Западное Окружное Управление Образования Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы





Скачать 352.7 Kb.
НазваниеЗападное Окружное Управление Образования Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы
Дата публикации04.07.2014
Размер352.7 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Культура > Пояснительная записка
Западное Окружное Управление Образования

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы

Средняя общеобразовательная школа №81

Рассмотрено на заседании МО «Утверждаю»

учителей начальных классов Директор школы ГБОУ СОШ № 81

Протокол № 50 от 30.05.2013 г. приказ №115 от «02» сентября 2013г.

Председатель МО ___________ Тарасова С.И. ___________________ Чукашева В.В.
Рабочая программа учебного предмета

по изобразительному искусству

для 3 – их классов

на 2013/2014 учебный год.

Разработчик программы

Бакеренкова Е.В.

2013 год

СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ.

1. Пояснительная записка.

2. Планируемые результаты изучения курса (формирование и развитие универсальных учебных действий).

3. Основные требования к уровню подготовки третьеклассников к концу учебного года.

4. Содержание курса.

5. Учебно-методическое обеспечение.

6. Календарно-тематическое планирование.





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по изобразительному искусству в начальных классах разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, авторской программы Б.М.Неменского «Изобразительное искусство» в 1-4 классах, утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.

Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.

Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных — живопись, графика, скульптура; конструктивных — архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства — традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли художника в синтетических (экранных) искусствах — искусстве книги, театре, кино и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.

Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:

изобразительная художественная деятельность;

декоративная художественная деятельность;

конструктивная художественная деятельность.

Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трёх видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.

Эти три вида художественной деятельности и являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные искусства, конструктивные искусства, декоративно-прикладные искусства. Одновременно каждый из трёх видов деятельности присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу выделения того и иного вида художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на деятельности человека, на выявлении его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.

Три вида художественной деятельности представлены в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство.

Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.

Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.

Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.

Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).

Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.

Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.

Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций. Для этого необходима работа со словарями, поиск разнообразной художественной информации в Интернете.

Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.

Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цельдуховное развитие личности, т. е. формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нём, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.

Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и поэзия, помогающие детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ.

Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.

Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работа, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат даёт стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного её раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.

Художественная деятельность детей на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности — форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция — осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.

На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.

Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.

Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.

Периодическая организация выставок даёт детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.
Место учебного предмета в учебном плане.

На изучение предмета отводится 1 ч в неделю, всего на курс — 34 ч (1 ч в неделю).

Форма обучения - традиционная, методы обучения – наблюдение, беседа, экскурсии. Использование ИКТ.

Выполненные работы планируется вывешивать на стенд «Наше творчество», использовать для участия в различных конкурсах.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Приоритетная цель художественного образования в школе—духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.

Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.

Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.

Основные содержательные линии «Искусство вокруг нас » (34 ч) определены стандартом начального образования и представлены 5 разделами:

Мастера Изображения, Постройки и Украшения – 1 ч

Искусство в твоём доме – 8 ч

Искусство на улицах твоего города – 7 ч

Художник и зрелище – 10 ч

Художник и музей – 8 ч

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

  • понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

  • формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

  • формирование эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;

  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

  • умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;

  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

  • знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн), декоративной (народные и прикладные виды искусства);

  • знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;

  • понимание образной природы искусства;

  • эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;

  • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;

  • способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;

  • умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;

  • усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;

  • умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;

  • способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;

  • способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;

  • умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;

  • освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;

  • овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации;

  • умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;

  • изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;

  • умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;

  • способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;

  • умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;

  • выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;

  • умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ТРЕТЬЕКЛАССНИКОВ

К КОНЦУ УЧЕБНОГО ГОДА

В результате изучения программы учащиеся должны:

  • освоить основы первичных представлений о трёх видах художественной деятельности: изображение на плоскости и в объёме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объёме и пространстве; украшение или декоративная художественная деятельность с использованием различных художественных материалов;

  • приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живописи, графике, скульптуре, дизайне, началах архитектуры, декоративно-прикладных и народных формах искусства;

  • развивать фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой художественной деятельности;

  • освоить выразительные возможности художественных материалов: гуаши, акварели, пастели и мелков, угля, карандашей, пластилина, бумаги для конструирования;

  • приобрести первичные навыки художественного восприятия различных видов и жанров искусства, начальное понимание особенностей образного языка разных видов искусства и их социальной роли, т. е. значение в жизни человека и общества;

  • научиться анализировать произведения искусства, приобрести знания о конкретных произведениях выдающихся художников в различных видах искусства, учиться активно использовать художественные термины и понятия;

  • овладеть начальным опытом самостоятельной творческой деятельности, а также приобрести навыки коллективного творчества, умение взаимодействовать в процессе совместной художественной деятельности;

  • приобрести первичные навыки изображения предметного мира, растений и животных, начальные навыки изображения пространства на плоскости и пространственных построений, первичные представления об изображении человека на плоскости в объёме;

  • приобрести навыки общения через выражение художественных смыслов, выражение эмоционального состояния, своего отношения к творческой художественной деятельности, а также при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей;

  • приобрести знания о роли художника в различных сферах жизнедеятельности человека, в организации форм общения людей, создания среды жизни и предметного мира;

  • приобрести первичные представления о деятельности художника в синтетических и зрелищных видах искусства (в театре и кино);

  • приобрести первичные представления о богатстве и разнообразии художественных культур народов Земли и основах этого многообразия, о единстве эмоционально-ценностных отношений к явлениям жизни.


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Раздел 1. Искусство в твоем доме (8 часов).

Детские игрушки, народные игрушки, самодельные игрушки. Роль художника в создании посуды. Повседневная и праздничная посуда. Конструкция, форма предметов, роспись и украшение посуды. Знакомство детей с искусством росписи ткани. Художественная роспись платков и их разнообразие. Роль художника в создании обоев и штор. Эскизы обоев или штор для комнаты, имеющей четкое назначение: спальня, гостиная, детская. Роль художника в создании книги. Книжная иллюстрация. Художник и книга. Иллюстрации. Форма книги. Шрифт. Буквица. Создание художником праздничной открытки и другой мелкой тиражной графики.
Раздел 2. Искусство на улицах твоего города (7 часов).

Знакомство с древней и новой архитектурой вблизи школы и дома. Архитектура садов и парков. Парки для отдыха, парки-музеи, детские парки. Чугунные ограды в Санкт-Петербурге и в Москве, в родном городе, деревянный ажур наличников Художественные образы фонарей. Формы и украшения фонарей. Роль художника в создании витрин. Реклама товара. Витрина как украшение города. Роль художника в создании машин. Разные формы автомобилей. Автомобили разных времен.
Раздел 3. Художник и зрелище (11 часов).

Роль художника в цирке. Спектакль – вымысел и правда театральной игры. Художник – создатель сценического мира. Лицедейство и маска. Маски разных времен и народов. Маски как образ персонажа. Многообразие мира театра кукол. Работа художника над куклой. Театральные куклы. Театр Петрушки. Перчаточные куклы, тростевые, марионетки. Значение афиши и плаката. Образ зрелища и его выражение в афише. Значение афиши, шрифт, изображение. Роль художника в создании праздничного облика города.

Раздел 4. Художник и музей (8 часов).

Музеи в жизни города и всей страны. Разнообразие музеев. Крупнейшие художественные музеи: Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Эрмитаж, Русский музей. Роль художника в организации экспозиции. Что такое картина? Картина – пейзаж. Пейзаж – изображение природы, жанр изобразительного искусства. Знакомство с жанром «портрет». Портрет человека как изображение его характера и проникновение в его внутренний мир. Жанр натюрморта: предметный мир в изобразительном искусстве. Натюрморт как рассказ о человеке. Изображение в картинах событий из жизни людей. Большие исторические события в исторической картине. Красота повседневной жизни в картине бытовой жизни. Учимся смотреть картины. Учимся смотреть скульптуру. Скульптуру надо обходить с разных сторон. Скульптура и окружающее ее пространство.


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.

Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. Учебник для общеобразовательных учреждений. 3 класс. Горяева Н.А./под ред. Б.М.Неменского/ – М.:«Просвещение», 2012 г.

Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 3 класс. Н.А.Горяева /под ред. Б.М.Неменского/ – М.: «Просвещение», 2012 г.

Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки 1 – 4. /Л.Неменская, Б.Неменский, Е.И.Коротеева/, – М.: «Просвещение», 2012 г.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (34 Ч).


урока дата



Тема урока


Деятельность

учащихся


Планируемые результаты


Материалы и элементы

дополнительного содержания

I триместр Вводный урок (1 ч).

1.

Мастера Изображения, Постройки и Украшения. Художественные материалы.

Познакомиться с Мастерами Изображения, Постройки и Украшения, с необходимыми художественными материалами. Осознать роль Братьев-Мастеров. Объяснять, как Братья-Мастера помогают друг другу, когда создаётся игрушка, ковёр, картина, самолёт или книга.

Знать, что в каждом предмете, который наполняет наш дом, заложен труд художника. Знать роль Мастеров Изображения, Постройки и Украшения в создании среды жизни человека. Знать необходимые для работы художественные материалы.




Искусство в твоём доме (8 ч).

1.

Твои игрушки. Лепка игрушек из пластилина и глины.

Характеризовать и эстетически оценивать разные виды игрушек, материалы, из которых они сделаны. Понимать и объяснять единство материала, формы и внешнего оформления игрушек (украшения). Выявлять в воспринимаемых образцах игрушек работу Мастеров Постройки, Украшения и Изображения, рассказывать о ней. Учиться видеть и объяснять образное содержание конструкции и украшения предмета. Создавать выразительную пластическую форму игрушки и украшать ее,

добиваясь целостности цветового решения.

Знать образцы игрушек Дымкова, Филимонова, Хохломы, Гжели. Уметь преобразиться в мастера Постройки, создавая форму.

Знать, чем отличается Гжель от Хохломы цвета.

Уметь выполнять роль мастера Украшения,

расписывая игрушки. Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею.

Народные игрушки, игрушки из подручного материала.

2 – 3 .

Посуда у тебя дома. Изображение праздничного сервиза.

Характеризовать связь между формой, декором посуды (ее художественным образом) и её назначением. Выделять конструктивный образ (образ формы, постройки) и характер декора, украшения (деятельность каждого из Братьев-Мастеров в процессе создания образа посуды).

Овладевать навыками создания выразительной формы посуды и её декорирования в лепке, а также навыками изображения посудных форм, объединённых общим, образным решением.

Знать работу мастеров Постройки, Украшения, Изображения.

Уметь изобразить посуду по своему образцу.

Знать работу мастера по изготовлению посуды: конструкция, форма, украшение, роспись.

Уметь расписать посуду, используя элементы хохломской росписи.

Образцы посуды из натурного фонда, посуда из разных материалов (металла, дерева, пластмассы).

4.

Обои и шторы у тебя дома. Создание эскиза обоев для комнаты.

Понимать роль цвета и декора в создании образа комнаты. Рассказывать о роли художника и этапах его работы (постройка, изображение, украшение) при создании обоев и штор. Обретать опыт творчества и художественно-практические навыки в создании эскиза обоев или штор для комнаты в соответствии с её функциональным назначением.

Знать роль художников в создании обоев, штор. Уметь разработать эскиз для создания образа будущей комнаты в соответствии с её назначением (детская, спальня и т. п.).

Знать роль каждого из Братьев-Мастеров в создании обоев и штор: построение ритма, изобразительные мотивы. Уметь превращать их в орнамент для украшения комнаты. Создать эскиз обоев или штор для спальни или детской (использовать технику трафарета или штампа).

Образцы обоев разного назначения.

5.

Мамин платок. Цвет и ритм узора. Создание эскиза платка для мамы.


Воспринимать и эстетически оценивать разнообразие вариантов росписи ткани на примере платка. Понимать зависимость характера узора, цветового решения платка от того, кому и для чего он предназначен. Объяснять основные варианты композиционного решения росписи платка (с акцентировкой изобразительного мотива в центре, по углам, в виде свободной росписи), а также характер узора (растительный геометрический).Различать постройку (композицию), украшение (характер декора), изображение (стилизацию) в процессе создания образа платка. Обрести опыт творчества и художественно-практические навыки в создании эскиза росписи платка (фрагмента), выражая его назначение (для мамы, бабушки, сестры; праздничный или повседневный).

Знать в общем искусство росписи тканей.

Уметь составить простейший орнамент.

Знать разнообразие художественных росписей платков, назначение платков.

Уметь отличать платок от ткани.

Русские платки, ткань с растительным орнаментом

Б.Кустодиев «Купчиха», «Ярмарка».

Л.Малеев «Рязанские девочки».

В.Суриков «Сибирская красавица».

6.

Твои книжки. Создание детской книжки-игрушки с иллюстрациями.

Понимать роль художника и Братьев-Мастеров в создании книги (многообразие форм книг, обложка, иллюстрации, буквицы и т.д.). Называть отдельные элементы оформления книги (обложка, иллюстрации, буквицы).Узнавать и называть произведения нескольких художников-иллюстраторов детской книги. Создавать проект детской книжки-игрушки. Овладевать навыками коллективной работы.

Знать роль художника в создании книги, многообразие видов книг.

Уметь отличать назначение книг, оформлять обложку.

Знать роль обложки, шрифта, буквицы.

Уметь самостоятельно оформить обложку, используя придуманный шрифт.

Выставка книг.

Книги с иллюстрациями И.Билибина, Е.Чарушина.

7.

Открытки. Создание эскиза поздравительной открытки.

Понимать и объяснять роль художника и Братьев-Мастеров в создании форм открыток, изображений на них. Создавать открытку к определенному событию или декоративную закладку (работа в технике граттажа, графической монотипии, аппликации или в смешанной технике).Приобретать навыки выполнения лаконичного выразительного изображения.

Знать виды графических работ.

Уметь выполнить простую графическую работу.

Знать отличие литографии от линогравюры. Уметь выполнить эскиз открытки или декоративной закладки (по растительным мотивам) самостоятельно.

Образцы гравюр.

8.

Труд художника для твоего дома. Выставка творческих работ.

Участвовать в творческой обучающей игре, организованной на уроке, в роли зрителей, художников, экскурсоводов, Братьев-Мастеров. Осознавать важную роль художника, его труда в создании среды жизни человека, предметного мира в каждом доме. Уметь представлять любой предмет с точки зрения участия в его создании волшебных Братьев-Мастеров. Эстетически оценивать работы сверстников.

Знать, что всё, что связано с нашей жизнью, не существовало бы без труда художников, без изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры, дизайна.

Выставка работ. Игра «Экскурсовод».

Искусство на улицах твоего города (7 ч).

1.

Памятники архитектуры. Изображение архитектурного памятника.


Учиться видеть архитектурный образ, образ городской среды. Воспринимать и оценивать эстетические достоинства старинных и современных построек родного города (села). Раскрывать особенности архитектурного образа города. Понимать, что памятники архитектуры - это достояние народа, которое необходимо беречь. Различать в архитектурном образе работу каждого из Братьев-Мастеров. Изображать архитектуру своих родных мест, выстраивая композицию листа, передавая в рисунке неповторимое своеобразие и ритмическую упорядоченность архитектурных форм.

Знать основные памятники города, места их нахождения.

Уметь узнавать памятники, посвящённые событиям Гражданской и Великой Отечественной войны.

Уметь изобразить один из памятников.

Материалы, связанные с выбранными архитектурными памятниками.

II триместр

2.

Парки, скверы, бульвары.

Сравнивать и анализировать парки, скверы, бульвары с точки зрения их разного назначения и устроения (парк для отдыха, детская площадка, парк-мемориал и др.). Эстетически воспринимать парк как единый, целостный художественный ансамбль.Создавать образ парка в технике коллажа, гуаши или выстраивая объемно-пространственную композицию из бумаги.

Овладевать приемами коллективной творческой работы в процессе создания общего проекта.

Знать, в чём заключается работа художника-тектора. Уметь изобразить парк, сквер или бульвар.

Знать, что такое ландшафтная архитектура, что работа художника – это работа целого коллектива. Уметь изобразить парк, сквер или бульвар.

Слайды: Дворцовые парки России и мира, скверы и бульвары Москвы.

3.

Ажурные ограды. Создание проекта ажурной решётки.

Воспринимать, сравнивать, давать эстетическую оценку чугунным оградам в Санкт-Петербурге и Москве, в родном городе, отмечая их роль в украшении города. Сравнивать между собой ажурные ограды и другие объекты (деревянные наличники, ворота с резьбой, дымники и т.д.), выявляя в них общее и особенное. Различать деятельность Братьев-Мастеров при создании ажурных оград. Фантазировать, создавать проект (эскиз) ажурной решетки. Использовать ажурную решетку в общей композиции с изображением парка или сквера.

Знать разные инженерные формы ажурных сцеплений металла.

Уметь находить в природных мотивах прообразы для орнаментального оформления ажурной решетки.

Уметь конструировать из проволоки ажурные решетки.

Слайды старинных оград в Москве и Санкт-Петербурге, современных декоративных решёток и оград.

4.

Волшебные фонари.


Воспринимать, сравнивать, анализировать старинные фонари Москвы, Санкт-Петербурга и других городов, отмечать особенности формы и украшений. Различать фонари разного эмоционального звучания. Уметь объяснять роль художника и Братьев-Мастеров при создании нарядных обликов фонарей.

Изображать необычные фонари, используя графические средства или создавать необычные конструктивные формы фонарей, осваивая приемы работы с бумагой (скручивание, закручивание, склеивание).

Знать виды и назначение фонарей.

Уметь придумать свои варианты фонарей.

Знать, как конструировать фонарь из бумаги.

Уметь конструировать фонарь из цветной бумаги для праздника.


Слайды разных фонарей.

5.

Витрины. Создание проекта оформления витрины магазина.

Понимать работу художника и Братьев-Мастеров по созданию витрины как украшения улицы города и своеобразной рекламы товара.

Уметь объяснять связь художественного оформления витрины с профилем магазина.

Фантазировать, создавать творческий проект оформления витрины магазина.

Овладевать композиционными и оформительскими навыками в процессе создания образа витрины.


Знать оформление витрин по назначению и уровню культуры города.

Знать о назначении витрин как способе украшения улиц.

Уметь отличать разные по назначению и оформлению витрины.

Уметь составить проект по оформлению витрины.

Слайды оформления витрин.

6.

Удивительный транспорт. Создание образа фантастической машины.

Уметь видеть образ в облике машины. Характеризовать, сравнивать, обсуждать разные формы автомобилей и их украшение.

Видеть, сопоставлять и объяснять связь природных форм с инженерными конструкциями и образным решением различных видов транспорта. Фантазировать, создавать образы фантастических машин.

Обрести новые навыки в конструировании из бумаги.

Знать разные виды транспорта.

Знать многообразие форм машин, связь формы со временем создания, скоростью.

Уметь изобразить разные виды транспорта.

Фотографии транспорта: виды старинного и современного транспорта.

7.

Труд художника на улицах твоего города. Создание коллективного панно: панорама улицы.

Осознавать и уметь объяснять важную и всем очень нужную работу художника и Мастеров Постройки, Украшения и Изображения в создании облика города.

Создавать из отдельных детских работ, выполненных в течение триместра, коллективную композицию.

Овладевать приемами коллективной творческой деятельности.

Участвовать в занимательной образовательной игре в качестве экскурсоводов.

Уметь создать коллективное панно без помощи учителя: панорама улицы с размещением на ней фонарей, оград, транспорта, фигурки людей.

Обобщение по разделу «Искусство на улицах твоего города».

Игра в экскурсоводов и журналистов, которые рассказывают по созданной диораме о своём городе, о роли художников, работающие над художественным образом города.

Художник и зрелище (10 ч).

1 – 2.

Художник в цирке. Портрет клоуна. Изображение арены цирка.

Понимать и объяснять важную роль художника в цирке (создание красочных декораций, костюмов, циркового реквизита и т.д.). Придумывать и создавать красочные выразительные рисунки или аппликации на тему циркового представления, передавая в них движение, характеры, взаимоотношения между персонажами. Учиться изображать яркое, весёлое, подвижное.

Знать отличие и сходство театра и цирка. Уметь создать эскиз циркового представления

Знать элементы оформления, созданные художником в цирке: костюм, реквизит.

Уметь изобразить цирковой персонаж в движении.

Видеофильм: фрагмент циркового представления.

3 – 4.

Художник в театре. Создание проекта «Театр на столе».

Сравнивать объекты, элементы театрально- сценического мира, видеть в них интересные выразительные решения, превращение простых материалов в яркие образы. Понимать и уметь объяснять роль театрального художника в создании спектакля. Создавать "Театр на столе» - картинный макет с объёмными (лепными, конструктивными) или плоскостными (расписными) декорациями и бумажными фигурками персонажей сказки для игры в спектакль. Овладевать навыками создания объёмно – пространственной композиции.

Знать театр кукол как пример видового разнообразия театра.

Знать термин спектакль как цепь взаимосвязанных действий.

Уметь создать картинный макет с объёмными или плоскостными декорациями и бумажными фигурками.

Слайды эскизов театральных художников.

5 – 6.

Театр кукол. Создать эскиз куклы.

Иметь представление о разных видах кукол (перчаточные, тростевые, марионетки) и их истории, о кукольном театре в наши дни.

Придумывать и создавать выразительную куклу (характерную головку куклы, характерные детали костюма, соответствующие сказочному персонажу); применять для работы пластилин, бумагу, нитки, ножницы , куски ткани.

Использовать куклу для игры в кукольный спектакль.

Знать театр кукол как пример видового разнообразия театра.

Знать отличие кукольного театра от других видов театра.


Слайды с изображением театральных кукол. Видеофрагмент из кинофильма «Золотой ключик».

III триместр

7.

Маски. Изготовление маски для спектакля.

Отмечать характер, настроение, выраженные в маске, а также выразительность формы и декора, созвучные образу. Объяснять роль маски в театре и на празднике.

Конструировать выразительные и острохарактерные маски к театральному представлению или празднику.

Знать историю происхождения театральных масок. Знать о роли художника в создании маски, об условности языка масок.

Уметь сконструировать маску из бумаги и расписать, подчёркивая её характер.

Слайды различных театральных масок.

8.

Афиша и плакат. Создание афиши-плаката к театральному представлению.

Иметь представление о назначении театральной афиши, плаката (привлекает внимание, сообщает название, лаконично рассказывает о самом спектакле).

Уметь видеть и определять в афишах-плакатах изображение, украшение и постройку.

Иметь творческий опыт создания эскиза афиши к спектаклю или цирковому представлению; добиваться образного единства изображения и текста.

Осваивать навыки лаконичного, декоративно-обобщенного изображения (в процессе создания афиши или плаката).

Знать о назначении афиши.

Знать различие между плакатом и афишей.

Уметь создать эскиз афиши к спектаклю.

Театральные и цирковые афиши.

9.

Праздник в городе.

Объяснять работу художника по созданию облика праздничного города.

Фантазировать о том, как можно украсить город к празднику Победы (9 Мая), Нового года или на Масленицу, сделав его нарядным, красочным, необычным.

Создавать в рисунке проект оформления праздника.

Знать отличие и сходство разных праздников.

Уметь создать эскиз праздничного представления

Выставка работ.

10.

Школьный карнавал. Как художники помогают сделать праздник.

Понимать роль праздничного оформления для организации праздника.

Придумывать и создавать оформление к школьным и домашним праздникам.

Участвовать в театрализованном представлении или веселом карнавале.

Овладевать навыками коллективного художественного творчества.

Организовать выставку работ. Принять участие в оформлении класса к празднику.

Обобщение по теме «Художник и зрелище». Организация в классе выставки работ учащихся. Мини-спектакль с приглашением гостей.

Художник и музей (8 ч).

1.


Музеи в жизни города. Создание интерьера музея.

Понимать и объяснять роль художественного музея, учиться понимать, что великие произведения искусства являются национальным достоянием. Иметь представление, что картина, это особый мир, созданный художником, наполненный его мыслями, чувствами и переживаниями. Иметь представление и называть самые значительные музеи искусств России - Государственную Третьяковскую галерею, Государственный русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Иметь представление о самых разных видах музеев и роли художника в создании их экспозиций.

Знать, что в музеях хранятся лучшие произведения искусства, подлинники авторов.

Уметь изобразить интерьер музея.

Знать, из чего состоит интерьер музея; крупнейшие музеи страны.

Уметь создать образ музея (работа в паре).


Слайды с крупнейшими музеями России и мира.


2.

Картина – особый мир. Музеи искусства. Создание интерьера музея.

3.

Картина-пейзаж. Изображение пейзажа по представлению с ярко выраженным характером.

Рассуждать о творческой работе зрителя, о своем опыте восприятия произведений изобразительного искусства. Рассматривать и сравнивать картины-пейзажи, рассказывать о настроении и разных состояниях, которые художник передает цветом (радостное, праздничное, грустное, таинственное, нежное).

Знать имена крупнейших русских художников-пейзажистов. Изображать пейзаж по представлению с ярко выраженным настроением. Выражать настроение в пейзаже цветом.

Выставка творческих работ, выполненных в разных материалах и техниках.

Обсуждение выставки.

Знать, что такое картина-пейзаж, о роли цвета в пейзаже.

Уметь изобразить пейзаж по представлению

Знать знаменитые картины-пейзажи И. Айвазовского, И. Шишкина.

Уметь передать настроение пейзажа.

Оценивание своих достижений.

Репродукции картин И. Шишкина, А. Куинджи, И. Айвазовского.

4.

Картина-портрет.

Изображение портрета по представлению с ярко выраженным характером.

Иметь представление об изобразительном жанре - портрете и нескольких известных картинах-портретах. Рассказывать об изображенном на портрете человеке (какой он, каков его внутренний мир, особенности его характера).

Создавать портрет кого-либо из дорогих, хорошо знакомых людей (родители, одноклассник, автопортрет) по представлению, используя выразительные возможности цвета.

Знать жанр портрета.

Знать знаменитые картины, портреты.

Уметь создать самостоятельно портрет близкого человека.

Портреты

Ф. Рокотова,

В. Серова,

И. Репина, художников эпохи Возрождения.

5.


Картина-натюрморт.

Изображение натюрморта по представлению с ярко выраженным характером.

Воспринимать картину-натюрморт как своеобразный рассказ о человеке – хозяине вещей, о времени, в котором он живёт, его интересах. Понимать, что в натюрморте важную роль играет настроение, которое художник передаёт цветом. Изображать натюрморт по представлению с ярко выраженным настроением (радостное, праздничное, грустное и т.д.).

Развивать живописные и композиционные навыки. Знать имена нескольких художников, работавших в жанре натюрморта

Знать, что такое натюрморт, где можно увидеть натюрморт.

Знать о средствах выражения настроения в натюрморте, о роли цвета.

Уметь создать натюрморты с разным настроением (весёлым, грустным).

Репродукции

натюрмортов

Петрова-Водкина,

В. Стожарова,

В. Ван Гога и др.

6.

Картины исторические и бытовые. Изображение сцены из своей повседневной жизни.

Иметь представление о картинах исторического и бытового жанра. Рассказывать, рассуждать о наиболее понравившихся (любимых) картинах, об их сюжете и настроении. Развивать композиционные навыки. Изображать сцену из своей повседневной жизни (дома, в школе, на улице и т.д.), выстраивая сюжетную композицию.

Осваивать навыки изображения в смешанной технике (рисунок восковыми мелками и акварель).

Знать отличия исторических и бытовых картин. Уметь изобразить сцену из своей повседневной жизни.

Слайды картин исторического и бытового жанра.

7.

Скульптура в музее и на улице. Лепка фигуры человека или животного.

Рассуждать, эстетически относиться к произведению скульптуры, объяснять значение окружающего пространства для восприятия скульптуры. Объяснять роль скульптурных памятников. Назвать несколько знакомых памятников и их авторов, уметь рассуждать о созданных образах. Назвать виды скульптуры (скульптура в музеях, скульптурные памятники, парковая скульптура), материалы, которыми работает скульптор. Лепить фигуру человека или животного, передавая выразительную пластику движения.

Знать, что такое скульптура.

Знать разнообразие скульптурных материалов, особенности парковых скульптур.

Уметь смотреть на скульптуру.

Уметь лепить фигурку человека или животного в движении.

Слайды с различными видами скульптур.

8.

Художественная выставка. Каждый человек – художник!

Участвовать в организации выставки детского художественного творчества, проявлять творческую активность.

Проводить экскурсии по выставке детских работ. Понимать роль художника в жизни каждого человека и рассказывать о ней.

Организовать выставку детского творчества. Уметь договариваться, сотрудничать с одноклассниками по организации выставки. Проводить экскурсии по выставке.

Обобщить знания детей по курсу «Искусство вокруг нас».



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Западное Окружное Управление Образования Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы iconЮго-западное окружное управление образования
Государственное бюджетное образовательное учреждение города москвы средняя общеобразовательная школа №521
Западное Окружное Управление Образования Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Западное Окружное Управление Образования Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы iconЗападное окружное управление образования государственное бюджетное...
Настоящее Положение рассматривается на педагогическом совете, имеющим право вносить в него свои изменения и дополнения
Западное Окружное Управление Образования Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы iconЗападное окружное управление образования департамента образования...
Организаторами конкурса выступают Западное Окружное Управление образования г. Москвы, гбоу цвр им. А. С. Макаренко
Западное Окружное Управление Образования Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы iconДепартамент образования города москвы западное окружное управление...
Во исполнение нормативных документов Министерства образования и науки, Департамента образования города Москвы, Западного окружного...
Западное Окружное Управление Образования Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы iconДепартамент образования города москвы юго-восточное окружное управление...
Протокол №1 от Г. В. Негодова З. И. Петрова
Западное Окружное Управление Образования Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы iconЗападное окружное управление образования Департамента образования...
Программа авторов И. Н. Пономаревой, В. М. Константинова, Р. Д. Маш, Н. Д. Андреевой, Н. М. Черновой 6 класс. Растения. Бактерии....
Западное Окружное Управление Образования Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы iconЮго-западное окружное управление образования департамента образования...
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Челябинской области
Западное Окружное Управление Образования Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы iconДепартамент образования города Москвы Западное окружное управление...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования Национальный исследовательский...
Западное Окружное Управление Образования Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы iconДепартамент образования города москвы юго-западное окружное управление...
Мы признаем критически важную роль, которую играют малые фермерские хозяйства, особенно под руководством женщин, в трансформации...
Западное Окружное Управление Образования Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы iconСеверное окружное управление образования
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа №185
Западное Окружное Управление Образования Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы iconСеверное окружное управление образования
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа №185
Западное Окружное Управление Образования Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы iconДепартамент образования города москвы южное окружное управление образования...
Утвердить следующий годовой календарный учебный график гбоу средней общеобразовательной школы №915 на 2013-2014 учебный год
Западное Окружное Управление Образования Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы iconДепартамент образования города москвы южное окружное управление образования...
Методические рекомендации по вопросам внедрения систем электронного дистанционного обучения в деятельность образовательных учреждений...
Западное Окружное Управление Образования Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы iconПлан работы школы на 2012 2013 учебный год
Департамент образования города Москвы Восточное окружное управление образования города Москвы Государственное образовательное учреждение...
Западное Окружное Управление Образования Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы iconЗападное окружное управление образования государственное бюджетное образовательное
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №6 "Радуга"п г т. Кукмор» Кукморского...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск