Западное Окружное Управление Образования
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы
Средняя общеобразовательная школа №81
Рассмотрено на заседании МО «Утверждаю»
учителей начальных классов Директор школы ГБОУ СОШ № 81
Протокол № 50 от 30.05.2013 г. приказ №115 от «02» сентября 2013г.
Председатель МО ___________ Тарасова С.И. ___________________ Чукашева В.В. Рабочая программа учебного предмета
по изобразительному искусству
для 3 – их классов
на 2013/2014 учебный год.
Разработчик программы
Бакеренкова Е.В.
2013 год
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ.
1. Пояснительная записка.
2. Планируемые результаты изучения курса (формирование и развитие универсальных учебных действий).
3. Основные требования к уровню подготовки третьеклассников к концу учебного года.
4. Содержание курса.
5. Учебно-методическое обеспечение.
6. Календарно-тематическое планирование.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по изобразительному искусству в начальных классах разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, авторской программы Б.М.Неменского «Изобразительное искусство» в 1-4 классах, утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.
Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных — живопись, графика, скульптура; конструктивных — архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства — традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли художника в синтетических (экранных) искусствах — искусстве книги, театре, кино и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
— изобразительная художественная деятельность;
— декоративная художественная деятельность;
— конструктивная художественная деятельность.
Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трёх видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.
Эти три вида художественной деятельности и являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные искусства, конструктивные искусства, декоративно-прикладные искусства. Одновременно каждый из трёх видов деятельности присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу выделения того и иного вида художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на деятельности человека, на выявлении его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.
Три вида художественной деятельности представлены в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство.
Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.
Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.
Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.
Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).
Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.
Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.
Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций. Для этого необходима работа со словарями, поиск разнообразной художественной информации в Интернете.
Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.
Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цель — духовное развитие личности, т. е. формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нём, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.
Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и поэзия, помогающие детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ.
Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.
Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работа, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат даёт стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного её раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.
Художественная деятельность детей на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности — форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция — осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.
На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.
Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.
Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.
Периодическая организация выставок даёт детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы. Место учебного предмета в учебном плане.
На изучение предмета отводится 1 ч в неделю, всего на курс — 34 ч (1 ч в неделю).
Форма обучения - традиционная, методы обучения – наблюдение, беседа, экскурсии. Использование ИКТ.
Выполненные работы планируется вывешивать на стенд «Наше творчество», использовать для участия в различных конкурсах.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Приоритетная цель художественного образования в школе—духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.
Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.
Основные содержательные линии «Искусство вокруг нас » (34 ч) определены стандартом начального образования и представлены 5 разделами:
Мастера Изображения, Постройки и Украшения – 1 ч
Искусство в твоём доме – 8 ч
Искусство на улицах твоего города – 7 ч
Художник и зрелище – 10 ч
Художник и музей – 8 ч
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
формирование эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
понимание образной природы искусства;
эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации;
умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ТРЕТЬЕКЛАССНИКОВ
К КОНЦУ УЧЕБНОГО ГОДА
В результате изучения программы учащиеся должны:
освоить основы первичных представлений о трёх видах художественной деятельности: изображение на плоскости и в объёме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объёме и пространстве; украшение или декоративная художественная деятельность с использованием различных художественных материалов;
приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живописи, графике, скульптуре, дизайне, началах архитектуры, декоративно-прикладных и народных формах искусства;
развивать фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой художественной деятельности;
освоить выразительные возможности художественных материалов: гуаши, акварели, пастели и мелков, угля, карандашей, пластилина, бумаги для конструирования;
приобрести первичные навыки художественного восприятия различных видов и жанров искусства, начальное понимание особенностей образного языка разных видов искусства и их социальной роли, т. е. значение в жизни человека и общества;
научиться анализировать произведения искусства, приобрести знания о конкретных произведениях выдающихся художников в различных видах искусства, учиться активно использовать художественные термины и понятия;
овладеть начальным опытом самостоятельной творческой деятельности, а также приобрести навыки коллективного творчества, умение взаимодействовать в процессе совместной художественной деятельности;
приобрести первичные навыки изображения предметного мира, растений и животных, начальные навыки изображения пространства на плоскости и пространственных построений, первичные представления об изображении человека на плоскости в объёме;
приобрести навыки общения через выражение художественных смыслов, выражение эмоционального состояния, своего отношения к творческой художественной деятельности, а также при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей;
приобрести знания о роли художника в различных сферах жизнедеятельности человека, в организации форм общения людей, создания среды жизни и предметного мира;
приобрести первичные представления о деятельности художника в синтетических и зрелищных видах искусства (в театре и кино);
приобрести первичные представления о богатстве и разнообразии художественных культур народов Земли и основах этого многообразия, о единстве эмоционально-ценностных отношений к явлениям жизни.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Раздел 1. Искусство в твоем доме (8 часов).
Детские игрушки, народные игрушки, самодельные игрушки. Роль художника в создании посуды. Повседневная и праздничная посуда. Конструкция, форма предметов, роспись и украшение посуды. Знакомство детей с искусством росписи ткани. Художественная роспись платков и их разнообразие. Роль художника в создании обоев и штор. Эскизы обоев или штор для комнаты, имеющей четкое назначение: спальня, гостиная, детская. Роль художника в создании книги. Книжная иллюстрация. Художник и книга. Иллюстрации. Форма книги. Шрифт. Буквица. Создание художником праздничной открытки и другой мелкой тиражной графики. Раздел 2. Искусство на улицах твоего города (7 часов).
Знакомство с древней и новой архитектурой вблизи школы и дома. Архитектура садов и парков. Парки для отдыха, парки-музеи, детские парки. Чугунные ограды в Санкт-Петербурге и в Москве, в родном городе, деревянный ажур наличников Художественные образы фонарей. Формы и украшения фонарей. Роль художника в создании витрин. Реклама товара. Витрина как украшение города. Роль художника в создании машин. Разные формы автомобилей. Автомобили разных времен. Раздел 3. Художник и зрелище (11 часов).
Роль художника в цирке. Спектакль – вымысел и правда театральной игры. Художник – создатель сценического мира. Лицедейство и маска. Маски разных времен и народов. Маски как образ персонажа. Многообразие мира театра кукол. Работа художника над куклой. Театральные куклы. Театр Петрушки. Перчаточные куклы, тростевые, марионетки. Значение афиши и плаката. Образ зрелища и его выражение в афише. Значение афиши, шрифт, изображение. Роль художника в создании праздничного облика города.
Раздел 4. Художник и музей (8 часов).
Музеи в жизни города и всей страны. Разнообразие музеев. Крупнейшие художественные музеи: Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Эрмитаж, Русский музей. Роль художника в организации экспозиции. Что такое картина? Картина – пейзаж. Пейзаж – изображение природы, жанр изобразительного искусства. Знакомство с жанром «портрет». Портрет человека как изображение его характера и проникновение в его внутренний мир. Жанр натюрморта: предметный мир в изобразительном искусстве. Натюрморт как рассказ о человеке. Изображение в картинах событий из жизни людей. Большие исторические события в исторической картине. Красота повседневной жизни в картине бытовой жизни. Учимся смотреть картины. Учимся смотреть скульптуру. Скульптуру надо обходить с разных сторон. Скульптура и окружающее ее пространство.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. Учебник для общеобразовательных учреждений. 3 класс. Горяева Н.А./под ред. Б.М.Неменского/ – М.:«Просвещение», 2012 г.
Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 3 класс. Н.А.Горяева /под ред. Б.М.Неменского/ – М.: «Просвещение», 2012 г.
Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки 1 – 4. /Л.Неменская, Б.Неменский, Е.И.Коротеева/, – М.: «Просвещение», 2012 г.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (34 Ч).
№ урока дата
|
Тема урока
|
Деятельность
учащихся
|
Планируемые результаты
|
Материалы и элементы
дополнительного содержания
| I триместр Вводный урок (1 ч).
| 1.
| Мастера Изображения, Постройки и Украшения. Художественные материалы.
| Познакомиться с Мастерами Изображения, Постройки и Украшения, с необходимыми художественными материалами. Осознать роль Братьев-Мастеров. Объяснять, как Братья-Мастера помогают друг другу, когда создаётся игрушка, ковёр, картина, самолёт или книга.
| Знать, что в каждом предмете, который наполняет наш дом, заложен труд художника. Знать роль Мастеров Изображения, Постройки и Украшения в создании среды жизни человека. Знать необходимые для работы художественные материалы.
|
| Искусство в твоём доме (8 ч).
| 1.
| Твои игрушки. Лепка игрушек из пластилина и глины.
| Характеризовать и эстетически оценивать разные виды игрушек, материалы, из которых они сделаны. Понимать и объяснять единство материала, формы и внешнего оформления игрушек (украшения). Выявлять в воспринимаемых образцах игрушек работу Мастеров Постройки, Украшения и Изображения, рассказывать о ней. Учиться видеть и объяснять образное содержание конструкции и украшения предмета. Создавать выразительную пластическую форму игрушки и украшать ее,
добиваясь целостности цветового решения.
| Знать образцы игрушек Дымкова, Филимонова, Хохломы, Гжели. Уметь преобразиться в мастера Постройки, создавая форму.
Знать, чем отличается Гжель от Хохломы цвета.
Уметь выполнять роль мастера Украшения,
расписывая игрушки. Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею.
| Народные игрушки, игрушки из подручного материала.
| 2 – 3 .
| Посуда у тебя дома. Изображение праздничного сервиза.
| Характеризовать связь между формой, декором посуды (ее художественным образом) и её назначением. Выделять конструктивный образ (образ формы, постройки) и характер декора, украшения (деятельность каждого из Братьев-Мастеров в процессе создания образа посуды).
Овладевать навыками создания выразительной формы посуды и её декорирования в лепке, а также навыками изображения посудных форм, объединённых общим, образным решением.
| Знать работу мастеров Постройки, Украшения, Изображения.
Уметь изобразить посуду по своему образцу.
Знать работу мастера по изготовлению посуды: конструкция, форма, украшение, роспись.
Уметь расписать посуду, используя элементы хохломской росписи.
| Образцы посуды из натурного фонда, посуда из разных материалов (металла, дерева, пластмассы).
| 4.
| Обои и шторы у тебя дома. Создание эскиза обоев для комнаты.
| Понимать роль цвета и декора в создании образа комнаты. Рассказывать о роли художника и этапах его работы (постройка, изображение, украшение) при создании обоев и штор. Обретать опыт творчества и художественно-практические навыки в создании эскиза обоев или штор для комнаты в соответствии с её функциональным назначением.
| Знать роль художников в создании обоев, штор. Уметь разработать эскиз для создания образа будущей комнаты в соответствии с её назначением (детская, спальня и т. п.).
Знать роль каждого из Братьев-Мастеров в создании обоев и штор: построение ритма, изобразительные мотивы. Уметь превращать их в орнамент для украшения комнаты. Создать эскиз обоев или штор для спальни или детской (использовать технику трафарета или штампа).
| Образцы обоев разного назначения.
| 5.
| Мамин платок. Цвет и ритм узора. Создание эскиза платка для мамы.
| Воспринимать и эстетически оценивать разнообразие вариантов росписи ткани на примере платка. Понимать зависимость характера узора, цветового решения платка от того, кому и для чего он предназначен. Объяснять основные варианты композиционного решения росписи платка (с акцентировкой изобразительного мотива в центре, по углам, в виде свободной росписи), а также характер узора (растительный геометрический).Различать постройку (композицию), украшение (характер декора), изображение (стилизацию) в процессе создания образа платка. Обрести опыт творчества и художественно-практические навыки в создании эскиза росписи платка (фрагмента), выражая его назначение (для мамы, бабушки, сестры; праздничный или повседневный).
| Знать в общем искусство росписи тканей.
Уметь составить простейший орнамент.
Знать разнообразие художественных росписей платков, назначение платков.
Уметь отличать платок от ткани.
| Русские платки, ткань с растительным орнаментом
Б.Кустодиев «Купчиха», «Ярмарка».
Л.Малеев «Рязанские девочки».
В.Суриков «Сибирская красавица».
| 6.
| Твои книжки. Создание детской книжки-игрушки с иллюстрациями.
| Понимать роль художника и Братьев-Мастеров в создании книги (многообразие форм книг, обложка, иллюстрации, буквицы и т.д.). Называть отдельные элементы оформления книги (обложка, иллюстрации, буквицы).Узнавать и называть произведения нескольких художников-иллюстраторов детской книги. Создавать проект детской книжки-игрушки. Овладевать навыками коллективной работы.
| Знать роль художника в создании книги, многообразие видов книг.
Уметь отличать назначение книг, оформлять обложку.
Знать роль обложки, шрифта, буквицы.
Уметь самостоятельно оформить обложку, используя придуманный шрифт.
| Выставка книг.
Книги с иллюстрациями И.Билибина, Е.Чарушина.
| 7.
| Открытки. Создание эскиза поздравительной открытки.
| Понимать и объяснять роль художника и Братьев-Мастеров в создании форм открыток, изображений на них. Создавать открытку к определенному событию или декоративную закладку (работа в технике граттажа, графической монотипии, аппликации или в смешанной технике).Приобретать навыки выполнения лаконичного выразительного изображения.
| Знать виды графических работ.
Уметь выполнить простую графическую работу.
Знать отличие литографии от линогравюры. Уметь выполнить эскиз открытки или декоративной закладки (по растительным мотивам) самостоятельно.
| Образцы гравюр.
| 8.
| Труд художника для твоего дома. Выставка творческих работ.
| Участвовать в творческой обучающей игре, организованной на уроке, в роли зрителей, художников, экскурсоводов, Братьев-Мастеров. Осознавать важную роль художника, его труда в создании среды жизни человека, предметного мира в каждом доме. Уметь представлять любой предмет с точки зрения участия в его создании волшебных Братьев-Мастеров. Эстетически оценивать работы сверстников.
| Знать, что всё, что связано с нашей жизнью, не существовало бы без труда художников, без изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры, дизайна.
| Выставка работ. Игра «Экскурсовод».
| Искусство на улицах твоего города (7 ч).
| 1.
| Памятники архитектуры. Изображение архитектурного памятника.
| Учиться видеть архитектурный образ, образ городской среды. Воспринимать и оценивать эстетические достоинства старинных и современных построек родного города (села). Раскрывать особенности архитектурного образа города. Понимать, что памятники архитектуры - это достояние народа, которое необходимо беречь. Различать в архитектурном образе работу каждого из Братьев-Мастеров. Изображать архитектуру своих родных мест, выстраивая композицию листа, передавая в рисунке неповторимое своеобразие и ритмическую упорядоченность архитектурных форм.
| Знать основные памятники города, места их нахождения.
Уметь узнавать памятники, посвящённые событиям Гражданской и Великой Отечественной войны.
Уметь изобразить один из памятников.
| Материалы, связанные с выбранными архитектурными памятниками.
| II триместр
| 2.
| Парки, скверы, бульвары.
| Сравнивать и анализировать парки, скверы, бульвары с точки зрения их разного назначения и устроения (парк для отдыха, детская площадка, парк-мемориал и др.). Эстетически воспринимать парк как единый, целостный художественный ансамбль.Создавать образ парка в технике коллажа, гуаши или выстраивая объемно-пространственную композицию из бумаги.
Овладевать приемами коллективной творческой работы в процессе создания общего проекта.
| Знать, в чём заключается работа художника-тектора. Уметь изобразить парк, сквер или бульвар.
Знать, что такое ландшафтная архитектура, что работа художника – это работа целого коллектива. Уметь изобразить парк, сквер или бульвар.
| Слайды: Дворцовые парки России и мира, скверы и бульвары Москвы.
| 3.
| Ажурные ограды. Создание проекта ажурной решётки.
| Воспринимать, сравнивать, давать эстетическую оценку чугунным оградам в Санкт-Петербурге и Москве, в родном городе, отмечая их роль в украшении города. Сравнивать между собой ажурные ограды и другие объекты (деревянные наличники, ворота с резьбой, дымники и т.д.), выявляя в них общее и особенное. Различать деятельность Братьев-Мастеров при создании ажурных оград. Фантазировать, создавать проект (эскиз) ажурной решетки. Использовать ажурную решетку в общей композиции с изображением парка или сквера.
| Знать разные инженерные формы ажурных сцеплений металла.
Уметь находить в природных мотивах прообразы для орнаментального оформления ажурной решетки.
Уметь конструировать из проволоки ажурные решетки.
| Слайды старинных оград в Москве и Санкт-Петербурге, современных декоративных решёток и оград.
| 4.
| Волшебные фонари.
| Воспринимать, сравнивать, анализировать старинные фонари Москвы, Санкт-Петербурга и других городов, отмечать особенности формы и украшений. Различать фонари разного эмоционального звучания. Уметь объяснять роль художника и Братьев-Мастеров при создании нарядных обликов фонарей.
Изображать необычные фонари, используя графические средства или создавать необычные конструктивные формы фонарей, осваивая приемы работы с бумагой (скручивание, закручивание, склеивание).
| Знать виды и назначение фонарей.
Уметь придумать свои варианты фонарей.
Знать, как конструировать фонарь из бумаги.
Уметь конструировать фонарь из цветной бумаги для праздника.
| Слайды разных фонарей.
| 5.
| Витрины. Создание проекта оформления витрины магазина.
| Понимать работу художника и Братьев-Мастеров по созданию витрины как украшения улицы города и своеобразной рекламы товара.
Уметь объяснять связь художественного оформления витрины с профилем магазина.
Фантазировать, создавать творческий проект оформления витрины магазина.
Овладевать композиционными и оформительскими навыками в процессе создания образа витрины.
| Знать оформление витрин по назначению и уровню культуры города.
Знать о назначении витрин как способе украшения улиц.
Уметь отличать разные по назначению и оформлению витрины.
Уметь составить проект по оформлению витрины.
| Слайды оформления витрин.
| 6.
| Удивительный транспорт. Создание образа фантастической машины.
| Уметь видеть образ в облике машины. Характеризовать, сравнивать, обсуждать разные формы автомобилей и их украшение.
Видеть, сопоставлять и объяснять связь природных форм с инженерными конструкциями и образным решением различных видов транспорта. Фантазировать, создавать образы фантастических машин.
Обрести новые навыки в конструировании из бумаги.
| Знать разные виды транспорта.
Знать многообразие форм машин, связь формы со временем создания, скоростью.
Уметь изобразить разные виды транспорта.
| Фотографии транспорта: виды старинного и современного транспорта.
| 7.
| Труд художника на улицах твоего города. Создание коллективного панно: панорама улицы.
| Осознавать и уметь объяснять важную и всем очень нужную работу художника и Мастеров Постройки, Украшения и Изображения в создании облика города.
Создавать из отдельных детских работ, выполненных в течение триместра, коллективную композицию.
Овладевать приемами коллективной творческой деятельности.
Участвовать в занимательной образовательной игре в качестве экскурсоводов.
| Уметь создать коллективное панно без помощи учителя: панорама улицы с размещением на ней фонарей, оград, транспорта, фигурки людей.
| Обобщение по разделу «Искусство на улицах твоего города».
Игра в экскурсоводов и журналистов, которые рассказывают по созданной диораме о своём городе, о роли художников, работающие над художественным образом города.
| Художник и зрелище (10 ч).
| 1 – 2.
| Художник в цирке. Портрет клоуна. Изображение арены цирка.
| Понимать и объяснять важную роль художника в цирке (создание красочных декораций, костюмов, циркового реквизита и т.д.). Придумывать и создавать красочные выразительные рисунки или аппликации на тему циркового представления, передавая в них движение, характеры, взаимоотношения между персонажами. Учиться изображать яркое, весёлое, подвижное.
| Знать отличие и сходство театра и цирка. Уметь создать эскиз циркового представления
Знать элементы оформления, созданные художником в цирке: костюм, реквизит.
Уметь изобразить цирковой персонаж в движении.
| Видеофильм: фрагмент циркового представления.
| 3 – 4.
| Художник в театре. Создание проекта «Театр на столе».
| Сравнивать объекты, элементы театрально- сценического мира, видеть в них интересные выразительные решения, превращение простых материалов в яркие образы. Понимать и уметь объяснять роль театрального художника в создании спектакля. Создавать "Театр на столе» - картинный макет с объёмными (лепными, конструктивными) или плоскостными (расписными) декорациями и бумажными фигурками персонажей сказки для игры в спектакль. Овладевать навыками создания объёмно – пространственной композиции.
| Знать театр кукол как пример видового разнообразия театра.
Знать термин спектакль как цепь взаимосвязанных действий.
Уметь создать картинный макет с объёмными или плоскостными декорациями и бумажными фигурками.
| Слайды эскизов театральных художников.
| 5 – 6.
| Театр кукол. Создать эскиз куклы.
| Иметь представление о разных видах кукол (перчаточные, тростевые, марионетки) и их истории, о кукольном театре в наши дни.
Придумывать и создавать выразительную куклу (характерную головку куклы, характерные детали костюма, соответствующие сказочному персонажу); применять для работы пластилин, бумагу, нитки, ножницы , куски ткани.
Использовать куклу для игры в кукольный спектакль.
| Знать театр кукол как пример видового разнообразия театра.
Знать отличие кукольного театра от других видов театра.
| Слайды с изображением театральных кукол. Видеофрагмент из кинофильма «Золотой ключик».
| III триместр
| 7.
| Маски. Изготовление маски для спектакля.
| Отмечать характер, настроение, выраженные в маске, а также выразительность формы и декора, созвучные образу. Объяснять роль маски в театре и на празднике.
Конструировать выразительные и острохарактерные маски к театральному представлению или празднику.
| Знать историю происхождения театральных масок. Знать о роли художника в создании маски, об условности языка масок.
Уметь сконструировать маску из бумаги и расписать, подчёркивая её характер.
| Слайды различных театральных масок.
| 8.
| Афиша и плакат. Создание афиши-плаката к театральному представлению.
| Иметь представление о назначении театральной афиши, плаката (привлекает внимание, сообщает название, лаконично рассказывает о самом спектакле).
Уметь видеть и определять в афишах-плакатах изображение, украшение и постройку.
Иметь творческий опыт создания эскиза афиши к спектаклю или цирковому представлению; добиваться образного единства изображения и текста.
Осваивать навыки лаконичного, декоративно-обобщенного изображения (в процессе создания афиши или плаката).
| Знать о назначении афиши.
Знать различие между плакатом и афишей.
Уметь создать эскиз афиши к спектаклю.
| Театральные и цирковые афиши.
| 9.
| Праздник в городе.
| Объяснять работу художника по созданию облика праздничного города.
Фантазировать о том, как можно украсить город к празднику Победы (9 Мая), Нового года или на Масленицу, сделав его нарядным, красочным, необычным.
Создавать в рисунке проект оформления праздника.
| Знать отличие и сходство разных праздников.
Уметь создать эскиз праздничного представления
| Выставка работ.
| 10.
| Школьный карнавал. Как художники помогают сделать праздник.
| Понимать роль праздничного оформления для организации праздника.
Придумывать и создавать оформление к школьным и домашним праздникам.
Участвовать в театрализованном представлении или веселом карнавале.
Овладевать навыками коллективного художественного творчества.
| Организовать выставку работ. Принять участие в оформлении класса к празднику.
| Обобщение по теме «Художник и зрелище». Организация в классе выставки работ учащихся. Мини-спектакль с приглашением гостей.
| Художник и музей (8 ч).
| 1.
| Музеи в жизни города. Создание интерьера музея.
| Понимать и объяснять роль художественного музея, учиться понимать, что великие произведения искусства являются национальным достоянием. Иметь представление, что картина, это особый мир, созданный художником, наполненный его мыслями, чувствами и переживаниями. Иметь представление и называть самые значительные музеи искусств России - Государственную Третьяковскую галерею, Государственный русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Иметь представление о самых разных видах музеев и роли художника в создании их экспозиций.
| Знать, что в музеях хранятся лучшие произведения искусства, подлинники авторов.
Уметь изобразить интерьер музея.
Знать, из чего состоит интерьер музея; крупнейшие музеи страны.
Уметь создать образ музея (работа в паре).
| Слайды с крупнейшими музеями России и мира.
| 2.
| Картина – особый мир. Музеи искусства. Создание интерьера музея.
| 3.
| Картина-пейзаж. Изображение пейзажа по представлению с ярко выраженным характером.
| Рассуждать о творческой работе зрителя, о своем опыте восприятия произведений изобразительного искусства. Рассматривать и сравнивать картины-пейзажи, рассказывать о настроении и разных состояниях, которые художник передает цветом (радостное, праздничное, грустное, таинственное, нежное).
Знать имена крупнейших русских художников-пейзажистов. Изображать пейзаж по представлению с ярко выраженным настроением. Выражать настроение в пейзаже цветом.
| Выставка творческих работ, выполненных в разных материалах и техниках.
Обсуждение выставки.
Знать, что такое картина-пейзаж, о роли цвета в пейзаже.
Уметь изобразить пейзаж по представлению
Знать знаменитые картины-пейзажи И. Айвазовского, И. Шишкина.
Уметь передать настроение пейзажа.
Оценивание своих достижений.
| Репродукции картин И. Шишкина, А. Куинджи, И. Айвазовского.
| 4.
| Картина-портрет.
Изображение портрета по представлению с ярко выраженным характером.
| Иметь представление об изобразительном жанре - портрете и нескольких известных картинах-портретах. Рассказывать об изображенном на портрете человеке (какой он, каков его внутренний мир, особенности его характера).
Создавать портрет кого-либо из дорогих, хорошо знакомых людей (родители, одноклассник, автопортрет) по представлению, используя выразительные возможности цвета.
| Знать жанр портрета.
Знать знаменитые картины, портреты.
Уметь создать самостоятельно портрет близкого человека.
| Портреты
Ф. Рокотова,
В. Серова,
И. Репина, художников эпохи Возрождения.
| 5.
| Картина-натюрморт.
Изображение натюрморта по представлению с ярко выраженным характером.
| Воспринимать картину-натюрморт как своеобразный рассказ о человеке – хозяине вещей, о времени, в котором он живёт, его интересах. Понимать, что в натюрморте важную роль играет настроение, которое художник передаёт цветом. Изображать натюрморт по представлению с ярко выраженным настроением (радостное, праздничное, грустное и т.д.).
Развивать живописные и композиционные навыки. Знать имена нескольких художников, работавших в жанре натюрморта
| Знать, что такое натюрморт, где можно увидеть натюрморт.
Знать о средствах выражения настроения в натюрморте, о роли цвета.
Уметь создать натюрморты с разным настроением (весёлым, грустным).
| Репродукции
натюрмортов
Петрова-Водкина,
В. Стожарова,
В. Ван Гога и др.
| 6.
| Картины исторические и бытовые. Изображение сцены из своей повседневной жизни.
| Иметь представление о картинах исторического и бытового жанра. Рассказывать, рассуждать о наиболее понравившихся (любимых) картинах, об их сюжете и настроении. Развивать композиционные навыки. Изображать сцену из своей повседневной жизни (дома, в школе, на улице и т.д.), выстраивая сюжетную композицию.
Осваивать навыки изображения в смешанной технике (рисунок восковыми мелками и акварель).
| Знать отличия исторических и бытовых картин. Уметь изобразить сцену из своей повседневной жизни.
| Слайды картин исторического и бытового жанра.
| 7.
| Скульптура в музее и на улице. Лепка фигуры человека или животного.
| Рассуждать, эстетически относиться к произведению скульптуры, объяснять значение окружающего пространства для восприятия скульптуры. Объяснять роль скульптурных памятников. Назвать несколько знакомых памятников и их авторов, уметь рассуждать о созданных образах. Назвать виды скульптуры (скульптура в музеях, скульптурные памятники, парковая скульптура), материалы, которыми работает скульптор. Лепить фигуру человека или животного, передавая выразительную пластику движения.
| Знать, что такое скульптура.
Знать разнообразие скульптурных материалов, особенности парковых скульптур.
Уметь смотреть на скульптуру.
Уметь лепить фигурку человека или животного в движении.
| Слайды с различными видами скульптур.
| 8.
| Художественная выставка. Каждый человек – художник!
| Участвовать в организации выставки детского художественного творчества, проявлять творческую активность.
Проводить экскурсии по выставке детских работ. Понимать роль художника в жизни каждого человека и рассказывать о ней.
| Организовать выставку детского творчества. Уметь договариваться, сотрудничать с одноклассниками по организации выставки. Проводить экскурсии по выставке.
| Обобщить знания детей по курсу «Искусство вокруг нас».
|
|