Скачать 1.38 Mb.
|
БИОЛОГИЯ БОЙЫНША ТАТАҢДАУЛЫ КУРСЫ КУРСЫ ПО ВЫБОРУ ПО БИОЛОГИИ «Экологическая этика» 11 СЫНЫП. 11 КЛАСС КҮНТІЗБЕЛІК ЖОСПАР ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Мұғалім: Дощанов М.Г. Учитель: Дощанов М.Г. Буденов орта мектебі. 2007-2008 оқу ж. Буденовская средняя школа.2007-2008 уч.год Программаприкладного курса «Экологическая этика»(34 часа, 1 час в неделю) 10 класс составитель Буяльская Е.А, учитель биологии и химии СШ№8Пояснительная записка. Жизнь человека неразрывно связана с природой. В настоящее время особую озабоченность экологов, как и представителей других наук, вызывает проблема сохранение планеты Земля в качестве среды обитания человечества. Информация о нынешнем состоянии этой среды и соответствующий прогноз не только противоречивы – порой они имеют угрожающий характер. Разобраться в этих проблемах и обилии информации возможно только при наличии глубоких знаний о законах природы, при четком понимании того, что мир един. По этим и многим другим причинам экология как наука и как учебная дисциплина выходит на первый план. В центре внимания всего человечества стоят проблемы взаимодействия человека с окружающей средой. Мощь воздействия человека на природу превосходит силы планеты. Становится все более понятным, что экологическое мировоззрение должно стать определяющим в обществе. Смысл жизни человека, как части природы, в его гармонии с окружающим миром. Вопросы экологического образования на первый план выдвигают задачи подготовки человека способного принимать самостоятельные решения. Экологическое воспитание как элемент в системе воспитания направлено на всестороннее развитие школьника, становление его как труженика, гражданина, разумного потребителя. Этика никогда не была оторвана от природы. В эпоху научно – технической революции, когда человек получил достаточную силу, чтобы сделать с природной средой все, что ему заблагорассудится, особо встала проблема ответственности человека за природу и установлении гармонии с ней. Ее решению отвечает новое направление в этике – экологическая этика. Наряду с ответственностью стержнем экологической этики является любовь к природе. Чем раньше начнется экологическое воспитание, как часть нравственного, воспитание ребенка, тем больше шансов сформировать этическое отношение к миру природы. В повседневной жизни школьники редко задумываются о том, какими правами может обладать то или иное животное и далеко не всегда хорошо себе представляют реальные потребности диких и домашних животных. И только через эмоционально – чувственную сферу в период детства можно привить гуманное отношение к природе. Главное положение экоэтики гласит: «Человечество сможет выжить только благодаря новой концепции этики: ЭКОЭТИКЕ» Работа с детьми в области экологической этики может стать важным звеном в формировании бережного отношения к животным, охране редких и исчезающих видов и биологического разнообразия. Перед школой ставиться задача формирования экологической культуры учащихся. Цель данного прикладного курса: сформировать у учащихся понятие экологической этики познакомить учащихся со знаниями в области экологической этики, привить им навыки и желание сохранять природу, а также развивать у школьников этическое отношение к природе. Продолжить формирование мыслительных операций, развивать творческое мышление учащихся. Задачи:- Воспитательные: формирование потребности бережного отношения к окружающей среде и улучшения состояния этой среды, ответственного отношения школьников к охране животных, любви к растениям и животным. - Обучающие задачи заключаются в формировании экологической грамотности учащихся, знаний законов природы и правил поведения в окружающей среде, формирование умений и навыков обращения с домашними животными - Развивающие задачи направлены на развитие эмоциональной сферы эстетического восприятия и оценки состояния окружающей среды, а также формирование стремления к распространению экологических знаний и личному участию в практических делах по защите окружающей среды. Структура программы. Предлагаемая программа представляет цикл лекций и практических работ по экологической этики для учащихся 9-11 классов. Объем занятий 34 часа в год, предположительно один раз в неделю. В практической части программы предусмотрены экскурсии на конезавод, краеведческий музей, организация подкормки птиц зимой в парках и скверах города, подготовка школьной стенгазеты о правах природы и общественных экологических движениях, подготовка и защита рефератов по темам например: «В чем проявляется жестокость к животным», «Почему любительская охота аморальна», «Этические проблемы отношения к животным в отечественной литературе» и другим Планируемые результаты: Изучив данный курс, учащиеся должны знать определение понятия об экологической этике, иметь представление о ценностях природы, о правах природы, об экологических движениях в мире и в нашей республике. Учащиеся должны уметь применять полученные знания на практике, брать на себя ответственность в практике защиты других живых существ или территорий дикой природы. Основные формы работы: Личностно – ориентированные, групповые, индивидуальные, экскурсии Используемые методы: Эвристическая беседа, диалог, исследовательскийСодержание прикладного курса (всего 34 часа, по 1 часу в неделю) Тема1. Введение. ( 7 часов) Понятие экологической этики, как учения о моральных отношениях человека с природой, основанных на восприятии природы как морального партнера, равноправии и равноценности всего живого, а также ограничении прав и потребности человека. История возникновения экологической этики. Методы экологической этики. Направления природоохранительных действий. .Задачи экологической этики. Ценности природы. Внешние ценности (инструментальные) полезные для кого – то, кроме самой природы. Внутренние ценности полезные для самой природы и бесполезные для человека. Материальные ( экономические) ценности ( хозяйственная, рекреационная). Нематериальные ценности ( историко-культурная, эстетическая, ценность наследия, этическая ценность и другие) Права природы. Конкретизированные нормы справедливых отношений человека к природе. Право на жизнь, естественную свободу и благополучие в естественной среде обитания. Право на необходимую для жизни долю земных благ. Право на защиту законами. Права природных экосистем. Право на существование. Право на свободу от человеческого контроля и управления. Право на защиту законом. Этические принципы и правила обращения с природой. Принципы: не навреди, не вмешивайся, будь порядочным, соблюдай права природы, компенсируй ущерб. Правила: самообороны, справедливого распределения, минимального вреда, справедливого размещения. Законодательные основы защиты животных. Важнейшие акты и документы Республики Казахстан по вопросам охраны природы и рационального использования природных ресурсов. Тема 2 Экологическая этика и культура ( 5 часов) Этические взгляды Д. Адамсон и Д. Паттерсона. Этические взгляды Д. Даррелла. Этические проблемы отношения к животным в отечественной литературе. Экологическая этика в народных традициях. Экологическая этика в традициях казахского народа. Этические проблемы использования животных в науке и развлечениях. Опыты над животными. Любительская охота. Культ животных в культурах народов мира. Культ деревьев в культурах народов мира. Происхождение культа животных и растений. Факторы возникновения культа. Культ животных и растений у древних народов. Тема 3. Экоэтические отношения к животным и растениям. (9 часов) Экоэтические отношения к животным, растениям и дикой природе. Разрушение естественной среды обитания. Роковые последствия «переустройства земельных участков». Завоз чужеземных видов животных и нарушение данной экосистемы. Национальные парки и заповедники. Современные зоопарки как всемирный биологический эксперимент. Причины возникновения зоопарков. Необходимость и значение зоопарков. Содержание животных в зоопарках. Пути поступления животных в зоопарк. Особое место в мире зверей и птиц домашних животных. Домашние животные как результат грандиозного эксперимента человека. Воздействие человека на домашних животных и условия среды их обитания. От полезных животных к животным любимцам. Изменение экологической организации у домашних животных. Экологически правильные методы создания среды жизни домашним животным. Тема 4. Общественные движения и экологическая этика. (5 часов) Экологическое движение (Зеленые). Направления движения Зеленых. Неполитическая защита природы, прагматическая защита окружающей среды, политическая и социальная экология. Задачи движения. Принципы экологического движения. Детские экологические движения. Экологические движения в школе. Задачи и принципы движения. Экологические движения в Казахстане. Национальное экологическое общество Республики Казахстан. Экологическое движение «Табигат» и другие. Программа «Жасыл ел» ее задачи, пути их реализации. Примерные объекты экскурсий ( 2 часа) Конезавод. Краеведческий музей. Сельскохозяйственные предприятия. Практические занятия: Организация подкормки птиц зимой.( 2 часа) Подготовка школьной стенгазеты ( 2 часа) Права и ценности природы. Международные экологические движения и экологические движения Республики Казахстан.( 2 часа) Подготовка и защита рефератов.( 2 часа) Примерные темы: «В чем проявляется жестокость к животным», «Почему любительская охота аморальна», Этические проблемы отношения к животным в отечественной литературе» и другие. Календарно-тематическое планирование программного материала
|
Тематическое планирование курса Примерное календарно-тематическое... Примерное календарно-тематическое планирование составлено для использования иумк в рамках традиционной классно-урочной системы организации... | Развернутое календарно-тематическое планирование. Класс Учитель:... Развернутое календарно-тематическое планирование. Класс Учитель: Тойбу Анай-Хаак Альбертовна | ||
Календарно тематическое планирование Физкультура. 5-11 классы: календарно-... Физкультура. 5-11 классы: календарно- тематическое планирование по трехчасовой программе/авт сост. В. И. Виненко. Волгоград: Учитель,... | Календарно-тематическое планирование по математике для 5 класс Календарно-тематическое планирование по математике для 5 класса. Учитель: Одобеско Н. М | ||
Календарно-тематическое планирование по алгебре для 7 класс Календарно-тематическое планирование по алгебре для 7 класса. Учитель: Одобеско Н. М | Учебно-тематическое планирование по литературе Класс 5 Учитель Самохина... Планирование составлено на основе программы для общеобразовательных учреждений 5-11 классы под редакцией Т. Ф. Курдюмовой. М., «Дрофа»,... | ||
Учебно-тематическое планирование по литературе Класс 7 Учитель Барнатович... Планирование составлено на основе Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5 – 11 классы. Под редакцией В. Я. Коровиной.... | Учебно-тематическое планирование по литературе Классы 11 Учитель... Планирование составлено на основе программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией Т. Ф. Курдюмовой, В. Я. Коровиной,,... | ||
Календарно-тематическое планирование Класс : 9 «В» Учитель: Васильева С,И | Тематическое планирование по литературному чтению 1класс Тематическое планирование составлялось в соответствии с учебником «Букварь» 2часть авт. Л. Е. Журова, А. О. Евдокимова 2008 г | ||
Учебно-тематическое планирование по литературе Классы 6 Учитель Агафонова... Планирование составлено на основе программы для общеобразовательных учреждений 5-11 классы под редакцией Т. Ф. Курдюмовой. М., «Дрофа»,... | Учебно-тематическое планирование по биологии Класс 7 Учитель Чебакова... Планирование составлено на основе – программы по биологии для 7 класса «Животные», разработанной авторским коллективом в составе... | ||
Учебно-тематическое планирование по литературе Класс: 9 Учитель:... Планирование составлено по программе В. Я. Коровиной, В. П. Журавлёва, В. И. Коровина на основе Федерального компонента государственного... | Календарно-тематическое планирование 9 класс «Химия» Учитель: Рогожникова... Календарно-тематическое планирование составлено на основе Примерной программы основного общего образования по химии, а также курса... | ||
Календарно-тематическое планирование по русскому языку Классы 5-е... Планирование составлено на основе Программно-методических материалов. Русский язык. 5-9 классы., М., Дрофа, 2001г. Программы «Учебный... | Тематическое планирование по русскому языку Класс 8 Учитель Огородникова... Планирование составлено на основе программы общеобразовательных учреждений по учебнику «Русский язык. 8 класс» под редакцией Л. А.... |