Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации09.05.2014
Размер68.4 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ.
Наумова Светлана Владимировна

МСОШ №2, учитель русского языка и литературы
Одна из задача современной школы – развитие нравственного воспитания, как сложной системы общечеловеческих ценностей, технологий и творчества. Сегодня в обществе возникла острая проблема: падение уровня воспитанности и кризис культуры, как закономерное следствие избытка информации и информационной агрессивности повседневности.

Современная педагогическая наука дает множество интерпретаций понятий «воспитание» и «нравственное воспитание». «Воспитание – навыки поведения, привитые семьей, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни». «Воспитание - социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для развития человека».

В современных условиях главной целью работы школы становится не столько обучение, сколько воспитание ученика, развитие не столько интеллекта, сколько личности ребенка. Ныне в большей степени от школы, а то и вовсе только от нее зависит, каким человеком станет в будущем ребенок.

А. Твардовский очень точно назвал уроки литературы «уроками нравственного прозрения». Общая задача нравственного воспитания - сформировать у ребенка убеждения, которые обеспечивают солидарность с людьми, выработать вечные ценности: дружбу, милосердие, заботу о родителях и детях и др. Именно на уроках литературы ребенок учится отличать добро от зла, видеть положительные примеры героев книги и таким образом, воздействовать на свою душу, свое самосознание.

Избрание положительного героя – непреходящая ценность нашей литературы, одна из лучших ее традиций. Подростковый образ – время быстро меняющихся оценок, суждений, увлечений. В этот период ребята хотят как можно больше узнать об окружающей жизни, почувствовать значительными, авторитетными среди товарищей. Именно эти особенности и дают широкие возможности для воспитания на примере положительных героев. Школьники восхищаются былинными героями, героическими личностями, совершающими подвиги в труде, науке, бою.

Одна из важных тем, которой уделяется большое внимание при изучении литературных произведений, – тема подвига народа в Отечественной войне. Это лучшие образы в воспитании долга и чести. Для анализа беру произведения «А зори здесь тихие», «В списках не значился», «Матерь человеческая», «Сашка». С большим вниманием ребята следят за развивающимися действиями, событиями. И красной нитью через уроки проходит связь поколений.

В процессе становления личности героя этапными моментами выступают ситуации, в которых он должен совершить нравственный выбор. Проблема нравственного выбора – одна из основополагающих проблем в системе нравственного воспитания. Нравственный выбор совершается в ситуации социально нравственного конфликта. Важно не пройти мимо этих сложных моментов в жизни героя и показать школьникам нравственный выбор как высшее проявление нравственности человека. О нравственном выборе перед лицом жесточайших обстоятельств, том, что дает силы остаться человеком до конца – повесть В. Быкова «Обелиск». Главный герой повести – сельский учитель Мороз. Его ученики организовывают диверсию, чтобы убить предателя. Немцы их взяли в плен, а учитель скрылся, фашисты объявили, что если учитель придет к ним, то ребят отпустят. И он пошел. Пошел потому, что не мог оставить учеников одних перед лицом смерти. Нынешние ученики на уроке размышляют: настоящий ли герой Алесь Мороз? И приходят к единственному, верному решению. Да, он настоящий герой.

Учат слова, но увлекают примеры, - говорит латинская пословица. Пример яркой жизни, подвига во имя счастья человечества или отдельного человека – это свет, озаряющий жизнь ребенка. Урок внеклассного чтения по рассказу А. Куприна «Чудесный доктор» рассказывает о чуде рукотворном, которое может совершить любой человек с чутким сердцем, обращенном на других людей, о чудодейственной силе деятельного сострадания. Таким ярким примером выступает в рассказе доктор Пирогов. Он не просто спасает главного героя, но и воскрешает к жизни всю семью Мерцаловых. Ученики сопереживают героям, а слова доктора Пирогова: «Никогда не падайте духом», становятся жизненной философией многих моих учеников.

Писатель Алексин обладает обостренным чувством времени, часто одним из первых поднимает проблемы, волнующие молодежь.

Во многих его произведениях, например, «Раздел имущества», «Сердечная недостаточность», «Мой брат играет на кларнете», «Поздний ребенок», «Безумная Евдокия», «Третий в пятом ряду» и др., в центре внимания отсутствие чуткости, сердечная недостаточность. По этим произведениям у меня разработан ряд уроков. На этих уроках мы говорим о черствости наших сердец, о брошенных детях, о милосердии.

Прекрасным помощником учителя – словесника в воспитании любви к человеку и природе стал М. Пришвин. Сказка-быль «Кладовая солнца» глубоко воздействует на духовный мир школьников, показывает значение дружбы и труда в жизни людей, красоту и сложность общения с природой, приобщает к глубинам философского осмысления правды и любви, единения перед опасностью, в трудной борьбе со злом. За внешней простотой читателю-подростку важно увидеть богатый мир человека и природы, изображенный писателем, страстно влюбленным во все доброе и прекрасное. «Великая любовь Пришвина к природе родилась из любви к человеку», – писал К. Паустовский. Читатель-школьник почувствует в «Кладовой солнца» единство природы и человека. Нравственные уроки «Кладовой солнца» учат школьников деятельному добру, бескорыстной дружбе, помогают понять красоту труда, воспитывают патриотические чувства. Не меньшее значение имеет развитие эстетических чувств шестиклассников, умение видеть и ценить прекрасное в природе, в человеческих отношениях. Этой же теме, а именно, теме «Человек и природа» посвящены были уроки в 11 классе по произведению Айтматова «Плаха». В произведении много проблем, здесь автор поднимает вопросы честного отношения к труду, наркомании, экологии, религии.

На уроке внеклассного чтения при изучении сказки О.Уальда «Мальчик-звезда» пятиклассники осмысливают понятия милосердие, сострадание, сопереживание. Ребята пытаются ответить на вопрос: «В чем истинная красота человека?» и уже в этом возрасте начинают понимать, что главное в человеке не внешняя красота, а его внутренний мир (его доброе сердце)

Выполнение иллюстраций к прочитанному тексту должно, на мой взгляд, быть обязательным, ведь ученики интерпретируют по-своему произведение, выражают свое эмоциональное отношение к нему. И совсем не важно, пятиклассник это или десятиклассник. У данного вида работы есть психологическое обоснование: ребенок через краски выдает свои положительные или отрицательные эмоции. Эстетическое восприятие литературы становится более органичным с введением теоретических и литературоведческих понятий. Лирический герой, авторская позиция, роды и жанры литературы – эти понятия звучат уже в пятом классе на уроках. Я вижу необходимость в своевременном обращении к теории литературы, так как она учит пристальному взгляду на произведение, подробному его анализу.

Ценность нравственного воздействия письменных творческих работ (сочинений, эссе, ответов на проблемные вопросы) очевидна, так как дети сами ставят нравственные проблемы на своем возрастном уровне своим языком. На мой взгляд, главным является то, что они не столько говорят о проблемах нравственности, сколько их решают для себя, а в будущем, скорее всего, это выразится в поступке. Если школьник научится проникать в эмоциональный мир героев, выявлять авторское отношение к ним, а затем вырабатывать собственные оценки персонажей, то это будет способствовать развитию читательских навыков, глубокому постижению произведения искусства, повышению уровня нравственной воспитанности детей, формированию их нравственных идеалов. Выразительное чтение отрывка и анализ прочитанного, считаю одним из самых полезных видов работы на уроке. Вдумчивое чтение, передающее настроение героя, его чувства, владение интонацией текста помогает ребенку понять внутренний мир героя, соотнести его поступки со своим мироощущением. Ведь даже одна реплика героя, прочитанная с нужной глубиной восприятия и правильной интонацией, требует повышенного внимания и заслуживает похвалы. Сами ученики отмечают такое чтение своими отзывами о герое: «Мне его жалко», «Я понял, почему он так делал».

Важным в работе филолога вижу создание атмосферы «творческого комфорта», «общего вдохновения» на уроке. К.Д. Ушинский, один из лучших русских педагогов, полагал, что учитель, прежде всего, должен быть воспитателем. «В преподавателе знание предмета далеко не составляет главного достоинства, главное достоинство преподавателя в том, чтобы он умел воспитывать своим предметом», – писал он.

Человек, общаясь с литературой, развивается, обогащается нравственно и эстетически, воспитывается как личность. Дело воспитания всегда рассчитано на долгие времена, оно требует постоянной, кропотливой, трудной работы. Ребенок должен пройти сложный путь от усвоения простых норм нравственности до высших форм человеческого общежития, и литература в этом отношении – прекрасное средство познания и воспитания, ибо в ней запечатлен нравственный опыт человечества от древнейших времен до наших дней. Уроки литературы, призваны дать школьнику-читателю понимание духовных ценностей, ощущение открытий в мире человека и в мире природы, воспитать любовь к добру и неприятие зла. Гуманные, эстетически наполненные впечатления учащихся от прочитанного мало-помалу накопляются, пробиваются в сердечную кору, проникают в самое сердце, в самую суть и формируют человека. И в заключении хочется вспомнить словами академика Д.С. Лихачева: «Литература дает вам колоссальный, обширнейший и глубокий опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей – одним словом, делает вас мудрым».

Библиографический список

  1. Журнал: "Литература в школе" 2005 - 2011.

  2. Воспитание творческого читателя (Под редакцией Михалкова Н.Н., Полозовой М.И.) М., 1981.

  3. Мещерякова Н.Я. "Нравственное воспитание учащихся на уроках литературы 4-5 классов". М., 1990.

  4. Мещерякова Н.Я. "Нравственное воспитание учащихся на уроках литературы 6-7 классов". М., 1980.

  5. Белинский Г.И. "Приобщение к искусству слова". М, 1990 год.

  6. Кузмичев Н.П. "Литература и нравственное воспитание личности". М., 1980.

  7. Богданов О.С., Катаева Л.И. "О нравственном воспитании подростков". М., 1995.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск