Инновационные формы работы на уроках музыки. Цель современного музыкального школьного образования





НазваниеИнновационные формы работы на уроках музыки. Цель современного музыкального школьного образования
Дата публикации15.07.2014
Размер57 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Культура > Урок
Инновационные формы работы на уроках музыки.

Цель современного музыкального школьного образования:

«Становление музыкальной культуры, как неотъемлемой части духовной культуры».

Задачи:

- развития сознания, музыкального мышления детей;

- развитие эмоциональной сферы обучающихся

- развитие волевой, активной стороны личности, связанной с освоением различных видов деятельности.

Проблемы:

- использование комплексного подхода в преподавании на основе взаимодействия различных видов искусства;

- внедрение новых образовательных технологий;

- использование инновационных форм работы;

- использование современных методов музыкального воспитания;

- использование принципов художественной дидактики.

Инновационные формы работы на уроках музыки:

- технология развивающего обучения (проблемное изложение учебного материала, частично- поисковая деятельность, самостоятельная проектно- исследовательская деятельность)

- технология развития критического мышления (столкновение жизненных представлений обучающихся с научными факторами)

- информационные компьютерные технологии (наличие в творческом плане проблем / задач, требующих компьютерных технологий для их решения, использование готовых электронных образовательных ресурсов).

- технология индивидуально – деятельного подхода (творческая работа учащихся, умение корректировать её, самоконтроль)

Тема: « Путешествие с любимыми героями».

Цель: познакомить учащихся со значением устно – поэтического и музыкального творчества русского народа (на примере «Снегурочки» А.Н. Островского, Н.А. Римского – Корсакова, П.И. Чайковского, В.М. Васнецова, М.И. Бочарова).

Задачи:

- раскрыть поэтическую красоту различных образов, выраженную в поэтическом слове, музыке, изобразительном искусстве;

- помочь учащимся почувствовать единство человека и природы, торжество в жизни светлого начала и непоколебимую веру в победу света над тьмой, добрых сил над злыми;

- формировать понятия «замысел», «образ», «декорация», «произведение», народное творчество».

Методы: наблюдения, беседа, контрастное сопоставление, творческая импровизация.

Ход урока

Звучит пьеса Р. Щедрина «Девичий хоровод».

- Понравилась ли вам эта музыка? О чем, о ком она рассказывает? Образ, какого человека вызывает в вашем представлении эта музыка? Попробуйте представить его, охарактеризовать ( может быть, нежный, трогательный, хрупкий, поэтичный).

Задача учителя оптимизировать воображение детей, помочь им найти свои точные, образные эпитеты.

Задание: отталкиваясь от музыкального образа нарисовать словесный портрет участниц «Девичьего хоровода»

- Сегодня мы познакомимся со сказочной героиней. Этот образ заинтересовал писателя, художника и композитора. В основу сказки А.Н. Островского легли различные варианты русских народных преданий о девочке Снегурочке, однако писатель во многом переработал и развил их содержание. Замечательный древнеславный образ воплощает оптимистическое начало, внутреннюю убежденность в торжество света, тепла, радости весеннему солнцу и пробуждению природы. Многие выдающие писатели, художники и музыканты при создании своих произведений обращались к народному творчеству сказкам, былинам, песням, используя их сюжеты, идеи, образы в своем искусстве.

Задание. Назовите сказки известных русских поэтов, писателей.

- Композиторы создавали чудесную музыку на темы русских народных сказок, былей, исторических легенд и преданий. Так, М.И. Глинка написал оперы « Руслан и Людмила» и « Иван Сусанин»; М.П. Мусоргский – оперу Борис Годунов». А.П. Бородин – оперу « Князь Игорь».

Художники обращались к сюжетам народных сказок, бытовым сценам, а также рисовали иллюстрации к музыкальным спектаклям.

( ТСО: показать фрагменты из опер)

Художники обращались к сюжетам народных сказок, бытовым сценам, а также рисовали иллюстрации к музыкальным спектаклям.

( На экране показ репродукций).

Привлечь внимание детей на то, что к одной и той же теме обращались различные художники и по-разному её разрешали.

- Весенняя сказка « Снегурочка» заняла особое место в творчестве драматурга А. Островского, композитора П.И. Чайковского и Н.А. Римского- Корсакова, художников В. Васнецова и М. Бочарова.

«Не было для меня на свете лучшего сюжета, не было для меня лучших поэтических образов, чем Снегурочка, Лель или Весна»,- писал композитор Н.А. Римский – Корсаков.

Необходимо обратить внимание детей на то, что в сказке противопоставляются два мира: реальный (народ, Бобыль, Бобылиха, Купава, Мизгирь) и сказочно- фантастический ( Весна, Ярило-Солнце, Мороз, Леший). Между ними стоят снегурочка, старый премудрый царь Берендей и пастух Лель. Затем читается краткое содержание сказки.

Выяснить, какими выразительными средствами художники и композиторы пользовались. Чтобы обрисовать основной характер сказочных героев.

На экране показать полотно М.И. Бочарова «Эскиз декораций к опере Н.А. Римского - Корсакова «Снегурочка» (1881- 1882). Созданный художником образ русской зимы, в котором объединились реальность и сказочность, обладает особой поэтичностью.

Необходимо обратить внимание учащихся на общее настроение картины, ее сюжет, цветовое решение и предложить сравнить с личными впечатлениями. Эскиз « Заречная слободка Берендеевка» М.И. Бочарова к первому действию оперы передает главным образом леденящее от стужи и холода чувство человека; кажется, что сердце не выдержит ледяного ветра, а до слободки довольно далеко и не скоро удастся согреться. Солнце как бы просвечивает через туманную и мерзлую даль – неуютно, одиноко и холодно в лесу.

Эскиз В. М. Васнецова раскрывает слободку изнутри. Причудливые формы палат царя Берендея, расписанные красочными узорами, цветущий подсолнух на переднем плане как бы концентрирует в себе образ Ярилы –

Солнца, на шестах певчие птицы живут, в садах – цветущие растения. Картина воплощает идеал мирной, счастливой жизни.

Композитор Н. А. Римский – Корсаков средствами искусной гармонии, оркестровки образно живописует картину зачарованного леса, в котором мерцают огоньки светлячков, слышатся наигрыши пастушеских рожков, напевы хороводной песни.

Затем звучат фрагменты из вступления к первому, третьему или четвертому действию оперы, создающим красочную музыкальную панораму расцветающей весенней природы, контрастирующей образам Зимы, Мороза,- сдержанным, суровым, «сковывающим».

На экране появляются эскизы к костюмам Снегурочки, Леля, царя Берендея, Купавы ( показ сопровождается звучанием основных музыкальных тем каждого персонажа).

Задание. ( Использовать интерактивную доску). Придумать воображаемые костюмы.

Звучит тема Снегурочки. Легкая, подвижная, шаловливая мелодия характеризует Снегурочку как веселую девочку, раскрывает её страстное желание: « С подружками по ягоды ходить, на отклик их веселый отзываться»! Звучание флейты придает мелодии легкий, грациозный характер, игривый, но в то же время холодновато – прозрачный.

Звучит тема Леля. Любимого. Ярило – Солнца. Его музыкальный образ построен на песнях народного характера. Наигрывая на рожке, Лель напевает грустную, протяжную песню «Земляничка – ягодка под кусточком выросла» или отвечает песней оживленного, плясового характера.

Затем слушают фрагменты из музыки П. И. Чайковского к спектаклю «Снегурочка».

Сравнить мелодию «Снегурочки» в различных композиторских решениях (Римского- Корсакова и Чайковского).

- А.Н. Островский вспоминал: «Каких – нибудь 150 лет тому назад в г. Костроме идола Ярилу представлял человек, одетый в цветной костюм, украшенный в разноцветные ленточки. На голову ему надевали высокий колпак, а на шею вешали колокольчики. Ярилу водили по городу с песнями и пляской. В «Ярилиной долине» молодёжь устраивала веселые хороводы, игрища. Долгое время еще в народе сохранилась хороводная песня « А мы просо сеяли».

Исполнение хороводной песни «А мы просо сеяли»

Итог: Подчеркнуть значение обрядов, праздников, традиций в жизни народа не только в старину, но и в настоящее время; подвести учащихся к понятиям «народные традиции», «народная культура».

Домашнее задание: Придумать хороводную игру.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Инновационные формы работы на уроках музыки. Цель современного музыкального школьного образования icon«Инновационные технологии преподавания на уроках музыки» Применение...
Использование на уроках икт способствует повышению интереса, внимания; формированию мыслей, их высказыванию, формированию впечатлений;...
Инновационные формы работы на уроках музыки. Цель современного музыкального школьного образования icon«Инновационные технологии преподавания на уроках музыки» Сценарий...
Цель проведения игры: развитие интереса к музыкальной деятельности в первом классе
Инновационные формы работы на уроках музыки. Цель современного музыкального школьного образования iconУрок в 6 классе «Преобразующая сила музыки»
Цель: познакомить ребят со своеобразием и красотой звучания музыки Моцарта, определить стиль музыкального языка композитора
Инновационные формы работы на уроках музыки. Цель современного музыкального школьного образования icon«Инновационные формы работы на уроке музыки. Здоровьесберегающие технологии»
Сегодня перед школой стоит важная задача – создание условий для сохранения здоровья учащихся, т е разработка мер по здоровьесбережению,...
Инновационные формы работы на уроках музыки. Цель современного музыкального школьного образования iconПояснительная записка Предмет «Музыка», как и другие предметы начальной...
Цель массового музыкального образования и воспитания формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников...
Инновационные формы работы на уроках музыки. Цель современного музыкального школьного образования iconНа тему: «Развитие креативного потенциала на уроках музыки у детей младшего школьного возраста»

Инновационные формы работы на уроках музыки. Цель современного музыкального школьного образования iconУроках музыки Учитель музыки коротков а. Е. Тема работы
Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий
Инновационные формы работы на уроках музыки. Цель современного музыкального школьного образования iconПредварительный план работы муниципального методического объединения...
Методическая тема года – «Развитие творческой личности учащегося на уроках музыки и во внеклассной работе»
Инновационные формы работы на уроках музыки. Цель современного музыкального школьного образования iconПрограмма по музыке. Статья: «Инновационные методы в преподавании музыки»
«Из опыта работы музыкальной студии «Синкопа»» ( к 30-летию педагогической деятельности.)
Инновационные формы работы на уроках музыки. Цель современного музыкального школьного образования icon«Выразительная и изобразительная интонации в одном произведении» (урок музыки, 3 класс)
Цель урока: сформировать представление о полиинтонационном характере музыкального произведения
Инновационные формы работы на уроках музыки. Цель современного музыкального школьного образования iconПояснительная записка Тематическое планирование по программе "Музыка"
Цель школьного музыкального образования заключается в передаче положительного духовного опыта поколений, сконцентрированного в музыкальном...
Инновационные формы работы на уроках музыки. Цель современного музыкального школьного образования iconПлан работы методического объединения учителей физической культуры,...
В 2012 – 2013 учебном году работа школьного мо учителей технологии, физкультуры, обж, изо, черчения музыки направлена на освоение...
Инновационные формы работы на уроках музыки. Цель современного музыкального школьного образования iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: показать интонационно-образную природу музыкального искусства на примере музыки М. Мусоргского
Инновационные формы работы на уроках музыки. Цель современного музыкального школьного образования iconНа уроках музыки и искусства и во внеурочной деятельности
Основная идея: заинтересованность современного общества в возрождении духовности, обеспечивающей формирование целостного мировосприятия...
Инновационные формы работы на уроках музыки. Цель современного музыкального школьного образования icon«Опыт работы на интегрированных уроках» учителя английского языка Прмановой Г. Т
Выступление на педагогическом совете «Инновационные технологии в образовании» на тему «Опыт работы на интегрированных уроках» учителя...
Инновационные формы работы на уроках музыки. Цель современного музыкального школьного образования iconКол-во часов
Цель массового музыкального образования и воспитания формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников-...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск