Методические рекомендации классным руководителям для проведения единого классного часа «Мы разные, но все-таки мы вместе»





Скачать 198.55 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации классным руководителям для проведения единого классного часа «Мы разные, но все-таки мы вместе»
Дата публикации30.06.2014
Размер198.55 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Культура > Методические рекомендации
Методические рекомендации

классным руководителям для проведения единого классного часа

«Мы разные, но все-таки мы вместе»

16 ноября - Международный день толерантности, взаимопонимания и культурного многообразия народов. В 1995 году Генеральная Ассамблея ООН предложила государствам-членам ежегодно 16 ноября отмечать Международный день, посвященный толерантности, взаимопониманию и культурному многообразию народов.

Одним из гарантов общественной стабильности в современном обществе является толерантность. Актуальность темы формирования толерантного сознания - бесспорна. Особенно по отношению к детям, юношеству и молодежи. Воспитывая толерантность, мы обеспечиваем более мирное и продуктивное будущее нашей страны и всего мира.

Во многих культурах понятие «толерантность» является своеобразным синонимом «терпимости»: лат. - tolerantia - терпение; англ. - tolerance, toleration, нем. - toleranz, фран. - tolerance. В процессе историко-культурного развития и становления философской мысли категория «терпимости» («толерантности») претерпевала изменения. Это является естественным явлением, т.к. менялось и само общество, во главу угла в человеческих взаимоотношениях ставились разные идеи. Сегодня понятие толерантности хотя и отождествляется большинством источников с понятием терпения, имеет более яркую активную направленность. Толерантность - не пассивное, неестественное покорение мнению, взглядам и действиям других; не покорное терпение, а активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя взаимопонимания между этносами, социальными группами, во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культурной, национальной, религиозной или социальной среды.

Цель воспитания толерантности - воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения.

Достижение данной цели возможно при  решении конкретных задач, которые объединены в два взаимосвязанных блока:

I. Воспитание у подростков и молодежи миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать:

1) формирование негативного отношения к насилию и агрессии в любой форме;

2) формирование уважения и признания к себе и к людям, к их культуре;

3) развитие способности к межнациональному и межрелигиозному взаимодействию;

4) развитие способности к толерантному общению, к конструктивному взаимодействию с представителями социума независимо от их  принадлежности и мировоззрения;

5) формирование умения определять границы толерантности.

II. Создание толерантной среды в обществе:

1) профилактика терроризма, экстремизма и агрессии в обществе;

2) гуманизация и демократизация существующих взаимоотношений взрослых и детей;

3) популяризация ведущих идей педагогики толерантности.

Древние философы предостерегали: «Трех вещей нужно избегать (в жизни): ненависти, зависти и презрения». Опираясь на это высказывание, выделим основные идеи стратегии формирования толерантности:

  • Использования идей народной педагогики

Основная идея - народная педагогика как традиция воспитания, воспитание как накопление социального и культурного опыта определенной этногруппы.

  • Региональный подход

Основная идея: своеобразие регионального подхода к воспитанию и формированию культуры этносов, населяющих наш регион.

  • Использование элементов этнического игрового досуга

Основная идея: игровая культура - основа межэтнических понимания и познания.

  • Использование элементов народного игрового досуга

Основная идея: игра - наиболее эффективное условие формирования толерантных отношений в детском коллективе.

  • Организация народных праздников

Основная идея: коллективный досуг и народный праздник - эффективное условие формирования толерантных отношений.

Идеи, которые можно использовать при подготовке мероприятий:

  • Составить список «Принципов терпимого поведения», оформить его в виде красивого плаката и повесьте где-нибудь на видном месте (подготовить такой плакат можно по материалам дискуссии с ребятами).

  • Устроить конкурс плакатов (эссе, стихов) на тему толерантности (терпимого поведения). Организовать выставку (представление) и награждение победителей

  • Придумать вместе с ребятами презентацию идей толерантности. Например, мини-спектакль или рекламный ролик.

  • Пригласить представителей разных народов. Устроить встречу с ними в неформальной обстановке.

  • Организовать фестиваль традиций народов, которые живут в Белгородской

  • Провести вечер «необычных профессий и хобби». Пригласить людей, которые работают в необычных местах или имеют необычные увлечения, рассказать о себе.

Приведенные здесь рекомендации, название дней, мероприятий не являются догмой. Любое занятие, любую тему можно и нужно изменять и модифицировать таким образом, чтобы оно лучше всего подходило для Вашей группы, возраста и уровня развития участников мероприятия, Вашего личного стиля проведения мероприятий, целей, которые Вы поставили перед собой.

Идеи, которые Вы найдете в данных методических рекомендациях, следует воспринимать как рекомендации и примеры того, что можно сделать для работы с детьми и  подростками по теме «Толерантность».

Приложение 1

Декларация принципов толерантности

Утверждена резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года

Государства - члены Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, собравшиеся в Париже на двадцать восьмую сессию Генеральной конференции 25 октября – 16 ноября 1995 года,

Преамбула

памятуя о том, что Устав Организации Объединенных Наций гласит: “Мы, народы Объединенных Наций, преисполненные решимости избавить грядущие поколения от бедствий войны ... вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности ... и в этих целях проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи”,

напоминая, что в Преамбуле Устава ЮНЕСКО, принятого 16 ноября 1945 года, подчеркивается, что “мир должен базироваться на интеллектуальной и нравственной солидарности человечества”,

напоминая также, что во Всеобщей декларации прав человека провозглашается, что “каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии” (статья 18), “на свободу убеждений и на свободное выражение их” (статья 19) и что образование “должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами” (статья 26),

принимая во внимание соответствующие международные акты, в том числе:
- Международный пакт о гражданских и политических правах, - Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, - Международную конвенцию о ликвидации всех форм расовой дискриминации, - Конвенцию о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, - Конвенцию о правах ребенка, - Конвенцию 1951 года о статусе беженцев и Протокол 1967 года, касающийся статуса беженцев, а также региональные правовые акты в этой области, - Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, - Конвенцию против пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения и наказания, - Декларацию о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений, - Декларацию о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам, - Декларацию о мерах по ликвидации международного терроризма, - Венскую декларацию и Программу действий Всемирной конференции по правам человека, - Декларацию и Программу действий, принятые на Всемирной встрече на высшем уровне в интересах социального развития, состоявшейся в Копенгагене, - Декларацию ЮНЕСКО о расе и расовых предрассудках, - Конвенцию и Рекомендацию ЮНЕСКО о борьбе с дискриминацией в области образования, памятуя о целях третьего Десятилетия действий по борьбе против расизма и расовой дискриминации, Десятилетия образования в области прав человека Организации Объединенных Наций и Международного десятилетия коренных народов мира,

учитывая рекомендации региональных конференций, проведенных в соответствии с резолюцией 27 C/5.14 Генеральной конференции ЮНЕСКО в рамках Года Организации Объединенных Наций, посвященного терпимости, а также выводы и рекомендации других конференций и совещаний, организованных государствами-членами по программе Года Организации Объединенных Наций, посвященного терпимости,

испытывая чувство тревоги в связи с участившимися в последнее время актами нетерпимости, насилия, терроризма, ксенофобии, агрессивного национализма, расизма, антисемитизма, отчуждения, маргинализации и дискриминации по отношению к национальным, этническим, религиозным и языковым меньшинствам, беженцам, рабочим-мигрантам, иммигрантам и социально наименее защищенным группам в обществах, а также актами насилия и запугивания в отношении отдельных лиц, осуществляющих свое право на свободу мнений и выражение убеждений, представляющими угрозу делу укрепления мира и демократии на национальном и международном уровнях и являющимися препятствиями на пути развития,

обращая особое внимание на обязанность государств-членов развивать и поощрять уважение прав человека и основных свобод для всех, без различия по признаку расы, пола, языка, национальной принадлежности, религии или состояния здоровья, и бороться с проявлениями нетерпимости,

принимают и торжественно провозглашают настоящую Декларацию принципов терпимости

преисполненные решимости сделать все необходимое для утверждения идеалов терпимости в наших обществах, поскольку терпимость является не только важнейшим принципом, но и необходимым условием мира и социально-экономического развития всех народов,

мы заявляем следующее:

Статья 1 - Понятие терпимости

1.1 Терпимость означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Терпимость - это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность. Терпимость - это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира.

1.2 Терпимость - это не уступка, снисхождение или потворство. Терпимость - это прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах терпимость не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности, терпимость должны проявлять отдельные люди, группы и государства.

1.3 Терпимость - это обязанность способствовать утверждению прав человека, плюрализма (в том числе культурного плюрализма), демократии и правопорядка. Терпимость - это понятие, означающее отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждающее нормы, установленные в международных правовых актах в области прав человека.

1.4 Проявление терпимости, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Это означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Это означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим.

Статья 2 - Государственный уровень

2.1 На государственном уровне терпимость требует справедливого и беспристрастного законодательства, соблюдения правопорядка и судебно-процессуальных и административных норм. Терпимость также требует предоставления каждому человеку возможностей для экономического и социального развития без какой-либо дискриминации. Отчуждение и маргинализация могут стать причиной состояния подавленности, враждебности и фанатизма.

2.2 Для того чтобы сделать общество более терпимым, государствам следует ратифицировать существующие международные конвенции о правах человека и, если это необходимо, разработать новое законодательство с целью обеспечения в обществе равноправного подхода и равенства возможностей для всех групп и отдельных людей.

2.3 В интересах международного согласия существенно важно, чтобы отдельные люди, общины и нации признавали и уважали культурный плюрализм человеческого сообщества. Мир невозможен без терпимости, а развитие и демократия невозможны без мира.

2.4 Нетерпимость может принимать форму маргинализации социально наименее защищенных групп, их исключения из общественной и политической жизни, а также насилия и дискриминации по отношению к ним. Как гласит Декларация о расе и расовых предрассудках, “все люди и группы людей имеют право отличаться друг от друга” (статья 1.2).

Статья 3 - Социальные аспекты

3.1 Терпимость как никогда ранее важна в современном мире. Мы живем в век глобализации экономики и все большей мобильности, быстрого развития коммуникации, интеграции и взаимозависимости, в век крупномасштабных миграций и перемещения населения, урбанизации и преобразования социальных структур. Каждый регион многолик, и поэтому эскалация нетерпимости и конфликтов потенциально угрожает всем частям мира. От такой угрозы нельзя отгородиться национальными границами, ибо она носит глобальный характер.

3.2 Терпимость необходима в отношениях как между отдельными людьми, так и на уровне семьи и общины. В школах и университетах, в рамках неформального образования, дома и на работе необходимо укреплять дух терпимости и формировать отношения открытости, внимания друг к другу и солидарности. Средства коммуникации способны играть конструктивную роль в деле содействия свободному и открытому диалогу и обсуждению, распространения ценностей терпимости и разъяснения опасности проявления безразличия по отношению к набирающим силу группам и идеологиям, проповедующим нетерпимость.

3.3 В Декларации ЮНЕСКО о расе и расовых предрассудках провозглашается, что особые меры должны приниматься в целях обеспечения равенства в достоинстве и правах отдельных лиц и групп людей везде, где это необходимо. В этой связи особое внимание следует уделять социально наименее защищенным группам, находящимся в неблагоприятных социальных или экономических условиях, с тем чтобы предоставить им правовую и социальную защиту, в частности в отношении жилья, занятости и охраны здоровья, обеспечить уважение самобытности их культуры и ценностей и содействовать, в особенности посредством образования, их социальному и профессиональному росту и интеграции.

3.4 В интересах решения этой глобальной задачи необходимы проведение соответствующих научных исследований и налаживание контактов с целью координации деятельности международного сообщества, включая анализ в контексте социальных наук коренных причин этого явления, принятие эффективных контрмер, а также осуществление научных исследований и мониторинга, способствующих выработке политических решений и нормативной деятельности государств-членов.

Статья 4 - Воспитание

4.1 Воспитание является наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости. Воспитание в духе терпимости начинается с обучения людей тому, в чем заключаются их общие права и свободы, дабы обеспечить осуществление этих прав, и с поощрения стремления к защите прав других.

4.2 Воспитание в духе терпимости следует рассматривать в качестве безотлагательного императива; в связи с этим необходимо поощрять методы систематического и рационального обучения терпимости, вскрывающие культурные, социальные, экономические, политические и религиозные источники нетерпимости, лежащие в основе насилия и отчуждения. Политика и программы в области образования должны способствовать улучшению взаимопонимания, укреплению солидарности и терпимости в отношениях как между отдельными людьми, так и между этническими, социальными, культурными, религиозными и языковыми группами, а также нациями.

4.3 Воспитание в духе терпимости должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим. Оно должно способствовать формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.

4.4 Мы заявляем о своей готовности поддерживать и претворять в жизнь программы научных исследований в области социальных наук и воспитания в духе терпимости, прав человека и ненасилия. Это означает необходимость уделения особого внимания вопросам повышения уровня педагогической подготовки, учебных планов, содержания учебников и занятий, совершенствования других учебных материалов, включая новые образовательные технологии, с целью воспитания чутких и ответственных граждан, открытых восприятию других культур, способных ценить свободу, уважать человеческое достоинство и индивидуальность, предупреждать конфликты или разрешать их ненасильственными средствами.

Статья 5 - Готовность к действию

Мы обязуемся поощрять терпимость и ненасилие, используя для этого программы и учреждения в областях образования, науки, культуры и коммуникации.

Статья 6 - Международный день, посвященный терпимости

В целях мобилизации общественности, привлечения внимания к опасностям, кроющимся в нетерпимости, и укрепления приверженности и активизации действий в поддержку поощрения терпимости и воспитания в ее духе мы торжественно провозглашаем 16 ноября ежегодно отмечаемым Международным днем, посвященным терпимости.

Провозглашена и подписана 16 ноября 1995 года. В том же году перевод Декларации на русский язык с английского "Declaration of principles on tolerance" был зарегистрирован как "Декларация принципов терпимости".

 



Приложение 2

Игры

ПРИВЕТСТВИЯ

 

Возраст: любой

Продолжительность: 15-20 мин.

Цели:

- разрядить обстановку;

- сломать стереотипные формы поведения;

- повеселиться;

- познакомиться с приветствиями в разных культурах;

- сплотить ребят.
Ход занятия:

Участники получают карточки с приветствиями из разных стран

- сложить руки (как в «молитве») на уровне груди и поклониться (Япония);

- потереться носами (Новая Зеландия);

- пожать друг другу руки, стоя на большом расстоянии друг от друга (Великобритания);

- крепко обняться и три раза поцеловать друг друга в щеки (Россия)

- показать язык (Тибет);

- очень крепко пожать друг другу руки, стоя близко друг к другу (Германия);

- помахать рукой;

- обняться и поцеловать в щеки четыре раза по очереди (Париж).

Участники разбредаются по комнате и приветствуют друг друга способом, указанным на карточке.

Обсуждение

- понравилась ли вам игра?

- попробуйте догадаться, из каких стран происходят ваши приветствия;

- было ли трудно здороваться каким-то способом?

- показались ли какие-то из приветствий смешными?

- как бы отреагировали люди из этих стран на ваши приветствия?

- какую роль играют приветствия в нашей жизни?

 

ИНТЕРЕСНЫЕ ЛЮДИ

Возраст: 10-14 лет

Продолжительность: 40 мин.

Цели:

- включить фантазию участников;

- поощрить вербальную коммуникацию;

- начать разговор о стереотипах.
Материалы.

Вам потребуются вырезки из газет или журналов с фотографиями, изображающими необычные лица или фигуры людей. Постарайтесь, чтобы эти фотографии изображали людей различных национальностей, религий, людей из различных социальных групп.

Ход занятия:

раздайте участникам по одной фотографии (интересно, если каждая фотография попадется двум участникам);

пусть участники внимательно рассмотрят свою фотографию и ответят для себя на вопросы:

что за человек изображен на фотографии, как его зовут, откуда он, сколько ему лет, где он работает, как живет, и т.д., о чем сейчас думает этот человек, какие у него в жизни проблемы, и т.д.

пусть участники найдут тех, с кем у них попались одинаковые фотографии, и сравнят свои мысли.

потом каждая пара делится результатами с группой.

Обсуждение

- трудным или легким было задание?

- что помогало участникам составлять свои предположения?

- как они думают, соответствуют ли их предположения действительности?

- отличались ли предположения в парах? Почему да и почему - нет?

- часто ли мы в жизни предполагаем многое о людях на основании их внешнего вида (расы, пола, одежды)?

- что может помочь опровергнуть такие предположения?

МИР РАЗЛИЧИЙ

Возраст: любой

Продолжительность: 1,5 часа

Цель:

- на практике осознать преимущества разнообразия в обществе;

- улучшить процессы коммуникации в группе.

Вам потребуется набор синих карандашей или фломастеров, набор красных карандашей или фломастеров, набор зеленых, и т.д. (4 - 8 цветов) и маленькие наклейки таких же цветов. При этом наклеек каждого цвета - разное количество. Один из цветов должен быть представлен только одной наклейкой.

Ход работы.

Наклейте на каждого участника одну из наклеек. Выбор цветов должен быть случайным. Участники должны без слов собраться в группы по цветам. Раздайте каждой группе карандаши ее цвета и листы бумаги. При этом каждый участник получает собственный карандаш, который он не имеет права никому отдавать. Дайте участникам задание нарисовать улицу города. Скажите, что задание - конкурсное, и победившая группа получит приз. Дайте группам небольшое время на выполнение задания.

Во время первой части занятия очень важно создать ощущение жесткого соревнования между группами, чувство соперничества и конкуренции, которое участникам придется преодолеть потом. Для этого нужно попросить их придумать название своей группы, которое будет включать их цвет. Пусть часть группы поработает над лозунгом, пока все остальные рисуют.

В качестве жюри пригласите педагогов или библиотекарей. Договоритесь с ними заранее. Позвольте группам представить свое название, лозунг и картину. Жюри смотрит выступления всех команд и ставит всем группам одинаково низкий балл. Вы объявляете, что приз не получает никто. Спрашиваете собственное мнение участников о причинах таких результатов. Когда группа приходит к мнению, что все дело в том, что рисунки одного цвета, скажите, что даете всем дополнительное время, чтобы они могли что-нибудь придумать. Вы можете незаметно направлять участников к принятию решения об объединении.

Когда участники, наконец, образуют группу разных цветов, дайте им еще бумагу, чтобы они могли нарисовать разноцветный город. Попросите каждого участника сделать вклад в рисунок, независимо от того, насколько хорошо он рисует. Выдайте всем участникам группы маленький приз (например, конфету). Повесьте получившуюся картину на стену. Придумайте ей название.

Обсуждение.

Часть 1:

- трудно ли было найти людей своего цвета?

- что чувствовали члены самой многочисленной группы?

- что чувствовали все остальные, когда нашли «своих»?

- что чувствовал участник, который остался один?

- что участники чувствовали в отношении других команд? Хотелось ли им победить, доказать, что они лучше, и т.д.?

- что они почувствовали, когда все получили одинаково низкий балл?

- трудно ли было договориться и начать рисовать вместе?

- получилась ли совместная картина лучше, чем те, которые были нарисованы одним цветом?

Часть 2:

- Приведите пример «красных», «зеленых» и «синих» в обычной жизни.

- Разные люди могут приносить различную пользу обществу. Приведите пример, как разнообразие учеников в вашем классе делает жизнь более интересной.

- В вашем городе (поселке) живут люди разных национальностей, интересов, разного происхождения. Приведите примеры, как жизнь вашего города становится интереснее благодаря разным людям.

КУЛЬТУРНЫЙ СЛОВАРЬ

Возраст: от 10 лет

Продолжительность: 25-30 мин.

Цель:

- исследовать понятия, имеющие отношение к проблеме толерантности;

- исследовать разницу восприятия одних и тех же слов разными людьми;

- улучшить процессы коммуникации в группе ребят.

Материалы: список понятий, бумага и ручка для каждой команды.

Ход работы.

Разделите участников на небольшие группы. (3-4 человека). Дайте каждой группе несколько листов белой бумаги и карандаши.

Вызывайте к себе по одному представителю от каждой группы. Тихо сообщайте им слово-задание.

Участники возвращаются в свои группы и молча рисуют им это слово. Цель группы - догадаться, о каком слове идет речь. Группа, догадавшаяся первой, получает наибольшее число баллов. Вторая группа - на балл меньше, и т.д. К вам подходят следующие участники, и игра продолжается.

Примеры слов: расизм, добро, беженцы, ненависть, равенство, кавказцы, русские, предрассудок, насилие, справедливость, культура, различия, внешность, родина и другие слова, имеющие отношение к теме толерантности.

Сначала удостоверьтесь, что участники группы знакомы с предлагаемыми понятиями. После завершения игры и подсчета баллов, попросите участников сравнить, как разные люди рисовали одни и те же слова. Обсуждение:

- было ли трудно угадывать?

- а рисовать?

- какие слова удались легче, какие - труднее?

- почему разные люди рисуют одни и те же слова по-разному?

- что отражается в том, как люди рисуют слова?

Список литературы

  1. Березина Н. Мой первый урок толерантности // История. Прил. к газ. "Первое сентября". - 2002. - № 20. - С. 20

  2. Библиотека – центр диалога культур в полиэтническом обществе: Методические рекомендации/ Астраханская областная юношеская библиотека / Сост. В.Ф. Скворцова. – Астрахань, 2003.

  3. Битянова М. , Вачкова И. Встреча со вселенной: Игра на развитие толерантности для старшеклассников // Первое сентября. - 2002. -74. -С. 6;

  4. Битянова М., Вачкова И. Радужный камень: Игра на развитие толерантности для учащихся 3-4 кл. // Школьный психолог. - 2002. -35. -С. 8;

  5. Бондарева Г. Формирование толерантной личности школьника // История. Прил. к газ. "Первое сентября". - 2002. - № 20. - С. 13

  6. Бурбига С. Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой //История. Прил. к газ. "Первое сентября". -2002. - № 7. - С. 14

  7. Воронова Л. Какие глупости! Или Ты вращаешься над бездной. К вопросу о том, зачем с детьми надо говорить о толерантности //Библиотека в школе. - 2002. № 3. - С. 10

  8. Гатагова Л. Уроки толерантности или вражды? // История. Прил. к газ. "Первое сентября". - 2002. -№ 33. - С. 29; № 34. - С. 24

  9. Гельдыев Р. Национальная группировка как негативный, но преодолеваемый фактор в учебно-воспитательном процессе: Урок толерантности //Школьный психолог. - 2001. -№ 40. - С. 7

  10. Григорьев Д. Педагогическая поддержка культурной толерантности старшеклассников //История. Прил. к газ. "Первое сентября". - 2002. -№ 7. -С. 11

  11. Громова О. Трудное слово "толерантность": Оно обозначает еще более сложное понятие "терпимость" // Библиотека в школе. -2001. -№ 3. -С. 2

  12. Демиденко М., Кулькова О. Воспитываем терпимость // Школьный психолог. - 2002. -№ 15. -С. 6

  13. Кленицкая И. Четыре разговора о толерантности //История Прил. к газ. "Первое сентября". - 2002. -№ 7. -С. 8

  14. Керр С. И время за нас не ответит: ("терроризм" и "толерантность") // Первое сентября. -2001. -64. -С. 1

  15. Кинкулькин А. О толерантности в курсе обществоведения //Преподавание истории и обществознания в школе. - 2002. -№ 8. -С. 21

  16. Кленова Н. В. Что нужно знать о толерантности //Образование в современной школе. - 2003. -№ 7. -С. 13

  17. Костеева Т. Объять необъятное - девиз одаренных детей // Народное образование. -2003. -№ 8. -С. 147

  18. Мириманова М. Толерантность как проблема воспитания // Развитие личности . -2002. -№ 2. -С. 104

  19. Назин К. Терпение- это алмаз: Методические приемы воспитания толерантности // Школьный психолог. -2002. -№ 16. -С. 6

  20. Никитова Н. А. Урок толерантности // Начальная школа. - 2002. -№ 21. -С. 1

  21. Новичков В. Мигранты в школе: Урок толерантности // История Прил. к газ. "Первое сентября". - 2002. -№ 15. -С. 9  Орлова М. Формирование толерантности у дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 11. -С. 51

  22. Павленко Е. Стремись творить добро //Начальная школа. - 2002. -№ 21. -С. 6

  23. Палаткина Г. Этнотолерантность в мультикультурном регионе // Школьные технологии. -2003. - № 3. -С. 217

  24. Погодина А. Толерантность: термин, позиция, смысл, программа // История "Первое сентября". - 2002. -11. -С. 4

  25. Репиницкий А. Толерантность на уроках истории // История "Первое сентября". -2002. -7. -С. 6

  26. Степанов П. Как воспитать толерантность // Народное образование. -  2001. -№ 9. -С. 91

  27. Степанов П. Толерантный человек: как его воспитать? //Народное образование. - 2001. -№ 6. -С. 152

  28. Ушанова Т. А ты простил бы Карла? Толерантность: проблема или мышление нового века? // Библиотека в школе. - 2002. -№ 3. -С. 6

  29. Харисова Л. А. Формирование толерантности на уроках истории в школах Татарстана // Преподавание истории в школе. -2000. -№ 2. -С. 48

  30. Шалин В. Образование и формирование культуры толерантности // История. Прил. к газ. "Первое сентября". - 2002. -№ 11. - С. 8

  31. Щеголихина Н. Б. К проблеме формирования культуры межнациональных отношений: Урок толерантности //История Прил. к газ. "Первое сентября". - 2002. -№ 11. -С. 2

 

Информация с сайта http://www.ethnolab.ru

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации классным руководителям для проведения единого классного часа «Мы разные, но все-таки мы вместе» iconМетодические рекомендации по подготовке единого классного часа, приуроченного...
Методические рекомендации по подготовке единого классного часа, приуроченного к празднованию 70-летия Победы в Великой Отечественной...
Методические рекомендации классным руководителям для проведения единого классного часа «Мы разные, но все-таки мы вместе» iconМетодические рекомендации по проведению урока (классного часа), посвященного...
Методические рекомендации по проведению в государственных и муниципальных образовательных учреждениях Вологодской области
Методические рекомендации классным руководителям для проведения единого классного часа «Мы разные, но все-таки мы вместе» icon1. Классный час в школе является одной из форм организации воспитательной...
Тематика классных часов определяется классным коллективом на классном собрании (классным руководителем совместно с учащимися, возможно...
Методические рекомендации классным руководителям для проведения единого классного часа «Мы разные, но все-таки мы вместе» iconМетодические рекомендации по проведению единого классного часа «Кузьма...
«Кузьма Минин – великий патриот и гражданин России» в общеобразовательных учреждениях Нижегородской области 1 сентября 2011 года
Методические рекомендации классным руководителям для проведения единого классного часа «Мы разные, но все-таки мы вместе» iconПоложение о ведении классного журнала. Классный журнал (далее Журнал) является
Журналы приобретаются школой перед началом учебного года за счёт средств школы, выдаются для заполнения назначенным классным руководителям...
Методические рекомендации классным руководителям для проведения единого классного часа «Мы разные, но все-таки мы вместе» icon«О проведении Единого урока Универсиады-2019 «Навстречу Универсиаде»»
Провести классным руководителям 10 сентября 2013г. Единый урок Универсиады-2019 «Навстречу Универсиаде» в 1-11 классах
Методические рекомендации классным руководителям для проведения единого классного часа «Мы разные, но все-таки мы вместе» iconМетодические рекомендации руководителям организаций любых форм собственности,...
Федеральная служба в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области
Методические рекомендации классным руководителям для проведения единого классного часа «Мы разные, но все-таки мы вместе» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методические рекомендации предназначены для заместителей директоров образовательных учреждений по воспитательной работе, классных...
Методические рекомендации классным руководителям для проведения единого классного часа «Мы разные, но все-таки мы вместе» iconПриложение 2 Разработка классного часа по теме «Казанская икона Божией...
Можно использовать на уроках внеклассного чтения, краеведения, классного часа, на занятиях факультатива «Основы православной культуры»...
Методические рекомендации классным руководителям для проведения единого классного часа «Мы разные, но все-таки мы вместе» iconКонспект классного часа «Дружба! Какое чудесное слово!» для учащихся 1 класса
Классный час начинается с фрагмента «Песенки друзей». Группа детей играет во дворе в разные игры, постепенно к ним присоединяются...
Методические рекомендации классным руководителям для проведения единого классного часа «Мы разные, но все-таки мы вместе» iconРекомендации классным руководителям по правовому воспитанию Пгт Юрья
Конвенция одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г., подписана от имени СССР 26 января 1990 г., ратифицирована Верховным...
Методические рекомендации классным руководителям для проведения единого классного часа «Мы разные, но все-таки мы вместе» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Амену. Данные методические рекомендации раскрывают особенности технологии перехода образовательного учреждения в режим работы Ресурсного...
Методические рекомендации классным руководителям для проведения единого классного часа «Мы разные, но все-таки мы вместе» iconПик любви! объявила Аня голосом, не терпящим возражений. Но возражения...
Все были отдыхающими на курорте и жили в одном спальном корпусе. Аня со своим женихом Димой и две её младшие сестры Люба и Света,...
Методические рекомендации классным руководителям для проведения единого классного часа «Мы разные, но все-таки мы вместе» iconСценарий открытого классного часа
Все вновь отстроенные школы также имеют хорошо обустроенные компьютерные классы. Еще сильнее свое влияние информационная сфера оказала...
Методические рекомендации классным руководителям для проведения единого классного часа «Мы разные, но все-таки мы вместе» iconКонспект классного часа Тема: «Все профессии нужны все профессии важны»
Автор Макарова Светлана Борисовна, учитель начальных классов, с. Просторы Кваркенского района Оренбургской области
Методические рекомендации классным руководителям для проведения единого классного часа «Мы разные, но все-таки мы вместе» iconМетодические рекомендации по подготовке к экзаменам
Методические рекомендации по подготовке экзаменационных материалов для проведения государственной итоговой аттестации по выбору обучающихся,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск