТУРЧАНИНОВА – эта фамилия, как и многие, ей подобные, возникла из имени-прозвища, данного на основе национального происхождения человека (турчанин – так называли в древности турка, а в просторечии окликали турка).
ХАРЧЕНКО – (укр.) «вкусная» фамилия, от слов харч, харчи. Так на Руси называли любые съестные припасы, кроме хлеба.
ШАРОВ – возможно от глагола шарить, т.е. искать, копаться, рыться. Может от внешности человека. А в старину маля´р называл шарой смесь мела с сажей.
5. Итог урока (рефлексия)
- Определите имя, отчество и фамилию у казака (картинка)
1-й ряд разгадывает имя: (ребус - Захар)
СЛАЙД 5, 6
2-й ряд разгадывает отчество: Какое отчество у этого казачка, если у его дедушки Антона Савельевича есть сын Пётр Антонович. (Петрович)
СЛАЙД 7
3-й ряд разгадывает фамилию: по роду деятельности – очень любит танцевать. (Танцюра)
СЛАЙД 8
Загадка:
- Какое слово чаще всего человек слышит на протяжении всей своей жизни? (Имя)
7. Оценивание.
8. Домашнее задание.
- Исследовать происхождение своей фамилии.
9. Спасибо за урок.
СЛАЙД 9
Список используемой литературы:
Ведина Т.Ф. Энциклопедия русских фамилий. Тайны происхождения и значения.
Ерёменко Е.Н. Кубановедение. Материалы к урокам и внеклассным мероприятиям 3 класс.
Конева Л.С. 100 русских имён.
Мирук М.В. и др. Кубановедение. Учебник для 3 – 4 классов.
Науменко Т.А., Матвеева Ю.А. Рабочая тетрадь по Кубановедению 3 класс.
Советская энциклопедия.
Суперанская А.В. Словарь русских имён.
Суперанская А.В. Словарь русских личных имён.
Флоренский П.А. и др. Тайна имени.
Шешко Н.Б.Современный именослов.
|