Скачать 198.55 Kb.
|
Методические рекомендации классным руководителям для проведения единого классного часа «Мы разные, но все-таки мы вместе» 16 ноября - Международный день толерантности, взаимопонимания и культурного многообразия народов. В 1995 году Генеральная Ассамблея ООН предложила государствам-членам ежегодно 16 ноября отмечать Международный день, посвященный толерантности, взаимопониманию и культурному многообразию народов. Одним из гарантов общественной стабильности в современном обществе является толерантность. Актуальность темы формирования толерантного сознания - бесспорна. Особенно по отношению к детям, юношеству и молодежи. Воспитывая толерантность, мы обеспечиваем более мирное и продуктивное будущее нашей страны и всего мира. Во многих культурах понятие «толерантность» является своеобразным синонимом «терпимости»: лат. - tolerantia - терпение; англ. - tolerance, toleration, нем. - toleranz, фран. - tolerance. В процессе историко-культурного развития и становления философской мысли категория «терпимости» («толерантности») претерпевала изменения. Это является естественным явлением, т.к. менялось и само общество, во главу угла в человеческих взаимоотношениях ставились разные идеи. Сегодня понятие толерантности хотя и отождествляется большинством источников с понятием терпения, имеет более яркую активную направленность. Толерантность - не пассивное, неестественное покорение мнению, взглядам и действиям других; не покорное терпение, а активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя взаимопонимания между этносами, социальными группами, во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культурной, национальной, религиозной или социальной среды. Цель воспитания толерантности - воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения. Достижение данной цели возможно при решении конкретных задач, которые объединены в два взаимосвязанных блока: I. Воспитание у подростков и молодежи миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать: 1) формирование негативного отношения к насилию и агрессии в любой форме; 2) формирование уважения и признания к себе и к людям, к их культуре; 3) развитие способности к межнациональному и межрелигиозному взаимодействию; 4) развитие способности к толерантному общению, к конструктивному взаимодействию с представителями социума независимо от их принадлежности и мировоззрения; 5) формирование умения определять границы толерантности. II. Создание толерантной среды в обществе: 1) профилактика терроризма, экстремизма и агрессии в обществе; 2) гуманизация и демократизация существующих взаимоотношений взрослых и детей; 3) популяризация ведущих идей педагогики толерантности. Древние философы предостерегали: «Трех вещей нужно избегать (в жизни): ненависти, зависти и презрения». Опираясь на это высказывание, выделим основные идеи стратегии формирования толерантности:
Основная идея - народная педагогика как традиция воспитания, воспитание как накопление социального и культурного опыта определенной этногруппы.
Основная идея: своеобразие регионального подхода к воспитанию и формированию культуры этносов, населяющих наш регион.
Основная идея: игровая культура - основа межэтнических понимания и познания.
Основная идея: игра - наиболее эффективное условие формирования толерантных отношений в детском коллективе.
Основная идея: коллективный досуг и народный праздник - эффективное условие формирования толерантных отношений. Идеи, которые можно использовать при подготовке мероприятий:
Приведенные здесь рекомендации, название дней, мероприятий не являются догмой. Любое занятие, любую тему можно и нужно изменять и модифицировать таким образом, чтобы оно лучше всего подходило для Вашей группы, возраста и уровня развития участников мероприятия, Вашего личного стиля проведения мероприятий, целей, которые Вы поставили перед собой. Идеи, которые Вы найдете в данных методических рекомендациях, следует воспринимать как рекомендации и примеры того, что можно сделать для работы с детьми и подростками по теме «Толерантность». Приложение 1 Декларация принципов толерантности Утверждена резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года Государства - члены Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, собравшиеся в Париже на двадцать восьмую сессию Генеральной конференции 25 октября – 16 ноября 1995 года, Преамбула памятуя о том, что Устав Организации Объединенных Наций гласит: “Мы, народы Объединенных Наций, преисполненные решимости избавить грядущие поколения от бедствий войны ... вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности ... и в этих целях проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи”, напоминая, что в Преамбуле Устава ЮНЕСКО, принятого 16 ноября 1945 года, подчеркивается, что “мир должен базироваться на интеллектуальной и нравственной солидарности человечества”, напоминая также, что во Всеобщей декларации прав человека провозглашается, что “каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии” (статья 18), “на свободу убеждений и на свободное выражение их” (статья 19) и что образование “должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами” (статья 26), принимая во внимание соответствующие международные акты, в том числе: - Международный пакт о гражданских и политических правах, - Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, - Международную конвенцию о ликвидации всех форм расовой дискриминации, - Конвенцию о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, - Конвенцию о правах ребенка, - Конвенцию 1951 года о статусе беженцев и Протокол 1967 года, касающийся статуса беженцев, а также региональные правовые акты в этой области, - Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, - Конвенцию против пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения и наказания, - Декларацию о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений, - Декларацию о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам, - Декларацию о мерах по ликвидации международного терроризма, - Венскую декларацию и Программу действий Всемирной конференции по правам человека, - Декларацию и Программу действий, принятые на Всемирной встрече на высшем уровне в интересах социального развития, состоявшейся в Копенгагене, - Декларацию ЮНЕСКО о расе и расовых предрассудках, - Конвенцию и Рекомендацию ЮНЕСКО о борьбе с дискриминацией в области образования, памятуя о целях третьего Десятилетия действий по борьбе против расизма и расовой дискриминации, Десятилетия образования в области прав человека Организации Объединенных Наций и Международного десятилетия коренных народов мира, учитывая рекомендации региональных конференций, проведенных в соответствии с резолюцией 27 C/5.14 Генеральной конференции ЮНЕСКО в рамках Года Организации Объединенных Наций, посвященного терпимости, а также выводы и рекомендации других конференций и совещаний, организованных государствами-членами по программе Года Организации Объединенных Наций, посвященного терпимости, испытывая чувство тревоги в связи с участившимися в последнее время актами нетерпимости, насилия, терроризма, ксенофобии, агрессивного национализма, расизма, антисемитизма, отчуждения, маргинализации и дискриминации по отношению к национальным, этническим, религиозным и языковым меньшинствам, беженцам, рабочим-мигрантам, иммигрантам и социально наименее защищенным группам в обществах, а также актами насилия и запугивания в отношении отдельных лиц, осуществляющих свое право на свободу мнений и выражение убеждений, представляющими угрозу делу укрепления мира и демократии на национальном и международном уровнях и являющимися препятствиями на пути развития, обращая особое внимание на обязанность государств-членов развивать и поощрять уважение прав человека и основных свобод для всех, без различия по признаку расы, пола, языка, национальной принадлежности, религии или состояния здоровья, и бороться с проявлениями нетерпимости, принимают и торжественно провозглашают настоящую Декларацию принципов терпимости преисполненные решимости сделать все необходимое для утверждения идеалов терпимости в наших обществах, поскольку терпимость является не только важнейшим принципом, но и необходимым условием мира и социально-экономического развития всех народов, мы заявляем следующее: Статья 1 - Понятие терпимости 1.1 Терпимость означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Терпимость - это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность. Терпимость - это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира. 1.2 Терпимость - это не уступка, снисхождение или потворство. Терпимость - это прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах терпимость не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности, терпимость должны проявлять отдельные люди, группы и государства. 1.3 Терпимость - это обязанность способствовать утверждению прав человека, плюрализма (в том числе культурного плюрализма), демократии и правопорядка. Терпимость - это понятие, означающее отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждающее нормы, установленные в международных правовых актах в области прав человека. 1.4 Проявление терпимости, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Это означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Это означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим. Статья 2 - Государственный уровень 2.1 На государственном уровне терпимость требует справедливого и беспристрастного законодательства, соблюдения правопорядка и судебно-процессуальных и административных норм. Терпимость также требует предоставления каждому человеку возможностей для экономического и социального развития без какой-либо дискриминации. Отчуждение и маргинализация могут стать причиной состояния подавленности, враждебности и фанатизма. 2.2 Для того чтобы сделать общество более терпимым, государствам следует ратифицировать существующие международные конвенции о правах человека и, если это необходимо, разработать новое законодательство с целью обеспечения в обществе равноправного подхода и равенства возможностей для всех групп и отдельных людей. 2.3 В интересах международного согласия существенно важно, чтобы отдельные люди, общины и нации признавали и уважали культурный плюрализм человеческого сообщества. Мир невозможен без терпимости, а развитие и демократия невозможны без мира. 2.4 Нетерпимость может принимать форму маргинализации социально наименее защищенных групп, их исключения из общественной и политической жизни, а также насилия и дискриминации по отношению к ним. Как гласит Декларация о расе и расовых предрассудках, “все люди и группы людей имеют право отличаться друг от друга” (статья 1.2). Статья 3 - Социальные аспекты 3.1 Терпимость как никогда ранее важна в современном мире. Мы живем в век глобализации экономики и все большей мобильности, быстрого развития коммуникации, интеграции и взаимозависимости, в век крупномасштабных миграций и перемещения населения, урбанизации и преобразования социальных структур. Каждый регион многолик, и поэтому эскалация нетерпимости и конфликтов потенциально угрожает всем частям мира. От такой угрозы нельзя отгородиться национальными границами, ибо она носит глобальный характер. 3.2 Терпимость необходима в отношениях как между отдельными людьми, так и на уровне семьи и общины. В школах и университетах, в рамках неформального образования, дома и на работе необходимо укреплять дух терпимости и формировать отношения открытости, внимания друг к другу и солидарности. Средства коммуникации способны играть конструктивную роль в деле содействия свободному и открытому диалогу и обсуждению, распространения ценностей терпимости и разъяснения опасности проявления безразличия по отношению к набирающим силу группам и идеологиям, проповедующим нетерпимость. 3.3 В Декларации ЮНЕСКО о расе и расовых предрассудках провозглашается, что особые меры должны приниматься в целях обеспечения равенства в достоинстве и правах отдельных лиц и групп людей везде, где это необходимо. В этой связи особое внимание следует уделять социально наименее защищенным группам, находящимся в неблагоприятных социальных или экономических условиях, с тем чтобы предоставить им правовую и социальную защиту, в частности в отношении жилья, занятости и охраны здоровья, обеспечить уважение самобытности их культуры и ценностей и содействовать, в особенности посредством образования, их социальному и профессиональному росту и интеграции. 3.4 В интересах решения этой глобальной задачи необходимы проведение соответствующих научных исследований и налаживание контактов с целью координации деятельности международного сообщества, включая анализ в контексте социальных наук коренных причин этого явления, принятие эффективных контрмер, а также осуществление научных исследований и мониторинга, способствующих выработке политических решений и нормативной деятельности государств-членов. Статья 4 - Воспитание 4.1 Воспитание является наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости. Воспитание в духе терпимости начинается с обучения людей тому, в чем заключаются их общие права и свободы, дабы обеспечить осуществление этих прав, и с поощрения стремления к защите прав других. 4.2 Воспитание в духе терпимости следует рассматривать в качестве безотлагательного императива; в связи с этим необходимо поощрять методы систематического и рационального обучения терпимости, вскрывающие культурные, социальные, экономические, политические и религиозные источники нетерпимости, лежащие в основе насилия и отчуждения. Политика и программы в области образования должны способствовать улучшению взаимопонимания, укреплению солидарности и терпимости в отношениях как между отдельными людьми, так и между этническими, социальными, культурными, религиозными и языковыми группами, а также нациями. 4.3 Воспитание в духе терпимости должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим. Оно должно способствовать формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях. 4.4 Мы заявляем о своей готовности поддерживать и претворять в жизнь программы научных исследований в области социальных наук и воспитания в духе терпимости, прав человека и ненасилия. Это означает необходимость уделения особого внимания вопросам повышения уровня педагогической подготовки, учебных планов, содержания учебников и занятий, совершенствования других учебных материалов, включая новые образовательные технологии, с целью воспитания чутких и ответственных граждан, открытых восприятию других культур, способных ценить свободу, уважать человеческое достоинство и индивидуальность, предупреждать конфликты или разрешать их ненасильственными средствами. Статья 5 - Готовность к действию Мы обязуемся поощрять терпимость и ненасилие, используя для этого программы и учреждения в областях образования, науки, культуры и коммуникации. Статья 6 - Международный день, посвященный терпимости В целях мобилизации общественности, привлечения внимания к опасностям, кроющимся в нетерпимости, и укрепления приверженности и активизации действий в поддержку поощрения терпимости и воспитания в ее духе мы торжественно провозглашаем 16 ноября ежегодно отмечаемым Международным днем, посвященным терпимости. Провозглашена и подписана 16 ноября 1995 года. В том же году перевод Декларации на русский язык с английского "Declaration of principles on tolerance" был зарегистрирован как "Декларация принципов терпимости". Приложение 2 Игры ПРИВЕТСТВИЯ Возраст: любой Продолжительность: 15-20 мин. Цели: - разрядить обстановку; - сломать стереотипные формы поведения; - повеселиться; - познакомиться с приветствиями в разных культурах; - сплотить ребят. Ход занятия: Участники получают карточки с приветствиями из разных стран - сложить руки (как в «молитве») на уровне груди и поклониться (Япония); - потереться носами (Новая Зеландия); - пожать друг другу руки, стоя на большом расстоянии друг от друга (Великобритания); - крепко обняться и три раза поцеловать друг друга в щеки (Россия) - показать язык (Тибет); - очень крепко пожать друг другу руки, стоя близко друг к другу (Германия); - помахать рукой; - обняться и поцеловать в щеки четыре раза по очереди (Париж). Участники разбредаются по комнате и приветствуют друг друга способом, указанным на карточке. Обсуждение - понравилась ли вам игра? - попробуйте догадаться, из каких стран происходят ваши приветствия; - было ли трудно здороваться каким-то способом? - показались ли какие-то из приветствий смешными? - как бы отреагировали люди из этих стран на ваши приветствия? - какую роль играют приветствия в нашей жизни? ИНТЕРЕСНЫЕ ЛЮДИ Возраст: 10-14 лет Продолжительность: 40 мин. Цели: - включить фантазию участников; - поощрить вербальную коммуникацию; - начать разговор о стереотипах. Материалы. Вам потребуются вырезки из газет или журналов с фотографиями, изображающими необычные лица или фигуры людей. Постарайтесь, чтобы эти фотографии изображали людей различных национальностей, религий, людей из различных социальных групп. Ход занятия: раздайте участникам по одной фотографии (интересно, если каждая фотография попадется двум участникам); пусть участники внимательно рассмотрят свою фотографию и ответят для себя на вопросы: что за человек изображен на фотографии, как его зовут, откуда он, сколько ему лет, где он работает, как живет, и т.д., о чем сейчас думает этот человек, какие у него в жизни проблемы, и т.д. пусть участники найдут тех, с кем у них попались одинаковые фотографии, и сравнят свои мысли. потом каждая пара делится результатами с группой. Обсуждение - трудным или легким было задание? - что помогало участникам составлять свои предположения? - как они думают, соответствуют ли их предположения действительности? - отличались ли предположения в парах? Почему да и почему - нет? - часто ли мы в жизни предполагаем многое о людях на основании их внешнего вида (расы, пола, одежды)? - что может помочь опровергнуть такие предположения? МИР РАЗЛИЧИЙ Возраст: любой Продолжительность: 1,5 часа Цель: - на практике осознать преимущества разнообразия в обществе; - улучшить процессы коммуникации в группе. Вам потребуется набор синих карандашей или фломастеров, набор красных карандашей или фломастеров, набор зеленых, и т.д. (4 - 8 цветов) и маленькие наклейки таких же цветов. При этом наклеек каждого цвета - разное количество. Один из цветов должен быть представлен только одной наклейкой. Ход работы. Наклейте на каждого участника одну из наклеек. Выбор цветов должен быть случайным. Участники должны без слов собраться в группы по цветам. Раздайте каждой группе карандаши ее цвета и листы бумаги. При этом каждый участник получает собственный карандаш, который он не имеет права никому отдавать. Дайте участникам задание нарисовать улицу города. Скажите, что задание - конкурсное, и победившая группа получит приз. Дайте группам небольшое время на выполнение задания. Во время первой части занятия очень важно создать ощущение жесткого соревнования между группами, чувство соперничества и конкуренции, которое участникам придется преодолеть потом. Для этого нужно попросить их придумать название своей группы, которое будет включать их цвет. Пусть часть группы поработает над лозунгом, пока все остальные рисуют. В качестве жюри пригласите педагогов или библиотекарей. Договоритесь с ними заранее. Позвольте группам представить свое название, лозунг и картину. Жюри смотрит выступления всех команд и ставит всем группам одинаково низкий балл. Вы объявляете, что приз не получает никто. Спрашиваете собственное мнение участников о причинах таких результатов. Когда группа приходит к мнению, что все дело в том, что рисунки одного цвета, скажите, что даете всем дополнительное время, чтобы они могли что-нибудь придумать. Вы можете незаметно направлять участников к принятию решения об объединении. Когда участники, наконец, образуют группу разных цветов, дайте им еще бумагу, чтобы они могли нарисовать разноцветный город. Попросите каждого участника сделать вклад в рисунок, независимо от того, насколько хорошо он рисует. Выдайте всем участникам группы маленький приз (например, конфету). Повесьте получившуюся картину на стену. Придумайте ей название. Обсуждение. Часть 1: - трудно ли было найти людей своего цвета? - что чувствовали члены самой многочисленной группы? - что чувствовали все остальные, когда нашли «своих»? - что чувствовал участник, который остался один? - что участники чувствовали в отношении других команд? Хотелось ли им победить, доказать, что они лучше, и т.д.? - что они почувствовали, когда все получили одинаково низкий балл? - трудно ли было договориться и начать рисовать вместе? - получилась ли совместная картина лучше, чем те, которые были нарисованы одним цветом? Часть 2: - Приведите пример «красных», «зеленых» и «синих» в обычной жизни. - Разные люди могут приносить различную пользу обществу. Приведите пример, как разнообразие учеников в вашем классе делает жизнь более интересной. - В вашем городе (поселке) живут люди разных национальностей, интересов, разного происхождения. Приведите примеры, как жизнь вашего города становится интереснее благодаря разным людям. КУЛЬТУРНЫЙ СЛОВАРЬ Возраст: от 10 лет Продолжительность: 25-30 мин. Цель: - исследовать понятия, имеющие отношение к проблеме толерантности; - исследовать разницу восприятия одних и тех же слов разными людьми; - улучшить процессы коммуникации в группе ребят. Материалы: список понятий, бумага и ручка для каждой команды. Ход работы. Разделите участников на небольшие группы. (3-4 человека). Дайте каждой группе несколько листов белой бумаги и карандаши. Вызывайте к себе по одному представителю от каждой группы. Тихо сообщайте им слово-задание. Участники возвращаются в свои группы и молча рисуют им это слово. Цель группы - догадаться, о каком слове идет речь. Группа, догадавшаяся первой, получает наибольшее число баллов. Вторая группа - на балл меньше, и т.д. К вам подходят следующие участники, и игра продолжается. Примеры слов: расизм, добро, беженцы, ненависть, равенство, кавказцы, русские, предрассудок, насилие, справедливость, культура, различия, внешность, родина и другие слова, имеющие отношение к теме толерантности. Сначала удостоверьтесь, что участники группы знакомы с предлагаемыми понятиями. После завершения игры и подсчета баллов, попросите участников сравнить, как разные люди рисовали одни и те же слова. Обсуждение: - было ли трудно угадывать? - а рисовать? - какие слова удались легче, какие - труднее? - почему разные люди рисуют одни и те же слова по-разному? - что отражается в том, как люди рисуют слова? Список литературы
Информация с сайта http://www.ethnolab.ru |
Методические рекомендации по подготовке единого классного часа, приуроченного... Методические рекомендации по подготовке единого классного часа, приуроченного к празднованию 70-летия Победы в Великой Отечественной... | Методические рекомендации по проведению урока (классного часа), посвященного... Методические рекомендации по проведению в государственных и муниципальных образовательных учреждениях Вологодской области | ||
1. Классный час в школе является одной из форм организации воспитательной... Тематика классных часов определяется классным коллективом на классном собрании (классным руководителем совместно с учащимися, возможно... | Методические рекомендации по проведению единого классного часа «Кузьма... «Кузьма Минин – великий патриот и гражданин России» в общеобразовательных учреждениях Нижегородской области 1 сентября 2011 года | ||
Положение о ведении классного журнала. Классный журнал (далее Журнал) является Журналы приобретаются школой перед началом учебного года за счёт средств школы, выдаются для заполнения назначенным классным руководителям... | «О проведении Единого урока Универсиады-2019 «Навстречу Универсиаде»» Провести классным руководителям 10 сентября 2013г. Единый урок Универсиады-2019 «Навстречу Универсиаде» в 1-11 классах | ||
Методические рекомендации руководителям организаций любых форм собственности,... Федеральная служба в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методические рекомендации предназначены для заместителей директоров образовательных учреждений по воспитательной работе, классных... | ||
Приложение 2 Разработка классного часа по теме «Казанская икона Божией... Можно использовать на уроках внеклассного чтения, краеведения, классного часа, на занятиях факультатива «Основы православной культуры»... | Конспект классного часа «Дружба! Какое чудесное слово!» для учащихся 1 класса Классный час начинается с фрагмента «Песенки друзей». Группа детей играет во дворе в разные игры, постепенно к ним присоединяются... | ||
Рекомендации классным руководителям по правовому воспитанию Пгт Юрья Конвенция одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г., подписана от имени СССР 26 января 1990 г., ратифицирована Верховным... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Амену. Данные методические рекомендации раскрывают особенности технологии перехода образовательного учреждения в режим работы Ресурсного... | ||
Пик любви! объявила Аня голосом, не терпящим возражений. Но возражения... Все были отдыхающими на курорте и жили в одном спальном корпусе. Аня со своим женихом Димой и две её младшие сестры Люба и Света,... | Сценарий открытого классного часа Все вновь отстроенные школы также имеют хорошо обустроенные компьютерные классы. Еще сильнее свое влияние информационная сфера оказала... | ||
Конспект классного часа Тема: «Все профессии нужны все профессии важны» Автор Макарова Светлана Борисовна, учитель начальных классов, с. Просторы Кваркенского района Оренбургской области | Методические рекомендации по подготовке к экзаменам Методические рекомендации по подготовке экзаменационных материалов для проведения государственной итоговой аттестации по выбору обучающихся,... |