Скачать 41.84 Kb.
|
6 класс (УМК «Русский язык» М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская) Тема: «Волшебная сила имен прилагательных» Вид урока: развитие речи Тип урока: урок комплексного применения лингвистической компетентности Цели: Образовательная: создать условия для формирования лингвистической компетенции учащихся; обеспечить усвоение уместного и грамотного употребления имен прилагательных в устной и письменной речи; продолжить формирование умения работать с текстом художественного стиля ; с деформированным текстом. Воспитательная: содействовать воспитанию нравственных и эстетических качеств личности, воспитание ответственности за полученные знания; приобщать к миру прекрасного, воспитывать любовь к родному языку. Развивающая: создание условий для развития устной речи учащихся, аналитического и синтезирующего мышления; развитие познавательных умений (умений действовать самостоятельно); содействовать развитию воли и настойчивости в учении посредством вовлечения учеников в активную учебную деятельность. Социализирующая: создание условий для формирования гуманных отношений на уроке, усвоение учащимися норм поведения в группе и коллективе в целом, приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям. Технология: на традиционной основе с элементами технологии встречных усилий. Ход урока:
Доброе утро, ребята! Я рада приветствовать вас и наших гостей и надеюсь, что настроение у вас сегодня замечательное или просто хорошее! Мне очень хочется с вами познакомиться, начну с себя: Петрова Светлана Евгеньевна, учитель русского языка и литературы Школы №3 г.Камешково. Я – молодая, любознательная, аккуратная, вежливая….. А какие вы? Может быть шумные, может быть умные, веселые, грустные, заводные, озорные? ты …..(Катя, Ваня и т.д. – учащиеся по желанию представляются, называя свои качества) ? Какие слова мы использовали для собственного представления? (имена прилагательные) 2.Контрольно-подготовительный этап А сейчас внимание на экран, прилагательные тоже хотят нам представиться: (слайд 1) ? Как себя характеризует само имя прилагательное? (интересная , известная часть речи), ? Для чего нужны прилагательные ? (Они делают нашу речь более точной, выразительной, красивой). Сегодня на уроке мы и попробуем это доказать! 3.Постановка учебной цели (оформление записей в тетради) Вы, конечно, ждете мой вопрос: что называется прилагательным? И вы правы. Но перед тем, как его задать, я приглашу вас на экзамен, на котором мальчик по имени Митрофан, герой комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль» демонстрирует свое знание прилагательного как части речи. Аудиозапись Правдин (экзаменующий): Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное? Митрофан: Дверь, котора дверь? Правдин: ….вот эта. Митрофан: Эта? Прилагательна. Правдин: Почему же? Митрофан: Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя стоит не навешена; так та покамест существительна. Правдин: Так поэтому у тебя слово «дурак» прилагательное, потому, что оно прилагается к глупому человеку? Митрофан: Да, ведомо. Какое определение прилагательного дали бы вы? (определение) Но внимательно слушавшие диалог из комедии Фонвизина «Недоросль» обратили внимание на остроумное толкование прилагательного, как части речи, которая к чему то приложена. К чему же «приложено» имя прилагательное? (верно, к существительному) А сейчас мы с вами проведем «лингвистический эксперимент»: поработаем с авторским текстом, а затем с «деформированным» текстом, в котором есть существительные, но , к сожалению, к ним не приложены прилагательные и от этого, поверьте, текст очень страдает. Давайте попробуем исправить это! 1)Выразительно прочитаем фрагмент рассказа Сергея Ларина, писателя нашего Владимирского края, из книги «Времена года» (назовите имена прилагательные вместе с существительными) ??какую роль они играют, какова их волшебная сила? (создают образ «живого» месяца, при помощи художественного приема олицетворение, создают настроение, описывают, конкретизируют образ, делают прозаический текст эмоциональным и выразительным) Разминка В художественных текстах часто используются антонимы и синонимы-прилагательные, которые делают нашу речь более выразительной. Вспомните, что такое антоним, синоним? А теперь немного поиграем. У вас на столе у каждого лежит карточка, на которой написано слово. Я произношу прилагательное, а вы подбираете антоним, встаете и произносите его.
Молодцы! «Сотворчество» А теперь обратимся к деформированному тексту, в котором есть пробелы, которые вам необходимо заполнить. Воспользуйтесь, где возможно, прилагательными – антонимами и синонимами. Чтение текста без прилагательных. (слова для справок: тихий, зимний, снежный, мягкий, ледяной, ночной, холодный) Пожалуйста, сделайте этот текст таким же ярким, конкретным, образным, создающим настроение. Обсуждение текстов (Обобщение: волшебная сила прилагательных) Молодцы! А теперь, давайте ещё раз обратимся к эпиграфу сегодняшнего урока Скажите, ребята, так в чем по-вашему заключается волшебная сила прилагательных? Я предлагаю вам заполнить цветок-знаний. Сердцевиной этого чуда является имя прилагательное, ну а лепестки должны определить его роль в нашей речи. А теперь обобщим: (ученики называют, учитель располагает лепестки на доске, дети заполняют самостоятельно) Молодцы! Ну а теперь поговорим о домашнем задании:
|