Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 89.47 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации17.05.2014
Размер89.47 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > История > Урок
КУБАНОВЕДЕНИЕ 3 класс

Тема урока: «Ты и твоё имя»

Урок-исследование.

Учитель МОУ СОШ № 19 г. Новороссийска

Журавлёва Елена Геннадьевна.

Цель: Расширить представление детей об именах, отчествах и фамилиях. Задачи:

Предметные:

Познакомить детей с историей возникновения имён, отчеств и фамилий, объяснить их происхождение.

Метапредметные:

Познавательные - формирование умения искать информацию, умения

Классифицировать, формирование умения анализировать с целью выделения признаков, устанавливать причинно-следственные связи, умения доказывать.

Регулятивные – формирование умения планировать, контролировать свои действия, оценивать результат, мобилизовать силы.

Коммуникативные - умение работать в команде: дискутировать,

планировать учебное сотрудничество.

Личностные – формирование умения культурно общаться, привитие нравственных понятий «толерантность», «уважение», «любовь».

Личностные:

приобщить детей к глубинному нравственному наследию и эстетическому богатству культуры России, своего края, своей семьи; помочь ребёнку открыть для себя красоту и добро, заключённые в недрах родного дома, семьи; воспитывать патриотические чувства: чувство гордости за свою семью, уважение и любовь к предкам, прошлому нашей Родины.

Оборудование: репродукция картины М.В.Васнецова «Три богатыря»; портреты Ивана Грозного, Петра I; мультимедийная презентация.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

СЛАЙД 1

- На прошлом уроке мы с вами говорили о родословных. Вспомните, какими интересными и богатыми получились ваши семейные древа и сколько в них имён.

- Ребята, перед вами картина русского художника Васнецова «Богатыри».

- Вспомним их имена.

- Скажите, у Добрыни Никитича «Никитич» это что? (Мнения разделяются, ухватиться за неправильный ответ «отчество», попросив доказать)

- На самом деле это не так. На Руси в те времена не было понятий: имена, отчества, фамилии. А были в основном прозвища, которые гораздо позднее перешли в фамилии.
- Догадайтесь, о чём сегодня мы будем говорить на уроке? Какова тема нашего урока? (Имя)
СЛАЙД 1 (клик 2)

- Да, мы будем говорить об именах. Итак, тема нашего урока «Ты и твоё имя»

  1. Проверка домашнего задания.

- Как вы думаете, зачем человеку имя? (Дети выражают своё мнение)

- Основное предназначение имени – это, конечно, отличие его носителя от других людей.

- С самого начала человеческой истории детям давались имена при рождении или вскоре после рождения.

– Сколько имён в нашем классе? (28 +1)

Дед старался для внучонка,

Нахватал из разных мест

Ряд имён, звучащих звонко:

Товий… Муций… и Орест…
Зять решил по ходу прений

Повернуть вопрос ребром:

Назовём посовременней –

Гелий… Атом… Космодром…
Дочь, захваченная спором,

Шумно лезет на рожон

С целым импортным набором:

Эдвин… Мельвин…Сельвин… Джон…
Бабка с нехрестями знаться

Не желает и сама

Вносит лепту, глядя в святцы:

Псой… Сысой… Кузьма… Фома…
Сочинительством премудрым

Занимались вчетвером.

Ночь поспорили, а утром

Мальчик назван был Петром.

СЛАЙД 2

- Кто из вас знает, что означает ваше имя и почему вас так назвали?

Справка для учителя:

АЛЕКСАНДР – др. греч., означающее «защитник людей».

АЛЬБИНА – латин. «белая».

АНАСТАСИЯ – греч. «воскресшая».

АНДРЕЙ – др. греч., означающее «мужественный».

АННА – др.евр. «благодать».

ВАЛЕРИЯ – латин. «сильная», «здоровая».

ВЕРОНИКА – греч. «несущая победу».

ВИКТОРИЯ – латин. «победа».

ДЕНИС – греч., означающее «посвящённый Дионису» (богу вина).

ДМИТРИЙ – греч., означающее «посвящённый Деметре» (богине земледелия и плодородия).

ЕКАТЕРИНА – греч. «чистота».

ИВАН – др.евр., означающее «милость Божия».

ИГОРЬ – др. герман., означающее «защитник» или др.сканд. «воинственный»

КИРИЛЛ – греч. «господин».

МАРИЯ – др.евр. имеет несколько значений «горькая», «любимая», «желанная», «упрямая» или «госпожа».

НИКОЛАЙ – греч. «победитель народов».

НИКОЛЬ – греч. от муж. Николай

ОЛЕГ – др. сканд. «святой», «священный».

РОМАН – латин. «римлянин».

СОНЯ – греч. «мудрая».

ЮРИЙ – греч., означающее «земледелец».

- Из каких источников вы брали сведения о своём имени?

Справка для учителя:

Одним из разделов языкознания является наука ономастика, которая изучает имена собственные. Антропонимика – раздел ономастики, который изучает собственные имена людей.

- Некоторые ребята несколько углубились в изучение истории происхождения имён. Давайте прослушаем их сообщения. Только я попрошу говорить самое основное, коротко.

(Ученики дают свои сообщения)

  • Происхождение имён.

- Человек, живущий в России, имеет имя, отчество, фамилию. Это триединство складывалось постепенно, по времени процесс исчислялся веками. Сначала было имя. Потом отчество. Затем фамилия.

  • Происхождение отчеств.

- В начале XVIII века в документах стало обязательным отчество. Петрович – Петров сын, Ильич – Ильин сын. Но писаться с суффиксом –вич или –ич могли только дворяне.

- Во второй половине XIX века обращение по имени и отчеству становилось общепринятым с почтительной формой обращения.

  • Происхождение фамилий.

- Само слово – фамилия - тоже достаточно поздно вошло в наш язык. Происходит оно от латинского «семья». Внедрил в русский быт это слово великий реформатор царь Пётр I. Раньше вместо фамилий были прозвища.

- Первыми в XIV-XV вв. обрели фамилии князья и бояре. Давались они часто по названиям владений: Тверской, Нижегородский, Вяземский и т.д.

- В XVI-XVIII вв. формировались фамилии дворян. Среди них немало фамилий восточного происхождения, поскольку многие дворяне прибывали на службу к царю из чужих земель.

- В XVIII-XIX вв. обретали фамилии служилые и торговые люди. В них часто отражались географические понятия (по факту их рождения): Архангельский, Москвин…

- В XIX в. начали складываться фамилии русского духовенства: Звонарёв, Дьяконов, Попов…

- Крестьяне – самая многочисленная часть населения России – не имели фамилий вплоть до конца XIX в., а некоторые вообще обрели их только в 30-е годы XX века, когда началась всеобщая паспортизация.

- Благодарю, ребята. А сейчас вам предстоит узнать, о происхождении имён на Кубани.

3. Знакомство с новым материалом.

Работа с учебником

1) Задание: Сейчас вам нужно будет в учебнике самостоятельно ознакомиться с текстом на с.48-49 до значка «обсуди» и выполнить задание в тетради на с. 31.

-Скажите, почему Кубань в задании названа общим домом?

-Как это отражается на именах? (Даются имена в каждой национальности свои)

-Что интересного вы узнали об именах?

- С какими обычаями нарекания имён вы познакомились?

2) Задание:

- Прочитайте слова и разделите их на 3 группы:

СЛАЙД 3

Ольга, Иващенко, Белоус, Олегович, Захар, Петровна, Оксана, Остроух, Ивановна.

- Дайте название каждой группе.

СЛАЙД 3 (клик 2, 3, 4, 5, 6, 7)

.

4. Физминутка

3) Задание:

- Самостоятельно продолжить знакомство с текстом с 50-51 и угадать фамилии тех, казаков, которых изобразил художник.

СЛАЙД 4

- Так по какому признаку давались фамилии на Кубани?

Профессии или по роду деятельности

Внешний вид

Черты характера

Вредные привычки

От имён

От названия животных
4) Задание: (работа в группах)

- Сегодня мы будем учёными-антропонимиками. А работать мы будем в историческом архиве.

- Сейчас вы проведёте исследование происхождения фамилий некоторых детей нашего класса. Вам понадобиться ваша догадка, смекалка, внимательность и справочная литература:

  • Рудик

  • Томчик

  • Харченко

  • Савенко

  • Ткаченко

АБРАМОВ – в святцах есть имена Авраам, Авраамий, разговорный вариант – Абрам. Смысл в них один: в переводе с древнееврейского – «отец многих народов».

АЛЬБОВ – фамилия из семинарских, искусственно образованных. Альбус переводится с латинского как «белый». Быть Беловым будущему священнослужителю, по понятиям тех времён, несолидно, вот и сделали Белова Альбовым.

БАСКАКОВ – в Архангельской обл. баской называют детскую игрушку. На юге и западе России баскалиться означало «кокетничать, красоваться». В Пензе басливыми кличут людей обходительных, разговорчивых. В Рязани и Тамбове «басихой» называют бабку-лекарку, шептунью.

БЕЛОУСОВ – давнюю историю имеют двусловные фамилии, означающие определённое свойство характера, внешности, социального положения, названия места рождения, ремесла или рода занятий.

БОЖКОВ – уменьшительная форма от старославянского имени Богдан (Богданов) в смысле – «Богом данный».

ГАВРИЛОВ – от имени Гаврила, Гавриил.

ЖУРАВЛЁВ – журавль на Руси – птица почти мистическая. Люди получали прозвища в его честь: кто за горделивую походку, кто за длинные ноги, кто за независимость нрава.

КОЛТЫШЕВА – тех, кто надолго попадал в затруднительное положение, неразрешимые заботы, хлопоты, в некоторых регионах на Руси называли ко´лты.

КРАСНОЯРОВ – очень любопытны двусловные фамилии, использующие слово красный , которое, как известно, в древности означало «красивый», яр – крутой берег, обрыв, овраг.

ЛЕВИН – возникла от имени Лев, что в переводе с греческого «царь зверей».

МЕЩЕРЯКОВ – так называются национальные парки на Рязанщине и во Владимирской

области Мещера. Невиданной красоты пейзажи. В прошлом тысячелетии здесь жило племя с таким названием.

НИКОЛАЕВ – Николай Чудотворец – издавна самый популярный и любимый святой на Руси.

ОКУНЕВ – от прозвища, данного либо удачливому рыболову, либо любителю окуньков.

РАФАЕЛЯН – (арм.) возможно от имени Рафаэль – итальянский живописец и архитектор.

РУДИК – Рудой, Рудак – любой рыжий или конопатый обязательно получал подобное прозвище, поскольку рудый означало «рыжий, тёмно-красный, огненно-красный». Возможно как Рыжик – Рудик (в ласкательной форме).

САБУРОВ – в старину сабур – это растение алоэ, которое являлось лекарством.

САВЕНКО – (укр.) предположительно от имени Савва (в перерводе с древнееврейского – «старец»).

СУХАРЕВ – от прозвища Сухой, которое давалось на Руси либо человеку худощавому, либо чересчур сдержанному, не проявлявшему ярких эмоций.

ТКАЧЕНКО – (укр.) (от русской ТКАЧЁВ, ТКАЧ) по роду занятий (ткали ткани, полотно, ковры и т.п.)

ТОЛСТЫХ – предок был толстячком, за что и получил своё прозвище по необычной внешности.

ТОМЧИК - в сотворении фамилий использовались имена (ТОМА, ТАМАРА). За основу часто брали ласкательные и уменьшительные формы.

ТУРЧАНИНОВА – эта фамилия, как и многие, ей подобные, возникла из имени-прозвища, данного на основе национального происхождения человека (турчанин – так называли в древности турка, а в просторечии окликали турка).

ХАРЧЕНКО – (укр.) «вкусная» фамилия, от слов харч, харчи. Так на Руси называли любые съестные припасы, кроме хлеба.

ШАРОВ – возможно от глагола шарить, т.е. искать, копаться, рыться. Может от внешности человека. А в старину маля´р называл шарой смесь мела с сажей.

5. Итог урока (рефлексия)

- Определите имя, отчество и фамилию у казака (картинка)

1-й ряд разгадывает имя: (ребус - Захар)

СЛАЙД 5, 6

2-й ряд разгадывает отчество: Какое отчество у этого казачка, если у его дедушки Антона Савельевича есть сын Пётр Антонович. (Петрович)

СЛАЙД 7

3-й ряд разгадывает фамилию: по роду деятельности – очень любит танцевать. (Танцюра)

СЛАЙД 8

Загадка:

- Какое слово чаще всего человек слышит на протяжении всей своей жизни? (Имя)

7. Оценивание.

8. Домашнее задание.

- Исследовать происхождение своей фамилии.

9. Спасибо за урок.

СЛАЙД 9

Список используемой литературы:

  1. Ведина Т.Ф. Энциклопедия русских фамилий. Тайны происхождения и значения.

  2. Ерёменко Е.Н. Кубановедение. Материалы к урокам и внеклассным мероприятиям 3 класс.

  3. Конева Л.С. 100 русских имён.

  4. Мирук М.В. и др. Кубановедение. Учебник для 3 – 4 классов.

  5. Науменко Т.А., Матвеева Ю.А. Рабочая тетрадь по Кубановедению 3 класс.

  6. Советская энциклопедия.

  7. Суперанская А.В. Словарь русских имён.

  8. Суперанская А.В. Словарь русских личных имён.

  9. Флоренский П.А. и др. Тайна имени.

  10. Шешко Н.Б.Современный именослов.





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск