Работа с текстом как средство формирования лингвокультурологической компетенции учащихся-билингвов при изучении категории рода имен существительных





Скачать 59.68 Kb.
НазваниеРабота с текстом как средство формирования лингвокультурологической компетенции учащихся-билингвов при изучении категории рода имен существительных
Дата публикации06.07.2013
Размер59.68 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
Работа с текстом как средство формирования лингвокультурологической компетенции учащихся-билингвов при изучении категории рода имен существительных

Нуруллина Г.М.

Институт филологии и искусств Казанского

(Приволжского) федерального университета
Ключевые слова: лингвокультурологическая компетенция, категория рода, текст, лингвокультурологический анализ

На сегодняшний день лингвокультурологическая компетенция включена в обязательный минимум содержания образовательных программ по русскому языку. Формирование лингвокультурологической компетенции учащихся-билингвов приобретает все большее значение в методике преподавания русского языка в школе с родным (нерусским) языком обучения. Лингвокультурологическая компетенция предполагает развитие у учащихся-билингвов необходимых знаний учебного культурологического материала; владение минимумом общелитературной лексики, знание языковых средств (лексических, грамматических), позволяющих вступать в процесс общения; восприятие языка в его эстетической функции как средства создания художественной литературы – искусство слова, лингвокультурологический анализ текстов.

В нашей работе мы рассматриваем морфологическую категорию рода, поскольку она представляет значительный интерес: эта категория является элементом грамматической системы русского языка и не свойственна грамматической системе татарского языка, категория рода по своей природе мыслительная, логическая. Мы считаем, что процесс становления категории рода связан с особенностями строения общества, с понятием «человек и культура».

При формировании лингвокультурологической компетенции учащихся-билингвов (татар) при изучении грамматической категории мы предлагаем использовать тексты, содержание которых способствует формированию у учащихся представлений о сути грамматической категории и осмыслению ее специфики. На базе этих текстов формируются необходимые умения и навыки, а также способы деятельности с изучаемой категорией. Кроме того, через тексты мы воспитываем у учащихся-билингвов эстетику, красоту языка, уважение к народу, культуре, традициям изучаемого языка.

В соответствии с герменевтическим подходом (герменевтика – наука о понимании) в качестве содержания формирования лингвокультурологической компетенции были отобраны тексты, которые являются и иллюстративным материалом, показывающим употребление тех или иных грамматических форм, и необходимой базой, позволяющей реализовать функциональный аспект обучения. В соответствии с герменевтическим подходом к культуре относятся как ко множеству текстов, т.е. культура предстает как механизм, создающий совокупность текстов [Лотман 1999]. Тексты могут рассматриваться и как вместилище информации, которая должна быть извлечена, и как уникальное, порожденное своеобразием личности автора произведение, которое ценно само по себе. Поэтому важен анализ текстов в рамках герменевтической парадигмы.

Мы считаем необходимым условием формирования лингвокультурологической компетенции учащихся-билингвов отбор текстов в соответствии со следующими критериями, сложившимися в лингвокультурологии: описательным, ценностным, деятельностным, нормативным, духовным, диалогическим, информационным, символическим, типологическим. Характер, жанр, содержательность текстов, отражающих историю языка и культуры, определяются именно этими критериями.

Так, например, описательный критерий позволяет рассматривать отдельные элементы и проявления культуры – обычаи, виды деятельности, ценности, идеалы и т.д. с точки зрения формирования мировоззрения учащихся. При рассмотрении категории рода как культурного явления в процессе обучения русскому языку этот критерий является важным элементом, поскольку может способствовать стимулированию заинтересованности, а следовательно, и лучшему усвоению грамматической темы учащимися введения в учебный процесс на уроках русского языка или на факультативах по русскому языку лингвокультурологического материала, в частности текстов, которые должны быть информативно насыщенными, направленными на общее интеллектуальное развитие, представлять категорию рода как действительно культурное явление, в котором отражается история категории рода, а лексика русского языка рассматривается в лингвокультурологическом аспекте.

Другой критерий – деятельностный – позволяет формировать у учащихся способы деятельности с языковыми и речевыми явлениями. В соответствии с деятельностным критерием текст должен формировать социальное речедействие в единстве с речевой ситуацией, с участниками коммуникации. Следовательно, данный критерий реализуется путем использования текстов-рассуждений. Значимость текста-рассуждения при обучении категории рода определяет возможность выработки языковой и лингвокультурологической компетенции, возможность приобретения опыта речевой деятельности и опыта эмоционально-ценностного отношения к тому, о чем говорится в тексте.

При подборе текстов к каждому из указанных выше критериев предлагается специальная система заданий и упражнений, основанная на использовании различных принципов и приемов обучения при изучении грамматической категории как лингвокультурологического явления. Мы разработали содержание и структуру лингвокультурологического комментария (анализа) в школе. Такой вид анализа был применен нами при разборе каждого из использованных текстов. Кроме того, необходимо отметить, что предложенные задания к каждому тексту мы использовали как дополнительные по отношению к лингвокультурному комментарию.

Лингвокультурологический анализ

№ п/п

Компоненты анализа

Содержание компонента

1.

Лингвокультурный

анализ текста

1. О чем говорится в данном тексте?

2. Какую культурную ценность он представляет?

3.Какую информацию можно узнать из этого текста?

4. Какие культурные символы используются в тексте? Есть ли подобные символы у вашего народа?

2.

Лингвокультурный

анализ языковых средств

1. Какие изобразительно-выразительные средства использованы в тексте? С какой целью?

2. Какие приемы стилизации используются в тексте?

3. Представлены ли в тексте эквивалентные и безэквивалентные слова? С чем связано их употребление в тексте?

3.

Лингвокультурный

анализ грамматической категории (категории рода)

1. К какому роду относятся представленные в тексте слова? Как вы определили род этих существительных?

2. Представлены ли в тексте слова м.р. и ж.р. оценочного характера? Кого они характеризуют?

3. Представлены ли в тексте существительные среднего рода, соотносимые с лицом мужского или женского пола? Почему возникла такая ассоциация?

4. Совпадает ли грамматический способ выражения рода имен существительных с культурно-ассоциативным? Если не совпадает, то какими причинами объясняется это противоречие?

5. Являются ли слова м.р. и ж.р. – названия людей – отражением речевого поведения, речевого этикета?

6. Каково происхождение слов-названий лиц мужского и женского пола? Почему они так названы? Посмотрите в «Этимологическом словаре». Какие слова соответствуют им в вашем родном языке? Знаете ли вы, каково их происхождение?


Культурная информация в текстах имеет преимущественно скрытый за языковым значением основных единиц характер. Поэтому весьма важным является лингвокультурологический анализ текстов, которые являются подлинными хранителями культуры. Приобщение человека к культуре происходит путем присвоения им «чужих» текстов [Маслова 2004: 35]. Будучи ничтожно малым элементом мира, текст вбирает в себя мир, становится всем миром, замещает собой весь мир для читающего.

Литература:

  1. Воробьев В.В. Лингвокультурология (теория и методы): Монография / В.В. Воробьев. – М.: Изд-во РУДН, 1997. – 331 с.

  2. Ласкова М.В. Грамматическая категория рода в аспекте гендерной лингвистики. Монография / М.В. Ласкова. – Ростов н/Д: Ростов. гос. экон. ун-т, 2001. – 192с.

  3. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек - текст - семиосфера – история / Ю.М. Лотман. – М., 1999. – (Язык. Семиотика. Культура).

  4. Маслова В.А. Лингвокультурология: Учеб. пособие для студентов высш. уч. заведений / В.А. Маслова. – М.: Академия, 2004. – 208 с.

  5. Новикова Л.И. Культуроведческий аспект обучения русскому языку в 5-9 классах как средство постижения учащимися национальной культуры: Монография /Л.И. Новикова. – М.:Прометей, 2005.– 400 с.

  6. Саяхова Л.Г. Методика преподавания русского языка: Лингвокультурология. Лексикография. Сб.статей / Л.Г. Саяхова. – Уфа: Рио БашГУ, 2006. – 336 с.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Работа с текстом как средство формирования лингвокультурологической компетенции учащихся-билингвов при изучении категории рода имен существительных iconФормирование лингвокультурологической компетенции учащихся-билингвов...
Работа выполнена на кафедре русского языка и методики преподавания гоу впо «Татарский государственный гуманитарно-педагогический...
Работа с текстом как средство формирования лингвокультурологической компетенции учащихся-билингвов при изучении категории рода имен существительных iconУрок русского языка 3 класс Тема: «Род и число имён существительных»
Цель: формирование универсальных учебных действий при определении рода имён существительных, закрепление умения определять число...
Работа с текстом как средство формирования лингвокультурологической компетенции учащихся-билингвов при изучении категории рода имен существительных iconТретье склонение имен существительных. Правописание мягкого знака...
Нчаний существительных не зависит от типа основы и от того, одушевленное оно или неодушевленное. Привлечь внимание учащихся к совпадению...
Работа с текстом как средство формирования лингвокультурологической компетенции учащихся-билингвов при изучении категории рода имен существительных iconОпределение рода имён существительных во множественном числе
Цель: ознакомление с приёмом определения рода имён существительных во множественном числе
Работа с текстом как средство формирования лингвокультурологической компетенции учащихся-билингвов при изучении категории рода имен существительных iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Использовать информацию по теме «Склонение имен существительных». Выработать способ определения рода имен существительных
Работа с текстом как средство формирования лингвокультурологической компетенции учащихся-билингвов при изучении категории рода имен существительных iconУрок по русскому языку в 3 г классе «Упражнение в изменении имён...
Цель: закрепить знания по теме Имя существительное. Упражнение в изменении имен существительных по числам и определении рода
Работа с текстом как средство формирования лингвокультурологической компетенции учащихся-билингвов при изучении категории рода имен существительных iconКонспект открытого урока по русскому языку 5 класс тема: три склонения имен существительных
...
Работа с текстом как средство формирования лингвокультурологической компетенции учащихся-билингвов при изучении категории рода имен существительных iconТелекоммуникационные проекты как средство формирования у учащихся...
Князькова Ирина Васильевна, учитель английского языка высшей категории, отличник профессионального образования
Работа с текстом как средство формирования лингвокультурологической компетенции учащихся-билингвов при изучении категории рода имен существительных iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Образовательная: создать условия для формирования лингвистической компетенции учащихся; обеспечить усвоение уместного и грамотного...
Работа с текстом как средство формирования лингвокультурологической компетенции учащихся-билингвов при изучении категории рода имен существительных iconКонспект урока по русскому языку в 3 классе Тема: «Правописание мягкого...
Выявить грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского рода через наблюдение и исследовательскую работу учащихся
Работа с текстом как средство формирования лингвокультурологической компетенции учащихся-билингвов при изучении категории рода имен существительных iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Создать условия для закрепления умений написания родовых окончаний имён прилагательных; определения рода имён прилагательных по роду...
Работа с текстом как средство формирования лингвокультурологической компетенции учащихся-билингвов при изучении категории рода имен существительных iconТема урока. Зависимость рода имени прилагательного от рода имени существительного
Формы работы учащихся – работа с текстом, таблицами, схемами, тестирование, редактирование, взаимопроверка
Работа с текстом как средство формирования лингвокультурологической компетенции учащихся-билингвов при изучении категории рода имен существительных iconСинтез полиядерных азолсодержащих систем 02. 00. 03-Органическая химия
Обучающие: обучение учащихся применению правил на определение числа, рода, склонения, падежа имен существительных. Познакомить учащихся...
Работа с текстом как средство формирования лингвокультурологической компетенции учащихся-билингвов при изучении категории рода имен существительных iconКонспект проблемного урока русского языка на тему: «Множественное число имён существительных»
Цели урока: Познакомить учащихся с особенностями имён существительных в форме множественного числа
Работа с текстом как средство формирования лингвокультурологической компетенции учащихся-билингвов при изучении категории рода имен существительных iconУчебник «Русский язык» Т. Г. Рамзаевой для учащихся 4 класса (1 часть);...
Обучающие: обучение учащихся применению правил на определение числа, рода, склонения, падежа имен существительных. Познакомить учащихся...
Работа с текстом как средство формирования лингвокультурологической компетенции учащихся-билингвов при изучении категории рода имен существительных iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: закрепить знания о склонениях имен существительных, обучать способу действия для орфографических задач при написании безударных...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск