Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 293.01 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/3
Дата публикации20.04.2014
Размер293.01 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > География > Методические рекомендации
  1   2   3


Управление образования Исполнительного комитета

муниципального образования города Казани

Городской методический центр

Ресурсный центр:

распространение педагогического опыта

по подготовке учащихся к ЕГЭ

(методические рекомендации)

Казань

2011

Печатается по решению Научно – методического совета

Городского методического центра

Управления образования г. Казани

Под редакцией:

Шаяхметовой Р. И., директора ГМЦ, к.п.н.
Составители:

Восканова Е. М., заместитель директора ГМЦ;

Саркисова И. И., методист ГМЦ;

Бачуров В. А., программист ГМЦ;

Потанина М. А., программист ГМЦ.

Ресурсный центр: распространение педагогического опыта по подготовке учащихся к ЕГЭ (методические рекомендации)

Ресурсные центры по распространению педагогического опыта по подготовке учащихся к ЕГЭ создаются на базе образовательных учреждений г. Казани и являются важным звеном в повышении качества подготовки учащихся к Единому государственному экзамену. Данные методические рекомендации раскрывают особенности технологии перехода образовательного учреждения в режим работы Ресурсного центра, помогут эффективно организовать его деятельность. Методические рекомендации адресованы методистам, курирующим вопросы ЕГЭ и руководителям Ресурсных центров.

Содержание.
1. Актуальность создания сети Ресурсных центров

2. Технология перевода образовательного учреждения в режим работы Ресурсного центра по распространению педагогического опыта по подготовке учащихся к ЕГЭ

2.1. Аудит имеющегося в образовательном учреждении опыта по заявленной проблеме

2.2. Организация деятельности Ресурсного центра

2.3. Презентация результатов деятельности Ресурсного центра

3. Перечень критериев оценки эффективности деятельности Ресурсного центра

4. Приложения

- Положение о муниципальном Ресурсном центре по распространению педагогического опыта подготовки учащихся к ЕГЭ

- Форма плана работы Ресурсного центра

- Примерный план работы Ресурсного центра

- Форма отчета за год

- Информационная карта Ресурсного центра

- Примерная информационная карта Ресурсного центра

- Возможные формы работы Ресурсного центра

- Примерные темы заседаний Ресурсного центра


  1. Актуальность создания сети Ресурсных центров

в образовательной системе г. Казани

Перспективы развития любой системы образования определяются двумя группами факторов — потребностями общества в изменении системы образования и возможностями самой системы образования, её готовностью к изменениям. В современном, стремительно изменяющемся обществе, простое воспроизводящее образование перестало быть актуальным. Именно поэтому экспериментальные и инновационные процессы в современном образовании являются непременным условием его адекватного существования в обществе.

Сегодня в образовательной среде города Казани продолжается процесс формирования муниципальных Ресурсных центров на базе образовательных учреждений по различным направлениям деятельности. В профессиональной литературе эта тема остается пока не полностью разработанной. В связи с этим, представляется важным и своевременным определить, насколько правомерно и по каким параметрам можно идентифицировать образовательное учреждение как Ресурсный центр. В данном методическом пособии мы попытаемся определить, что же такое Ресурсный центр, каковы основные принципы его деятельности и критерии оценки эффективности этой деятельности, а также рассмотрим пошаговую технологию перехода образовательного учреждения в режим работы муниципального Ресурсного центра.

Понятие «ресурсный центр» появилось недавно, с внедрением в российскую науку и практику теории менеджмента, в том числе информационного менеджмента. Лингвистическими составляющими словосочетания являются термины «ресурс» и «центр». Существует несколько значений слова «ресурс»: возможность, к которой можно прибегнуть при необходимости или средство, имеющееся в наличии, к которому обращаются лишь при необходимости; либо источник чего-либо. «Центр» определяется как высший орган руководства, управления какой-либо деятельностью, место сосредоточения какой - либо деятельности. Таким образом, во – первых, Ресурсный центр можно определить как место сосредоточения ресурсов, во-вторых, Ресурсный центр рассматривается в контексте управления профессиональными взаимоотношениями. В данном контексте можно опереться на точку зрения А. В. Лебедева. Он определяет Ресурсный центр как координационный орган, создаваемый сетевыми структурами в целях усиления их ресурсов для оптимизации деятельности. Главным предназначением Ресурсного центра, по мнению А. В. Лебедева, должно быть совместное решение тех важных проблем, которые не могут быть разрешены самостоятельно участниками партнерства, например, переподготовка кадров, проведение диагностики и экспертизы деятельности, осуществление консалтинга, ретрансляция инноваций в практику, организация прикладных исследований и др. Таким образом, соблюдается принцип партнерства, то есть объединение ресурсов и совместное их использование.

Одним из направлений работы Ресурсных центров в городской системе образования является деятельность по распространению положительного педагогического опыта по подготовке учащихся к ЕГЭ и ГИА. Актуальность и необходимость данного направления не вызывает сомнений. Единый государственный экзамен – это не только независимая система оценки качества образования, но и одновременно механизм управления системой образования. Кроме ЕГЭ в практику внедряется новая модель государственной (итоговой) аттестации учащихся, освоивших образовательные программы основного общего образования (ГИА). По результатам ЕГЭ 2005 – 2011 гг. и других исследований определена типология существенных пробелов в знаниях учащихся и затруднений дидактического и методического характера у учителей – предметников образовательных учреждений, что обуславливает необходимость обеспечения компетентной методической работы в целях повышения качества образования. В связи с этим на базе общеобразовательных учреждений г. Казани создаются Ресурсные центры по распространению педагогического опыта по подготовке учащихся к ЕГЭ. (далее Ресурсный центр)

В 2010 – 2011 учебном году в г. Казани функционировало 39 Ресурсных центров, каждый из которых осуществлял свою деятельность в соответствии с разработанным планом работы.

Анализ работы Ресурсных центров показывает, что в течение учебного года на базе Ресурсных центров было проведено более 200 мероприятий (семинары, совещания, круглые столы, мастер – классы и др.) в целях распространения передового педагогического опыта по подготовке учащихся к ЕГЭ. Часть мероприятий прошли с участием методистов ГМЦ с последующим анализом деятельности Ресурсных центров.

По итогам работы Ресурсных центров в 2010 – 2011 учебном году был создан банк данных Ресурсных центров, на каждый из них была составлена информационная карта, в которой кроме общей информации содержится также краткое описание ресурсного обеспечения и продукты деятельности Ресурсного центра за учебный год.

В целом можно отметить, что идея создания Ресурсных центров оправдывает себя, в районах ведется деятельность по обеспечению методического сопровождения работы педагогов, направленная на эффективную подготовку учащихся к ЕГЭ и ГИА.

Деятельность Ресурсных центров осуществляется на основе следующих нормативных документов:

- Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1 с изменениями и дополнениями;

- Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 № 196 в редакции от 18.08.2008;

- Приказ МО и Н РТ «Об утверждении плана оперативных мероприятий, направленных на повышение результативности ЕГЭ» от 17.09.2009 № 1761/09;

- Приказ МО и Н РТ «О муниципальном Ресурсном центре по подготовке к сдаче единого государственного экзамена в 2010 году» от 30.09.2009 № 1827/09;

- Примерное положение о муниципальном Ресурсном центре по распространению педагогического опыта подготовки учащихся к государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ, утвержденное приказом МО и Н РТ от 30.09.2009 № 1827/09;

- Положение о муниципальном Ресурсном центре по распространению педагогического опыта по подготовке учащихся к государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ утверждено приказом Управления образования г. Казани № 616 от 17.11.2010;

- Перечень общеобразовательных учреждений - муниципальных Ресурсных центров по распространению педагогического опыта подготовки учащихся к государственной (итоговой) аттестации в форме единого государственного экзамена (утверждается ежегодно приказом Управления образования г. Казани).

В положении «О муниципальном Ресурсном центре по распространению педагогического опыта по подготовке учащихся к ЕГЭ» установлено, что перевод образовательного учреждения в режим работы Ресурсного центра осуществляется при наличии:

- высоких показателей сдачи ЕГЭ учащимися образовательного учреждения в текущем году или положительная динамика результатов сдачи ЕГЭ по предметам в данном образовательном учреждении;

- сложившейся системы работы педагогических кадров образовательного учреждения по направлению подготовки учащихся к ЕГЭ;

- опыта распространения эффективных приемов педагогической техники в данном направлении;

- материально – технической базы, соответствующей содержательному направлению, реализуемому Ресурсным центром (оснащение кабинета, наличие методических пособий, разработок, диагностических материалов, информационных ресурсов и т.п.).

Важно отметить, что при организации работы Ресурсного центра необходимо ориентироваться на критерии эффективности деятельности образовательного учреждения в режиме Ресурсного центра по распространению педагогического опыта по подготовке учащихся к ЕГЭ.


  1. Технология перевода образовательного учреждения в режим работы Ресурсного центра по распространению педагогического опыта

по подготовке учащихся к ЕГЭ

Технологию перевода образовательного учреждения в режим работы Ресурсного центра попытаемся представить в виде конкретных ступеней, пройдя которые руководитель и коллектив образовательного учреждения смогут получить статус Ресурсного центра на муниципальном уровне.

    1. Аудит имеющегося в образовательном учреждении опыта по заявленной проблеме

Ступень 1. Аудит имеющегося в учреждении образования (или у конкретного учителя по предмету) опыта по проблеме подготовки учащихся к ЕГЭ.

На данном этапе фактически нет ничего нового, понятно, что прежде чем начинать что-то, надо оценить, каковы результаты деятельности в данном направлении, и какие имеются ресурсы: материально – технические, методические, кадровые, информационные и т д. В большинстве случаев результаты ЕГЭ учащихся во многом зависят от наличия у учителя системной работы по эффективной организации учебного процесса, нацеленной на высокие показатели сдачи ЕГЭ учащихся. При этом немаловажную роль играют и оснащение кабинета, наличие пособий, дидактических и методических материалов для подготовки к ЕГЭ. В тоже время учитель – руководитель Ресурсного центра должен иметь опыт диссеминации результатов своей работы, должен быть готов поделиться положительным педагогическим опытом с коллегами.

Ступень 2. Определение востребованности предлагаемого продукта или услуги, определение целевой аудитории.

Муниципальный Ресурсный центр может иметь статус районной, межрайонной или городской площадки по обмену положительным опытом среди коллег в области подготовки учащихся к ЕГЭ. Современные условия предполагают, что Ресурсный центр распространяет положительный опыт не только в рамках одного района, в котором он территориально располагается, но и привлекает к работе и сотрудничеству коллег из других районов города. На наш взгляд, такая организация деятельности Ресурсного центра является более эффективной, так как позволяет расширить рамки сотрудничества, одновременно учитывая и специфику образовательных учреждений.

Ступень 3. Оформление документов и подача заявки на перевод школы в режим работы Ресурсного центра.

После проведения аудита имеющихся ресурсов и анализа результатов деятельности, а также определения целевой аудитории, образовательное учреждение готово к переводу в режим работы Ресурсного центра. Для того чтобы закрепить данный статус официальными документами, необходимо подать заявку в Городской методический центр Управления образования г. Казани.

2.2. Организация деятельности Ресурсного центра

Ступень 4. Разработка плана работы Ресурсного центра на учебный год.

После утверждения перечня Ресурсных центров по распространению педагогического опыта по подготовке учащихся к ЕГЭ приказом Управления образования г. Казани, каждый Ресурсный центр разрабатывает план деятельности на учебный год. В плане в обязательном порядке указываются наименования, формы, сроки проведения мероприятий, ответственные лица за проведение мероприятий, а также предполагаемый продукт участникам данного мероприятия (раздаточные материалы, пособия, рекомендации, разработки уроков, при необходимости – нормативная база, памятки, диагностические материалы, списки литературы или электронных пособий, ссылки на Интернет – ресурсы и т. п.). Важно отметить, что формы организации мероприятий на базе Ресурсного центра могут быть самыми разнообразными, включая возможности виртуального взаимодействия.

Ступень 5. Деятельность Ресурсного центра.

Ресурсный центр по распространению педагогического опыта по подготовке учащихся к ЕГЭ осуществляет свою деятельность на основании плана работы в течение учебного года. Важно отметить, что деятельность Ресурсного центра наряду собственно распространением передового педагогического опыта включает и другие направления работы: административное (размещение информации о Ресурсном центре и проводимых на его базе занятий на доступных информационных каналах, например, на Казанском образовательном портале; создание и тиражирование раздаточного материала; подготовку аудиторий и техники для проведения занятий и т д.); аналитическое (планирование и проведение рефлексивной деятельности как слушателей, так и педагогов, проводивших занятие) и другие.

2.3. Презентация результатов деятельности Ресурсного центра

Ступень 6. Презентация результатов деятельности Ресурсного центра.

Помимо анализа эффективности деятельности Ресурсного центра в соответствии с критериями, изложенными выше, на данном этапе каждый Ресурсный центр по итогам учебного года предоставляет отчет о работе по установленной форме, а также формирует информационную карту Ресурсного центра, в которой указываются основные результаты деятельности за год.


  1. Перечень критериев оценки эффективности

деятельности Ресурсного центра



Критерии

Показатели

1

Соответствие направления деятельности Ресурсного центра образовательным программам, реализуемым в образовательном учреждении

Направление деятельности Ресурсного центра (предмет или предметы) соответствуют образовательным программам учреждения

2

Уровень организации управления и контроля за деятельностью Ресурсного центра

- Система работы: наличие плана работы, отчетов, иных материалов

- Количество обучающихся по заявленному направлению деятельности

- Объем реализации плана деятельности Ресурсного центра

3

Создание инфраструктуры по оказанию образовательных услуг слушателям

- Наличие материально – технической базы, соответствующей содержательному направлению, реализуемому Ресурсным центром

- Наличие нормативной документации, обеспечивающей деятельность Ресурсного центра

- Подключение к Интернету и использование возможностей и ресурсов сети

4

Описание опыта применения положительных результатов деятельности по заявленному направлению

- Описание результатов деятельности в виде информационной карты Ресурсного центра

- Описание опыта в СМИ (статьи, брошюры, книги, методические разработки и т.д.), в том числе и электронных (например, ведение блога на Казанском образовательном портале)

- Распространение вспомогательных материалов для слушателей (анкеты, таблицы, матрицы, образцы тренировочных заданий, карточки дифференцированной помощи т. п.)

5

Исполнительность руководителя Ресурсного центра

Своевременность предоставления документов, информации и отчетов; инициативность


Приложение
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск