Скачать 39.11 Kb.
|
Учитель физики Ивакина Е.В. МОУ СОШ №3 г.Усмани Урок по теме «Плоское зеркало» Цель урока: методом открытия нового знания формирование у учащихся понятия оптического изображения. Задачи:
Оборудование: большое плоское зеркало.
Общий план урока, вызвать желание «узнать и научиться».
Физический диктант, в котором актуализируются достаточные для изучения нового материала знания. Тренировка и подготовка мышления. -Повторяется закон отражения света. -Отрабатывается правильное использование терминологии: падающий луч, отраженный луч, угол падения, угол отражения, «как мы видим».
Одному из учащихся (пусть, его зовут Никита) предлагается подойти к зеркалу, и ответить на вопрос: видит ли он себя в зеркале? Остальным учащимся предлагается ответить на вопрос, сколько Никит они видят. Выясняется, что одного Никиту (настоящего) видят все, а другого (в зеркале) - только часть сидящих в классе. Почему? Обсуждается проблема: Настоящий Никита ------ «Никита в зеркале» Объект ------ изображение Сам объект (Никиту) видели все, а его изображение в зеркале – лишь часть из нас. Ставится цель: Так как же получается изображение в плоском зеркале? Какое оно? Записываем тему урока на доске: «Изображение в плоском зеркале»
1.Как возникает изображение в плоском зеркале? Глаз воспринимает лучи, отраженные от зеркала так, как будто в S’ действительно находится источник света. В точке S’ пересекаются не сами лучи, отраженные от зеркала, а их продолжения. В таком случае говорят, что S’ является мнимым изображением точки S в плоском зеркале. Изображение называют мнимым, когда формирующие его лучи не пересекаются – изображение находится на продолжении этих лучей. Точки, в которых собираются (пересекаются) сами лучи, исходящие из источника света, называются действительными изображениями этого источника. Действительное изображение объекта формируется на фотопленке, на экране в кинотеатре, на сетчатке глаза. Изображение можно увидеть только из той области класса, в которую попадают отраженные от зеркала лучи. Эта область ограничена лучами, отраженными от краев зеркальной поверхности (рис. 2). 4.Первичное закрепление(5 мин.) Выполнение типовых построений изображений в плоском зеркале, т.е. на новое знание, с комментированием каждой ситуации, проговаривании вслух алгоритма действий. Работа на интерактивной доске. -Как построить изображение предмета в плоском зеркале быстрее и проще? На каком расстоянии находится изображение от зеркала? изображение от предмета? -Какие общие черты у всех изображений? Эти выводы делают сами, решая предложенные задачи. -Мнимое, равное, симметричное
(сравнить с эталоном) на интерактивной доске. 1.Постройте изображение в плоском зеркале точечного источника свет. В какой области пространствам должен находиться наблюдатель, чтобы видеть это изображение? 2.(Устно) «Будьте внимательны!» Кузнечик сидел на расстоянии 10 см от плоского зеркала, потом отпрыгнул от него ещё на 50 см. -Каким было расстояние между кузнечиком и его изображением до прыжка? -Каким оно стало после прыжка? -Во сколько раз дальше от зеркала стал находиться кузнечик в результате прыжка? -Во сколько раз изменилось при этом расстояние между кузнечиком и его изображением? 7.Повторение. (5 мин.) 8 .Итог урока. (3-4 мин.) Учащимся предлагается сформулировать, что они узнали и чему научились на уроке, начиная свою фразу словами «Я знаю, как ...», «Я могу...» 9.Домашнее задание: 1) подготовить устный ответ по теме «Изображение в плоском зеркале»; 2) доказать, что изображение точки расположено за экраном на таком же расстоянии, на каком точка находится перед зеркалом. |