Телевидение как элемент повседневности





Скачать 310.76 Kb.
НазваниеТелевидение как элемент повседневности
Дата публикации13.01.2015
Размер310.76 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Журналистика > Документы
Московский государственный университет

им. М. В. Ломоносова

Факультет журналистики
Кафедра социологии журналистики

© 2006 «РЕФЕРАТЫ ДЛЯ ЖУРФАКОВЦЕВ»

HTTP://JOURNREF.NAROD.RU
Анализ статьи «Телевидение: модальность существования»

Студент 3** гр. д/о Moscvitch
Москва – 2006


Нами была проанализирована статья И. А. Климова «Телевидение: модальность существования»1. Тележурналисты и зрители воспринимают телевидение по-разному. Например, для первых важны такие понятия как «свобода слова», «независимость», кроме того, они воспринимают телевидение как определенную систему со своими закономерностями и целями. Зритель же воспринимает ТВ с точки зрения своего «жизненного пространства». Значительная часть граждан, по данным опросов не воспринимают проблему цензуры как значимую. Это происходит из-за того, что общество и СМИ не рассматривают друг друга как обоюднополезный ресурс. То есть понятия, зачем нужно обществу телевидение и телевидение обществу отсутствуют как социальная практика.

Сегодня телевидение с точки зрения социологии можно изучать в нескольких аспектах:

- телевидение как социальный институт со своими функциями, системами, структурой, связанный со многими другими организациями,

- телевидение как дискурс, систему языковых и метаязыковых коммуникаций

- телевидение как форма социального знания, как способ и форма накопления обществом информации о самом себе,

- телевидение как элемент повседневной жизни.

В статье рассматриваются два подхода из четырех: ТВ как элемент повседневности и как форма социального знания.
Телевидение как элемент повседневности.
Люди в обычной жизни, как правило не задумываются о способах собственного мышления. Стабильность служит гарантией внутреннего единства мировоззрения индивида. Телевидение же меняет эту ситуацию. Представляя огромное многообразие мнений по различным проблемам, оно может вызвать нестабильность в мышлении человека, и зритель может начать сомневаться в верности своих собственных представлений о мире и обществе. Многообразие типов мышления начинает восприниматься как конфликтное, а различные интерпретации происходящих событий столкновением интереса разных социальных групп.

С другой стороны, ТВ может выступить и восстановителем социальной ткани, действуя через повседневную жизнь человека. Оно может постараться представить мнение, с которым большинство будет согласно. Таким образом, люди будут не конфликтовать, а, наоборот, объединяться для решения какой-то проблемы. Хотя, сейчас на телевидении популярны как раз передачи, в которых приглашенные гости разделены на две стороны с противоположными мнениями («К барьеру», «2030»).

Автор статьи также считает, что одним из важнейших понятий при изучении телеповседневности является «локус контроля» - склонность человека приписывать ответственность за результат своей деятельности либо самому себе, либо внешнему контексту, обстаятельтсвам.

Люди с внутренним локусом контроля или интерналы более уверены в себе и своих силах, независимы, последовательно достигают целей. Если рассматривать их как категорию телезрителей, то можно отметить, что они молодые, живут в городах, высокообразованные. Для них важны следующие функции телевидения: личностное развитие и релаксации. То есть таких зрителей интересуют научно-популярные, познавательные передачи. Они и отдыхают и получают новые знания (не связанные с их повседневной жизнью).

Люди с внешним локусом контроля или экстерналы неуверенны в собственных способностях, пессимисты, часто откладывают реализацию своих задумок. От телевидения они ждут того, что оно прояснит им вещи, которые пригодятся на практике (например, как применять закон). Также они с удовольствием смотрят новости, интересуются текущими событиями.

Также существует промежуточная группа «середняков». Функция информирования здесь представлена как потребность понимать житейские практики, контекст, непосредственно влияющий на их жизнь.

Автор считает, что, если телевидение – это социальный институт, то можно сказать, что оно не выполняет своих функций. Даже задача включения россиян в общий информационно-новостной контекст выполняются далеко не лучшим образом. Большинство, по данным опросов, считает, что ТВ показывает «чужую жизнь». Тут же автор предлагает три концепции сценариев, удовлетворяющих каждой из групп локус-контроля. Через показ конфликта и системы, в которой человек выходит победителем, можно удовлетворить потребности экстерналов. Для «середняков» можно создать сюжеты, демонстрирующих поведение человека в сетях разного уровня. Интерналам понравится, если будет расширен «ассортимент» познавательных телепередач.
Телевидение как форма социального знания.
Представление индивида об обществе является производным от целого ряда обыденных встреч человека и социума (например, принадлежностью человека к группе, участием во властной структуре и т. п.). Телевидение создало новую возможность для человека воспринять общество. Таким образом, ТВ можно рассматривать как форму социального знания. В этой роли, по мнению автора статьи, оно выполняет три функции:

1. Телевидение – это сигнификационная система. Т. е. оно создает и упорядочивает системы смыслов, образов, интерпретаций. Значит человек, не принимающий живого участия в каком-либо событии, но узнающий о нем из телевизора принимает уже готовые оценки и способы описаний этого происшествия.

2. Телевидение – это референциальная система. Это означает, что зритель, сравнивает свои представления о том, как и что нужно делать, с поведением героев передач и формирует свое мнение о них, о других людях и о мире. Здесь же человек может поменять свои представления.

3. Телевидение – это репрезентативная система. Как раз эта функция отражает встречу человека и социума. Телевидение может создавать, видоизменять способы познания мира. Одновременно оно репрезентует типы мышления, существующие у людей. Рассказывая об обществе, ТВ показывает не только отдельные социальные позиции определенной его части, но и всего в целом. Автор обращает наше внимание на эффект «социального экранирования», которое означает, что в информационном потоке могут быть сильные доминанты, притягивающие основное внимание к себе и отсекающую другую, менее интересную информацию. Таким образом, репрезентативность каких-то типов мышления может быть не полной.

Идентичность, социальная память, стратегия самореализации и повседневная жизнь – четыре важнейшие характеристики человеческой жизни и отношения индивидуума и социума. И все они также важны при изучении телевидения как элемента социального знания. Так, при просмотре телепередачи зритель идентифицирует себя с ее героями, определяет, кого из них он может считать представителем своей социальной группы, а кого – другой. Это проявление общей идентичности. Другую задачу ТВ можно обозначить как работа с процессами коллективной памяти. Действительно, телевидение предает, хранит, изменяет, воссоздает некие элементы социальной памяти в виде предлагаемой индивиду информации. Также телевидение выстраивает поля самоутверждения и самореализации. Оно формирует образ будущего, относительно которого люди могут планировать свою жизнь, выстраивать стратегии. Последнюю задачу телевидения автор называет репрезентацией пространства повседневности. Оно способно наделять обычные явления важным статусом в силу своей массовости.


Статья.

Социология массовых коммуникаций

© 2005 г.

И.А. КЛИМОВ

ТЕЛЕВИДЕНИЕ: МОДАЛЬНОСТИ СУЩЕСТВОВАНИЯ

КЛИМОВ Иван Александрович - кандидат социологических наук, старший научный со- трудник Института социологии РАН, ведущий специалист Фонда "Общественное мне- ние".

Восприятие телевидения телезрителем и тех, кто "делает телевидение", различны. Про- фессионал или эксперт, как правило, имеют определенную и структурированную систему критериев и оценок, обогащенную к тому же включенностью в профессиональное сообщест- во и опытом профессиональной деятельности [1]. Телезритель же оценивает ту или иную пе- редачу, телеканал, да и телевидение в целом с позиции собственного "жизненного простран- ства". В результате возникают не просто несовпадения представлений и оценок о каких-то "общих" вещах, не просто непонимание из-за разности языка, но социокультурные разломы, формирующиеся, когда "вдруг" обнаруживаются разногласия, которые сразу же возводятся в ранг ценностных.

Весьма характерной в этом отношении является история с закрытием телеканалов НТВ и ТВ-6 и сопровождавшая ее дискуссия о "свободе слова". Журналисты рассматривали СМИ в качестве института, формирующего и усиливающего определенные социальные процессы, в качестве генератора социальных явлений, способного усилить воздействие в любом направ- лении: со стороны общества - на власть, со стороны власти - на общество, со своей стороны - на власть и на общество одновременно. "Свобода слова" и "независимость" они интерпрети- ровали в качестве базового этического принципа и главного условия (в идеале) собственной профессиональной деятельности. Данные опросов, проводившихся в связи с этими события- ми, показывали, что значительная часть граждан проблему свободы слова, цензуры не вос- принимали в качестве значимых в их повседневности [2]. Люди четко ощущали дистанцию между гражданским и политическим дискурсом СМИ и собственными представлениями об ак- туальных проблемах, решаемых ими и обществом. Дело в том, что понятия о том, зачем нуж- но телевидение обществу и общество - телевидению либо отсутствуют в принципе, либо очень абстрактны, но в любом случае - они отсутствуют как социальная практика [1, с. 116]. В результате общество и СМИ практически не рассматривают друг друга в качестве обоюдо- необходимого и обоюдополезного ресурса. Для преодоления этого крайне важно, на мой взгляд, изменить угол зрения на проблему взаимоотношений общества и СМИ, и, в частности, телевидения.

Телевидение на сегодняшний день представляет собой сложное социальное явление, изу- чать которое можно в разных аспектах. Во-первых, как социальный институт - производст- венную систему со специфическими функциями, деятельностью и оргструктурой, связанную со множеством иных организаций, структур, субъектов социального действия. Во-вторых, как дискурс - систему языковой и метаязыковой коммуникации, систему регулярно повторя- ющихся речевых действий. И если считать, что знанием становятся только те сведения, та ин- формация, которые успешно интериоризируются, бесконфликтно вписываются в структуру представлений индивида о мире и о себе, то в этой связи телевидение предстает как форма со- циального знания, как способ производства и накопления обществом знаний о самом себе. Те- левидение оказывается существенным элементом, взаимодействующим с когнитивными ме- ханизмами восприятия и обработки дискурса, влияющим и вмешивающимся в эти процессы.

Вместе с тем, было бы неверно преувеличивать значение и действенность этого влияния; при- близиться к более или менее адекватной оценке позволяет проработка еще одной проблем- ной области.

Телевидение с момента своего появления как технологии и как социального явления явля- ется не только инструментом оповещения и массовой информации. Сегодня это элемент по- вседневной жизни значительной части людей - наряду с другими их делами и обязанностями» требующими определенных затрат времени: учеба, работа, сон, отдых и т.д. Следовательно» влияние ТВ-потока на индивида в немалой степени зависит как от когнитивных и психологи- ческих характеристик индивида, так и от его образа жизни, социальных условий, определяю- щих повседневную жизнь человека.

Из четырех обозначенных подходов остановлюсь на двух: телевидении как элементе по- вседневности и телевидении как форме социального знания.

Телевидение как элемент повседневности

Сознание индивида - это сложный "селективный механизм", и селекция зависит не только от знаний и потребностей человека, от его социальных ресурсов, социальной компетентности и т.д., но также от коллективного сознания той группы, в которой он социализировался. Он говорит языком своей группы, мыслит в формах ее мышления, и эти навыки одновременно определяют его подход к окружающему миру и показывают, под каким углом зрения и в ка- кой сфере деятельности объекты окружающего мира были доступны восприятию и использо- ванию индивидом и ассоциированной с ним группой. Люди в своей повседневной жизни, как правило, не задумываются о способах собственного мышления, а также о его социальных корнях, о социально-групповой предопределенности. Социальная стабильность служит осно- вой и гарантией внутреннего единства мировоззрения, а процесс рефлексивного освоения ин- дивидом социального контекста достаточно привычен, рутинен и не принимает вид "вызова".

Изменение способов мышления и осознание их социально-групповой обусловленности происходит в ситуации интенсивных общественных перемен. Индивид начинает сомневаться в верности собственных традиций мышления, возникает скепсис по отношению к традицион- ным представлениям о мире. Развитие ситуации ставит человека перед необходимостью ресо- циализации, научения и нового включения в правила социальных отношений. Неожиданно обнаруживается, что один и тот же мир, одна и та же реальность служит источником различ- ных объяснений и описаний. Многообразие типов мышления начинает восприниматься как конфликтное, а порождаемые и непохожие друг на друга интерпретации мира объясняются столкновением интересов разных социальных групп.

Нет нужды доказывать, что такая ситуация (не ограничивающаяся перечисленными при- знаками) несет в себе потенциал социальной дезинтеграции, ведет к разрушению прежних со- циокультурных паттернов и развитию аномии - отсутствию или атрофии ценностно-норма- тивных механизмов регулирования социальной жизни. Когда человек не обладает ресурсами для того, чтобы адаптироваться к изменившимся и постоянно меняющимся условиям, разо- браться в том, что действительно происходит и что об этом говорят, плюрализм воспринима- ется как неопределенность и как сигнал тревоги.

В то же время телевидение потенциально имеет большие возможности для восстановле- ния социальной ткани, действуя через повседневную жизнь человека (поскольку является зна- чимым ее элементом). Его роль в этом может оказаться как безусловно положительной, так и негативной (например, если в отношении ТВ-просмотра станут преобладать эскапистские устремления). Телевидение работает в приватной, интимно-личностной среде, но вместе с тем опирается на целое множество социально предопределенных форм мышления, "картин ми- ра", И его интегрирующая способность как раз и основывается на способности преодолевать социальную разграниченность и специфичность коллективных представлений, способность проникать сквозь границы многообразных форм мышления, всегда существующих в общест- ве. Поэтому работа телевидения как социального института должна направляться не только профессиональными знаниями, но в том числе и социологическими, ведь сегодня перед ним стоит задача - как отслеживать появление новых форм мышления, новых картин мира и об- разов общества, как организовывать взаимодействие с ними и как в этом разнообразии все- таки обнаруживать "совместное знание".

Локус контроля и телеповседневность

Представляется, что телевидение относится к таким элементам повседневности, в отноше- нии которого люди выстраивают разные стратегии. Закономерен вопрос: в силу чего, в силу каких факторов это происходит? Что в наибольшей степени дифференцирует стратегии ТВ-просмотра? Разные интересы, политические предпочтения и ценностные приоритеты, техническая возможность принимать тот или иной телеканал или что-то еще, что остается пока невыясненным? Для исследователя, занимающегося изучением роли телевидения в обы- денной жизни человека, это означает необходимость определить систему типообразующих переменных и индикаторов, которые, с одной стороны, достаточно точно отражали бы осо- бенности "жизненного мира" человека, а с другой, имели бы значимую связь с его установка- ми в отношении телевидения (отношение к передачам, к телеканалам, способ организации ТВ-просмотра и т.д.).

По данным одного из исследований [3], наиболее важной характеристикой, с которой ока- зались связаны существенные различия в параметрах телепросмотра, является "локус контро- ля" - склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности либо самому себе, либо внешнему контексту, внешним обстоятельствам [4]. Люди, обладаю- щие внутренним локусом контроля, более уверены в себе и своих силах, более последователь- ны в достижении целей, более независимы. Для них значимыми оказываются ценности совер- шенствования, мастерства и достижительности, они тщательнее взвешивают свои способнос- ти и возможные последствия, в частности, возможность неудачи. Склонность к внешнему локусу контроля проявляется в стремлении отложить реализацию своих намерений, в неуве- ренности в собственных способностях и опасениях, что ситуация окажется более трудной и неблагоприятной, неподконтрольной имеющимся у человека ресурсам и возможностям. Экс- терналы менее нуждаются в "репрессировании" чувства проигрыша, подавлении и вытесне- нии его, так как приписывают внешнюю детерминированность своим успехам или неудачам.

Локус контроля является устойчивым свойством индивида, формирующимся в процессе его социализации, и именно поэтому ввожу его в анализ на правах одного из основных анали- тических концептов: социальные преобразования в нашей стране вызвали к жизни необходи- мость ре социализации для тех сограждан, чье вхождение в жизнь происходило в предшеству- ющую, существенно отличную от современности эпоху. Таким образом, локус контроля рас- сматривается в качестве параметра, характеризующего уровень адаптированности человека к сегодняшней жизни, взаимосвязанного с целым рядом других социальных показателей. Эта характеристика близка к интегральной, объединяющей в себе как объективные ресурсы со- циально-демографического свойства (возраст человека, его место жительства, образование, доход), так и личностные ресурсы (темперамент, опыт социализации, социальное самочувст- вие и т.д.). Исследователи обнаружили ряд устойчивых взаимозависимостей локуса контроля как с социальными и личностными ресурсами, так и с другими переменными, описывающими жанровые предпочтения, потребности, ожидания и установки, да и некоторые особенности поведения людей в отношении телепросмотра [5, с. 7-18]. Но самое главное, материалы ис- следования позволили сформулировать гипотезу о том, как различаются предпочтения и по- требности людей, стремящихся в своей деятельности ориентироваться на собственные силы или же на внешние условия (см. рис.).

Успех - это цель "интерналов" (людей, рассчитывающих только на себя). Это высокоре- сурсные группы (более молодые, образованные, живущие в крупных городах). Для них значи- мыми оказались две функции телевидения: первая - личностное развитие, вторая - релакса- ция, переключение внимания. Эти люди чаще говорят о желании расширить свой кругозор, развивать ум, узнавать, как живут люди в других странах; их интересуют обучающие, позна- вательные передачи. Это - желание не отстать от темпа жизни и одновременно отдохнуть от этой гонки, переключиться на иные темы, пусть непосредственно не связанные с их жизнью и проблемами, но способными занять их ум и внимание.

Слаборесурсные группы, проявляющие себя, как правило, как "экстерналы", то есть лю- ди, рассчитывающие на других или на счастливый случай, в первую очередь ожидают, что те- левидение поможет им прояснить "макроконтекст жизни" (понимать законы страны и как их применять, понимать актуальные проблемы общества, ориентироваться в текущих событиях, понимать действия политиков и государственных деятелей), а кроме того, определить в этом макроконтексте положение таких же людей, как они, а значит, и их собственное. Иными сло- вами, им нужны объяснительные схемы (как устроена жизнь) и идентичность. Невозмож-

ность удовлетворить эти потребности приводит к эскапизму - уходу (опять же с помощью те- левидения) от тревожной и непонятной действительности.

Помимо полярных позиций существует и промежуточная. В этой группе "внешняя" и "вну- тренняя" ориентации выражены примерно в равной степени, но в целом не образуют простой "усредненной" характеристики. Их можно условно называть "середняками". Они хотели бы с помощью телевидения осваивать конкретные житейские практики, то есть получить ответ на вопросы: как добиться и как добиваются успеха в новой жизни, как научиться понимать дру- гих людей, что можно планировать на будущее, как строить жизнь. Функция информирования применительно к этой группе представлена как потребность понимать житейские практики, контекст, непосредственно связанный с их жизнью и влияющий на нее. Эти люди в большей степени ориентированы на то, чтобы освоить правила, по которым строится сегодняшняя жизнь, а также представлять себе ближайшее будущее. С одной стороны, им необходимы пе- реживания, которые помогали бы компенсировать возникающую в их жизни эмоциональную депривацию. Недаром эти люди чаще говорят о своем интересе к мелодрамам (сериалам). С другой стороны, именно они, по данным исследования, чаще являются любителями телеигр» шоу и викторин, в чем проявляется их установка не на успешность и достижение, а на случай и удачу.

Если считать, что телевидение - это не только производство, но и социальный институт» то свои социальные функции оно реализует в крайне малой степени, во многом - случайно, и уж точно - с разной долей успешности для разных категорий людей. Более или менее полно реализуются задачи компенсации эмоциональной депривации и включения россиян в общий информационно-новостной контекст. Вместе с тем, невнимание к остальным задачам приво- дит к тому, что люди дистанцируются и отчуждают от себя телевизионную "гиперреаль- ность": 54% респондентов считают, что телевидение показывает по большей части "чужую жизнь" (с противоположным утверждением - показывает "нашу жизнь" согласились 27%). Примерно 39% опрошенных полагают, что оно мало рассказывает о таких же, как и они, о похожих на них людях, и еще около трети (30%) - что вообще не рассказывает. Около 40% сказали, что им не приходилось видеть сюжетов или передач о людях, которые выражали бы их интересы, а 16% - не удовлетворены тем, как это было преподнесено и показано. Вместе с тем, можно предположить, что все задачи и функции телевидения могут быть уложены в сю- жеты, совпадающие с ожиданиями телезрителей и реализованные в самых разных жанрах. Так, функция адаптации, весьма актуальная для слаборесурсных групп, может быть реализо- вана через показ конфликта человека и системы, в которой человек выходит победителем (например, распоряжение акциями своего предприятия, суд с чиновником, поступление юно- ши в институт без взятки, сравнительно честные способы зарабатывания денег, карьера и пр.). Функция идентичности, переживаемая и реализуемая практически всеми слоями общест- ва крайне болезненно, может быть реализована в сюжетах, демонстрирующих поведение че- ловека в социальных сетях разного уровня (семья - контактное социальное окружение - гло-

бальная общность). Функция личностного развития и освоения правил, реализуемая в познава- тельных и информационных передачах, современных художественных фильмах, представлена очень однобоко. Предъявляемые обществу образцы для подражания ограничены крайне ма- лым набором социальных ролей (политик, бандит, олигарх).

Телевидение как форма социального знания

Общество как совокупность индивидов, не связанная личными и регулярными взаимоот- ношениями, не дано человеку в качестве непосредственного и устойчивого объекта восприя- тия и познания. Осознание индивидом себя в качестве части этого общества опосредовано принадлежностью к некоторому локальному сообществу или группе, участием во властных отношениях, соотнесением себя с некоторой идеей или комплексом идей, с обычаями, нрава- ми и - шире - с установлениями культуры, участием в общей или хотя бы в сопоставимой с действиями других людей деятельности. То есть представление об обществе в сознании инди- вида является производным от целого ряда "обыденных встреч" человека и социума.

Телевидение чаще всего рассматривают как институт массовой коммуникации. На мой взгляд, представляется интересным несколько иной подход - рассматривать его как форму социального знания. В этой роли телевидение выполняет три функции.
1. Телевидение - это сигнификационная система [б], создающая и упорядочивающая сис- темы смыслов, образов, интерпретаций. Это средство номинирования явлений, средство со- здания языка и систем описания мира, и одновременно - инструмент структурирования и ка- тегоризации мира для индивида, воспринимающего информационный поток. Это означает» что человек, не будучи непосредственно связанным с теми или иными событиями и процесса- ми в обществе, принимает уже готовые способы описания и объяснения данных явлений, со- бытий и процессов. Весь запас знаний индивида условно можно разделить на два сегмента — "экспертную область знаний", сформированную на основе личного опыта* действий, и на "профанную область знаний", состоящую из представлений о событиях, ситуациях, явлениях, с которыми индивид никогда непосредственно не соприкасался. В разной степени, но это вер- но для всех социальных групп - от "тети Маши" с ее односельчанами до депутатов, чиновни- ков и высших министров. Это означает, что когда телевидение обращается ко второму сег- менту, оно с меньшей вероятностью встретится с критикой или когнитивным сопротивлени- ем, нежели когда оно обращается к "экспертной" области, в которой прочность "критического фильтра" восприятия обусловлена личным опытом человека. Следует учесть, что та и другая области очень сильно варьируются для разных социальных групп и сообществ.
2. Телевидение выполняет функцию референциальной системы. С помощью телевидения конструируются социокультурные образцы социального действия (паттерны), которым при- дается определенная визуальная форма. Во-первых, оно (наряду с другими каналами влияния) создает систему образов-образцов, легитимизирующих те или иные социальные практики и нормирующие отношение к ним. Во-вторых, телевидение выставляет эти образцы в качестве объектов личностных референций. Человек сравнивает поведение героев телепередач со своими реакциями и формирует (либо меняет) представление об окружающем мире, о других людях, о возможных способах поведения в разных ситуациях.
3. Телевидение - это репрезентативная система. С одной стороны, это "место встречи" индивида и общества, средство их взаимного отображения. С другой стороны, оно способно производить, наследовать и оформлять способы мышления, познавательные приемы и позна- вательные традиции, существующие в обществе в разных социальных группах, слоях и сооб- ществах.
Оно не только рассказывает о событиях, явлениях, людях и группах. Одновременно оно репрезентирует существующие в обществе типы мышления, связанные с действиями и соци- альной позицией тех или иных групп и сообществ - их носителей. Согласно идеям К. Мангей- ма, любой индивид обнаруживает себя в некоторой унаследованной, сформировавшейся до его появления ситуации, и перед ним стоит задача овладеть моделями поведения и приемами мышления, чтобы адекватно реагировать на существующий контекст жизни и на возможные его разновидности и трансформации. То есть, формы мышления не вырываются из контекста того коллективного действия, посредством которого индивид и ассоциированная с ним группа "открывает" для себя, для своего познания мир. Это означает, что, рассказывая об обществе» телевидение вольно или невольно репрезентирует не только социальные позиции определен ных слоев, сообществ и групп, но и эпистемичеекие (познавательные, мыслительные) тради- ции, существующие в обществе в целом и в разных его сегментах.

Разговор о репрезентирующих свойствах телевидения был бы неполон без указания на проблему "социального экранирования". Это означает, что в информационном потоке могут быть сильные доминанты, притягивающие внимание ж себе и отсекающие иную, запаралле- ленную, менее зрелищную или менее агрессивно поданную информацию. Как итог - какие-то сегменты общественных отношений, социальных проблем, если и попадают в информаци- онный поток, то остаются "в тени" более сильных доминант. Для восприятия человека суще- ствует некоторый "предел насыщенности" информационного поля, и если индивид говорит о недостатке, например, познавательных передач (равно как фильмов, новостей и т.д.), бес- смысленно указывать на реально существующее их разнообразие. Это означает, что переда- чи того или иного рода просто не проникают в жизненное пространство - или из-за того, что не с ними совпадает временной распорядок дня или недели, или же из-за того, что восприятие человека "заякоренено" на других, более сильных доминантах (скандалы, катастрофы, кри- минал).

Результат может быть двояким: с одной стороны, люди могут и не догадываться о каких- то лакунах в информационном поле и в их собственных знаниях, а с другой - "отчуждать" от себя телекартинку, считать, что показываемое на экране имеет весьма отдаленное отноше- ние к их жизни, что это "чужая жизнь". То есть, из ТВ-потока люди черпают больше знаний и представлений о жизни политиков и олигархов, нежели о жизни в соседних регионах, о про- блеме трудовых отношений, о жизни "дальнобойщиков" или о работе судов - о том, что важ- но и что имеет к ним непосредственное отношение. (Речь не идет о специальных новостных и аналитических сюжетах: читая о Перри Мейсоне, можно получить достаточно полное пред- ставление об американских судах, и по отечественным "Ментам" - о следственных процеду- рах). Все сказанное характеризует эпистемическую традицию уже самого телевидения, хотя также может относиться и к СМИ в целом.

Таким образом, предлагается рассматривать телевидение не столько как социальный ин- ститут, что означало бы разговор о его - телевидения - проблемах, задачах и перспективах, а как одну из форм социального знания, что позволяет нам изучать общество в его взаимоот- ношениях с телевидением. Можно выделить три параметра такого взаимоотношения, консти- туирующих проблемное поле исследования: сигнификация: создание дискурса, называние со- бытий и формирование отношения к ним; референция: создание образцов для подражания; репрезентация: показ типичных для данного общества способов мышления и действий.

Представления о функциональных связях телевидения и общества, знания о наиболее важных параметрах, организующих ТВ-поведение людей и укорененных в "жизненном мире" каждого человека, позволяют по-особому взглянуть на социальные задачи и актуальные "вы- зовы" телевидению. Когда изменяется угол зрения на проблему, тогда появляется возмож- ность не просто оперировать существующим положением вещей и стремиться к обустройству и оптимизации некоего сегмента реальности - можно обнаружить непоименованные задачи и проблемы и наметить контуры иной, возможно - более эвристичной парадигмы действия.

Четыре "вызова" телевидению

Знания человека о мире - суть знание о себе в этом мире. То есть любое знание одним своим основанием соотносится с реальностью, существующей вне и независимо от человека» но другим его основанием является субъективность, соотнесенность с познавательными спо- собностями человека и с таким свойством человеческой деятельности, как интенциональ- ность - преднамеренность, целевая и мотивационная определенность действий. Это означает» что конститутивным элементом знания является не только информация, но и субъективное соотнесение с этим знанием, образ самого себя применительно к тому или иному знанию, ин- формации, факту. Причем основания, по которым может строиться такое соотнесение, могут быть самыми разными. Так, для физика, сделавшего важный шаг в развитии, например, "тео- рии струн" или бытового лазера, значимым оказывается критерий профессионализма, а для простого обывателя, телезрителя, неспособного разобраться в сути теории и открытия, зна- чимым оказывается факт, что этот физик - его соотечественник, сделавший работу здесь, в нашей стране.

Таким образом, одним из оснований ТВ-деятельности может быть избрана задача рефлек- сии об общей идентичности. Понятие общей идентичности (common identity) было введено американским ученым У. Уорнером, исследовавшим, посредством каких когнитивных про- цессов культура или - говоря шире - знания о культуре проникают в повседневную жизнь че- ловека и какие социально-психологические феномены сопровождают этот процесс. Люди об- ладают большим запасом культурных знаний (знаний о культуре), нежели используют в прак- тике повседневной жизни, и именно этот "незадействованный" ресурс конституирует систему социальных и личностных идентификаций индивида, процессы субъективной категоризации общества и способности к распознаванию социальных ролей. Общая идентичность не означа- ет унификации и единства, например, по образу идеологемы "советского человека". Она не строится на основании дихотомии "свой - чужой". В ее основе лежат представления о сущест- вовании множества разнообразных "других" - людей и общностей, не похожих на "меня", но связанных со "мной", с "моей" социальной группой общими, взаиморазделяемыми представле- ниями, намерениями, убеждениями.

Рассматривая телевидение как форму социального знания, следует обратиться к большо- му исследовательскому направлению, разрабатывающему проблемы социальной памяти и представлений об истории (folk history). Как писал Ле Гофф, в современную эпоху происходит экстериоризация индивидуальной памяти, при которой общая история и общая память стано- вятся контекстом и фоном фамильной, семейной памяти человека, его личной биографии [7]. Система медиа (телевидение, радио, печать) наряду с другими институтами и практиками (на- пример, праздники, награды, музеи, язык) является одним из важных элементов в системе ар- тикулмции социальной памяти. Таким образом, вторую задачу ТВ-деятельности можно обо- значить так: работа с процессами коллективной памяти - передача, сохранение, распознава- ние и реконструкция фреймов социальной памяти, ибо коллективная память организует не только пространство опыта, но и определяет горизонт экспектаций.

Коль скоро речь идет о роли телевидения в построении общей идентичности и в процессах организации социальной памяти, следует указать на еще одну задачу, которая может стать предметом профессиональной деятельности ТВ-творцов. Это разметка поля самоутвержде- ния и самореализации, формирование такого образа будущего, относительно которого люди могли бы выстраивать собственные жизненные стратегии и одновременно - конструировать себя и свое будущее. Так, если я представляю себя руководителем фирмы, то я не только кон- струирую идею о себе, свой имидж, не только стремлюсь к обладанию необходимыми ресур- сами (образованием, средствами и т.д.), но и в конечном итоге конструирую социальную ре- альность в контексте своей судьбы. Как раз применительно к этой задаче находит свое вопло- щение референциальная функция телевидения.

Идентичность, социальная память, стратегии самореализации представляют собой три сущностно важные характеристики человеческой жизни, определяющие параметры личност- ной субъективной соотнесенности с обществом. Вместе с тем существует еще повседневная жизнь, в которой сходится и на протекание которой оказывает влияние вопросная триада; "Кто я?", "Откуда я?" и "Куда идти?". Субъективная оценка и переживание собственной по- вседневности могут быть чрезвычайно разными - от унылости и тягостности до насыщеннос- ти и "полноты жизни", и она неизменно управляет намерениями и мотивацией человека. В этой связи четвертую задачу телевидения можно обозначить как репрезентация пространства повседневности. С одной стороны, именно оно способно реализовывать задачу социального научения и адаптации, о чем говорилось выше. С другой стороны, телевидение способно наде- лять явления и феномены общественной жизни определенным статусом, значимостью, пре- стижем - свойственным или несвойственным, преувеличенным или преуменьшенным. Если оно рассказывает об обыденной жизни, например, фермера или премьер-министра, этот кусо- чек реальности начинает восприниматься в качестве объекта, достойного общего внимания: телевидение в силу сигнификационного ресурса обладает возможностями наделения социаль- ной значимостью тех или иных фактов, событий, явлений.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ПРИМЕЧАНИЯ
1. См.: Кольцова О. Производство новостей: типы "влияний" на работу журналистов // Не- видимые грани социальной реальности. Труды. Выпуск 9 / Под ред. В. Воронкова, О. Па- ченкот, Е. Чикадзе. Санкт-Петербург, Центр независимых социологических исследова- ний, 2001.
2. См.: Кертман Г. События вокруг НТВ // Доминанты. Поле мнений. 2001. № 014. (ht- tp://Wicmjii/map/pra Качкин А. Во- круг "шестой кнопки": "большие деньга" или "большая политика"? // Доминанты. Поле мнений.

2002. № 003. (http://bd.fom.ru/map/projects/dominant/ Пе-

трова Л. Новые события на НТВ // Доминанты. Поле мнений, 2003. № 005. (ht- tр:bd.fom.ru/mар/ргоjесts/dоminant2003/691_567/1459_585/5286_594).
3. Исследование "Телевидение сегодня" проведено Фондом "Общественное мнение" 10-14 апреля 2002 г. Массовый репрезентативный опрос населения России, проведенный по ме- сту жительства респондентов. Объем выборки - 1500 человек.
4. Эта теория разрабатывалась Джулианом Роттером, и одно из наиболее важных примене- ний ее связано с изучением того, как люди стремятся достичь лучших условий жизни, к какого рода поведенческим усилиям они прибегают, чтобы управлять или контролиро- вать ситуацию и свое окружение ради этой цели. См.: Rotter J.B. Generalized expectancies for internal versus external control of reinforcement // Psychological monographs: General and ap- plied, 1966, V. 80. № 1.
5. Подробнее см.: Телевидение сегодня. Фонд "Общественное мнение", 2002. (ht- tp://www.fom.ru/survey/tv/)
6. Сигнификация - процесс порождения знаков, их смыслов и интерпретаций.
7. Le Goff J. History and memory. New York: Columbia Univ. Press. 1992.


1 Климов И. А. Телевидение: модальность существования // Социологические исследования. – 2005. - № 10. – С. 93 – 100.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Телевидение как элемент повседневности iconУрока «Телевидение» Урок на тему «Телевидение и общество»
Образовательная: Закрепление и обобщение материала по теме «Телевидение», активизация словарного запаса по теме, развитие навыка...
Телевидение как элемент повседневности iconО. В. Федорова История театр жизни. Спектакль на сцене впечатляет...
И порой трудно отвлечься, вернуться назад – в свой день. Таково воздействие истории, даже не воплощенной в зримые образы сцены…
Телевидение как элемент повседневности iconПрограмма дисциплины "Исторический анализ структур повседневности"
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600....
Телевидение как элемент повседневности iconПрограмма утверждена: Утверждаю
Затем появилось телевидение, и эксперты стали предрекать упадок радиовещания. Но они ошиблись! Радио стабильно занимало своё место...
Телевидение как элемент повседневности iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Культура повседневности России»
Учебно-методический комплекс дисциплины Культура повседневности России Направление/ специальность — 031400. 62, культурология Форма...
Телевидение как элемент повседневности iconВалютные отношения как элемент приграничной торговли России и кнр
Валютные отношения как элемент приграничной торговли России и кнр токаева Ирина Руслановна
Телевидение как элемент повседневности iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Сегодня в обществе возникла острая проблема: падение уровня воспитанности и кризис культуры, как закономерное следствие избытка информации...
Телевидение как элемент повседневности iconТематическое планирование мұғалім: Дощанов М. Г. Учитель: Дощанов М. Г
Экологическое воспитание как элемент в системе воспитания направлено на всестороннее развитие школьника, становление его как труженика,...
Телевидение как элемент повседневности iconИнформационно-предметная среда учебного кабинета, как элемент здоровьесберегающих...

Телевидение как элемент повседневности iconИсторико-социологический институт
Системы государственного управления как элемент политико-территориальной структуры
Телевидение как элемент повседневности iconРеферат (проектно-исследовательская работа) на тему: «История журналистики»
Журналистика входит в полисистемы сми, то есть в многофункциональные институты общества, такие как телевидение, радио, печатная продукция...
Телевидение как элемент повседневности iconРабочая программа по дисциплине «Основы теории цепей» по направлению...
Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки дипломированного специалиста...
Телевидение как элемент повседневности iconУчебно-методический комплекс дисциплины химия радиоматериалов Специальность...
Специальность — 210405. 65 Радиосвязь, радиовещание и телевидение Форма подготовки очная/заочная
Телевидение как элемент повседневности iconПодтекст как системный элемент семиотической структуры англоязычного...

Телевидение как элемент повседневности iconМетодические рекомендации к конкурсу
Практическая направленность школьной географии – как важный элемент развития личности учащихся
Телевидение как элемент повседневности iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Этикет и культура повседневности Японии»



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск