Открытый урок по истории в 6 Б классе МОУ СОШ имени Д. Тарасова
г. ОЗЁРСКА Калининградской области РФ
на тему : «Русь изначальная». Цель:
Обобщить, закрепить, осмыслить изученный ранее материал по истории России IX – XIII веков.
Развивать внимание, мышление, память, речь, способствовать развитию интереса к историческим событиям и личностям.
Воспитывать чувство патриотизма, любви к истории своей Родины.
Оборудование: карты «Древнейшие племена и государства», «Русские княжества в XII начале XIII века», «Русские княжества и Золотая Орда в XIII веке», карточки, книги, иллюстрации, глобус, предметы русского быта, выставки, проигрыватель, видеотехника, грампластинки, видеофильм. Ход урока:
Организационный момент. Здравствуйте, садитесь.
-Тема нашего урока : «Русь изначальная». Сегодня мы совершим увлекательное путешествие во времени и пространстве. Представьте себя марсианами, которые полетят на далекую голубую планету Земля и попадут не в сегодняшнее время, а в государство Киевская Русь IX-XIII века, узнают, какие племена населяли эту землю, какие князья ею управляли, какие походы совершали русичи и какой была их культура.
Чтобы всем достались места, нужны билеты. Это ответы на вопросы.
Исторический диктант:
А) В каком веке образовалось государство Киевская Русь?
Б) Как назывался первый свод русских законов, появившийся во времена Ярослава МУДРОГО и его сыновей?
В) Как называется процесс возникновения самостоятельных княжеств на Руси?
Г) В каком году произошла битва на реке Калке?
Д) В каком году хан БАТЫЙ пришел на покорение городов Северо – Восточной Руси?
Взаимопроверка:
поменяйтесь листочками и проверьте работу своего соседа. Нормы оценки: 5 ответов – «5» и т.д.
На доске открываются правильные ответы: IX век, «Русская Правда», феодальная раздробленность, 1223 год, 1237год.
Надеюсь, что все справились с работой. Отправляемся в путь . Занимаем места и я даю отсчет времени 5-4-3-2-1- пуск. ( Включается видеомагнитофон, запись кадров летящего межпланетного корабля). Музыкальное сопровождение.
Мы приземлились на планете ЗЕМЛЯ. Кто сможет показать на глобусе место приземления: Евроазия, бассейн реки Днепр, среднее течение, г. Киев. Аналогичный показ на карте.
Работа в парах. Закрепление знаний о крупнейших племенных союзах славян. Задание: I вариант показывает племенные союзы, II вариант называет, затем наоборот.
Закрепление знаний по карте.
Сейчас вперед пойдут 3 разведчика. Они прокладывают нам маршрут. Ученики получают карточки с заданием:
А) покажи на карте путь из варяг в греки и из греков в варяги;
Б) покажи самостоятельные русские княжества, появившиеся в результате феодальной раздробленности;
В) покажи на карте поход хана БАТЫЯ на Северо – Восточную Русь.
Пока ребята у доски готовятся проводится фронтальный опрос. За правильный ответ дается фишка.
с помощью каких исторических дисциплин мы узнаем историю древних славян?
Чем занимались праславяне?
Что такое подсечно – огневое земледелие?
Что такое пашенное земледелие?
Что такое язычество?
Проверка работы разведчиков, показ по карте и рассказ.
На доске написаны боги и божества. Выберите из них славянских:
ДАЖДЬБОГ, ИШТАР, АМОН –РА, СТРИБОГ, АФРОДИТА, МАКОШЬ, ПЕРУН, ВЕЛЕС, ЗЕВС, СВАРОГ, ЯРИЛА, КУПАЛА.
Когда на Руси было принято христианство?
Какое значение имело это событие для дальнейшего развития?
Кто такие феодалы?
Как называлось зависимое население Руси?(смерды, холопы, рядовичи, закупы)
Какие феодальные повинности выполняли крестьяне?
Когда на Руси началась феодальная раздробленность?
Каковы её последствия?
Чем было сильно войско татаро- монгол?
Когда хан БАТЫЙ напал на Северо - Восточную и Южную Русь?
Что такое ордынское иго?
Время подходит к обеду, все хотят кушать. Сейчас мы будем ловить рыбку в море истории и варить уху. Ребята с помощью удочки ловят рыбок – магнитом достают нарисованные рыбки, на обратной стороне которых написаны имена: ОЛЬГА, ИГОРЬ,ЯРОСЛАВ МУДРЫЙ, ЮРИЙ ДОЛГОРУКИЙ, ЕВПАТИЙ КОЛОВРАТ. В момент рассказа о Юрии ДОЛГОРУКОМ показ видеофильма «Московский Кремль». 3 мин.
Письменная работа на проверку знания дат: соотнеси дату и событие:
945 год начало феодальной раздробленности на Руси
1132 год нашествие монголо – татарских войск на Северо –
-Восточную Русь
первое упоминание о Москве
гибель князя Игоря во время сбора полюдья
битва на реке Калке
Самопроверка : на доске текст, учитель мелом проводит линии.
А сейчас к нам пришли гости – великие люди земли русской. Внимательно послушайте и скажите, кому принадлежат эти слова:
1.«Откуда есть пошла Русская земля?
Кто в Киеве начал первый княжити?
Откуда русская земля стала есть?» (Монах Киево –Печерского монастыря, живший в XII веке НЕСТОР)
2. «Иду на вы!» - (СВЯТОСЛАВ)
-«Да не посрамим земли Русской, но ляжем костьми, мёртвые бо срама не имут!» (СВЯТОСЛАВ перед боем с византийцами)
« Ты, князь, чужой земли ищешь и о ней заботишься, а свою покинул» -(жители Киева князю СВЯТОСЛАВУ)
« Высоко ты сидишь на своем златокованном троне, подперев железными полками Карпатские горы» ( о князе Галицко – волынском Ярославе ОСМОМЫСЛЕ автор «Слова о полку Игореве»)
«Приди ко мне, брате, в Москов» (Юрий Долгорукий)
«Дуб крепок множеством корней, так же и город наш – твоею державой» (Даниил Заточник о княжеской власти).
«О светло – светлая украсно –украшенная земля Русская!
И многими красотами удивлена еси…
Всего еси исполнена земля Русская!»
(автор «Слова о полку Игореве»).
Перед возвращением домой остается заглянуть в прекрасный музей. Он называется «КУЛЬТУРА». Наш современник художник Илья ГЛАЗУНОВ по заказу ЮНЕСКО – международной организации культуры, написал панно «Вклад народов Советского Союза в мировую культуру».- демонстрация.
Мы с вами попробуем сделать такое же панно. 3 ученика подходят к столу, где разложены иллюстрации, выбирают нужную и прикрепляют к магнитной доске. Задание: брать только те иллюстрации, которые относятся к культуре Древней Руси IX – XIII веков .
Работа сопровождается музыкальным фрагментом «Славься, славься!» из оперы М.И. ГЛИНКИ «Жизнь за царя».
Проверка. 12. Заключение учителя: история Руси изначальной -
это история наших корней, наших предков, её нужно знать и любить!
Наш корабль уже стоит готовым к возвращению на Марс. Давайте посмотрим, кто претендует на звание лучшего знатока истории Древней Руси среди марсиан. |