Скачать 47 Kb.
|
МОУ «Кипчакская основная общеобразовательная школа» «Школа – 2100 – школа будущего» «Нельзя выдумать средства, более сильно возбуждающего умственную самодеятельность, как эвристическая форма обучения, ибо она, как бы говорит ученику: мысли всегда на столько самостоятельно, на сколько можешь. Она ничего не дает ученику без собственного труда и усилия… Эвристическая форма обучения – самая трудная для учителя: она более чем, какая – либо другая форма, предъявляет ему требования» Современное образование – это такое образование, благодаря которому человек способен самостоятельно работать, учиться и переучиваться. В нашей школе третий год реализуется образовательная программа «Школа – 2100» Дидактическая система «Школа – 2100» позволяет учителю на уроках по разным учебным предметам системно включать школьников в учебную деятельность, где протекают процессы мотивации, построения и коррекции способов действий, реализации нормы и рефлексии, самоконтроля и самооценки, коммуникативного взаимодействия. При этом выделяются четыре типа уроков в зависимости от их целей: ● уроки открытия нового знания; ● уроки рефлексии; ● уроки общеметодологической направленности; ● уроки развивающего контроля; На уроках первого типа организуется процесс самостоятельного построения учащимися нового знания. На уроках рефлексии школьники закрепляют полученные знания и умения. Одновременно учатся выявлять причины своих ошибок и корректировать их. Уроки общеметодологической направленности посвящены структурированию и систематизации изучаемого материала, а также освоению алгоритмов обобщенных способов действий. Целью уроков развивающего контроля является не только контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов, но и формирование умения контролировать собственную деятельность. Технология проведения уроков каждого типа реализует деятельностный метод обучения. Организация образовательной среды в учебном процессе по технологии деятельностного метода обеспечивается следующей системой дидактических принципов: - принцип деятельности; - принцип непрерывности; - принцип целостности; - принцип минимакса; - принцип психологической комфортности; - принцип вариативности; - принцип творчества; При организации деятельности учащихся 1 класса ведущим является принцип психологической комфортности, поскольку мотивация к учебной деятельности может быть достигнута только при условии ее благоприятного эмоционального сопровождения. Для учащихся 2 – 4 классов ведущим становится принцип деятельности, так как мотивация к учебной деятельности в это время уже в основном сформирована, и приоритетное значение для выполнения поставленных на данном этапе целей образования приобретает формирование умения учиться. Включение ребенка в деятельность коренным образом отличается от традиционной передачи ему готового знания. Теперь задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы наглядно и доступно объяснить, рассказать и показать. Теперь он должен организовать исследовательскую деятельность, чтобы дети сами смогли найти решение ключевой проблемы урока и сами составили алгоритм действий. В традиционном обучении ученики выполняют роль зрителей, а в деятельностном методе обучения дети становятся исполнителями. Дятельностный подход ломает многие привычные стереотипы подготовки и проведения уроков, меняет саму систему взаимоотношений «учитель – ученик» Сразу же возникает множество вопросов: - Какой должна быть структура урока? - Как его подготовить? - Как добиться того, чтобы дети включались в деятельность, а не ждали, пока учитель сам им все расскажет? Другим важнейшим методом обучения по программе «Школа – 2100» является проблемный диалог. «Классический» путь постановки учебной проблемы лежит через создание проблемной ситуации, от которой разворачивается побуждающий к осознанию противоречия и формулированию проблемы диалог. «Сокращенные» пути включают подводящий к проблеме диалог и сообщение темы в готовом виде с применением специального приема, обеспечивающего ее принятие. «Классический путь поиска решения учебной программы заключается в выдвижении и проверке гипотез в ходе побуждающего диалога. «Сокращенный» путь представляет с собой подводящий диалог, разворачивающийся как от сформулированной проблемы, так и без нее. Проблемный диалог накрывает волной интереса к новому материалу весь (или почти весь) класс. Для ребят это действительно «учение с увлечением», значительно снижающее нервные нагрузки. Проблемный диалог за счет стимуляции собственной мысли ребенка обеспечивает и понимание знаний (разве можно не понимать то, до чего сам додумался) и активное развитие психики, особенно логического мышления и творческих способностей. Однако диалогов два – побуждающий и подводящий. Побуждающий диалог позволяет точно повторить этапы научного творчества и, следовательно, более активно формирует творческие способности. Поэтому он обязателен при обучении одаренных, сильных, способных учащихся. Подводящий диалог мощно развивает логическое мышление и просто незаменим при работе с детьми с пониженной обучаемостью. В ходе реализации программы «Школа – 2100» учителя нашей школы столкнулись с некоторыми проблемами: ■ проблема преемственности между ДОУ и начальной школой; ■ применение проблемно – диалогического метода обучения в спаренных классах; ■ недостаточное материальное обеспечение; ■ проблема двуязычья. Основной проблемой мы считаем преемственность между дошкольным образовательным учреждением и начальной школой. Проблема заключается в том, что дошкольное учреждение и школа работают по разным программам. У ребят – дошкольников нет определенного опыта общения. Учителю приходится почти целый год обучать их умениям и навыкам, необходимым для успешного учения. Работая в спаренных классах трудно строить проблемно – диалогические уроки. Каждый урок по программе «Школа – 2100» должен строиться на диалоге между учениками, учителем, при обсуждении проблемы группами в классе появляется рабочий шум, который в спаренных классах отвлекает работу другого коллектива. Компетентностно – ориентированное обучение требует применение различных источников информации. Источники, которые имеются в нашей школьной библиотеке, не соответствуют возрасту учащихся, нет широкого выбора. Проблема двуязычья приводит к тому, что ученики становятся пассивными наблюдателями, так как возникают затруднения в построении диалога. Работая по программе «Школа – 2100» и сравнивая с традиционной формой обучения, мы отметили следующие положительные моменты:
|
Урок открытия нового знания по программе развивающего обучения Л.... Урок открытия нового знания с мультимедийным сопровождением по программе ро л. Занкова в 1 классе | Что и как меняем в основной школе Учитель создает ситуацию для открытия обучающимися нового знания при усвоении нового материала | ||
Урок открытия нового знания ... | Урок «открытия нового знания» Тема: Нахождение неизвестного слагаемого Регулятивные: освоение способов вычисления и установление взаимосвязи между предметами | ||
Урок «открытия» нового знания Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение общеобразовательная школа интернат I-II вида города... | Урока ф. И. О. учителя: Носова Надежда Николаевна Класс: 2а Дата: 22. 11. 2013г. Предмет: русский язык Тип урока: урок «открытия» нового знания | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: методом открытия нового знания формирование у учащихся понятия оптического изображения | Урок по фгос: Урок открытия нового знания Деятельностная: работает на метапредметный результат. Формирование у учащихся умений реализовывать новые способы действия (познавательные,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тип урока: урок открытия нового знания (структура утвердительных предложений в прошедшем простом времени изучалась на предыдущих... | Календарно-тематическое планирование уроков по «Истории Нового времени» в 7 классе Мир в начале нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация | ||
Урок открытия нового знания Цель: к концу урока обучающиеся смогут составит монологическое высказывание-рассказ о достопримечательностях Лондона, смогут вести... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Проведение нестандартных уроков: уроки-игры, уроки-дискуссии, уроки-соревнования, уроки с групповыми формами работы, уроки взаимообучения... | ||
Урок открытия нового знания (технология деятельностного метода) Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тип урока (нужное подчеркнуть): урок открытия нового знания; урок-рефлексия; построение общеметодологических знаний (урок построения... | ||
Эссе «Открытия XXI века» Каждый день в мире учёные делают новые открытия, изобретают различные приборы, вещества и в дальнейшем их совершенствуют. Открытия... | Учитель Зайнуллина Римма Дамисовна Количество часов 70 уроки внеклассного... Познакомить со спецификой нового учебного предмета и учебника; воспитывать интерес к чтению; выявить уровень литературного развития... |